«Психология журналистики» в контекстедоминантных проблем современности
«Психология журналистики» в контекстедоминантных проблем современности.pdf Психология журналистики - молодое направле-ние научного знания, которое в конце 1980-х диффе-ренцировалось от психологии массовой коммуника-ции и стало активно разрабатываться на факультетахжурналистики МГУ, СПбГУ и тогда еще Свердловскогоуниверситета. Востребованность и актуальность дан-ной дисциплины сегодня связаны не только с психо-логической сущностью журналистского творчества, воснове которого лежат привлекательные для челове-ка категории: Общение, Взаимопонимание, Интере-сы/ Потребности и др. Освоение проблемного поля иинструментария «Психологии журналистики» помо-гает будущему профессионалу оценить мощный по-тенциал современного информационного простран-ства и впоследствии быть полноценным участникоминформационного обмена, инициировать новостныепотоки, а не выступать объектом манипулятивногопроизвола со стороны власть имущих, использующихинформацию как основной рычаг воздействия в соци-альных технологиях и политических играх. Студент поокончании изучения лекционно-практического курсадолжен иметь четкое представление об особенностяхмассмедиа в информационном обществе, о специфи-ке политической деятельности, которая сегодня пре-образовалась в информационную борьбу за сознаниеобщества, за управление психикой элиты социальныхгрупп.В эпоху информационно-психологических войн нетекст задается реальностью, а тексты создают реаль-ность. Для субъектов политического, коммерческого ииного рода противоборств очевидно: контролироватьследует не сам мир, а рассказы о нем. В результате ак-туальное пространство метатекста СМИ представляетсобой достаточно разветвленную систему методов иприемов влияния на психику аудитории. Поэтому однаиз ключевых задач «Психологии журналистики» - рас-крыть возрастающую роль СМИ в усилении действияпсихологических факторов, качественно изменяющихобщественное сознание. Изучение медиавоздействиявозможно на трех уровнях. Макроуровень поднимаетпроблему «глобального риска» или «мирового стан-дарта», когда следование единой для мира информа-ционной повестке дня, неким общим нормам и когни-тивным приоритетам провоцирует гибель культурногокода, способствует трансформации ядерных конструк-тов национальной модели мира. Концептуализирован-ная сфера иной культуры (философия индивидуализ-ма, блага и пользы, утилитарная нравственность, идеянеобходимой агрессии и т.д.), осваивая отечественноеинформационное пространство, становится своео-бразным троянским конем, усыпляющим своей ярко-стью и необычностью бдительность общественности,но однозначно претендующим на экспансию его ду-ховного пространства.Мезоуровень акцентирует внимание на вопроседеструктивного воздействия медиатекста на опреде-ленные группы людей. Так, увлеченность таблоид-ными СМИ, гедонистическими и некрофильскими(Э. Фромм) картинками порождает цепь негативныхэффектов: мозаичность сознания, изменение картинымира человека, его эмоционального состояния, десен-сибилизация - потеря чувствительности, растормажи-вание, ослабление сдерживающих реакций и др. Про-блемное поле микроуровня воздействия - на психикуиндивида - сегодня открыто для изучения. Не вторга-ясь в сферу чистой психологии, на занятиях по «Психо-логии журналистики» мы обсуждаем, например, тему«Воздействие публикации, действий журналиста насудьбу и жизнь героя».Популярные в современном метатексте СМИ идеибихевиоризма (психологии поведения) подчеркиваютеще одну грань актуальности данной дисциплины.Субъекты медиарынка предпочитают выстраиватькоммуникацию согласно формуле «Стимул -> Реакция»:зная интересы и потребности целевой аудитории, воз-можно насыщать медиапроизведение привлекатель-ными стимулами, которые вызывают предполагаемуюоднотипную реакцию у большинства реципиентов.«Психология большой белой крысы» (Э. Фромм), ак-тивно критикуемая гуманистическим направлением впсихологии за неумение связать душу и тело, подчи-нила себе доминирующие информационныепотоки.И сегодня даже на государственном информацион-ном канале «Россия» первая новость общероссийских«Вестей», как правило, повествует об очередном ма-ньяке, убийстве или катастрофе. Конечно, очевидно,что агрессивный и сексуальный инстинкты являютсяуниверсальным стимулом для массового человека, вхарактеристике которого стерты уровни образования,социального статуса и возраста, но, с другой сторо-ны, потребности масчеловека не исчерпываются егофизиологическими атрибутами, а дальнейший спросна определенную медиапродукцию - «наслажде-ния» - обусловлен законом «снежного кома» и «ре-тивым предложением» (К.