Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ

Статья посвящена осмыслению опыта преподавания курса «Литературно-художественная критика в СМИ». На основе анализа содержания и форм подачи учебного материала делаются выводы о необходимости поиска новых методик и подходов к ведению курсов, знакомящих студентов с культурной проблематикой.

The problems of training journalists covering the issues of culture and art in the media.pdf Как показывают многочисленные опросы и реальная практика, молодые журналисты в качестве приоритетных тематических направлений часто выбирают социальную и культурную сферы. Этим объясняется интерес студентов-журналистов к такому явлению, как арт-журналистика, то есть особая область специализированной журналистики, рассматривающей проблемы культуры и искусства в широком контексте и рассчитанной на удовлетворение информационных запросов аудитории в данных областях, а так же на формирование общественного мнения в сфере культуры и искусства. Исследователи по-разному определяют само понятие «арт-журналистики». Достаточно сказать, что само это явление прозвучало в нашей стране в 90-е годы и пришло к нам с Запада, где под арт-журналистикой понимается все многообразие публикаций, посвященных отражению и анализу современного творческого процесса в различных видах литературы и искусства. В советской журналистике подобные публикации относились к «освещению вопросов литературы и искусства в СМИ», где профессиональные отражение и анализ данных вопросов окрашивались идеологическим оттенком. В процессе обучения студенты-журналисты знакомились с одним из разделов курса «Проблематика газетных выступлений», посвященному описанию данной тематики. Затем на смену старой терминологии пришла «культурная журналистика» и, наконец, «арт-журналистика», под которой отдельные исследователи подразумевают всю совокупность проблематики, связанной с культурой и искусством; другие - освещение и анализ художественных явлений искусства (художественная журналистика); третьи - только публикации, отражающие творческие процессы, происходящие в изобразительном искусстве. На наш взгляд, наиболее верным является определение арт-журналистики в целом как регулярной и систематической информационно-аналитической деятельности по освещению в СМИ событий и явлений искусства и художественной жизни (в том числе театральной, литературной, музыкальной, кинематографической и т. д.) с использованием всех жанров и форм подачи материала, при наличии оценоч-ности и компетентного критического суждения [1]. Важной составляющей современной «культурной» или «арт-журналистики» является критика. На факультете журналистики Томского государственного университета студентам, обучающимся по профилю «Журналист печатных и Интернет-СМИ», предлагается спецкурс «Литературно-художественная критика в СМИ». Данный курс входит в вариативную часть Учебного плана, читается по выбору. На спецкурс отводится 72 часа общего времени (34 часа аудиторных занятий, которые включают в себя лекционные и практические занятия, 38 часов отводится на самостоятельную работу). Курс читается в 5 семестре, форма отчетности - зачет. Спецкурс ставит своей целью дать представление о задачах, современных проблемах, жанрах литературно-художественной критики в СМИ, а так же познакомить студентов с творчеством известных критиков, активно работающих, в первую очередь, в специализированных и общественно-политических печатных изданиях. Поскольку выше уже отмечалась разноголосица мнений по поводу арт-журналистики, у авторов подобных курсов, (а они ведутся во многих университетах), вполне обоснованно есть и разные подходы к построению курса. Так, Роман Баканов в Казанском государственном университете рассматривает литературно-художественную критику в системе медиакритики. Анна Базанова в РУДН выстраивает свой курс на объединении теории публицистики и литературно-художественной критики, подчеркивая общее и различное в этих сферах деятельности. Оба эти подхода интересны и способствуют удовлетворению интереса студентов к данной проблематике. В Томском университете в предлагаемом спецкурсе «Литературно-художественная критика в СМИ» упор делается на освещение общих вопросов, которые лежат в основе критической деятельности, независимо от ее предметной специализации в области литературы, театра, кино, телевидения, музыки, изобразительного искусства. Структура курса включает следующие разделы: 1. Критика в системе журналистской деятельности. Данный раздел определяет само понятие литературно-художественной критики; место критики в мировом художественном процессе; рассматривает предпосылки ее возникновения; обозначает общественно-политические, социально-психологические, культурные, эстетические потребности, влияющие на развитие критики; определяет роль критики в исследовании и оценке текущей художественной и общественной жизни и т.д. 2. Функции критики. В этом разделе ведется речь о роли критики в организации литературно-художественного процесса. Критика рассматривается как средство анализа, разработки и пропаганды творческих принципов искусства. Важной частью функциональных особенностей современной критики является сочетание в материалах оперативности и проблемное™. Анализируется роль критики в развитии духовной культуры, художественных вкусов и эстетических потребностей, в первую очередь массовой аудитории. Большая часть данного курса отведена под освещение роли критики в СМИ, ее задач. Анализируется критика в различных типах СМИ: газетная, журнальная, критика на радио, телевидении, в Интернете - их взаимодействие. 3. Специфика жанров литературно-художественной критики. Важнейшим разделом данного курса является рассмотрение всей совокупности различных жанров литературно-художественной критики, их место в системе жанров публицистики, обращается внимание на выбор жанра в зависимости от цели критического выступления и характера аудитории. В частности, речь идет о самом популярном жанре критики - рецензии (рассматриваются информационный и аналитический аспекты данного жанра, виды рецензий, композиция). Большое внимание уделяется монографической характеристике творческой деятельности художника -творческому портрету. Анализируются различные виды данного жанра, в том числе и творческий портрет-интервью. Не менее актуальным жанром литературно-художественной критики является критическая статья (особенно это касается публикаций в специализированных искусствоведческих изданиях). Знакомятся студенты и с такими жанрами, как обозрение, дискуссия, диалог, фельетон, реплика, репортаж на тему, связанную с искусством, информация этой же тематики. 