«Дон Валентино» обличает: специфика сатиры В.В. Курицына в период сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы» | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/12

«Дон Валентино» обличает: специфика сатиры В.В. Курицына в период сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы»

В статье анализируется сатирическая деятельность В.В. Курицына, автора известных авантюрных романов «Томские трущобы», «Человек в маске», «В погоне за миллионами», «В зареве пожара», «Тайны томских ночей» в период начала его сотрудничества с газетой «Сибирские отголоски». Впервые выявляется корпус публикаций В.В. Курицына (псевдоним Дон Валентино) в сатирико-карикатурном отделе «Бубенцы» за 1906-1909 годы, определяется их тематика и проблематика. Делается вывод о специфике сатиры, свойственной, в том числе, и романному творчеству исследуемого автора.

«Don Valentino» exposes: specificity satire of the V.V. Kuritsyn in the period of cooperation with the satirical cartoon.pdf Развитие дореволюционной Сибири как части Российской Империи протекало в особых условиях и обладало такими характеристиками, как низкий темп формирования социально-культурной среды, гражданского общества. Это стало причиной развития уникального литературного процесса, который протекал в основном в периодической печати. Предметом исследования сибирской литературы начала XX века является в основном творчество наиболее крупных фигур литературно-критического процесса: Г.Д. Гребенщикова, Н.Г. Наумова, Г.А. Вяткина и др. Однако в этот период активно работали и другие авторы, которые можно отнести ко «второму ряду» прозаиков и поэтов; эти фигуры можно с полным правом назвать малоисследованными или просто неизвестными. Исключительный автор среди таковых - В.В. Курицын, его роман «Томские трущобы» (и ряд романов, которые являются его продолжением) оказался востребованным несколькими поколениями читателей, был трижды переиздан (1908, 1909, 1990 гг.), это обусловило периодическое включение имени писателя в разные исследовательские работы (см. напр:. 1). Тем не менее, до сих пор не сложилось целостного представления о творческой эволюции В.В. Курицына, об особенностях его художественного метода и других аспектах исследования творчества писателя. Целью настоящей статьи является изучение сатирической деятельности В.В. Курицына в период его сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы» газеты «Сибирские отголоски» в 1906-1909 году. Он выступал в это время под псевдонимом Дон Валентино [2]. Основными методами исследования явились историко-типологический и структурный методы. Прежде чем приступить к анализу сатирических произведений В.В. Курицына, необходимо обратиться к биографии и описать его предыдущие литературные опыты. Уроженец Барнаула, В.В. Курицын после окончания Барнаульского горного училища около трех лет работал на частных золотых приисках. Однако в связи с проблемами со здоровьем он сменил работу, начал службу в Томске, временным конторщиком Стола заказов материальной службы Управления Сибирской железной дороги с 22 марта 1901 года [3. С.7]. В Томске В.В. Курицын начал литературную деятельность в журнале «Сибирский наблюдатель» (основанный в 1899 году как «Дорожник по Сибири и Азиатской России», в 1901 году сменивший название и концепцию). Это издание было основано бывшим ссыльным В.А. Долгоруковым, человеком сложной судьбы: он происходил из известного российского рода Долгоруковых, в молодости был вовлечен в уголовные авантюры и лишен по суду княжеского звания, затем вновь предстал перед Московским окружным судом в связи с громким расследованием «Дела о Клубе червонных валетов» (8 февраля - 5 марта 1877 г.). Как уголовный ссыльный он попал в Томск, где впоследствии остался жить и после помилования. В Томске В.А. Долгоруков активно занимался издательской деятельностью, благотворительностью, вел юридическую практику. Первые «пробы пера», которые опубликовал В.В. Курицын в «Сибирском наблюдателе», были написаны в разных жанрах: стихотворение в прозе (СН. 1904. № 4), очерки и рассказы из приисковой жизни (СН. 1904, № 7-8, 11-12; 1905. № 10; 1906. № 1) и др. В этих произведениях В.