Особенности и тенденции текстового дискурса современной отечественной кинокритики | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Особенности и тенденции текстового дискурса современной отечественной кинокритики

Статья обобщает опыт теоретического описания кинокритики. Формулирует методы и принципы анализа фильмов. Представляет исследование критических текстов современных СМК и выводит актуальные особенности и тенденции текстовой кинокритики.

Features and tendencies of the modern Russian text film criticism.pdf В сложные исторические периоды кинематограф в числе других видов искусства отражает в художественно-иносказательной форме реакцию людей на происходящие вокруг события, поиски моральной опоры. Кинокритика, поясняя фильм, переводит язык метафор на язык социальной действительности. Также она, фиксируя текущие тенденции и заметные имена кинематографа, опосредованно влияет на развитие киноискусства. Все это определяет актуальность и значимость изучения критического контента современного коммуникативного Данная статья представляет анализ текстового дискурса отечественной кинокритики. Исследование охватывает критические материалы за период с 2013 по 2016 год, опубликованные в следующих источниках: специализированном журнале о кинематографе «Искусство кино», популярном общественно-политическом интернет-издании «Газета.ru» и интернет-портале с любительской составляющей содержания «КиноПоиск». Всего проанализировано 20 публикаций, посвященных современной российской киноиндустрии. Теоретические вопросы кинокритики Для теоретиков данной области исследований остаются актуальными вопросы выработки и описания инструментария, принципов организации кинокритики как специфичной, уникальной деятельности. Одним из дискуссионных вопросов является формирование в кинокритике собственной методологической системы анализа. С опорой на методологию литературно-художественной критики можно выделить следующие основные группы подходов к разбору кинопроизведения: 1. Н.А. Агафонова предлагает генеративный и интер-претативный подходы к анализу, которым соответствуют имманентный и контекстный методы разбора. Генеративная критика концентрируется на адресанте художественного акта: на языковых и выразительных средствах автора работы. Противоположная ей интерпретативная критика акцентирует внимание на индивидуальном восприятии произведения его адресатом-зрителем. Имманентный метод анализа предполагает структурное рассмотрение фильма с последовательным переходом с внешне-дескриптивного уровня на символико-метафорический уровень. Контекстный метод - включение кинопроизведения в общеисторический, культурный и биографический контекст. [1. С. 174-178, 205]. 2. Ю.А. Говорухина говорит о двух взаимодополняющих методологических системах анализа. Основанием для первой из них выступает характер целеполагания критика, в соответствии с чем Говорухина выделяет: аналитико-ориентированный, прагматико-ориентированный и синтетический аналитико-прагматический метод. Для прагматико-ориентированной критики характерна выраженная оценочность, экспрессивность, моделирование образа читателя и манипуляция его ментальными установками. Аналитико-ориентированной критике свойственны обратные черты. В основе второй классификации методов лежит направление интерпретации. В связи с этим можно говорить о Я-центричной интерпретации, авторо-центричной и адресато-центричной интерпретации. Я-центричная модель предполагает толкование картины с позиции личного опыта и убеждений критика. Авторо-центричная интерпретация характеризуется приоритетом непосредственного истолкования самого произведения и мотивов его автора. Адресато-центричная критика направлена на ожидания и убеждения читателей [2. С. 1112]. Все эти группы методов характеризуют отдельные компоненты критики. Лишь взаимно дополняя друг друга, они позволяют провести исчерпывающий, всеохватывающий анализ произведения. Изучение работ теоретиков художественно-публицистической критики: В.И. Баранова, А.Г. Бочарова и Ю.И. Суровцева [3], В.А. Куренного [4], И.В. Фроловой [5] -позволяет сформулировать следующий список принципов и приемованализа кинопроизведения. Развитость эстетического чувства и эмоциональность критика. Широкий художественный кругозор и общая эрудиция аналитика. Субъективная оценочность. Признание творческой индивидуальности автора произведения. Контекстуальность анализа (включение фильма в контекст общих исторических событий, развития культуры и фактов биографии режиссера). Конкретный историзм (соотнесение содержания картины с современной окружающей действительностью). Масштабность аналитической мысли (большой объем приводимых фактов). Многомерность анализа (изучение разных аспектов произведения). Композиционное единство и внутренняя логика критического материала. Доступное изложение. Использование терминологии искусства. Жанровые вопросы критики освещены в работах таких авторов, как А.А. Тертычный [6], В.Н. Крылов [7], Э.Ю. Гаранина [8], А.Е. Базанова [9]. Система критических жанров выстраивается вокруг трех опорных форм: рецензии, критической статьи и творческого портрета. При этом для современных жанров характерна синтетичность, конвергенция разных жанровых признаков. Рецензия предполагает анализ конкретного отдельного произведения, ее типологические черты: монопроб-лемность, аналитичность, персональность (сильное авторское начало). Функции жанра: информирование о новом произведении искусства, формирование у аудитории первичного представления о его художественной ценности и стимулирование к нему интереса. Рецензии можно классифицировать на: гранд- и мини-рецензии, аналитические и информационные (преимущественное изложение эмоцией и впечатлений), на искусствоведческие и общедоступные. Жанр критической статьи имеет своей целью на основании обобщения отдельных художественных явлений актуализировать вопросы культурного развития. В центре статьи - социально-экономическая, политическая, этическая проблема, а произведение служит иллюстративным материалом к данной проблеме. Творческий портрет как жанр представляет собой характеристику художественной деятельности автора, для критика в данном случае важно определить своеобразие мировоззрения и творческой манеры личности режиссера. В статье рассматриваются публикации кинокритики с позиции реализации в них вышеперечисленных жанров, методов и принципов анализа. Это позволяет сформулировать особенности критического контента каждого СМК и создать общее представление о современной текстовой кинокритике. Текстовая кинокритика сегодня: особенности и тенденции Журнал «Искусство кино» позиционирует себя на рынке СМИ как искусствоведческое аналитическое издание о кинематографе. Он выходит раз в месяц, что дает его авторам время и возможность для проведения вдумчивого разбора фильмов. Проанализированные тексты «Искусства кино» отличаются большим объемом и соответствуют выведенному списку принципов анализа, что говорит о качественности данного издания. Критика строится на основе контекстуальности и субъективной интерпретации произведения, соблюдаются принципы конкретного историзма, масштабности и многомерности толкования. Например, в рецензии «Три кита» создается контекст культуры: «В этом "Левиафан" откровенно смыкается с другим художественным произведением - панк-молебном PussyRiot...» (2014. № 7). Пример принципа конкретного историзма: «Согласно статистике, большинство населения живет у нас за чертой бедности. Просто наша богатая недрами страна очень бедная...» («Аутсайдер в контексте». 