Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видео-проектов о науке) | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/13

Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видео-проектов о науке)

Статья посвящена научной популяризации в современном интернет-пространстве. Автор анализирует способы подачи научного знания в новых медиа: трансформацию традиционных приемов и новаторские формы. А также описывает собственный опыт создания видео-проектов о науке на YouTube-платформе.

The scientific popularization on the Internet: experiments with new formats (the experience of creating video projects a.pdf Научно-техническое развитие общества влияет на качество и образ жизни человека, на тип его мышления и мировосприятия, приводит к коренным изменениям социальных институтов, в частности экономики (смена ресурсных приоритетов, квалификации работников, типа производства и др.). В последние десятилетия мы наблюдаем ускорение темпов научно-технического роста, сокращение временной дистанции между новыми достижениями в науке и технологиях, в результате чего на памяти только одного поколения происходит несколько качественных технологических преобразований. Понимать современные тренды и проблемы научно-технического развития, уметь адаптироваться к его последствиям помогает научная популяризация. Эта сфера массовых коммуникаций связана с распространением информации о науке в доступной форме среди широкой аудитории, иначе говоря, это перевод научного знания на язык, понятный неспециалистам. Мы понимаем под научной популяризацией как научно-популярную журналистику, так и другие источники популярного научного знания (например, видео-лекции, блоги). Научно-популярная информация является важным звеном, которое замыкает цепочку «общество и научно-техническое развитие». Если популяризация работает эффективно, то а) достижения науки и техники оперативно внедряются в повседневную жизнь, и общество готово к ним; б) наука является престижной сферой деятельности, которая привлекает еще больше профессионалов, потенциально способных предложить новые знания и изобретения; в) наука привлекает инвесторов, готовых вложить финансовые ресурсы в развитие актуальных исследований и разработок, г) государственные органы ответственно разрабатывают стратегии развития страны. На данный момент рынок научно-популярных ресурсов в России недостаточно развит. Тем не менее, в последние годы в российском медиа-пространстве намечаются позитивные тенденции развития научной тематики. Например, это подтверждают данные АО «РВК» (АО «Российская венчурная компания» - государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации). Результаты исследований Коммуникационной лаборатории «РВК» отражены в серии сборников «Формула научного PR». [1. С.123-133]. Согласно этим данным, в 2010-е годы увеличивается доля журналистских публикаций о науке, меняется их характер (материалы рассказывают не только о финансово-политических вопросах научных организаций, но и собственно о самих исследованиях), увеличивается число научно-популярных сообществ и их подписчиков в социальных сетях. Позитивную роль в распространении научно-популярного контента играет интернет как пространство для поиска и создания новых форм подачи научной информации, среди его преимуществ - наличие широкой аудитории, высокая интерактивность и мульти-инструментальность. Таким образом, научная популяризация - это актуальное направление в современном информационном пространстве России. Мы предлагаем анализ научно-популярного контента в интернете, где ведутся активные эксперименты по адаптированию традиционных приемов и созданию новых форматов подачи научного знания. Статья также включает в себя рефлексию собственного опыта создания видео-проектов о науке в сети, это программы на YouTube-плат-форме «Лаборатория» и «Детектор мифов». Научная популяризация в интернете: новаторские форматы Интернет обогащает научно-популярный дискурс новыми способами подачи научной информации: с одной стороны, это трансформация традиционных приемов, с другой - создание новаторских инструментов и форм. Сегодня существует два типа научных популяризаторов: 1. журналисты, которые интересуются наукой и путем самообразования изучают новые темы; 2. ученые, которые пробуют самостоятельно рассказывать о научных исследованиях и осваивают инструменты коммуникации. Статус автора, его профессиональная подготовка также влияет на манеру подачи информации и характер контента. Интернет - это площадка для развития новых медиа, главными чертами которых является цифровой код, интерактивность и мультимедийность. Возможность экспериментировать с формой подачи и средствами выразительности выгодно отличает новые медиа от традиционных (печатных изданий, радио, телевидения). Цифровые медиа позволяют