В. Курицын в основном осмыслял имеющийся опыт работы на приисках, однако его интересовал не «производственный процесс», а взаимоотношения людей, любовные истории, для которых прииски служили лишь фоном. Сатирическая деятельность стала следующим шагом в творческой биографии молодого писателя. Его приходу в сатиру способствовал тот факт, что издатель В.А. Долгоруков в 1906 году преобразовал «Сибирский наблюдатель» в журнал, а затем газету под названием «Сибирские отголоски». При этой газете в 1906 году он открыл сатирико-карикатурный отдел «Бубенцы», выходивший до 1909 года. В 1906-1907 годах с периодичностью один-два раза в месяц в виде приложения было издано 28 номеров, в 19081909 годах отдел всего три раза публиковался в составе газеты «Сибирские отголоски». Исследователи отмечают, что «Бубенцы» были «самым умеренным изданием из томских сатирических журналов 1906-1907 годов. В целом уровень сатиры в «Бубенцах» был относительно невысоким» [5]. В журнале принимали участие Е.А. Бахарев, П.Я. Блинов-ский, В.П. Булыгин, В.Э. Дембовецкий, П.А. Казанский, В.В. Курицын, А.А. Мокшанцев, И.Я. Петров, В.Ф. Смолин, Ф.Ф. Филимонов и другие, однако они выступали преимущественно под псевдонимами. Выбранные ими в качестве «литературных масок» персонажи говорят об экспрессивном, критическом и сатирическом характере издания: Гонг, В. Шуточкин, Скептик, Звонкая Лютня, Д. Слеза, Жало, Премудрая Крыса Онуфрий, Томский Мефистофель, Чертополох, Гаврила Томский, Жу-жу-ши, Милый, А. Кочующий, Чик, Рефлектор, Миша-Буфь, Гвоздь. На страницах издания обсуждались и подвергались критике такие актуальные, злободневные темы современности, как внутренняя политика государства, деятельность органов власти города, цензура, социальная обстановка в стране, культура, быт и др. В семи из девятнадцати сохранившихся номеров «Бубенцов» были опубликованы тексты В.В. Курицына, который выступал, как уже было сказано, под псевдонимом Дон Ва-лентино. Заметим, что с 1906 года на страницах «Томских отголосков» одновременно начал публиковаться его первый уголовный роман-хроника «Томские трущобы». В целом публикации Дона Валентино написаны в духе «Бубенцов»: автор говорил о социальной нестабильности, несвободе, недопустимости чрезмерного контроля государства. На несправедливость и неравенство Дон Валентино смотрит сквозь призму сатиры, описывая человеческую сущность, подвергшуюся трансформации в контексте обстановки в государстве. Реалии времени отражаются через комичные, гиперболизированные образы, ситуации, моделирование, активно используются иносказательность. В №10 (1906 год) «Бубенцов» были опубликованы три коротких по форме, но емких по содержанию зарисовки-диалога между горожанами, из которой читателю становилась ясна позиция автора по поводу важного политического события -выборов. «Между железнодорожникам и. - За кого вы намерены подать голос на выборах? - Ох, и не знаю, право! За октябристов не хочется, а за кадетов страшно!.. » (Бубенцы. 1906 год. № 10). В диалоге подчеркивалось отсутствие реального выбора для избирателей, которые оказались буквально между «двух зол», октябристами и кадетами. Политическая система не отвечает запросам жителей страны - такой вывод мог сделать читатель «Бубенцов» из этого короткого выступления Дона Валентино. В одном из номеров были опубликованы «злободневные куплеты» под названием «Военное положение», «диалоги в супружеской спальне» («Что думает буржуазия, когда ей не спится») и сатирическое стихотворение «Метель. Крик бездомных бедняков» (Бубенцы. 1906 год. № 16) В.В. Курицына -причем не под псевдонимом, а подписанные его собственной фамилией. В «злободневных куплетах» В.В. Курицын последовательно описывал положение, которое сложилось в Томске после введения 13 января 1906 года военного положения. Это, прежде всего, ужесточение цензуры: «...Статейку на днях я в газету отнес, Затронул слегка в ней рабочий вопрос. Ответ получаю: «Статья не пойдет -Боимся нажить неприятных хлопот» (Бубенцы. 1906. № 16). Однако, по наблюдениям сатирика, изменилась не только общественно-политическая, но и бытовая жизнь людей. Опасно стало собираться с друзьями, более того - военное положение буквально вторглось в семьи, о чем с едкой иронией писал В.В. Курицын: "...