П. Победоносцев) массовойжурналистики.Схема «S -> R» обусловила появление формулы ка-чества СМИ: «технологичность + креативность + функ-циональность». На вводных занятиях по психологиижурналистики ключевой постулат бихевиоризма мывписываем в таблицу, в которой первая графа включаетопределение рабочей цели, вторая - перечень стиму-лов, третья - возможные реакции аудитории/ челове-ка. Задача студентов - заполнить пустующие колонкина протяжении изучения всего курса. Преподавателемподчеркивается: чем больше стимулов может назватьстудент в аспекте решения той или иной профессио-нальной задачи, тем большим технологическим запа-сом будет он обладать как профессионал.Основная целевая установка курса - познакомитьстудентов со сложным и многообразным миром ме-диатехнологий - «последовательно применяемыхпроцедур, приемов и способов деятельности, направ-ленных на наиболее оптимальную и эффективнуюреализацию профессиональных целей» 1, задейству-ющих разные семиотические системы вербальногои невербального порядка. Приобретенные уменияориентироваться в основных методах психологиче-ского взаимодействия и воздействия (убеждение,заражение, подражание, внушение, манипуляция)значительно обогащают технологические ресурсыжурналистского творчества в массовом и межличнос-тном общении, делают возможным или облегчаютпроцесс понимания продуктивных - формирующихи деструктивных способов воздействия на аудиториюпосредством СМК.Указанная целевая установка дисциплины включа-ет ряд задач, в том числе прикладного характера: датьсистемное представление о психологических процес-сах массовой коммуникации, о базовых законах че-ловеческой психики; познакомить с характеристикоймассовой аудитории и массового человека; выделитьи описать возможности и технологии формированиядиалоговых отношений с аудиторией и конкретнымчеловеком. Реализация данных задач осуществляет-ся за счет научного инструментария важных в аспек-те психологии массовых коммуникаций концепцийи психологических направлений: когнитивная пси-хология (процесс кодирования и декодирования ин-формации, особенности восприятия текста, страте-гии продуктивного общения, правила эффективногопостроения медиатекста и использования медиатех-нологий), гештальт-психология (законы построенияэйдосферы - системы образов и живописных форм,представленных на определенном фоне; процесс це-лостного осознания профессиональной ситуации идр.), аналитическая психология (теория и практика ис-пользования архетипов в речевом дискурсе и медиа-тексте), гуманистическая психология (классификацияпотребностей человека, приемы активизации страхав медиатексте, негативные эффекты воздействияСМИ и др.), психоанализ (проблема использованиясексуального и агрессивного инстинктов в медиатек-сте) и т.д.Отдельным немаловажным блоком учебного про-цесса является разговор о личностной основе про-фессионального выбора студентов. Важно, чтобыкурс «Психология журналистики» был ориентированна формирование способности к саморефлексии,на осмысление своего социального и профессио-нального опыта. Будущий журналист должен иметьпредставление о специфике и процессе современнойтворческой деятельности, о возможных «Я-концепци-ях» журналиста, о различных парадигмах мышленияи творческого выбора. Полноценно освоенная психо-логическая база профессии «журналист» открываетважные умения видеть и чувствовать неоднозначнуюреальность - людей и события, дает возможностьиспользовать дополнительные механизмы влиянияна окружающий тебя мир, позволяет мыслить и дей-ствовать психологически грамотно. В.И. Кузин отме-чает, что «Психология журналистики» направлена наформирование психологической культуры журнали-ста - «культуры, основанной на знании психологиикак науки, на ее сознательном внутреннем освоениии превращении в нормы повседневного профессио-нального поведения» 2, В.Ф. Олешко справедливо до-бавляет - «во благо всего общества» 3.