Медиатекст как объект лингвистическихисследований
Медиатекст как объект лингвистическихисследований.pdf Текстовая деятельность является составляющейжурналистской практики, а СМИ - сферой приме-нения медиатекстов. Термин «медиатекст», широкоиспользуемый в теории и практике журналистики,заимствован в 1990-х годах из англоязычной научнойлитературы. В наиболее полном виде концепции ме-диатекста сформулировали в своих исследованияхТеун Ван Дейк, Мартин Монтгомер, Алан Белл, НорманФейерклаф, Роберт Фаулер. В теорию российского ме-диатекста внесли свой вклад такие ученые, как В.В. Бо-гуславская, Н.С. Валгина, С.Н. Деляев, Т.Г. Добросклон-ская, И.П. Лысакова, В.Ю. К ожанова, В.Г. К остомаров,А.Д. Кривоносов, Ю.В. Рождественский, С.И. Сметани-на, Г.Я. Солганик, Т.В. Чернышова,Д.Н.Шмелев.Научный поиск обусловлен качественно новым эта-пом развития социума, связанным с наступлением эпо-хи информационного общества, увеличением каналовраспространения информации, развитием медийныхрынков, изменивших статус СМИ, совершенствовани-ем компьютерных технологий, изменением культур-ных кодов, позволяющих создавать медиатексты напринципиально новой основе.Сегодня под медиатекстом понимают конкретныйрезультат медиапроизводства, медиапродукт - со-общение, содержащее информацию и изложенное влюбом виде и жанре медиа (газетная статья, телепе-редача, видеоклип, рекламное сообщение, фильм ипр.), адресованное массовой аудитории. Для созданиямедиатекстов используется медиаязык - «комплекссредств и приемов выразительности», в значитель-ной степени определяющий характер медиакульту-ры - «совокупность материальных и интеллектуаль-ных ценностей в области медиа» 1.Лингвисты, философы, социологи, культурологиобъединяют научные усилия для объяснения зако-нов функционирования медиатекста в разных сферахобщения. Изучение медиатекстов - основа для фор-мирования представления о том, как реальность кон-струируется и репрезентируется в средствах массовойинформации.Отличительные свойства современных медиатек-стов: корпоративный характер производства, идеоло-гический плюрализм, динамический характер, специ-фика средств создания, многоплановость, многомер-ность, расширительное толкование единиц вербаль-ногоуровня, включенность в гипертекстовый поток 2.Основные исследования сосредоточены на вы-явлении закономерностей построения медиатекста,соотношения внешних (коммуникативных) факторов,лежащих в основе конструирования медиатекста, с еговнутренними константами3.Исследователи рассматривают текст в системе ком-муникативного действия как «звено культуры», под-черкивают, что «язык СМИ, охватывая значительнуючасть общества через его единое информационноепространство, предстает как национальный поток со-знания современного человека» 4.Особенности новостных, аналитических, реклам-ных и других медиатекстов рассматриваются ученымис когнитивной, социокультурной, текстологической,тематической сторон и в зависимости от средства рас-пространения (информационного канала).Медиатекст сочетает медийный и вербальныйтекст, в нем соединяются сложная природа языка (ма-териала творчества), личностные языковые вкусы ипристрастия творца, интересы и возможности печат-ного издания, телевизионного канала, радиостанции5.В исследованиях лингвистов изучаются различныеаспекты порождения и бытования медиатекста. Так,функциональный аспект предполагает рассмотрениемедиатекста как продукта речевой деятельности и какрезультат взаимодействия плана выражения и планасодержания (стиль). Исследователей интересует инди-видуальный «слог», воплощение, способы «материа-лизации» авторской идеи. Прагматический аспект за-ключается в изучении коммуникативного намерения,коммуникативной установки и адресности медиатек-ста. Направленной на оптимизацию творческой дея-тельности и воздействующий эффект6.Большинство исследований концентрируется во-круг описания моделей коммуникативного акта: Ав-тор - Текст - Адресат. Медиатекст рассматриваетсякак продукт деятельности автора и объект деятельно-сти читателя. «Автор сосредотачивает и запечатлеваетв тексте свой жизненный опыт, идеи, которые он хочетвыразить, сталкивает их с жизненным опытом реципи-ента. Смысл произведения рождается в акте рецепции,то есть восприятии, он исторически изменчив, зависитот эпохи, социокультурной обстановки общества и ин-дивидуальности воспринимающего» 7.В текстоцентрических теориях подробно изучаетсятекстовая (дискурсивная) личность и способы «пода-чи» текста «носителями» медиаязыка. Языковая лич-ность влияет на формирование мировоззренческихустановок, ценностных приоритетов и поведенческихреакций аудитории. В медиатексте она рассматрива-ется как собирательный образ носителя конкретногоязыка и национально-культурных традиций, играюще-го определенную социальную роль 8.Как особые тенденции в современном медиатекстеисследователи отмечают, с одной стороны, расшире-ние присутствия автора, с другой, - его минимализа-цию («эффект отсутствия» в новостных жанрах). Ав-торское начало получает выражение через огромныйрепертуар средств - имплицитных, параграфемных,грамматических, лексических конструктивных, преце-дентных феноменов9.Если культурологический анализ позиционируеттекст как сверхтекст, универсальный способ хране-ния, передачи и трансформации национальных цен-ностей, то медиатекст в рамках лингвистическогоподхода понимается как любое коммуникативное со-бытие в рамках медиапространства в широком смыс-ле и как транслирующаяся последовательность зна-ков и смыслов 10.