Из города поздно вернулся супруг На дачу, и видит в прихожей он вдруг Шинель офицерская чья-то висит... Жена же, принявши растерянный вид, Бормочет чуть слышно, в невольном смущенье: «Военное ведь положенье!»" (Бубенцы. 1906. № 16). В этом же номере «Бубенцов» читатель знакомился с новыми лицами, активизировавшимися в политической жизни России: «престарелым бюрократом», «черносотенным оратором» и «лихим и бравым» есаулом (стихотворение «Этот номер не пройдет» - Бубенцы. 1906. № 16). Есаул считал возможным подавление революции силами армии, но автор напоминал ему о том, что на армию теперь полагаться не стоит: - А Крондштат!? А Севастополь!? - «Этот номер не пройдет!» Черносотенный оратор утверждал, что кадеты лгут о том, что не хватает земли. Автор же обращал внимание на аграрные волнения, недовольство народа земельной реформой. И последний, «престарелый бюрократ», предлагал кардинальные меры для предотвращения революции: " «Для спасенья Мы должны пойти назад. Нужно тюрьмы приумножить, А гимназии закрыть..." (Бубенцы. 1906. № 16). Но и в этом случае, считает сатирик, возврат назад невозможен: - А заем!? А наши фонды!? - «Этот номер не пройдет!» (Бубенцы. 1906. № 16). В стихотворении актуальные вопросы жизни страны, перенесенные в сатирическую плоскость, обнаруживали внутреннюю противоречивость, полярность оценок в разных слоях общества. Предлагаемые меры не могли быть реализованы, и вопрос о мирном сосуществовании, урегулировании конфликтов между народом и руководителями государства оставался неразрешенным. По мнению автора, компромисс на данном этапе развития общества был невозможен. В № 18 «Бубенцов» было опубликовано сатирическое стихотворение В.В. Курицына «Из мемуаров сановника». В нем представлен внутренний монолог чиновника, занимающего высокую должность: он знает, что в стране утверждают о невозможности исцеления государственного аппарата, «старый строй погибнуть должен» - говорит он. В тоже время сановник дает понять, что он не желает перемен, напротив, существующий, пусть и не эффективный, способ функционирования государства ему выгоден. Пока в стране действует государственная армия, бюрократический аппарат защищен. В противном случае: «Если же этого не будет, То уедем за границу И российскими деньгами Удивим Париж и Ниццу!» (Бубенцы. 1906. № 18). Наряду со стихотворными произведениями В.В. Курицын пробовал свои силы и в сатирической прозе, как в «сценке с натуры», происходящей в железнодорожной библиотеке (Бубенцы. 1906. № 20). Сюжет это сценки прост: городской житель приходит в библиотеку и пытается взять книгу для чтения. Однако оказывается, что все книги и журналы, которые его интересуют, разобраны начальником службы тяги, помощником правителя канцелярии, начальником службы пути, свояченицей инженера, его превосходительством и т.д. Здесь высмеивается не внезапная тяга к чтению, которая обуяла чиновников, а недостаток книг и журналов для обывателя, который вынужден ждать возврата литературы представителями власти, первыми забирающими интересные издания. В этом же номере издания Дон Валентино публикует стихотворный текст «Из биографии одного удачного карьериста». Повествователь говорит о чиновнике, который продвинулся вверх по карьерной лестнице благодаря участию в карательном эскадроне: «И за то, что немало повесил, Он награду себе получил: Станислава в петлицу повесил...» Причем муки совести не терзают «блистательного петербургского кавалера», потому что он «воротился спокоен и весел» К теме разрушения семьи во время общественных потрясений Дон Валентино обратился в стихотворении «Нечто о наследственности» (Бубенцы. 1906. № 34). Автор описывает комическую ситуацию, когда члены одной семьи оказались приверженцами разных партий: муж - эсер, жена - социал-демократ, кузен - консерватор. Молодое же поколение оказалось в лагере черносотенцев: «Состарились муж и жена... Мечты не сбылися: в их сыне Закваска другая видна. Брошюр он совсем не читает, Евреев «жидами» зовет, Влиянье семьи радикальной Дало изумительный плод!» (Бубенцы. 