Как правило, отведенного Стандартом (ГОС иФГОС) количества часов катастрофически не хватаетна формирование способности к профессиональнойадаптации, на полноценное познание себя как лич-ности и профессионала. Общеизвестно: прежде чемстать журналистом по должности, необходимо имстать по мироощущению. Важно найти себя в профес-сиональной среде, обрести свой стиль, что позволит вдальнейшем сделать выбор в пользу энергосберегаю-щей стратегии. Журналистское творчество - деятель-ность многогранная, можно погрязнуть, как Сальери,в каторжном труде, например, корреспондента реги-ональной газеты, и не получить истинного легкоговдохновения от того, к чему склонна твоя натура Мо-царта, например, от должности режиссера на ТВ. Носледует признать, что профессиональных методики тестов, ориентированных на разрешение даннойпроблемы, в распоряжении преподавателей, особен-но региональных вузов, нет. Приходится обходитьсяподручным диагностическим материалом, почерпну-тым из сферы психологии творчества и психологииобщения.Креативного подхода, ввиду отсутствия адекват-ных поставленным задачам техник, также требует об-учение возможным приемам релаксации в професси-ональной деятельности. Проблема, на наш взгляд, го-воря языком классика, - архиважная. Согласно стати-стике ЮНЕСКО, журналистика отнесена к числу про-фессий с самой короткой продолжительностью жиз-ни. По данным ученых Манчестерского университета,оценивших опасность всех профессий по 10-балльнойсистеме, на первом месте стоят минеры, на втором -полицейские, на третьем - журналисты, которым от-дали 7,5 баллов. Причин тому несколько: 1) творческаясущность профессии, требующая «вечного рабочегосостояния», по сути нерегламентированная трудоваянеделя: вынашивать идею материала можно сутками,а писать - глубокой ночью; 2) массовая коммуника-ция есть самая стрессогенная сфера человеческойжизни, с одной стороны, жизненный успех зависит отскорости и адекватности вхождения и понимания гро-мадного и неоднозначного медийного пространства,с другой стороны, профессиональная ответствен-ность журналиста, его роль «парламентера от челове-ческого рода» поставлена в зависимость от бешенойдинамики происходящего, когда на осознание фактови ситуаций практически не остается времени; 3) жур-налистике свойственен синдром профессиональноговыгорания, к создателю медиатекста огромное коли-чество людей приходят на исповедь, которая станетчитабельной лишь при условии ее проживания лич-ностью автора. Странное положение вещей: психоте-рапевты почти в подобной ситуации знают как себявести и что делать, а вот с журналистами о том, какизбавляться от негативных эмоций, никто не говорит.Как результат - профессиональные заболевания: раз-личного рода психозы, депрессия, алкоголизм.Аналитический обзор содержательного поля лек-ционно-практического курса «Психология журнали-стики» позволяет сформулировать, на наш взгляд,ключевые социально-психологические функции жур-налистики.Аффективно-коммуникативная функция. Совре-менная журналистика, выполняя свою имманентнуюзадачу, одновременнозадействует три направлениядеятельности: информирование аудитории, кон-струирование с ней эффективного диалога - ком-муникации, акцентуация и удержание ее внимания.В эпоху рынка и канонов постмодерна медиатекстобращен преимущественно к эмоциональной сферевосприятия человека. Расставленные приоритеты неслучайны, апелляция к интеллекту требует особыхусловий реализации: вдумчивой и сомневающей-ся аудитории, обладающего широким кругозором испособного четко выстраивать причинно-следствен-ные связи коммуникатора, достаточного объема тек-ста и времени его вещания. Данные условия - не-сомненно, специфические, они плохо вписываются вформат рыночных массмедиа. Обращение к эмоцио-нальной сфере человеческой психики - куда менеезатратная технология в темпоральном, креативном иэнергетическом аспектах. Обратной стороной меда-ли указанной функции является передача дезинфор-мации (дисфункция).Функция психологического единства. Журнали-стика ориентирована, в том числе, на формированиегруппового (общественного) сознания. Понятийныйаппарат функции включает: национальную иденти-фикацию, сплоченность социума, общественное со-гласие, сохранение культуры Отечества и основныхконструктов наивной картины мира. Разновидностьюдисфункции здесь может быть объединение людейна основе древних инстинктов человека, например,культивирование в медиатексте насилия и страха.