Современный медиахолдинг: генезис, состояниеи перспективы развития | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Современный медиахолдинг: генезис, состояниеи перспективы развития

Современный медиахолдинг: генезис, состояниеи перспективы развития.pdf В постсоветский период в системной и структурнойсферах российских массмедиа происходили глубин-ные модификации принципиального характера, однойиз главных среди которых стал стремительный процессмонополизации со всеми присущими ему издержкамии деформациями развития, характерными как для от-ечественного, так и в целом для глобального уровня.Соответствующее влияние оказывала пребывающая внеустойчивом состоянии система правового регулиро-вания, несовершенный механизм использования форми методов решения имущественных проблем. Массме-диа стали предметом рыночных отношений со всемивытекающими из этого последствиями, может быть,неоправданно быстро, без необходимой подготовки ипроработки базовых общественно-политических, эко-номических и гуманитарных факторов, воздействиекоторых не было объективно идентифицировано, про-гностический расчет отсутствовал, государственныеорганы практически не регулировали процесс, а зача-стую оказывались втянутыми в осуществление плановсомнительного свойства.Это не могло не привести к существенным систем-ным просчетам. Налицо концентрация значительногоколичества изданий в рамках относительно немногихиздательских домов, обеспечение невероятно высо-кого уровня влияния в производстве и сбыте меди-апродукции довольно узкой группы монополистов,установление фактически их диктата на медиарынке.В российских условиях ситуация усугубилась такжеслабой работой федеральной антимонопольной служ-бы, невероятно высоким уровнем коррупции и изощ-ренным лоббированием интересов предельно ограни-ченной группы лиц, приближенных к власти предер-жащей. Монополизация осуществлялась в условияхкатастрофически низкого уровня свободы функцио-нирования средств массовой информации, неразви-того гражданского общества, обеднения населения ивозрастающего уровня манипулирования аудиториейв интересах кланового олигархата.В настоящее время практически все сколько-ни-будь влиятельные массмедиа монополизированы ивключены в систему с жесткой ценностной иерархией,обладающую не только конкретным местом и статусомв общественно-политической структуре, но и выпол-няющую определенные задачи, выгодные довольноузкому кругу лиц. Наивно было бы думать, что их по-зиция всегда бескорыстна и соотносима с целями изадачами общества. Скорее, наоборот: социальные,политические, экономические цели и стремление без-раздельно властвовать обусловливают их отношениек аудитории. Это отношение, в принципе, прагматиче-ски конкретное, определенное и детерминированноепотребительски. В итоге сложился комплекс манипу-лятивных действий, ориентированных на аудиторию -от ее оболванивания и дегуманизации, особенно черезпримитивные телевизионные шоу-программы, до бо-лее или менее объективного информирования при по-мощи относительно серьезных изданий.Медиахолдинги можно выделить регионального иобщенационального уровня. Первых достаточно мно-го. Среди них есть и те, которые играют заметную рольв общественно-политической жизни не только регио-на, но даже страны.На Северо-Западе Российской Федерации экспан-сионистски действует, в частности, «Балтийская меди-агруппа», активы которой в последние годы стреми-тельно выросли. Медиахолдинг был основан в 2004 г.О.К. Рудновым, человеком хорошо известным в жур-налистских кругах, владеющим на тот момент радио-станцией «Балтика». В течение нескольких лет в состав«Балтийской медиагруппы» вошли газеты «Смена»,«Невское время», «Вечерний Петербург», Балтийскоеинформационное агентство и телеканал СТО. Выпу-скалась, наряду с перечисленными изданиями, ежене-дельная газета «Вечернее время», которая распростра-нялась бесплатно. Ее своеобразно представляет ката-лог выставки медийной продукции: «Единственная вСанкт-Петербурге вечерняя газета „Вечернее время".Это реклама, которая принимается даже в день выходагазеты. Это реклама на любой бюджет - от модульнойдо строчной. Это цветная реклама в каждом номере.Это социально активная аудитория. Это адресная про-грамма распространения» 1. Видимо, абсурдность са-мого факта издания вечернего еженедельника сталаочевидной менеджерам холдинга, и в 2008 г. выпускгазеты был прекращен со следующим комментарием:«По мнению экспертов, каких-то заметных измененийна медиарынке в связи с приостановкой выпуска "Ве-чернего времени" не произойдет - просто одной бес-платной газетой станет меньше»2.