4. Мастерство критика. Большая роль в освоении курса отводится изучению опыта мастеров критики. Рассматриваются такие понятия, как творческая личность, талант эстетического восприятия, выделяются слагаемые критического мастерства. Анализируются образные и логические средства в критике, основные приемы, которые используют критики в своих материалах, способы ведения критической полемики. Выделяются наиболее яркие персоналии в области критики. На наш взгляд, подобный подход к освещению тематики, связанной с искусством и литературой, позволяет студентам познакомиться с основными понятиями литературно-художественной критики, проявить и закрепить свой интерес к определенным видам искусства. Для получения положительной оценки по итогам курса «Литературно-художественная критика в СМИ» студентам необходимо посещать лекционные и практические занятия, а так же выполнить ряд практических заданий. Одной из форм работы на практических занятиях является выполнение контрольных работ по пройденному материалу. Цель таких работ - закрепить теоретические знания по курсу. Второй вариант практического занятия - обсуждение просмотренного фильма или спектакля. В этом случае двум студентам дается задание - подготовить устные выступления (собственный анализ увиденного материала). Это дает возможность услышать различные точки зрения на произведение искусства, что служит основой для дальнейшей дискуссии. Третий вариант практического занятия - приглашение журналистов, работающих в области культурной журналистики. Занятие проводится в форме пресс-конференции, тему которой студенты определяют вместе с преподавателем. Финальной формой практической отчетности становится написание материала в форме рецензии, творческого портрета или статьи. Приветствуется опубликование данного материала в печатном издании или на сайте. Работа с данным курсом в течение многих лет выявила ряд проблем. Первая - это недостаток знаний в области искусства у современного студента. Причем, любого вида искусства, даже если студент этим искусством интересуется, поскольку и в этом случае отсутствует систематическое знание о предмете. Со знанием литературы дело обстоит несколько проще, поскольку с первого по четвертый курс студенты знакомятся с историей русской и зарубежной литературы и, соответственно. с литературной критикой. В процессе подготовки к зачетам и экзаменам по данным предметам, а так же к коллоквиумам, студенты учатся анализировать произведения. С другими видами искусства, за редким исключением, студенты практически не знакомы. Преподаватели, ведущие курсы, связанные с культурной журналистикой, ощущают это очень остро и предлагают разные пути выхода из сложившейся ситуации. Так, Елена Климова, ведущая подобный курс в Новосибирском государственном университете, опирается в своей работе на искусство театра, поскольку «для журналистов театр важен (полезен, привлекателен) тем, что журналистика драматургична по своей сути» [2]. И, как справедливо отмечает преподаватель, в провинции культурный обозреватель чаще всего пишет о театре. В связи с таким положением вещей плодотворной, на наш взгляд, кажется идея - часть курса посвятить краткому, пунктирному знакомству с историей кино, театра, живописи, музыки. И по итогам этого раздела предложить студентам подготовить реферат по тому или иному периоду развития того вида искусства, которое его в большей степени заинтересует (например, реферат на тему «Искусство импрессионизма во Франции и России»). Цель написания подобного сочинения - подтолкнуть студента к самостоятельному изучению тех областей искусства, о которых он будет писать в дальнейшем, направить студента на активный поиск новых знаний. В освоении курса «Литературно-художественная критика в СМИ» могут также оказать большую помощь кампусные курсы, которые предлагаются в Томском государственном университете, например, такие, как «Режиссура кино», «Основы масляной живописи, от реалистического изображения к условно-стилизованному». А так же лекции, которые читаются в Томске искусствоведами в музеях и киноклубах. Хотелось бы обозначить еще одну проблему, характерную для сегодняшнего восприятия студентами искусства. Как показывает опыт, при анализе явлений искусства современные студенты, в первую очередь, обращают внимание на коммерческую составляющую, их материалы зачастую носят рекламный характер. То есть значимость произведения для большинства определяется сегодня коммерческим успехом произведения искусства. Особенно это касается современных фильмов. И здесь примером являются сегодняшние телепрограммы и довольно многочисленные журналы, посвященные кинопроцессу. Поэтому одной из образовательных и воспитательных задач курса является разворот студентов к идейно-нравственному анализу произведений искусства. В заключение следует отметить, что при преподавании курса «Литературно-художественная критика в СМИ», так же, как и при ведении других учебных дисциплин, необходимо учитывать современные профессиональные требования к журналистам, которые предполагают наличие у них мультимедийных навыков, то есть умения создавать материалы для любого СМИ. В связи с этим студентам предлагается итоговый отчетный материал представить в двух вариантах - для печатного издания и для городского сайта, что явно должно продемонстрировать готовность студентов к профессиональной самореализации.

Ключевые слова

литературно-художественная критика, арт-журналистика, структура, функции, жанры, профессиональная самореализация, literary and art criticism, art journalism, structure, functions, genres, professional self-realization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черепова Татьяна Николаевна Томский государственный университет кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистикиtncherepova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. - СПб.: Высш. школа журн. и мае. коммуникаций, 2012. - 304 с.
Климова Е.А. Интервью [Электронный ресурс]. URL: http://jf.nsu.ru/persons/klimova_ev/
 Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Проблемы подготовки журналистов, освещающих вопросы культуры и искусства в СМИ | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.