Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/3

Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи

В статье рассматривается проблема выражения общественного мнения молодого поколения через медиаплощадки в Интернете. В частности, отмечается воздействие блогосфе-ры и социальных сетей на политические взгляды аудитории, а также увеличивающийся контроль со стороны властных структур за активностью мнений в Интернете, попытки наладить сотрудничество с блогерами как лидерами мнений.

Media platforms on the Internet as a way of expressing the public opinion of youth.pdf С развитием новых технологий обычные формы и жанры журналистики стали трансформироваться, все больше приобретая оттенок новой эпохи информатизации. Материалы с полос газет постепенно переходят в Интернет даже в муниципальных изданиях, не говоря уже о региональной прессе. Такие изменения позволяют расширить аудиторию газеты, представляя возможность каждому человеку в любой точке Земли прочитать журналистский материал, не выходя из дома [1. С. 43-44]. В последние годы особенно широко обсуждался вопрос, причем как в самом Интернете, так и в серьезных научных работах, о том, стоит ли считать интернет-сервисы социальных сетей новым типом средств массовой информации. В итоге появился новый термин - «гражданская журналистика», породив новые споры - сможет ли гражданская журналистика вытеснить традиционную. Несмотря на то, что информацию, размещенную непрофессиональными журналистами, часто оценивают как низкокачественную, сравнивая ее со слухами, можно назвать и ее очевидные преимущества. Во-первых, пользователи социальных сетей не ангажированы, а значит, их взгляды не зависят от информационной политики издания. Во-вторых, в то время как профессиональный журналист должен еще ознакомиться с темой или ситуацией, пользователь социальной сети чаще всего пишет о близкой ему теме, то есть является очевидцем, живущем в той ситуации, о которой пишет. Таким образом, несмотря на то, что личные страницы в Интернете создаются с целью поддержания и восстановления дружеских и деловых связей, объединения в группы по интересам, самовыражения, обмена медиаданными, некоторые из них все же приближены по своему содержанию и аудитории к полноценным массмедиа. Это и было отражено во вступившем 1 августа 2014 года в силу законе [2], обязывающем бло-геров, интернет-страницы которых каждый день посещают более 3 тыс. пользователей, регистрироваться как СМИ. Сегодня все больше говорят о растущей зависимости массмедиа от властных и финансовых структур, воплощающейся в ограниченности поднятых прессой и телевидением проблем и продвижении материалов, не отражающих общественное мнение. Последнее же получило возможность к более или менее открытому выражению через Интернет, воплощаясь через выступления граждан в блогах, социальных сетях и видеохостингах. Не имея возможностей выражения на крупных медийных площадках, отдельные авторы пытаются привлечь внимание аудитории через нестандартный подход к теме - проводятся флешмобы, пранки, челенджи, баттлы, создаются петиции. Через социальные интернет-площадки люди организуются в группы по интересам, собираются на митинги. Поворотным для России стал период 2011-2012 годов, когда протестные митинги оппозиции организовывались в основном через социальные сети. В других странах также наблюдались подобные протесты, например, в Белоруссии в 2011 году прошли серии гражданских акций протеста под названием «Революция через социальную сеть», вызванных недовольством части населения действиями руководства страны. В результате произошло «преобразование социальных медиа и сетевых ресурсов в мультипликаторы недовольства» [3]. В Республике Мордовия влияние интернет-сообщества признали после реакции общественного мнения на изнасилование девушки группой мигрантов в 2013 году [4]. Родители пострадавшей через социальные сети обратились к жителям города с просьбой оказать им поддержку в борьбе с этнопреступностью. Тема активно обсуждалась в сети, после чего было решено провести несанкционированный митинг против приезжих. Проходившее под лозунгом «Народный сход против этнопреступности» мероприятие собрало 100-300 человек. В результате Министерству по национальной политике при поддержке информационных каналов пришлось проводить ряд акций, в том числе и в Интернете, чтобы стабилизировать обстановку и устранить негативные националистические настроения. Спустя несколько лет, в декабре 2016 года, на «Радио Свобода» обсуждалась новая редакция доктрины информационной безопасности, утвержденная накануне Владимиром Путиным. В ней сказано, что «наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа» [5]. В этом же 2016 году согласно исследованию уровня свободы Интернета, проведенному международной неправительственной организацией «Freedom House» [6], Россия находилась на 52 месте и имела индекс 65. Оценка делалась на основе 100-балльной шкалы (чем выше индекс, тем меньше уровень свободы), при этом все страны были условно разделены на 3 группы - со «свободным», «частично свободным» и «несвободным» Интернетом. Таким образом, по данным организации, всемирная сеть в нашей стране несвободна. Неправительственный доклад Международной Агоры «Свобода Интернета 2016: на военном положении» [7] рассказывает о фактах нападения, насилия, уголовного преследования и прочих