Языковые особенности жанра feature(на материале журналов «Geo» и «Geo Traveller»).pdf Говоря о современной публицистике, стоит отме-тить, что, подвергаясь непрерывным и многообразнымвоздействиям, она качественно меняет свой облик. Всеэто в значительной степени обусловлено изменениемсамого характера общества. «Заострение социальнойсущности рассматриваемого явления, четкость смыс-ловых акцентов - те признаки, которые отличают со-временные прогрессивные жанры публицистики» 1.Границы между отдельными жанрами становятся бо-лее свободными, меняются взгляды на допустимые впределах каждого жанра правила поведения публи-циста.Яркий пример активно изменяющейся публици-стики сегодня - современные научно-популярныежурналы. В России они развиваются особым путем,как совершенствуясь в отечественных жанрах, так и«впитывая» черты зарубежных стилей. Один из бурноразвивающихся молодых журналов данного типа наотечественном рынке сегодня - журнал «GEO»2. В немособенности авторского мировосприятия представле-ны разнообразными лингвистическими средствами,отражающими индивидуально авторскую картинумира. Личностное отношение к изображаемому, эмо-циональность, яркое проявление авторской позиции -всё это характерные черты материалов в жанре feature,представленных в современных научно-популярныхжурналах.Жанр feature - это сложная форма журналистско-го произведения, пришедшая к нам из американскойпрессы. Эквивалент термину feature отсутствует в лек-сиконе отечественной журналистики. При переводена русский язык исследователи соотносят его с поня-тиями «занимательная статья» или «занимательныйочерк» 3.Ярко выраженная позиция автора, наличие ориги-нальной интерпретации, образность языка - всё этообязательные элементы feature, которые привлекают,вызывают интерес не только у читателей, но и у иссле-дователей, в частности лингвистов: при помощи какихязыковых средств, конструкций публицист передаетсвое видение, какими способами он увлекает читателяв мир feature. В подобных материалах непременно при-сутствует герой: это может быть человек или группалюдей, но нередко это животные, рыбы, птицы, расте-ния и даже овощи. В качестве примера приведем не-сколько отрывков из разных статей журналов «GEO» и«GEO Traveller».Томат в Апулии - король. Владения его простирают-ся от моря и до моря. А на самом деле куда дальше. Накаждую кухню, где когда-либо пробовали приготовитьсамое простое блюдо итальянской кухни - макароны спомидорами («Синьор Помидор» - GEO Traveller. 2011. № 28).Манты обитают в теплых морях. Точки на картесосредоточены у Восточного побережья Австралии, врайоне тихоокеанских архипелагов, у берегов Калифорниии в Карибском море. Но больше всего их в Индийском оке-ане: у Восточного побережья Африки, а также у береговТаиланда и Индонезии. Сколько всего скатов манта оби-тает в Мировом океане? Каковы средняя продолжитель-ность их жизни и повадки? На все эти вопросы у наукипока нет четкого ответа («Гигантские морские дьяволы» -GEO. 2011. № 162).Роза - совсем как дитя. От посадки до среза и от-правки из теплицы в США и Европу проходит девять ме-сяцев. Эти девять месяцев цветок берегут от грибкови насекомых, от ночных заморозков и дневной жары, отсолнечных ожогов и от холодных дождей, от застоя воз-духа и от сквозняков («Донна Роза Эквадорская» - GEO.2011. № 156).Необычный и оригинальный авторский подход -всё это привлекает и читателей, и исследователей, по-зволяет активно развиваться молодому жанру в отече-ственной публицистике.У журналиста, работающего в жанре feature, боль-ше свободы в выборе методик написания и интерпре-тации события. Автор вправе создавать свою историютакими средствами, которые, по его мнению, помогутраскрыть тему глубже и расставить правильно акценты.Чтобы приблизить читателя к герою или описываемо-му явлению, используется прием human touch - ак-центирование внимание на эмоциональной сторонематериала. Суть приема в том, чтобы интерпретиро-вать событие через восприятие самого автора или пе-редачу ощущений героя. Рассмотрим несколько при-меров, взятых из исследуемых журналов.Нихал развязывает ленточку, приподнимает крышку,видит внутри фотографии и тут же закрывает коробку.Она улыбается официанту,тотпротягиваетей меню.Но Нихал даже не заглядывает в него. Ей, похоже, недо еды. На Нихал нахлынули воспоминания, такое с нейчасто бывает после переезда в Дамаск. Нихал кладет настол стопку фотографий и по одной рассматривает их,снимки со своей свадьбы. Сначала она улыбается, но по-том вдруг меняется в лице. Прижимает к щекам ладо-ни, пытаясь справиться с чувствами. Вытирает глаза,прижимается к мужу. Глубоко вздыхает, отпускаетего руку и... возвращается мыслями в прошлое («Грани-цы любви» - GEO. 2011. № 162).К утру в моей бурке не осталось ни одного сухогоместа. Живот урчал от голода; еще ни разу в жизни ятак не мерз. За всю ночь, наверное, я не проспал и пятиминут. В четыре утра чабаны встали и засобиралисьв путь. Один из них спросил меня: «Ну и как тебе, нра-вится у нас?» Я ответил, что мечтал об этом путеше-ствии всю жизнь («Тушинский путь» - GEO. 2010. № 147).Если для газет уместно использование прошедше-го времени, то feature описывает события и явленияво времени настоящем. Это необходимо для создания«эффекта присутствия», ранее характерного лишьдля репортажа. Рассмотрим несколько примеров,встречающихся в «GEO» и «GEO Traveller».Огромный экскаватор, расшвыривая гусеницами снеги ломая кусты, подбирается к опушке хвойного леса; наконце стрелы вместо привычного ковша вращается ги-гантский диск циркулярной пилы. На мгновение раздает-ся визг металла - и исполинское дерево взмывает вверх,а на земле остается лишь пень («Как вырастить из шишкидоску» - GEO. 2011. № 159).Дайвер-гид достает приманку из пакета и протяги-вает ее самой большой из восьми акул. Та хватает ее,и вся «эскадра» тут же исчезает в темноте («Рандеву сподводным хищником» - GEO. 2011. № 154).Сощурив глаза, медведица долго лежит под солнеч-ными лучами, предоставив себя малышам. Медвежатасосут молоко, затем, не слезая с матери, играют друг сдругом, то и дело норовя лизнуть материнский нос. Мед-ведица отвечает ленивым движением лапы или головы(«Спят твои соседи… белые медведи» - GEO. 2012. № 166).Еще одной особенностью материалов, написанныхв жанре feature в журналах «GEO» и «GEO Traveller», яв-ляется активное использование авторами различныхсредств художественной выразительности для описа-ния ситуации восприятия. Такие авторские «украше-ния» необходимы, они помогают сделать текст зри-мым, осязаемым, звучащим. Рассмотрим конкретныепримеры, встречающиеся в журналах «GEO» и «GEOTraveller».
Ефимова С.И. | Национальный исследовательский Томский государственный университет | | |
GEO. М.: Издательский дом Аксель Шпрингер, 2010-2012; GEO Traveller. М.: Издательский дом Аксель Шпрингер, 2010-2012.
Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 145.
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 15.