Автор в дискурсе печатных СМИ:к проблеме изучения
Автор в дискурсе печатных СМИ:к проблеме изучения.pdf В поле зрения современных исследований жур-налистики - развивающаяся трансформация отече-ственных средств массовой информации, глобаль-ный системный кризис традиционных СМИ, вызван-ный бурным развитием Интернета, новые эффектыкоммуникации. На первый план выходят проблемытехнологии, менеджмента, прицельного ориентиро-вания изданий на определенную аудиторию. В связис видоизменением системы жанров ведутся дискус-сии о принципах их классификации. В этих условияхпредставляется важным рассмотрение того, как меня-ется реализация личности журналиста в материале,как происходит ее профессиональная трансформацияв новых социальных, организационных и творческихусловиях.Отечественный журналист стал более свободен -имеет право на личную точку зрения, не скован жест-кими идеологическими и творческими рамками. В тоже время значимость авторской индивидуальностижурналиста и ее реализации в тексте в качестве инди-видуального стиля отодвинуты на второй план. Так, впроцессе выполнения профессиональных задач инди-видуальность журналиста как бы нивелируется: в ин-формационных публикациях должна главенствоватьновость; заказные пиар-материалы, которыми нередкозаполнены страницы прессы, должны решать прагма-тические задачи, оплаченные заказчиком; крупныеаналитические и художественно-публицистическиежанры, в которых автор может проявить свои творче-ские способности, мало востребованы региональнойпрессой, глянцевая журналистика вырабатывает стильрерайтера - литературного обработчика текстов, -ориентированный на унифицированный стиль изда-ния, и т.д.Тем не менее, субъект деятельности - «пишущийавтор» - остается главным в процессе создания жур-налистского продукта, осмысливая поток текущейжизни, выбирая выразительные средства, адекватныесобытию - и своей позиции по отношению к нему.Копирование и «перелицовка» новостей из Интер-нета не сможет заменить этой живой журналистскойработы.Кто же такой автор в современном журналистскомматериале? Какие факторы влияют на его формирова-ние и проявление?Проблема автора текста отличается многоаспект-ностью и многоуровневостью. Вслед за В.В. Вино-градовым, заложившим основы исследования этойосновной смыслообразующей категории, «образ ав-тора» рассматривается как «индивидуальная словес-но-речевая структура, пронизывающая строй художе-ственного произведения и определяющая взаимос-вязь и взаимодействие всех его элементов» 1, обуслов-ленная личностью писателя, его мировоззрением имиросозерцанием (работы М.П. Брандес, В.В. Один-цова, Б.О. Кормана, В.В. Краснянского и др.). Наблю-дения и обобщения по данной проблеме сделаны наоснове анализа текстов публицистического стиля (ра-боты М.И. Стюфляевой, В.П. Вомперского, Л.Г. Кайда,Г.Я. Солганика, С.И. Сметаниной). Формы и функцииавтора в журналистском материале рассматриваютсяв работах М.Н. Кима, Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшинойи др. Вопросы творческой индивидуальности жур-налиста, способов ее реализации в журналистскомтворчестве анализируются в исследованиях И.М. Дзя-лошинского, В.М. Горохова.Полученные обобщения и наблюдения создаютзначительную базу для дальнейших исследований,углубления представления о формах авторской актив-ности в текстах современных СМИ.Автор прежде всего предстает перед читателем вформе авторского имени: знакомое авторское имя го-ворит о репутации автора, о качестве текста, о теме - идостоверности фактов. Современный отечественныйчитатель доверяет одним журналистам, не верит дру-гим. Если это имя известно, то возникает дополнитель-ная затекстовая информация о позиции автора. Онаявляется ориентиром читателя в потоке материалов,которые на него обрушивают каналы СМИ.В перестроечный период в журналистике разви-вался информационно-коммуникативный подход кинформации, предполагающий представление ма-териалов на полосе без подписи журналистов, одновремя этот принцип реализовывался в еженедельнике«АиФ». Однако многообразие трактовок жизненныхявлений, творческие устремления журналистов всту-пают в конфликт с этим принципом анонимности ин-формирования.Как показывают исследования разных лет, чита-тель может поддаваться гипнозу авторского имени. Обэтом свидетельствует, в частности, эксперимент, про-веденный Ю. Сорокиным с текстами «Литературнойгазеты» 2. Группам испытуемых предлагалось оценитьфельетоны, среди которых были работы М. Булгакова,М. Зощенко и разных современных читателям авторов.