Ключевой фигурой во многих медиатекстах являет-ся нарратор, - не просто составитель текста, но субъ-ект, «складывающий из нарративно обусловленныхквантов единую субъективную конструкцию» 11. Онпронизывает текст своим «взглядом», «электризует его«своей волей», «выступает прежде всего как носительзнания о предстоящем финале», «все сюжетные векто-ры сводит к одному семантическому фокусу» 12.На уровне медиатекста рассматриваются две кате-гории - «идеальный» и «реальный» адресат. «Реаль-ный адресат» - это, прежде всего, активный участниккоммуникации, реагирующий на опубликованный ма-териал посредством писем в редакцию или участия вобсуждениях на интернет-форумах.В фокусе внимания ученых - средства и способыконструирования речевого события в тесной связи спрагматическими, социокультурными и прочими фак-торами. Основными информационно-структурнымикачествами традиционного медиатекста являются:связность и цельность, логичность, точность, ясность,понятность, доступность. Цельность текста проявляет-ся через тематические, концептуальные и модальныесвязи. Связность текста проявляется через внешниеструктурные показатели, через формальную зависи-мость компонентов текста.Тональными и литературными качествами меди-атекста являются правильность речи, чистота речи,культура речи. Правильность - соответствие языко-вой норме; чистота и благозвучие речи - отсутствиеэлементов, не свойственных данному стилю изложе-ния, культура речи как высокий уровень овладениялитературным языком во всем богатстве его вырази-тельных возможностей 13.Фундаментальным свойством медиатекста являет-ся его диалогичность, т.е. выражение в речи взаимо-действия двух или нескольких смысловых позиций,многоголосия общения. Это фундаментальное для ме-диатекстов свойство, помимо аспекта адресованности,включает аспект ответности и присуще как диалогиче-ским текстам (интервью) и межтекстовым единствам (ввиде диалога текстов), так и внешне монологическимпубликациям (в виде внутримонологической диало-гичности) 14. Традиционным направлением в изучениижурналистских текстов является их жанровая природа,формы презентации текстов в зависимости от каналараспространения15.Сегодня популярны исследования технологийвоздействия медиатекста. В данном направленииопробуются различные методы анализа медиатекстов:лингвистический, стилистический, нарративный, се-миотический, контекстуальный, дискурсивный.Новым для изучения текстов СМИ является дискур-сивный анализ массмедиа, позволяющий исследовате-лям описывать и понимать процессы создания, обменаи дифференциации смыслов в пространстве массовойкоммуникации (например, что изображается в СМИкак нормальное, допустимое, приемлемое, а что - нет,и какими контекстуальными связями это обусловлено),иерархизации репрезентаций (например, как и почемумаркируются те или иные образы как более или менеепривлекательные или как и в связи с чем определяетсяважность события), легитимацииопределенного опы-та и практик (какие действия одобряются и как это осу-ществляется дискурсивно) 16.В связи с развитием художественной парадиг-мы - постмодернизмом, характерным для совре-менного текстообразования, большой сектор иссле-дований образуют те, что направлены на изучениеновых способов языкового представления ситуации,словотворчество, игры с именами, многозначно-стью. В постмодернистской ситуации реальное под-вергается различным трансформациям, создаетсяусловный контекст, который, в сущности, интерес-нее самой информации. Медиатекст не столько от-ражает действительность, сколько ее моделирует исоздает новую реальность. Основным способом по-дачи медиатекстов в эпоху постмодернизма называ-ют инфотейнмент.Говоря о контенте медиатекстов, ряд авторов рас-сматривает их конструктивное значение и реализациюформы аккумуляции духовного бытия нации 17. Однакодругие исследователи обращают внимание на недо-брокачественные медиатексты, ценностная установкакоторых противоречит гуманистической концепцииличности и общества и направлена на агрессивность,эксплуатацию сексуальной тематики, потребитель-скую психологию, недобросовестный бизнес. «Люм-пенизация» и «варваризация» текстов приобретаютугрожающие размеры 18. Современные медиатекстыхарактеризуются в основном такими качествами, каккатастрофизм, гендерный разрыв, гедонизм.Новым направлением теории журналистики явля-ется изучение интернет-текста, его гибридных форм,созданных с помощью интегрированных техноло-гий; эффективности конкретных массовых сообще-ний 20. Продуцируемые новыми медиа медиатекстымоделируют и интегрируют в едином смысловомпространстве различные разнородные компоненты:вербальные, визуальные, аудиовизуальные и другие.Отличительные признаки подобных текстов - «узловв сети» (М. Фуко), - обусловлены преимуществами ин-тернет-коммуникации: гипертекстуальность, интерак-тивность, нелинейность, использование нарративныхстратегий, ускорение времени и сжатие пространства,устранение барьеров физической дистанции, конвер-генция.Таким образом, попытки усовершенствования ме-тодологии идентификации медиатекста по различнымнаправлениям его структуры и функционированияоказываются весьма продуктивными. Однако говоритьо концептуальном постижении массмедийного текстав рамках единой зрелой теории пока не приходится.