подавать информацию в синтетической форме, сочетая разные системы знаков -вербальные, визуальные, аудиальные. При этом пользователь может не только выразить ответную реакцию на медиа-продукт, но и генерировать его содержание. Несмотря на все очевидные различия, медиа-средства характеризуются преемственностью, и элементы старых медиа объединены в новых [2. С. 98-106]. В данной статье мы не рассматриваем интернет-версии традиционных СМИ, которые дублируют свои публикации в цифровой форме; наше внимание обращено к тем мультимедийным новаторским форматам, которые были созданы и существуют в сети. Например, сегодня в российском интернет-пространстве успешно развиваются такие научно-популярные ресурсы, как порталы «ПостНаука», «Arzamas», YouTube-каналы «QWERTY», «SciOne», «Все как у зверей». Присущее новым медиа многообразие средств выразительности позволяет по-новому использовать традиционные приемы подачи сложной научной информации. В текстовой журналистике традиционно используются следующие способы расшифровки сложных понятий: иллюстрирование термина примером,описание основных признаков называемого понятия, рассказ об истории открытия и наиболее популярный метод - это объяснение с помощью сравнения и метафор [3]. Новые медиа используют те же приемы, но в обновленной аудиовизуальной форме. В результате создаются эффектные видео-метафоры и сравнения. Например, в одном из материалов YouTube-канала «SciOne» приводится следующее сравнение: с помощью анимированной графики в стиле компьютерной игры авторы объясняют взаимосвязь мозга и человеческих потребностей, при этом каждая потребность и закрепленный за ней отдел мозга представлен в виде игрока. В целом весь выпуск построен на основе сравнения, авторы рассказывают о природе потребностей и параллельно показывают персонажа компьютерной игры, который переживает возникновение и удовлетворение ключевых потребностей. («Кто здесь главный?» от 17.10.2017, YouTube-канал «SciOne»). В данном случае реализуются такие приемы расшифровки термина, как иллюстрация примером, описание признаков, сравнение. Подобная образная и игровая форма подачи научной информации облегчает ее усвоение. Интернет предлагает новые типы научно-популярного контента: видео-лекции, эксплейнеры, познавательная мультипликация, игровые формы, видео-блоги. Формат научно-популярных лекций составляет основу медиа-порталов «ПостНаука» и «Arzamas». В первом случае это видео-лекции на широкий круг тем, включая точные, естественнонаучные и социально-гуманитарные дисциплины, во втором - углубленное внимание к гуманитарному направлению: истории, литературе, искусству, философии. Лекции представлены как в виде одиночных выпусков, так и целых курсов. Просветительский портал «Arzamas» часто делает лекции в аудио-формате и видео по стандартной журналистской схеме «изобразительный ряд + закадровый текст». Нам в данном случае более интересен другой формат видео-лекций - с лектором в кадре, что использует и «Arzamas», и еще в большей степени «ПостНаука». Видео-лекции носят научно-познавательный характер и рассчитаны на думающую аудиторию. Выпуски рассказывают о какой-то конкретной научной дисциплине, проблеме или теории. Например, портал «ПостНаука» предлагает курс «Квантовая теория», выпуски «Идеи нейрофизиологии в искусственном интеллекте» или «Поведение людей в публичном пространстве». Видео средней продолжительностью 10-15 минут представляет собой монолог ученого. При данном формате популяризация науки исходит из первых рук, от человека из научной сферы. Видео-лекции дополнены расшифровкой записи. Новаторским и популярным жанром в современных медиа, в том числе научных, является эксплейнер (от англ. «explainer video» - «объясняющее видео»). Это короткое видео (1,5 - 3 минуты) объясняет явления, которые знакомы всем, но никто о них глубоко не задумывался. Эксплейнер отвечает на, казалось бы, простой вопрос. Например, «Зачем детям нужны взрослые?» («ПостНаука»), «Что если день длился бы одну секунду?» (YouTube-ка-нал «SciOne»), «Как работают "счастливые билетики"?» (YouTube-канал «QWERTY»). Эксплейнеры используют разные формы подачи: графику, фото и видео в сочетании с закадровым текстом либо стендапом автора. Элементы могут совмещаться, либо ролик выдерживается в одном формате, зачастую это графика под закадровый текст. Другой формат, смежный с эксплейнерами - это мультипликационный ролик. Материал объясняет какое-то научно-техническое понятие или явление (например, «Что такое "умный дом"?» на портале «ПостНаука»). Содержание оформляется в доступной и развлекательной форме с помощью мультипликационной анимации. В целом развлекательная форма подачи сложной информации является важным трендом новых медиа, и научно-популярные ресурсы охотно используют игровые форматы. Наиболее