Одна группа получила тексты, подписанные подлин-ными именами. Предлагая материалы другим группам,подписи под текстами изменяли. Однако как бы их нименяли, в число лучших публикаций по общей суммеоценок всякий раз входили тексты, подписанные зна-чимыми именами маститых авторов. Видимо, извест-ное уважаемое имя повышает в сознании аудиторииоценку текста.Знакомство с автором и его публикациями обога-щает семантику текста, т.к. порождаются дополнитель-ные ассоциации, межтекстовые связи, обнаруживаетсяскрытая ирония или, наоборот, пристрастность журна-листа.Однако автор - это не только создатель, т.е. чело-век, написавший материал и поставивший свое имяпод ним. В художественных и публицистических тек-стах автор выступает как творческий субъект, реализу-ющий в произведении свое жизненное и творческоекредо. Анализируя жизненные конфликты и оцениваягероев, их поступки, читатель художественного произ-ведения воспринимает идею автора, его концепциюжизни, воплощенные в тексте, и на этой основе фор-мирует представление о творческом субъекте произ-ведения. Конечно, эти представления различаютсяглубиной осмысления, а также степенью близости креальной личности писателя.Нередко исследователи, изучая документальныематериалы о жизни писателя, анализируя его творче-ство, отмечают несоответствие «творческого субъекта»произведения подлинной личности писателя.Важной особенностью журналистского текстаявляется то, что автор «практически идентичен лич-ности публициста» 3. Он - лицо, реально существу-ющее, нередко хорошо известное многим читате-лям. Интернет позволяет подробно информироватьаудиторию о биографии журналиста, его карьере,творческом досье. В личном блоге журналист мо-жет прокомментировать свои публикации, впря-мую, не будучи сдерживаем форматом издания илипрограммы, выразить личное мнение по важнымсоциальных вопросам. Журналист воссоздает кон-кретную жизненную ситуацию, он несет профессио-нальную, а нередко и юридическую ответственностьза точность и объективность материала, докумен-тальность характера героя. Публикация материаламожет предполагать осуществление определенныхдействий - разрешение конфликта, наказание вино-вных и т.п. Поэтому для газетных публикаций харак-терно открытое проявление авторской оценочности,т.е. нередко автор выражает, формулирует свою точ-ку зрения, оценку в материале.Однако является ли образ автора-журналиста(в этом терминологическом смысле) во всем тожде-ственным образу реального автора? Думается, не сле-дует рассматривать их связь однозначно. Журналистреализует в своих публикациях лишь определенныеаспекты своей личности. В тексте создается образ жур-налиста не во всей полноте конкретно-бытовой опре-деленности, но сущностные черты, необходимые дляосвещения общественно-важных проблем.Рассматривая взаимодействие в категории авто-ра дихотомии «автор - человек социальный» и «ав-тор - человек частный», Г.Я. Солганик отметил в на-чале 2000-х годов смену структуры категории автора:формирование тенденции в преобладании «человекачастного» 4. Это отражается в использовании приемовинтимизации, в стремлении «выглядеть близким чита-телю человеком, а также в том, что интерес к частномучеловеку, его жизни становится определяющей при-метой времени» 5.Представляется, что эта тенденция может бытьохарактеризована и в еще одном аспекте: автор-жур-налист менее осмысливает себя как представительгосударства и общества, заявляя о своей личной пози-ции, личном мнении в том или ином вопросе, чем обу-словливается разнообразие интерпретаций событий иявлений, представленных в СМИ.Также для полноты описания необходимо рас-смотреть «профессиональную характеристику»автора-журналиста: представленный в тексте ма-териала, он обладает чертами профессиональногоимиджа, т.е. специально конструируемого образа,обусловленного его социальной ролью. В журна-листском тексте образ автора и его позиция опре-деляются и общественно-значимыми критериями, иобщепринятыми нормами морали, корректируетсязаконодательством страны, провоцируется ожида-ниями аудитории и т.п. В результате он предстаеткак компетентный в рассматриваемой теме человек,имеющий право выносить суждения и оценки, спо-собный «на равных» беседовать с чиновниками, экс-пертами, оценивать их работу, давать рекомендациии т.п. Эти родовые черты отражены в материалах са-мых разных журналистов, с различным опытом, зна-ниями, чертами характера. Порой, претендуя на этотимидж, журналист саморазоблачается в тексте: егопредставления о теме могут быть поверхностными,рекомендации абсурдными.Таким образом, создаваемый в тексте образ автораможет быть соотнесен с неким «ликом» автора (в тер-минологии В.