преступлениях, совершенных не только против журналистов порталов, редакторов сетевых изданий, но и против блогеров, гражданских активистов, а также обычных пользователей сети. Несмотря на это, молодые люди в России предпочитают Интернет другим источникам информации. Так, из социальных сетей, форумов, блогов узнают новости 41% подростков в возрасте 15-17 лет, к новостным интернет-порталам обращается 31% [8]. При этом современное поколение уже называют «поколением YouTube», «поколением Selfie», сосредоточенным на самом себе. Однако современные молодые люди имеют самые разносторонние интересы. Это и объясняет утрату их интереса к традиционным СМИ. Они хотят и способны не просто узнавать много новой информации, но и уделять внимание социальным, культурным, политическим проблемам. Последние занимают не последнее место в мировоззрениях молодежи. В Интернете находят воплощение тысячи гражданских инициатив, желающих донести до общества и властных структур мнение о какой-либо проблеме и предложения по ее решению. Например, блогер Николай Соболев, имеющий канал «SOBOLEV» [9] на YouTube и 3,5 млн подписчиков, неоднократно высказывался об актуальных событиях блогосферы, политики, медиаиндустрии. Рост числа подписчиков его канала вызвало обсуждении темы Дианы Шурыгиной, вызвавшей возмущения большой части аудитории телевидения, интернет-сообщества и самих журналистов. Блогер Дмитрий Иванов, известный как kamikadze_d [10], имеет более миллиона подписчиков, в основном от 14 до 21 года. Регулярно затрагивает актуальные политические темы, среди которых - конфликт на Украине, оппозиционные митинги и протесты в стране, проблема коррупции и др. Уровень доверия к «YouTube» как источнику политических новостей среди подростков 15-17 лет пока не очень высокое - 4% в сравнении с Первым каналом (30%) и «ВКонтак-те» (18%) [8]. Однако 4% тоже немало, так как несколько лет назад видеохостинг даже не числился в источниках информации подобных опросов, тем более не обсуждался вопрос о доверии к нему как источнику политической информации. Количество аудитории, большие рейтинги, усиливающийся разрыв между молодым поколением и традиционными СМИ, растущий уровень доверия к новостям Рунета заставило правительство первыми пойти на сближение. И 9 марта 2017 года прошла встреча популярных блогеров с министром культуры России Владимиром Мединским, целью которой было обсуждение актуальных способов взаимодействия с молодым поколением [11]. В мае 2017 года на парламентские слушания в Государственную Думу была приглашена блогер Саша Спилберг [12] (более 5 млн подписчиков). Она приняла участие в обсуждении молодежной политики, высказалась по поводу актуальных общественно-политических вопросов и призвала депутатов активно работать в Интернете, «стать прозрачнее». Выступление получило больше негативную оценку среди аудитории Рунета, поэтому следующую встречу, ознаменовавшую первое заседание Совета блогеров, большинство приглашенных проигнорировали. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой объяснил, что «совет не является органом надзора за блогера-ми. Депутатам нужна прямая коммуникация с "лидерами мнений", чтобы обсуждать решения, принимаемые Думой» [13]. Сотрудничество была расценено как попытка использования блогосферы для проведения предвыборной агитации. Несмотря на неудачные пока попытки сотрудничества, Россия является первой страной, где на официальном уровне рассматривается взаимодействие с блогосферой. Кроме того, власть обращает внимание на увеличивающуюся интернет-аудиторию. В 2017 году президент В. Путин впервые поздравил выпускников, не только используя телевизионные каналы и официальный сайт, но и через популярную у молодежи соцсеть «ВКонтакте» [14]. Его визит в «Яндекс» в сентябре этого же года также оценили как попытку навести мосты с молодым поколением [15]. Приведет ли это к налаживанию диалогу молодого поколения с властью или еще больше ограничит выражение мнения в интернет-среде, пока неясно. Однако уже сейчас по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в конце 2016 года, негативное влияние Интернета на подростков отмечают 69% людей в возрасте 18-34 лет и 77% людей от 35 лет и старше [16]. А педагогов московской школы обязали контролировать детей в социальных сетях [17]. Кроме того, 1 июля 2018 года вступят в силу поправки, получившие в обществе название «пакет Яровой», вызвавший общественные протесты и митинги в ряде городов. Согласно нему, операторы связи и интернет-провайдеры должны будут сохранять сообщения и звонки абонентов в течение полгода, а метаданные звонков и сообщений в течение трех лет. Эксперты оценивают это как серьезный удар по гражданскому обществу, предоставляющий спецслужбам еще больше возможностей для политически мотивированного преследования [7]. Таким образом, можно отметить небывалый рост информационной активности в интернет-среде, которая за несколько десятилетий развития в России поставила под угрозу сам факт дальнейшего существования традиционных СМИ. «YouTube», «ВКонтакте» и другие ресурсы имеют огромную аудиторию и способны сравниться с телевидением и прессой или даже заменить их, расширяя свою аудиторию от молодых людей до старшего поколения. А происходящие сегодня изменения на законо-дател ьном и ментал ьном уровнях закладыва ют основу будущего функционирования информационного общества в стране.