Ключевые слова
Авторы
Мельник Галина Сергеевна | Санкт-Петербургский государственный университет | д-р полит. наук, профессоркафедры периодической печати | melnik-spb@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Freedman D. Internet transformations: old media resilience in the new media revolution // Media and Cultural theory / J. Curran & D. Morley (Eds.). London: Routledge, 2006. P. 277.
Пастухов А.Г. Внешние и внутренние критерии функционально-стилистической дифференциации текстов // Жанры и типы текстов в научном и медийном дискурсе: межвузов. сб. Вып. № 55. Орел: ОГИИК, ПФ Картуш, 2000.
Лисицкая Л.Г. Медиатекст в языковом и функциональном аспектах // Вестн. ун-та Российской Академии образования. 2008. № 3. С. 22-25.
Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 340 с.
Кожемякин В. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. №2 (73). 2010. Вып. 11. С. 13-21.
Жанры и типы текстов в научном и медийном дискурсе: межвузов. сб. Вып.№ 55. Орел: ОГИИК, ПФ Картуш, 2007. С. 84-96
Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: автореф. докт. дис. филол. наук. СПб., 2004. С. 4.
Валгина Н.С. Теория текста. Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста. URL: http:// evartist.narod.ru/text14/31.htm
Можейко М.А. Нарратив // URL: http.: velikanov.ru/philosophy/ narrative.asp
Медиатекст: стратегии - функции - стиль: коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов. Т.В. Чернышова (отв. ред.). Орел: ООО "Горизонт", 2010. 226 с.
Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 340 с.
Шмелева Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // СМИ в современном мире. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 65.
Дедюкова М.В. Языковая личность в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстах): автореф. канд. филол. наук. М., 2010; Ерофеева И.В. Медиатекст как продукт творчества и пространство национальной культуры // Ценности культуры и творчество: вербализация культурных смыслов в тексте. Чита: ЗАбГГУ, 2011. С. 82-84.
Кожанова В.Ю. Проблема рецепции медиатекста как фактор взаимодействия автора и читателя // Гуманитарные исследования: Материалы Междунар. интернет-конф. "Актуальные проблемы журналистиковедения, литературоведения, книговедения и смежных областей знания". Краснодар: КСЭИ, Парабеллум, 2010. С. 64.
Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция. Анализ журналистских текстов. М., 2008. С. 63, 66.
Лисицкая Л.Г. Медиатекст в языковом и функциональном аспектах // Вестн. ун-та Российской Академии образования. 2008. № 3. С. 22-25.
Чернышова Т.В. Модель когнитивно-речевого взаимодействия в сфере массовой газетной коммуникации: детерминационные факторы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / под ред. А. Г. Пастухова. Орел, 2008. С. 237.
Нестерова Н.Г. Современный медиадискурс: в поисках подхода к изучению // Актуальные процессы в социальной и массовой коммуникации, Центр теории и практики речевой коммуникации. - Материалы интернет-конференции 1 октября. 31 дек. 2009. Ярославль, Ярославский гос. пед. ин-т им К.Д.Ушинского. URL: http:yspu.org/images/
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010 // evarist.narod.ru/jour
Леденёва В.В. Современный медиатекст: учеб. программа. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа (факультет) телевидения. М., 2009. С. 15.