Вещь как носитель массовой информации | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Вещь как носитель массовой информации

Вещь как носитель массовой информации.pdf Господствующая ныне у нас технологическая куль-тура - точнее, тот цивилизационный тип, который онасоздала в качестве благоприятной среды своего суще-ствования, - подвергла мощному преобразованиювесь жизненный уклад человека. Основой ее являетсяклише, стереотип, матрица (продуцируемые и репро-дуцируемые в бесконечности), а наиболее адекватнойформой ее выражения являются конвейерное произ-водство, торговля, компьютерный расчет, т.е. формы,элиминирующие всякую индивидуальность, особен-ность. Человек оказывается в замкнутой механисти-ческой системе, которая функционирует по принципубесконечного самообновления - замены старых эле-ментов на новые. В этой системе нет незаменимыхэлементов, и новое вовсе не обязательно должно бытьлучше старого. Система эта порождает такой тип массо-вого сознания, который единственной ценностью мыс-лит потребление новых вещей. Оправданием заменыстарого новым и убеждением в преимуществах новогозанимается реклама. Именно она определяет ценностьвещи: чем назойливей повторяется реклама, чем боль-ше средств психологического воздействия она при-меняет - тем «лучше» и ценнее воображается вещь вмассовом стереотипизированном, программируемомсознании. Так на смену искусству, с его сверхценностьюиндивидуального и особенного, приходит ремесло, ко-торое и вовсе сменяется штамповкой - ибо удовлетво-рить массу может лишь массовое производство ценно-стей: и если «Джокондой» я обладать не могу (и потомуее игнорирую или низвергаю), зато могу обладать гал-стуком, как у Президента, машиной, как у соседа, пла-тьем, как у телеведущей, и проч. В этой современнойкультуре потребления в значительной степени именнореклама определяет горизонт потребностей человека,формируя у него стремление к бесконечному «обнов-лению» жизни, за счет приобретения новых «модных»вещей. Здесь есть видимость бесконечного прогресса:я обладаю вещью, как у X, но стремлюсь обладать ве-щью, как у Y, Z… Но и сама вещь в культуре подвластнаэволюции и проходит через несколько ступеней раз-вития, прежде чем достичь своего нынешнего статуса«предмета вожделения».Предметный мир культуры - ее центральный слойи «наличное бытие». Предметная деятельность - этовсегда сознательный, целенаправленный, свободныйв избираемых целях и средствах способ опредмечива-ния человеческих замыслов. Способы предметной дея-тельности, как и формы общения, человечество выби-рает, а каждый человек вырабатывает их в собственнойпрактике. Одно из самых важных понятий, характери-зующих сущность культуры, - свобода. Однако осоз-нание необходимости, а необходимость выбор исклю-чает, не рождает свободы действия, так как свободапредполагает выбор действия. Свобода - это универ-сальный принцип деятельности и условие существо-вания культуры. Деятельный аспект эфемерен, так какреально он существует только тогда, когда протекает,а предметы, которые создаются в процессе опредме-чивания, сохраняются в веках. Артефакты культурыматериально воплощают такое собственно человече-ское качество, как духовность. Но духовность, порож-даемая психикой человека, лишена пространственныхпризнаков. Чтобы духовное сохранялось, могло выйтиза пределы породившей его психики и стать достояни-ем человечества, оно должно быть материализовано.Опредмечивание духовного имеет целью передатьинформацию. Таким образом, материальные средстваопредмечивания духовного утрачивают свое чисто ма-териальное бытие и становятся знаками.История вещей начинается с их изготовления.Их первая роль - потребительная стоимость, т.е.определение меры полезности вещи человеку. В этомсостоит первоначальная ценность вещи. Полезнаявещь - изначальная форма существования вещи вкультуре. Одновременно вещь становилась средствомсоциальной организации человеческого коллектива -носителем социальной коммуникации, так как вещьобрастала ценностными смыслами. Тем самым полез-ная вещь становилась вещью говорящей, обладающейэстетическим качеством и художественной вырази-тельностью.Обладание вещью и ее потребление связаны длячеловека преимущественно с той пользой, которую онот нее получает - утилитарной (благоустройство тойэкологической ниши, которую человек отвоевывает уприроды) и эстетической (украшение среды). В то жевремя, в вещи-предмете концентрированы творческиеспособности человека.М.С. Каган отмечает, что процесс дифференциациипрактических и символических, утилитарных и цен-ностных свойств вещей в культуре постепенно вел кобособлению двух классов предметов:

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маняхина Марина РевовнаСанкт-Петербургский государственный университеттелекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевичад-р культурологии, профессор кафедры социально-политических наук
Всего: 1

Ссылки

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 207.
Барт Р. Семантика вещи // Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 416-426.
Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1968.
Базен Ж. История истории искусств от Вазари до наших дней. М., 1991. С. 133.
 Вещь как носитель массовой информации | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Вещь как носитель массовой информации | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Полнотекстовая версия