Ключевые слова

Интернет, блоги, информация, СМИ, YouTube, социальные сети, молодежь, политика, Internet, blogs, information, media, YouTube, social networks, youth, politics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дементьева Ксения ВладимировнаМордовский государственный университет им. Н.П. Огаревакандидат филологических наук, доцент кафедры журналистикиdementievakv@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Дементьева К.В. Возможности и перспективы развития муниципальной и национальной прессы Республики Мордовия в условиях популяризации электронных средств массовой информации // Финно-угорский мир. - 2017. - № 2. - С. 41-51.
О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: федеральный закон [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_166124/
Новая протестная волна: мифы и реальность [Электрон. ресурс] // Политонлайн.Ру. - Режим доступа: http://www.politonline.ru/ provocation/12525.html
В Саранске прошел народный сход против этнопреступности [Электрон. ресурс] // Национальный акцент. - Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/8363-v-saranske-proshel-narodnyj-shod-protiv.html
Какой информации боится Путин? [Электрон. ресурс] // Радио «Свобода». - Режим доступа : https://www.svoboda.org/aZ28159545.html
Рейтинг стран мира по уровню свободы Интернета [Электрон. ресурс] // Гуманитарные технологии. - Режим доступа: http:// gtmarket.ru/ratings/freedom-on-the-net/info
Россия. Свобода интернета 2016: на военном положении Неправительственный доклад Международной Агоры [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : https://meduza.io/static/0001/Agora_Report_2017_ Internet.pdf
Опрос подростков: интерес к политике и источники информации [Электрон. ресурс] // Фонд «Общественное мнение». - Режим доступа : http://fom.ru/SMI-i-internet/13324
SOBOLEV [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа : https://www. youtube.com/channel/UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ. - Загл. с экрана.
Kamikadzedead [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/kamikadzedead. - Загл. с экрана.
Мединский предложил блогерам сотрудничество в популяризации культуры [Электрон. ресурс] // Interfax. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/culture/552908
Sasha Spilberg [Электрон. ресурс] // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/user/SaySasha
Совет без блогеров [Электрон. ресурс] // РБК. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/20/5947e6469a794764344b7a27
Путин предложил школьникам «дерзать» [Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. - Режим доступа: https://www.kp.ru/ daily/26695/3719965/#626732
Михаил Виноградов. Визит Путина в «Яндекс» - попытка навести мосты с молодым поколением [Электрон. ресурс] // Росбалт. - Режим доступа : http://www.rosbalt.ru/posts/2017/09/22/1648056.html
Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи [Электрон. ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/ society/religion-lifestyle/moral-relations/article/pokolenie-selfie-pjat-mifov-o-sovremennoi-molodezhi.html 17. Педагогов московской школы обязали следить за детьми в соцсе-тях [Электрон. ресурс] // Лента.Ру. - Режим доступа: https://lenta. ru/news/2017/10/24/slejka_za_shkolnikami/
 Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/3

Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/3