2013. № 8). Общее свойство критических материалов - интертекстуальность. Многочисленные аллюзии, ассоциации и ретроспективы дополняются искусствоведческой терминологией. Интертекстуальность, масштабность анализа свидетельствуют об эрудиции и начитанности, широком художественном кругозоре авторов журнала. Контент журнала «Искусство кино» требуют от читателя общекультурной подготовки и вдумчивого чтения, что ограничивает аудиторию издания. Критика данного СМИ строится на основе контекстного, Я-центричного и аналитико-ориентированного метода анализа и интерпретативного подхода к прочтению произведения. Характерно дополнение контекстного анализа имманентным. Кинокритика реализуется посредством таких жанровых форм, как гранд-рецензия и критическая статья. Общее свойство текстов - выведение рассуждения на уровень абстракции, когда анализ конкретного фильма становится отправной точкой для актуализации проблем культурной, социально-политической сфер. «ra3eTa.ru» - сверхоперативное интернет-издание, освещающее события в России и мире в режиме 24/7. Это накладывает отпечаток на характер его материалов. В плане критики «ra3eTa.ru» делает ставку на лаконичность, оперативность и ясность отзыва о новом произведении искусства. В достижении данных характеристик критикам «Газеты.ш» помогает наличие стандартной унифицированной формы проведения анализа и написания текста. Критическая публикация в данном издании отчасти преследует прагматическую цель: проинформировать читателя-потенциального зрителя о выходе в прокат новой ленты и простимулировать поход в кинотеатр. Рецензент дает емкое описание картины и намечает основные смысловые точки произведения, но не претендует на исчерпывающий анализ. Характерная особенность критического контента СМИ: «ra3eTa.ru» не дает дискуссионных, очерняющих фильм материалов. В результате ориентации издания на широкий круг читателей, которые не имеют глубоких познаний в сфере искусства, здесь исключена та интертекстуальность, что свойственна материалам «Искусства кино». Контекстуаль-ность преимущественно ограничена сравнением фильма с двумя-тремя кинокартинами, только за редким случаем автор соотносит содержание произведения с общеисторическим контекстом действительности. Критические материалы издания реализуют в минимальном объеме принципы многомерности, масштабности, контекстуальности, оценочное™. Например, фильм «Географ глобус пропил» вписывается в контекст биографии режиссера: «Для того чтобы закончить съемки фильма , Александр Велединский заложил собственную квартиру. Личная, выходит, история» («Герой своего класса и возраста» 07.11.2013). Кинокритика СМИ опирается на интерпретативный подход к прочтению произведения и Я-центричный, контекстный и прагматико-аналитический методы анализа. Основная жанровая форма - информационная рецензия для широкой аудитории. Интернет-портал «КиноПоиск» аккумулирует информацию о российском и мировом кинематографе, работниках киноиндустрии. Его содержание составляют, с одной стороны, профессиональные журналистские материалы (новости, репортажи, интервью), с другой, отзывы пользователей сайта. Портал задает заведомо прагматический характер всей любительской кинокритике на его сайте. Задача критического отзыва в данном случае - дать рекомендацию посетителям «КиноПоиска» смотреть или не смотреть ленту. В связи с опорой критики на прагматико-ориентированный метод анализа для любительских текстов характерны следующие приемы: активное использование риторических фигур, моделирование образа читателя, обращение к его ментальным установкам. Пример из текста: «Мы перестали обращать внимание на проблемы других, и именно это равнодушие и делает нас, пожалуй, даже хуже коррумпированной власти» («Против системы» 16.01.2015). Любительская кинокритика портала «КиноПоиск» реализует принципы контекстуальности, конкретного историзма. Яркая особенность критических текстов авторов-любителей - это подчеркнутая оценочность, которая в отдельных случаях обращается в произвол субъективизма, когда излагаются неаргументированные, основанные на пристрастном отношении оценки. Например, «В творении Сигарева есть нечто, что никогда не позволит мне дать зеленый цвет - фильм просто шокирует обилием матерных выражений Я готов был принять все от других героев, но не от Инны Чуриковой» («Какая страна -такой и Новый год» 10.01.2016). Оценочность дополняется эмоциональностью. Если в вышеназванных СМИ приоритетным является анализ художественных особенностей фильма, то любительская критика на «КиноПоиске» в первую очередь выражает эмоционально-чувственное восприятие картины. Критика на портале строится на основе интерпретативного подхода, прагматико-ориентированного и контекстного методов. Характерен синтез Я-центричной и адресато-центричной интерпретации. Это связано с совпадением статуса автора и читателя любительской рецензии: они оба рядовые кинозрители. Основная жанровая форма - информационная мини-рецензия. На основе выявленных особенностей критических публикаций можно сформулировать следующие актуальные тенденции кинокритики в современном коммуникативном пространстве: 1. Увеличение масштаба кинокритики в потоке массовой информации в связи с появлением новых площадок для публикаций в интернет-пространстве. 2. Демократизация кинокритики в связи с развитием интернет-коммуникаций (любой интернет-пользователь, независимо от профессионального статуса, может опубликовать свой критический отзыв). 3. Разнородность дискурса кинокритики и усиление градации качества анализа в связи с расширением сферы реализации критических публикаций (разные целевые установки, хронологические, стилистические и другие особенности СМК обуславливают разный характер их критического контента). 4. Приоритет жанровой формы рецензии. Таким образом, данная статья обозначает актуальные особенности и тенденции кинокритики на современном этапе развития. Она охватывает только текстовый дискурс кинокритики и открывает поле для дальнейшего изучения данной сферы информирования.