Функция социализации аудитории. Часто прихо-дится сталкиваться с тем, что владельцы массмедиав публичных и приватных дискурсах, как правило, от-рицают воспитательную сущность СМИ, акцентируявнимание на самодостаточном процессе информи-рования аудитории. Наш коллега из Германии Х. Пёт-ткер справедливо отмечает: «В обществе, в котороммассмедиа и журналисты являются центральнымифакторами, определяющими реальность, необходи-мо… подвергнуть ревизии традиционное самосозна-ние безучастного наблюдателя… Если у журналистовесть необходимость участвовать в процессах жиз-ни, то они должны анализировать и размышлять обэтом непреднамеренном влиянии на реальность» 4.С точки зрения психологии журналистики, медиа-текст и процесс воздействия есть всегда причина иследствие, конечно, возможно говорить о более илименее выраженных эффектах, но результативностьвоздействия неминуема. В связи с этим журнали-стика должна быть ориентирована на социальнуюадаптацию человека, иметь ценностнообразующуюи онтологическую основу - сохранять и передаватьценности и смыслы отечественного бытия, распро-странять положительные образцы поведения (на-пример, формировать здоровый образ жизни, тягук знаниям и образованию). Социальная идентифи-кация, отождествление себя с кем-либо другим -жизненно важный процесс для человека как соци-ального существа. Поэтому журналистика, особенноТВ, обречена на предъявление образцов поведения,положительных и отрицательных героев, культ эти-ческих и эстетических норм.Осуществление подобной деятельности частотрансформируется в дисфункции: контроль сознаниялюдей; снижение социального интеллекта аудитории(«всеобщее оболванивание»); парасоциальное воз-действие (например, человеку кажется, что он личнознаком со звездами и героями информационного про-странства).Последняя функция - психотерапевтическая -логично вытекает из предыдущих. Под медиапсихо-терапией (медиасоциотерапией) мы подразумеваемсоздание оптимальных информационно-психологиче-ских условий для активизации продуктивного, здоро-вого, социально-активного образа жизни. Качествен-ное медиапроизведение способно ориентироватьчеловека на самореализацию, самоутверждение и са-мопознание. Данная функция включает в себя и пер-цептивную задачу - установление взаимопониманияс аудиторией и конкретным человеком, что невозмож-но без умения слышать мелодию чужой души, видетьмир глазами других. Современные печать, радио и ТВсуществуют в формате особой манеры общения - непризывно-митинговой, а доверительно-интимной. Ме-диасоциотерапия направлена на изменение - гармо-низацию эмоционального и физиологического состо-яния человека, медиатекст способен улучшить настро-ение, предоставить возможность пережить яркие эмо-ции, с которыми читатель/ слушатель/ зритель редковстречается в жизни, или избавить от нежелательногонапряжения, подарить эмоциональную разрядку, по-мочь уйти от печальной реальности, уменьшить трево-гу, забыть о проблемах и неприятностях.Тем не менее, и это функциональное поле имеет не-гативную сторону реальности современной журнали-стики: проблема эскапизма - человек страстно желаетуйти в страну виртуальных иллюзий, избегает решениянасущных проблем, он предпочитает подменять всеистинное занимательным (возможны также вариантыи коллективного аутизма в результате тотального иде-ологического воздействия со стороныСМИ).Итак, несмотря на более чем тридцатилетнююисторию существования «психологии журналистики»и множество появившихся в последнее время учебныхпособий, демонстрирующих многообразие подходов иавторских интерпретаций дисциплины, содержатель-ная канва курса так и не обрела четких очертаний, егопроблемное поле содержит массу белых зон, обуслов-ленных контекстом современности, требующих нетолько своего теоретического багажа и методологиче-ского обоснования, но и достаточной эксперименталь-ной базы.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 101
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ерофеева Ирина Викторовна | Забайкальский государственный университет (Чита) | д-р филол. наук, профессор кафедры журналистики и связей с общественностью | irina-jour@yandex.ru |
Ссылки
Пётткер Х. От новостной функции к ориентирующей // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции / Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. С. 13.
Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб.: СПбГУ, 1998. C. 13
Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. C. 9.
Журналистика в мире технологий: материалы научно-практи- ческого семинара "Журналистика и мир. 2008" / ред.-сост. М.Н. Ким. СПб.: СПбГУ, 2009. C. 35