Руднов, кроме того, контролирует телеканал РЕНТВ и 35 % ТРК «Петербург», именно для этого исполь-зуя общество с ограниченной ответственностью «ИК"Аброс"» (дочернее предприятие банка «Россия», со-владельцем которого он является). Сравнительно бы-стро, уже в 2007 г., холдинг, продолжая консолидиро-вать медийные активы, приобрел у футбольного клуба«Зенит» 51 % радио «Зенит». Руднов, усиливая свое вли-яние в медиабизнесе, занял должность председателясовета директоров издательского дома «Комсомоль-ская правда».«Балтийская медиагруппа» не претендует на обще-национальный статус и, хотя имеет достаточно широ-кие и интенсивные контакты на общероссийском уров-не, остается, безусловно, медиахолдингом региональ-ного значения. В то же время она не только глубокоинтегрирована в общероссийскую медиасистему, но изанимает там особое место благодаря близким личнымотношениям владельца медиагруппы с президентомРоссийской Федерации. Это обеспечивает данномухолдингу серьезную поддержку со стороны государ-ственных органов.Но говорить о безусловно большом влиянии меди-амонополий на социально-политические процессы встране можно только в связи с деятельностью крупныхобщенациональных корпораций, которые обрели от-носительно завершенные структурные формы и мето-ды функционирования.Есть все основания полагать, что лидирующие по-зиции в стране занимает закрытое акционерное об-щество «Национальная Медиа Группа», штаб-кварти-ра которой находится в Москве, а корни легко можнообнаружить в Санкт-Петербурге. Корпорация былаоснована в феврале 2008 г. вследствие объединенияактивов, предназначенных для использования в сфе-ре массмедиа, крупных компаний - открытых акци-онерных обществ «АБ "Россия"» и «Сургутнефтегаз»,страховой группы «Согаз» и собственных капиталовА.А. Мордашова. Три года спустя в состав акционеров«Национальной Медиа Группы» вошел подконтроль-ный немецкому гиганту Bertelsmann люксембургскиймедиахолдинг RTL Group, который, являясь мощнымпроизводителем телевизионного контента, контроли-рует, в свою очередь, 32 телеканала и 32 радиостанциив 11 странах мира. Собственно, «Национальная МедиаГруппа» стала, по мнению московской журналисткиЕлены Рыковцевой, воплощением решения петербург-ского миллиардера Ю.В. Ковальчука «объединить своимедийные активы в холдинг»3. Ковальчук, помимо про-чего, включил в него уже имеющиеся ТРК «Петербург»и РЕН ТВ. К онтрольный пакет акций оказался у банка«Россия», контролируемого, в свою очередь, именноКовальчуком.Через банк «Россия» и страховую группу «Согаз»,в которую входит компания «Лидер», управляющаябольшей частью пакета акций «Газфонда», Ковальчукфактически контролирует и открытое акционерноеобщество «Газпром-Медиа Холдинг», один из самыхкрупных в России медиахолдингов. Вообще следуетподчеркнуть, что влияние Ковальчука, которого такжесчитают другом президента Российской Федерации, втой или иной мере распространяется на многие сфе-ры медиабизнеса. По сути, не так и много компаний,действующих на медиарынке, не зависимых от «меди-амагната № 1» и его империи.Одна из относительно самостоятельных и достаточ-но влиятельных медийных структур - закрытое акцио-нерное общество «Коммерсантъ. Издательский домъ».Выпускаемая ежедневная газета «Коммерсантъ», ос-новной актив холдинга, уже в течение многих лет со-храняет высокую репутацию и является серьезныманалитическим изданием. Новую историю она началас того момента, когда владельцем издательского домастал А.Б. Усманов. Смена хозяина вызывала определен-ные опасения, и речь шла о том, что «лояльный Крем-лю новый владелец - Алишер Усманов - вряд ли захо-чет играть в непонятные игры в независимость с извеч-но недовольными властью журналистами» 4. В этот жепериод миллиардер ведет переговоры о приобретении50 % спортивного телевизионного канала 7ТВ5, не огра-ничиваясь, разумеется, сделками исключительно в ме-дийном бизнесе. Так, в 2006 г. он приобретает акцииавстралийской компании Mount Gibson6. Буквально че-рез несколько месяцев вкладывает 800 млн долларов вакции Сбербанка 7.А.Б. Усманов, таким образом, оказывается в числелидеров медиабизнеса, наряду сО.В. Дерипаской («ОВА-Пресс»), В.О. Потаниным («Проф-Медиа»), В.Ф. Вексель-бергом («Ренова-Медиа») и другими магнатами8.