1906. № 34). Тонкая грань между смехом и горем - характерная черта большинства публикаций Дона Валентино. В центре его внимания - влияние общественно-политической обстановки на семьи, на отношения между людьми. Герои бытовых зарисовок Дона Валентино находятся в разных социальных статусах, что приводит к противоречиям и трагедиям. Однако нередко высокое положение не спасает от любовных страстей и трагедий, как это случилось, например, в сатире «На мотив из Гейне». Действующие лица: муж - престарелый сановник, молодая жена и белокурый кузен, и финал оказывается предсказуем: «Знакома ль вам старая песня, Звучит так печально она; Разбито семейное счастье: Сбежала с кузеном жена!» Одним из распространенных жанров сатирических журналов этого периода были толкования терминов. В.В. Курицын отдал дань этой лаконичной форме, опубликовав список «Современных анонимов»: «Истинно-русский человек» - хулиган. Предел - его же не предеши - тюрьма. Забастовка - голодовка. Редактор сатирического листка - несчастный человек. Бывший депутат - казенный пенсионер» (Бубенцы. 1906. № 38). Но не только общественно-политическая жизнь находилась в центре внимания сатирика. В диалоге «В кабинете модного драматурга» Дон Валентино подвергал критике сферу культуры, в которой процветали плагиат ради заработка, престижа и моды: «- Ну, как твоя пьеса! Подвигается к концу? - К будущей неделе кончу. Первый акт удачно экспроприировал у Крылова... Кое что захвачу у Гнедича, а затем потревожу и Шпажинского...» (Бубенцы. 1906. № 38). В основном сатирические выступления В.В. Курицына невелики по объему, и «фантастическая история» под названием «Сон Замухрышкина» стоит среди них особняком - она занимает почти полторы полосы, открывая № 40 «Бубенцов». Это своеобразная передовая статья номера, посвященная проблеме свободы печати. В жанре «сна», который традиционно востребован в сатирической журналистике, В.В. Курицын обращается к социально-политической ситуации в стране. Сюжет заключается в том, что бедный петербургский литератор Семен Петрович Замухрышкин, проклинающий гнет цензуры, видит сон, в котором восторжествовала полная свобода печати. В городе издаются газеты «Мортира», «Страшный апельсин», «Вездесущее Око», которые обличают всех, кого им вздумается. А в редакции «Кровавого ужаса», где Замухрышкин предлагает свои услуги, от него требуют критиковать «преступления безответственных министров», «подвиги камарильи», «каннибальство гг. администраторов, опирающихся на основные законы Империи.», и т.д. Но даже во сне это «торжество свободы» закончилось арестом редакции - и Замухрышкина заодно. Литератор радуется тому, что в тюрьме ему обеспечены бесплатные жилье и еда: «Теперь я понимаю, в чем заключается прелесть свободной печати у нас в России! Можно ли требовать большей гуманности со стороны правительства к бедным труженикам пера. - Ни за стол, ни за квартиру не платить! Не жизнь, а малина!.. » (Бубенцы. 1906. № 40). Но тут он просыпается - и горько сожалеет о том, что вернулся в действительность. Выбранный жанр «сна» позволил В.В. Курицыну высказать свое предположение о том, что современные журналисты настолько задавлены цензурой, что не в состоянии ни оценить преимущества свободной печати, ни правильно ими воспользоваться. В сатирической зарисовке проводится мысль о том, что безграничная свобода, как и тяжелый гнет, не дают возможности для создания объективной картины мира, недаром названия приснившихся Замухрышкину изданий так экспрессивны. Причем даже в «новом мире» журналисты не свободны от репрессий, который воспринимаются героем зарисовки как подлинное благо. Центральным мотивом сатирических произведений Дона Валентино является конфликт между людьми, обусловленный общественно-политической обстановкой в стране. Политика разъединяет семьи, влияет на представителей власти и на обывателей, беззащитных перед лицом перемен. Особенный интерес В.В. Курицына вызывает две категории населения: это привилегированные чиновники разных уровней - и бесправные городские жители, «очень скромные лица», подобные герою «Сна Замухрышкина». Действие в сатире В.В. Курицына происходит, как правило, в двух городах - в Томске и в Санкт-Петербурге: первый олицетворяет собой российскую провинцию, а второй - всю Россию, это то «зеркало», в которое смотрится и в котором отражается вся современная жизнь. Сатирические произведения В.