Ключевые слова

кинокритика, текст, методы и принципы, особенности и тенденции, film criticism, text, methods and principles, features, tendencies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поданева Елена СергеевнаТомский государственный университетстудент 1 курса магистратуры, кафедра телерадиожурналистики, факультет журналистикиhelena.podanyova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Агафонова Н.А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика: монография. - Минск: БГУ культуры и искусств, 2009. - 273 с
Говорухина Ю.А. Метод современной литературной критики // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 333. - C. 10-16. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000395172
Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика: учеб. пособие для фак-тов и отд-ний журналистики. - М. : Высш.школа, 1982. - 207 с
Куренной В.А. Философия фильма: упражнения в анализе. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с
Фролова И.В. Мастерство литературного критика: учеб. Пособие / Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. - 86 с
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с
Крылов В.Н. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно-критической рецензии // Медиаскоп. - 2014. - 4 вып. (http://www.mediascope.ru/node/1595)
Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии. // Вестник КемГУ. - 2013. - № 2 (54) Т. 2 - С. 28-31
Базанова А.Е. Теория публицистики и литературно-художественной критики: учебно-методический комплекс. М.: РУДН. 2011
 Особенности и тенденции текстового дискурса современной отечественной кинокритики | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.

Особенности и тенденции текстового дискурса современной отечественной кинокритики | Журналистский ежегодник. 2016. № 5.