Картина будет, однако, неполной без учета тойроли, которую на российском медиарынке играютиностранные компании. Одна из наиболее активных -финская Sanoma, результаты деятельности которой немогут не впечатлять. Данная медиакомпания возниклав 1998 г. в результате слияния концерна Helsinki Media икрупнейшего информационного концерна ФинляндииSanoma, которому принадлежала самая крупная газетаСеверной Европы Helsingin Sanomat, столичная вечер-няя Ilta-Sanomat, газета деловых кругов Talous Sanomat,газетная типография, едва ли не самая крупная в Фин-ляндии, и многое другое. Новый концерн сразу же за-нял второе место в Северной Европе после шведскогомедиахолдинга Bonnier Business Press 9.Финский медиаконцерн повел довольно активнуюэкспансионистскую политику, и одной из крупнейшихего сделок было приобретение в 2001 г. у голландскогоконцерна VNU принадлежащего ему журнального объ-единения CIG, являющегося пятым по величине в Ев-ропе издателем журналов. Вследствие этой сделки ме-диахолдинг Sanoma сразу же получил в собственность250 изданий, выходящих в Голландии, Чехии, Бельгии,Словакии, Венгрии, Румынии и Великобритании 10.В итоге концерн Sanoma стал самым крупным в Север-ной Европе. Вскоре финский медиахолдинг пришел ина российский рынок: в 2005 г. им было приобретено100 % акций у голландских акционеров крупнейшегоиздательского дома России Independent Media, выпу-скающего газеты «Ведомости», «На Рублевке», MoscowTimes, а также известные глянцевые журналы «Домаш-ний очаг», Cosmopolitan, Harper's Bazaar, Men's Health,FHM, Yes!. По признанию генерального директора ИДIndependent Media Д. Сауэра, выбор медиахолдингаSanoma в качестве партнера был обусловлен тем, что«структура этой компании очень децентрализованная,и руководство не указывает менеджерам, как вестидела», а главная причина заключается в том, что «онипредложили хорошие деньги». Сумма сделки - 142 млневро 11. Нельзя не обратить внимания на высокий темп,с которым относительно новый концерн осваивает ме-диарынок.Можно констатировать, что процесс монополиза-ции массмедиа в России в основном стабилизировалсяи определился, хотя о его завершении говорить не при-ходится, поскольку возможны непредсказуемые транс-формации, прежде всего в силу того, что медиасисте-ма выстраивалась в значительной мере спонтанно, бездолжной опоры на духовные, гуманитарные, культур-ные и профессиональные традиции. Фундамент, накотором она базируется, порой не выдерживает на-грузки, вследствие чего происходят события, достой-ные сожаления. Среди них - деградация некоторыхсредств массовой информации или их исчезновение,что, в частности, произошло с «Общей газетой». След-ствием неблагополучия можно считать и чрезмернуюконцентрацию общенациональных СМИ в столице,и отсутствие в стране качественной газетной прессыв строгом типологическом значении этого термина.Такой прессы, которая составляет мировую газетнуюэлиту.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мисонжников Борис ЯковлевичСанкт-Петербургский государственный университетд-р филол. наук, профессор, зав. кафедрой периодической печатиboris.misonzhnikov@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Хилтунен Р. "Санома" проникает в Европу // Там же. 2001. 25 июля.
Генеральный директор ИД Independent Media Дерк Сауэр: "Нам предложили хорошие деньги" // Известия. 2005. 20 янв.
Панов А., Федоринова Ю. Кто покупает Сбербанк: Алишер Усманов и другие инвесторы // Тамже. 2007. 26 февр.
Что у кого под контролем // Аргументы и факты. 2007. № 17.
Хилтунен Р. Рождение нового гиганта // Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 28 мая.
Бурибаев А. Твердый знак свыше // Newsweek. 2006. 04-10 сент.
Федоринова Ю., Ярош Ю., Долгошеева Е., Рожкова М. Усманов купит кнопку // Ведомости. 2006. 7 нояб.
Рожкова М., Федоринова Ю. Усманов помог Mount Gibson // Ведомости. 2006. 29 нояб.
Рыковцева Е. Медиа-магнат № 1: Чем и в чьих интересах владеет Юрий Ковальчук, СМИ которого дошли до каждой российской семьи // Новая газета. 2012. 17 апр.
Со следующей недели будет приостановлен выпуск газеты "Вечернее время", сегодня выходит последний номер издания. URL: http://www.spbgid.ru/index.php?news=166909
Все каталоги выставок. "Вечернее время", вечерняя газета. URL: http://www.ex-po.ru/cgi-bin/index.cgi?action=katalogi_list&services_ in=15&vist_in=4426
 Современный медиахолдинг: генезис, состояниеи перспективы развития | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Современный медиахолдинг: генезис, состояниеи перспективы развития | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Полнотекстовая версия