Ребрендинг официального издания органов властикак способ привлечения читателей.pdf В Санкт-Петербурге функционируют несколькосредств массовой информации, учредителем которыхявляются государственные органы власти. Перво-источники официальной информации, они, несомнен-но, должны вызывать неподдельный интерес как состороны журналистов, так и со стороны горожан. Рас-смотрим наиболее популярное и известное издание сточки зрения содержания, эксклюзивности и востре-бованности на рынке массмедиа мегаполиса - «Петер-бургский дневник».Рынок печатных СМИ Санкт-Петербурга отличаетсядинамичностью. Отмечается насыщенность деловымиизданиями, рост специализированных СМИ. Бесплат-ная пресса постепенно вытесняет универсальные из-дания. Специалисты отмечают, что на рынке печатныхСМИ сохранится тенденция появления новых изданий.Однако остаться на нем смогут только те, кто найдетсвою аудиторию1.«Петербургский дневник» - официальная газетаправительства Санкт-Петербурга.Издается с 2000 года.С сентября 2012 года выходит ежедневно по будням - спонедельника по пятницу. Издание рассказывает о го-родских событиях и публикует информацию от город-ских властей «из первых рук». В нем можно найти какинформацию о решениях городской администрации,так и общегородскую информацию.По мнению редакции, это «единственная вСанкт-Петербурге газета, публикующая внятным, до-ступным для рядового гражданина языком решениягородского правительства за неделю»2. Тираж 200 тыс.экз., формат А3, распространяется бесплатно. Учреди-телем является комитет по печати и связям с обще-ственностью администрации Санкт-Петербурга, ГУП«Информационно-издательский центр администра-ции Санкт-Петербурга "Петроцентр"». Газета имеетофициальный сайт: http://www.spbdnevnik.ru.После ребрендинга «Петербургский дневник» сталвыходить в цвете, в номере стало больше фотографий.С понедельника по четверг объем газеты составляет 12полос, в пятницу - 16. На момент написания данногоматериала в свет вышли 10 выпусков «Петербургскогодневника» в новом формате. В первом обновленномномере редакция газеты обратилась к читателям спризывом сделать жизнь города лучше и интереснее:«Мы изменились внешне и хотим, чтобы вы помоглиизданию изменитьсясодержательно. …Газета и ее но-вый сайт spbdnevnik.ru станут интерактивнее, чтобынапрямую получать от вас информацию о том, что вол-нует и заботит петербуржцев. Такая связь поможет игородским властям находить решения существующихпроблем»3.Пока сайт не позволяет петербуржцам активно уча-ствовать в подготовке номера. Читатель может лишьвысказать комментарий к материалу. Однако все ком-ментарии закрыты от пользователей. Видимо, их долж-ны изучать только журналисты «Петербургского днев-ника». В разделе «Редакция» перечислены корреспон-денты с указанием адресов электронной почты. Крометого, на главной странице указан телефон горячей ли-нии. Вероятно, учредители издания считают, что такойинтерактивности будет достаточно для выстраиванияэффективной коммуникации органов власти с горожа-нами.Рассмотрим основные рубрики «Петербургскогодневника». Главной рубрикой можно назвать «Новостигорода». Актуальная информация занимает 4 полосы.В этой рубрике мы можем найти материалы, рассказы-вающие о событиях, которые являются, с точки зрениявласти, наиболее интересными и значимыми для горо-жан. Названия текстов наглядно демонстрируют при-оритетные сферы: «5-миллионного жителя определятминуты», «Лахта-центр вышел в народ», «Фанатов ждетзакон», «Ё-мобиль» притормозил», «Университет в ли-дерах», «За свалки накажут рублем», «Инсулина хватитвсем» и другие.Рубрика «Тема номера» говорит сама за себя. Прак-тически в каждом материале, опубликованном в дан-ной рубрике, на первый план выходит работа того илииного органа власти. Проследить тенденцию можно позаголовкам: «Куратор творческих порывов» (о судьбекомитета по культуре), «Переезд без трат» (о возмож-ном переезде правительства Ленинградской области),«Дворец уступил технике» (о новом музее), «Готовимсяк суровой зиме» (ЖКХ), «Историческая тяга к росту»(достоинства Лахта-центра), «Дом дляМДТ», «Трансфе-ры «Зенита» - от Петржелы до Спалетти», «Вузы селятвсех», «Дом книги атаковали двойники».