распространенный жанр - тест. Порталы «ПостНаука» и «Arzamas» создают тесты на основе видео-курсов, чтобы пользователь после просмотра лекций мог проверить свои знания или наоборот, пройдя тест, имел возможность узнать больше в цикле видео-лекций. Кроме того, после каждого вопроса следует короткая справка, которая сообщает некий научный факт и объясняет, почему ответ пользователя верный или неверный. Научно-популярные ресурсы создают и другие развлекательные формы. Например, игровые приложения портала «Arzamas», которые можно установить на смартфон с помощью сервисов «App Store» и «Google Play» (к примеру, игра «Emoji Pushkin», цель которой заполнить пропуски в стихотворениях А. Пушкина, делая это с помощью эмодзи). Еще один развлекательно-просветительский ресурс -проект «1917» от «Издательства Яндекс». Это интерактивный сайт на тему истории. Ресурс содержит документальные материалы о 1917 годе (фотографии, письма, дневники современников событий того года), которые постоянно обновляются. Проект состоит из множества игровых элементов, например: календарь (сайт рассказывает о новостях именно того дня, когда пользователь заходит на ресурс, но только столетней давности); письмо реальной личности 1917 года с возможностью получить ответ, основанный на текстах того человека; тематические тесты и другие развлекательные формы. Популярный в современном интернет-пространстве, особенно на YouTube-платформе, формат видео-блога проникает также и в сферу научной популяризации. Этот жанр предполагает подчеркнутую персонифициро-ванность, ключевую роль автора-блогера, который является лицом YouTube-канала. В данном случае интерес зрителей может быть связан не только с содержанием материалов, но и с личностью блогера, что предъявляет к автору дополнительные требования - обладать харизмой, иметь собственную уникальную форму подачи себя в кадре и своего материала. Например, сегодня в российском YouTube успешно развивается видео-блог натуралиста Евгении Тимоновой «Все как у зверей». «Это программа о том, в кого люди такие», -сказано в описании проекта на YouTube. Канал популярно рассказывает о людях и животных, каждый выпуск посвящен особенностям поведения, привычкам, которые являются общими для человека и животного. Например, выпуски «Брак сделал обезьяну человеком», «Прокрастинация: привет от внутреннего хомячка», «Почему мы любим массаж и сплетни?». Большая часть выпусков снята на выезде, в том числе в других странах, декорациями для стендапа Евгении Тимоновой служат заповедники, парки, пляжи, горы. Иногда ее соведущим становится животное: хомяк, удав, американский таракан. Подобная форма подачи погружает в тему видео-выпуска, помогает запомнить информацию. По результатам этого обзора можно говорить о том, что интернет позитивно влияет на развитие научно-популярных ресурсов. Опыт создания научно-популярных видео-проектов в интернете Мы можем убедиться в эффективности научной популяризации в интернете на практике. Об этом говорит наш собственный опыт создания видео-проектов о науке, это программы «Лаборатория» и «Детектор мифов». Видео-выпуски выходят на YouTube-канале Мультимедийного центра ТГУ «ТВ-Университет» (корпоративное телевидение Томского государственного телевидения). Проект «Лаборатория» (выходит с января 2017 года) - это научно-познавательная программа о научных исследованиях и вопросах, которые являются актуальными в мире и ТГУ. Каждый выпуск посвящен конкретному научному направлению, например, робототехнике, когнитивной лингвистике, антропологии науки и техники. Цель проекта - объяснить широкой аудитории, чем занимается та или иная научная дисциплина. Программа строится на основе традиционных для телевидения форм, дополненных новыми средствами выразительности. Выпуск сочетает видео (съемки событий, стендап, видео с интершумом), изображения, графику, устный текст за кадром и текст на экране. Для объяснения сложных понятий используются такие приемы, как расшифровка термина, сопровождение его примером, сравнение. Программа сочетает текстовые и аудиовизуальные средства, например: расшифровка термина оформляется в виде текста на экране, помещенного на некий тематический фон и синхронизированный с закадровым голосом. Эффективный инструмент, который помогает объяснить научный процесс, суть эксперимента, это графика - статичная и анимированная. Так в выпуске «Когнитивная лингвистика: о дружбе языка и мыслей» (от 22.03.2017 года) закадровый текст рассказывает про явление ментального сравнения (сравнение реальных объектов и обозначающих их слов в сознании человека) и предлагает зрителям решить реальную задачу, которую лингвисты дают респондентам во время эксперимента. Задача оформляется в виде графики, которая включает в себя изображения слона и мыши и сами слова. Графику сопровождает