В. Курицына в основном невелики по объему: от двух-трех строчек до половины полосы: максимальное количество текста содержит только «Сон Замухрышкина», которые занял три с половиной колонки (1,5 страницы). Прежде всего, это было связано с концепцией журнала, в котором приветствовались именно небольшие материалы. С другой стороны, можно предположить, что В.В. Курицын был в это время занят созданием своего романа «Томские трущобы», и ему не хватало времени на создание объемные сатирических произведений. Обращает на себя внимание желание В.В. Курицына попробовать свои силы в разных сатирических жанрах. Он создавал диалоги, куплеты, сценки с натуры, сон, пародии, «перепевы», афоризмы и т.д.; из 16 произведений 8 - это стихи, 8 - прозаические выступления. Подводя итоги, можно сказать о том, что сатирическая деятельность В.В. Курицына в «Бубенцах» представляет собой только часть литературного наследия этого своеобразного томского писателя начала XX века. Осмысляя происходящие события периода Первой русской революции 1905-1907 годов, В.В. Курицын внимательно всматривается в окружающую действительность, одновременно «протоколируя» ее и обличая. Как и в первых очерках, в сатирических произведениях писатель далек от социального «позитива»: его герои находятся в состоянии кризиса, разрушения, упадка - и во внешней, социальной, жизни, и в духовной сфере. Вероятно, на фоне этого мрачного общественного настроения, под влиянием обстановки В.В. Курицын решает попробовать себя в новом жанре - уголовном романе-хронике, где действуют представители социального «дна» - воры, убийцы, падшие женщины. Но именно в этом жанре писатель получил возможность оторваться от угнетающей его действительности: в мире «Томских трущоб» нет революций и военного положения, жизнь героев наполнена планированием преступлений, поражениями и победами - но не общественной жизнью. В этом отношении опыт сатирической деятельности В.В. Курицына оказался важным этапом его становления как прозаика «авантюрного», уводящего своего читателя в вымышленные миры. Сложное отношение к писателю как его современников, так и исследователей XX века, при несомненном читательском успехе его романов, свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения его творчества. И следующим этапом, несомненно, должно стать обращение к его авантюрным «Томским трущобам».

Ключевые слова

сибирская сатирическая журналистика, В.В. Курицын, Дон Валентино, авантюрный роман, Siberian satire journalism, V.V. Kuritsyn, Don Valentino, adventure story

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Нисова Мария Викторовна Томский государственный университет аспирант 1 курса филологического факультета, ассистент факультета журналистикиnewspaper_2401@mail.ru
Жилякова Наталия Вениаминовна Томский государственный университет доктор филологических наук, зав. кафедрой теории и практики журналистикиretama@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830-1900-х годов. Дисс. ... докт. филол. наук. Томск, 2014. - С. 281.
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. / И.Ф. Масанов ; подгот. к печати Ю.И. Масанов. - М. : Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1956-1960.
Валентин Владимирович Курицын (Не-Крестовский): сборник материалов / ТОУНБ им А.С. Пушкина; сост. А.В. Яковенко; ред.: С.С.Быкова, Л.В. Чередникова; Томск; 2017. - 240 с. - (Историко-краеведческий архив; вып. 7).
Государственная публичная историческая библиотека России [Электронный ресурс] // Бубенцы : Сатирическо-карикатурный отдел «Сибирских отголосков». URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15627 (дата обращения: 19.11.2017).
Всеволод Алексеевич Долгоруков: сборник материалов / сост.: В.М. Костин, А.В. Яковенко, ред. С.С. Быкова; ТОУНБ им. А.С. Пушкина. - Томск, 2013. - 240 с. - (Историко-краеведческий архив; вып. 4).
 «Дон Валентино» обличает: специфика сатиры В.В. Курицына в период сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы» | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/12

«Дон Валентино» обличает: специфика сатиры В.В. Курицына в период сотрудничества с сатирико-карикатурным отделом «Бубенцы» | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/12