К постоянным рубрикам относятся «Интервью»,Рябова Т.Г.,Российский государственный педагогический университетим. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)РЕБРЕНДИНГОФИЦИАЛЬНОГОИЗДАНИЯОРГАНОВВЛАСТИКАК СПОСОБПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ«Обзор», «Репортаж». В рубрике «Официально» публи-куются решения, принятые администрацией города.В пятничном номере появляется рубрика «Отдых», со-стоящая из «Кроссворда на 15 минут» и других развле-кательных материалов.В обновленном издании органы власти городапо-прежнему являются главными героями публика-ций. Было бы странно предполагать, что администра-ция города станет финансировать газету, не освещаю-щую деятельность губернатора и прочих чиновников.Тем не менее, госслужащие так и не пришли к выводу,что горожан волнуют проблемные области, а не отчет-ность какого-либо комитета.Газета «Петербургский дневник» переняла опытраспространения «Metro» - из рук в руки при входе вметрополитен. Но ни обновленный дизайн, ни инди-видуальный подход не способствовали увеличениюспроса на рупор администрации. Личные наблюденияавтора показывают, что среди горожан, пользующихсяуслугами метрополитена, стабильно первое место попопулярности занимает газета «Metro». Для того что-бы ее получить, горожане согласны даже постоять внебольшой очереди. А вот обновленный «Петербург-ский дневник» пока не вызывает повышенного инте-реса у жителей города. Его берут значительно меньше.Нужно отметить, что официальное издание не распро-страняется через специализированные киоски. Властьпредпочитает использовать другие способы. Крометого, администрация Санкт-Петербурга имеет отнюдьне дружелюбную позицию к точкам продажи прессы.Как это ни странно, в России «доминирует необъ-яснимое с точки зрения здравого смысла негативноеотношение органов местной власти к организациирозничной торговли печатью. Например, осенью про-шлого года в Санкт-Петербурге городская власть в оче-редной раз решила сократить число киосков прессы вцентре города, а Законодательное Собрание Севернойстолицы оперативно приняло соответствующий закон,который запрещал установку киосков прессы вблизиостановок общественного транспорта, школ и государ-ственных учреждений. Под давлением общественно-сти и профессиональных отраслевых организаций за-кон в конечном итоге подкорректировали. Но осадокостался» 4.По мнению вице-губернатораСанкт-Петербурга Ва-силия Кичеджи, ребрендинг удался: «Я не соглашусь,они [журналисты «Петербургского дневника»] служатне власти, а своей профессии, и то, что я читаю в «Днев-нике», соответствует контенту той же газеты «Metro», скоторой они конкурируют. И вообще служить властивсегда было почетно» 5.Оппозиция, в свою очередь, не упустила возмож-ности высказать недовольство содержанием «Петер-бургского дневника» и финансированием проекта. Так,депутат ЗакСаМаксим Резник обратился в прокуратурув связи с проведением конкурсов на финансированиеиздания. По мнению парламентария, при проведенииконкурсных процедур комитет по печати нарушил за-кон. Несмотря на разные взгляды, выбор СМИ остаетсяза горожанами.
Рябова Татьяна Георгиевна | Российский государственный педагогический университетим. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) | канд. полит. наук, доценткафедры связей с общественностью | tgryabova@rambler.ru |
Диалог: интервью агентство. URL: http://topdialog.ru/news/кичеджи-доволен-петербургским-дневн/
Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям / Под общей редакцией В.В. Григорьева.М., 2012.
Петербургский дневник. 2012. № 35 (401). 3 сентября. URL: http:// spbdnevnik.ru/files/flimsy/pdf/3_1346598642.pdf
"Петербургский дневник" - ежедневное издание правительства Санкт-Петербурга. URL: http://www.spbdnevnik.ru/
Рябова Т.Г. Рынок печатных изданий Санкт-Петербурга: современное состояние и тенденции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия "Филология. Востоковедение. Журналистика". 2009. Вып. 1. Ч. I. С. 115-121.