В. Виноградова). Однако в то время какписатель свободен в выборе артистического «лика»,который отчужден от него и решает художественныезадачи, выбор журналиста ограничен указаннымифакторами. Причем, исследователи фиксируют осо-бую «стилевую вседозволенность» и авторскую актив-ность «несколько выше, чем это предусмотрено поэ-тикой журналистики» 6, свойственные современнойотечественной прессе.Важное значение для реализации категории ав-тора имеет жанровая отнесенность текста. В публи-цистическом произведении автор - «величина пере-менная»7. В таких жанрах, как заметка, хроника, высту-пает обобщенный автор. Он безлик, объективирован,не имеет индивидуальных языковых сигналов. В этихжанрах активно используются стандартизованныесредства выражения. Авторское начало выступаетздесь как определенная общественная точка зрения.В репортаже и интервью автор представлен как дей-ствующее лицо. В репортаже он комментирует собы-тия со своей пространственно-временной и психоло-гической точек зрения. В интервью автор - участникбеседы, но он же и создатель всего материала, вклю-чающего речь героя-собеседника. Текст интервью мо-жет не включать авторской речи (интервью-монолог),однако авторская оценка проблемы и собеседникапрослеживается и в этом случае, т.к. журналисту при-надлежит выбор темы, собеседника, аспекты раскры-тия проблемы в беседе и непосредственно в опубли-кованном материале, композиционное и языковоевоплощение устной беседы.В статье, корреспонденции, рецензии факты ком-ментируются, анализируются, сопоставляются. Функ-ции автора здесь близки к функциям автора в научномтексте - многообразие фактов должно цементиро-ваться единой обоснованной точкой зрения, решаю-щую роль приобретает один из компонентов образаавтора - «точка зрения автора». Но если в научномтексте основным является логическое начало, то жур-налист прибегает к эмоционально-экспрессивнымсредствам языка для комментирования фактов, обна-руживая не только объективно-логическую, но и эмо-циональную оценку явления. Более сложны формы ифункции автора в художественно-публицистическихжанрах - очерке, фельетоне, памфлете, которым свой-ственны образность, возможность использования раз-нообразных изобразительно-выразительных средств.В очерке «я» автора, его оценка героев и событий явля-ются источником обобщений, образного осмысленияфактов. В этом очерк близок к художественному про-изведению. В то же время очеркист обязан сохранитьконкретность и подлинность событий и характеров всвоем описании. Фантазия писателя ограничена лишьлогикой жизни - публицист не может выходить зарамки конкретной человеческой судьбы, социальнойситуации.Очерковые материалы нередко представляютавтора как одного из главных героев публикации сего раздумьями над поступками, судьбой докумен-тальных персонажей и т.п. В фельетоне, памфлетепублицистическая идея автора камуфлируется ино-сказанием, сопоставлением различных точек зренияи проявляется через посредство «построения спец-ифических повествовательных структур, создающихподтекст» 8.Однако вне зависимости от форм авторской актив-ности, определяемых жанром, автор всегда предстаетв тексте как смыслообразующая категория, определя-ющая взаимодействие элементов текста на различныхего уровнях, включая лингвостилистический. И в этомотношении может быть изучена в аспекте ее задач посозданию текстов различных жанров.«Присутствие» автора в материалах прессы всегдавоздействует на стилистический облик текста СМИ», -отмечает С.И. Сметанина 9. Этим обусловлено и инди-видуальное своеобразие текстов, проявление индиви-дуального стиля журналистов. В современных услови-ях природа журналистской индивидуальности можетреализовываться более свободно, предлагая ценныйматериал для исследования творческой деятельностив журналистике.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 117
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Кручевская Галина Владимировна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. филол. наук,доцент, зав. кафедрой теории и практики журналистики | gvkg@yandex.ru |
Ссылки
Кайда Г.Д. Стиль фельетона: выражение авторской позиции. М., 1983. С. 4.
Сметанина С.И. Указ. соч. С. 253.
Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. С. 76.
Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3. С. 76.
Сорокин Ю.А. Психолингвистические проблемы восприятия и оценки текста // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1978. С. 140-146.
Сметанина С.И. Медиа-текст в контексте современной культуры: динамические процессы в языке и стиле. СПб., 2002. С. 253.
Вомперский В.П. О стиле очерка. Стилистика газетных жанров. М., 1981. С. 116.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1975. С. 115.