закадровое пояснение: «Решите задачу. Кто больше: слон или мышь? А теперь добавьте уменьшительно-ласкательный суффикс. Кто теперь больше: слоник или мышка?». После этого следует пояснение: с помощью подобного теста лингвисты установили, что уменьшительно-ласкательный суффикс увеличивает время выполнения задания, потому что сравнение проходит по двум уровням - внутри одной категории (мышь или мышка; слон или слоник) и между ними. В результате подобная графика позволяет рассказать о научном явлении с помощью наглядного и понятного примера, а также создает у зрителя ощущение, будто он сам участвует в исследовании. Еще один прием, который делает объяснение научного термина образным и понятным, это сравнение. В том же выпуске про когнитивную лингвистику для иллюстрации идеи, что сознание воспринимает слово как реальный материальный объект, используется отрывок из художественного фильма «Области тьмы» (писатель печатает текст, а на него сыплются объемные материальные буквы). Проект «Детектор мифов» (выходит с марта 2017 года) носит экспериментальный характер. Это научно-развлекательная программа, посвященная научной фантастике: ученые комментируют популярные фильмы на предмет соответствия сюжетов кино реальным фактам науки. Проект транслирует научное знание через понятную и интересную широкой аудитории тему кинематографа. Особенностью программы является сочетание двух популярных в новых медиа и на YouTube-платформе жанров -видео-лекции и реакции. От жанра видео-лекции программа переняла тип авторства. Трансляция научного знания происходит от самого ученого, чье мнение по теме науки является авторитетным. Большая часть хронометража выпуска программы - это монолог ученого в кадре и за кадром. Основные съемки программы проходят в студии: ученый сидит перед ноутбуком, смотрит отдельный фрагмент из фильма и комментирует его, затем переходит к следующему фрагменту. Подобная форма подачи соответствует жанру реакции. Это популярный сегодня на YouTube-платформе формат, который предполагает фиксацию живой (обычно неподготовленной) реакции участников видеосъемки на какой-то материал - музыкальный клип, компьютерную игру, фотографию. Выпуск монтируется из реакции участников и показанного материала. Однако участники нашей программы «Детектор мифов» в виду сложности научной темы предупреждены заранее о том, фрагменты из каких фильмов они будут смотреть во время съемки. Ученый комментирует, соответствует ли сюжет научно-фантастического фильма реальным фактам науки и выносит фрагменту вердикт: правда или миф. Оценка ученого подкрепляется документальными фактами из научной практики и по возможности натурными экспериментами (например, в выпуске №1 «Физика космоса» комментарий об отсутствии звука в космосе подтверждает опыт со звонком под куполом с вакуумом). Выпуск программы монтируется из видео-профайла (представления ученого), реакции, кинофрагментов, опытов и видео, загруженного с сервиса YouTube. Таким образом, опыт создания видео-проектов «Лаборатория» и «Детектор мифов» показывает на практике, что интернет открывает широкое поле для экспериментов и позволяет создавать составные, мультимедийные материалы с синергетическим эффектом. Новые медиа способствуют развитию научно-популярных ресурсов: возникают новаторские формы подачи научной информации, которые сочетают текстовые и аудиовизуальные средства выразительности и позволяют объяснять сложные понятия наглядно, образно и понятно. Цифровые медиа расширяют аудиторию научно-популярных материалов и подключают пользователей к генерированию содержания. В результате можно говорить о позитивном развитии научной популяризации в интернете.

Ключевые слова

наука, научная популяризация, новые медиа, новаторские формы, science, scientific popularization, new media, new formats

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поданева Елена СергеевнаТомский государственный университетстудентка 2 курса магистратуры факультета журналистики; корреспондент Мультимедийного центраhelena.podanyova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Рухлова Е., Бычкова Е., Брандт Е. Развитие неизбежно. Попытка исследовать текущее состояние научных коммуникаций в России // Формула научного PR. СПб: Университет ИТМО, 2015. С. 123-133.
Стинс О., Ван Фухт Д. (Пер. с англ. Н. Бергер). Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8. Вып. 7. - 2008. - С. 98-106.
Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. М.: Из-во «Наука», 1978. - 224 с.
 Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видео-проектов о науке) | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/13

Научная популяризация в интернете: эксперименты с новыми форматами (опыт создания видео-проектов о науке) | Журналистский ежегодник. 2017. № 6. DOI: 10.17223/23062096/6/13