Особенности этических представлений журналистов современных российских региональных СМИ | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/5

Особенности этических представлений журналистов современных российских региональных СМИ

В статье рассматривается соотношение этических норм и практики их применения в современной российской региональной журналистике, выделяются подходы к реализации этических норм и основные факторы, ограничивающие свободу журналиста в принятии этически сложных решений.

Specificity of the ethical concepts of modern Russian regional journalists.pdf Журналистская этика сегодня переживает эпоху трансформации в связи с общественно-политическими изменениями, а также развитием новых медиа. Это отмечают в своих публикациях такие исследователи, как И. Дзялошинский [1], О. Федотова [2], В. Хруль [3]. В связи с актуальностью данного вопроса было проведено исследование, целью которого было выявление представлений журналистов об этических основах профессии и определение особенностей влияния этических норм на повседневную работу журналиста. В ходе исследования было проведено десять нестан-дартизированных интервью с журналистами региональных СМИ. В них приняли участие профессионалы из Томска, Красноярска, Владивостока, Новосибирска. Исследование было произведено совместно со студентами заочного отделения факультета журналистики ТГУ по опроснику, разработанному доцентом кафедры социальных коммуникаций факультета журналистики МГУ В. Хрулем. Опросник состоит из двух частей: анкетных вопросов относительно знаний нормативных документов, регулирующих этику, и расширенных вопросов этических представлениях журналиста и расширенных вопросов. Беседы проводились лично либо с помощью видеоконференции, запись производилась на диктофон, после этого тексты интервью расшифровывались и подвергались анализу. Интервьюер имел перед собой перечень общих вопросов и проводил интервью по принципу «многоступенчатого анализа», сначала задавая вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, также были заданы вопросы о личном отношении и чувствах респондента. В ходе интервью респондентам задавались вопросы, касающиеся различных подходов к этике, границ оправданности этических нарушений в журналистской практике, внешних обстоятельствах, которые влияют на принятие этически спорных решений. Респондентам предлагалось выразить свое отношение к нарушениям норм этики и привести примеры ситуаций, которые повлияли на формирование этических принципов. Исходя из ответов журналистов можно обозначить три основных подхода к принятию этических решений: ситуативный, консеквенциальный и субъективный. В рамках первого подхода журналист принимает решение по обстоятельствам, руководствуясь тем, является ли информация, получаемая им с нарушениями этики, представляющей общественный интерес, или может ли этически неправильное решение, принятое журналистом, изменить ситуацию в лучшую сторону. Используя такой подход, журналисты называли приемлемыми такие этические нарушения, как разглашение конфиденциальной информации, съемка скрытой камерой, а также «выход» из журналистской роли в случае чрезвычайной ситуации. Второй подход, консеквенциальный, обозначает, что журналист принимает решение, исходя из его последствий. Если данное решение является также нарушением закона, журналист считает такое решение явно недопустимым. Журналисты назвали неприемлемым такие этические нарушения, как использование фотографий без разрешения владельца, изменения и подделку цитат и фото, мотивируя это именно наличием ограничений в законе о СМИ и персональных данных. Также журналист выбирает такой подход, когда понимает, что в дальнейшем может продолжить взаимодействие со героями своих материалов, и этически некорректное поведение осложнит этот процесс. Кроме того, опрошенные журналисты говорили, что если в итоге «справедливость оказалась на их стороне», то этически спорное решение было правильным. Третий подход характеризуется тем, что решение журналист принимает, исходя из собственных представлений о допустимости или недопустимости поступка. 20% опрошенных считают, что «этические нормы находятся внутри человека», что этические решения базируются не на действующих этических нормах, а на том, что заложено в культуре, воспитании человека. Что касается факторов, которые, по мнению журналистов, ограничивают их свободу в принятии этических решений, то самым распространенным из них стало наличие редакционной политики. Однако журналисты признают неизбежность этого ограничения, «если ты хочешь работать в этом СМИ». Также наиболее часто встречающимся среди 2/3 опрошенных журналистов ограничивающим фактором является давление со стороны внешних источников информации. Среди журналистов, которые работают в негосударственных СМИ, наиболее частым ограничением является нацеленность владельцев медиакомпании на прибыль, влияние рекламодателей, а также давление политических субъектов за пределами редакции. Для журналистов, которые являются сотрудниками государственных СМИ, более актуальным фактором, препятствующим свободному принятию этического решения, становятся политические интересы владельцев медиакомпании, которые связаны с их экономическими интересами и редакционной политикой, однако, согласно исследованию, подавляющее большинство журналистов отмечают, что журналист должен подчиняться этическому влиянию редакции. Еще одним результатом исследования являются некоторые выявленные в ходе интервью представления о допустимости или недопустимости тех или иных этических решений. Так, большинство журналистов (80%) отметили, что сочетание журналистской деятельности с политической они считают недопустимым, однако на вопрос, допустимо ли журналисту совмещать свою работу с PR-деятельностью, ответили утвердительно, отметив, что это «зависит от человека и от сферы деятельности». Также респонденты отметили, что они считают этически приемлемым принять от источника информации подарок, если это никак не влияет на профессиональную деятельность. На основании исследования мы можем сделать вывод, что существует расхождение между этическими нормативами и практикой применения. Этические принципы воспринимаются как нужный, но абстрактный стандарт, который, по мнению опрошенных журналистов, не соотносится с реалиями, в которых они работают. В дальнейшем исследование планируется продолжить на большей выборке.

Ключевые слова

журналистика, журналистская этика, этические нормы, региональные СМИ, journalism, journalistic ethics, ethical norms, regional media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сахаревич Галина Александровна Томский государственный университет ассистент кафедры теории и практики журналистики факультета журналистикиgalina.sakharevich@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Дзялошинский И.М. Russian mass media: Prospects for transformation // World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies. М: Факультет журналистики МГУ, 2014. - С. 77-105.
Федотова О.В. Интеграция этико-правовых технологий в практической деятельности регионального журналиста // Интеграция образования. - 2013. - №1 (70). - С.113-117.
Хруль В.М. О локальном и глобальном в этике журналистики // МедиаТренды. - 2011. - № 8(25) - С.6.
Axiological foundations of business ethics in the post-socialist Russia: intercultural context (в соавт. Пильгун М.А.) // Studies of Transition States and Societies. - 2014. - Т. 6. - № 2.
 Особенности этических представлений журналистов современных российских региональных СМИ | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/5

Особенности этических представлений журналистов современных российских региональных СМИ | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/5