Путевые очерки об Америке в советской прессе(«Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова,«Американские дневники» Б. Поле.pdf Сегодня все больше и больше людей проявляютинтерес к зарубежным странам. Широкая степеньвнешнеполитического взаимодействия между госу-дарствами способствует повышению интереса к нимкак на потребительском уровне, так и в контексте об-щечеловеческих представлений. Люди интересуютсявнутренней жизнью и бытом страны, нравами ее на-селения, историей как государства в целом, так и егочастей, не обходят стороной политические, экономи-ческие и религиозные вопросы. Подобный страновед-ческий интерес относится и к США.Черпать знания о жизни американцев помогаютлитература и СМИ. Одним из жанров предоставленияподобной страноведческой информации традиционноявляется путевой очерк. В XVIII-XIX веках среди очер-кистов были популярны путешествия в европейскиестраны, но в XX веке в Советском Союзе начинают всечаще выходить очерки о США. Примерами таких очер-ков могут послужить «Одноэтажная Америка» И. Иль-фа и Е. Петрова и «Американские дневники» Б. Поле-вого. Своими очерками журналисты открыли для со-ветской аудитории Америку, о которой ранее гражданеСССР почти ничего не знали. Авторами были подробноосвещены не только повседневные заботы среднегоамериканца, но и существующие в американском об-ществе проблемы.Илья Ильф и Евгений Петров (Илья АрнольдовичФайнзильберг и Евгений Петрович Катаев), журнали-сты газеты «Правда», отправились в Соединенные Шта-ты Америки в 1935 году, в предвоенное время. РазвитиеСоветского Союза в те годы происходило в сложноймеждународной обстановке, поскольку политическиекруги Англии, США, Франции вели политику поощре-ния Германии, пытаясь направить ее агрессию противСССР. Но в 1933 году президентом США становитсяРузвельт Франклин Делано, и благодаря его политикес СССР устанавливаются дипломатические отношения.Именно в это время Ильф и Петров смогли выехать сосвоей рабочей командировкой в Америку и свободнопередвигаться по стране, близко познакомиться с жиз-нью разных слоев американского общества. Итогомпутешествия стал их совместный труд «ОдноэтажнаяАмерика». В Советском Союзе она вышла в 1936 году.Уже через месяц после отъезда писателей, 24 но-ября 1935 года, в «Правде» появился их первый очерк«Дорога в Нью-Йорк». В течение 1936 года в «Правде»напечатаны еще шесть очерков: «Американские встре-чи», «Путешествие в страну буржуазной демократии»,«Нью-Йорк», «Электрические джентльмены», «Слав-ный город Голливуд», «В Кармеле» 1.Авторы глубоко и подробно раскрывают обычнуюжизнь американцев того времени, знакомятся со мно-гими американскими знаменитостями, описываютмексиканскую деревню, индейский вигвам, некоторыенациональные виды спорта и многое другое.Перед читателями предстает Америка как странаконтрастов: «Куда бы вы ни ушли... - вы всюду увидитекомфорт и бедность, нищету и богатство, которые, какдве неразлучные сестры, стоят, взявшись за руки, у всехдорог и у всех мостов великой страны»2.Передвигаясь на машине, журналисты смогли оце-нить американские дороги, увидеть красоту пейзажа,меняющегося от штата к штату, познакомились с раз-ными людьми во время передвижения по стране, уви-дели больше придорожных кафе, гостиниц, частныхдомов, бродячих цирковых фургонов и много-многорекламы.Характерной чертой книги является практическоеотсутствие идеологических моментов. И. Ильф и Е. Пет-ров составили весьма объективную картину США и ихжителей. Особую прелесть повествованию придаютвсем понятные и без перевода английские обращения:«Сэры! Это ужасно!» или «...нет, мистеры, не говоритемне ничего...» и английские слова в русской транскрип-ции: «шурли, мистер офисер!», «человек из кэмпа тожесказал, что все это «уэлл», «но, но, сэры», «кар стоял впустом сарае», «мистер... решил вручить нам тикет»,«провожали они нас мощными «гуд найт», «потерять«джаб».Анализируя письма, которые Ильф посылал по-стоянно своей жене на родину, можно увидеть как отединичных фактов и наблюдений писатели перехо-дили к обобщению и систематизации накопившихсяматериалов. Уже самая смена заголовков будущей кни-ги представляет в этом смысле интерес: «Америка»,«Путешествие в Америку», «Одноэтажная Америка».Первые два названия - нейтральные, информацион-ные - были отвергнуты авторами ради третьего, в ко-тором есть полемическая острота и выражена позицияписателей, их взгляд на Америку.Почему Америка одноэтажная? Писатели вклады-вают в определение «одноэтажный» совсем не унич-ижительный смысл: «Очень многим людям Америкапредставляется страной небоскребов. Но Америка попреимуществу страна одноэтажная и двухэтажная.Большинство американского населения живет в ма-леньких городках...» 3.В Соединенных Штатах «Одноэтажная Америка»вышла в 1937 году, уже после смерти Ильфа, под назва-нием «Маленькая золотая Америка».«Одноэтажная Америка» неоднократно издаваласьи даже запрещалась. Был период, когда ее вообще изы-мали из библиотек.Особое внимание следует обратитьна то, что в изданиях 1947, 1961 и 1966 годах текст былподвергнут политической цензуре. Так, из текста исчез-ли упоминания Сталина и других политических фигур.Еще большему количеству правок текст подвергся припубликации в «Собрании сочинений» Ильфа и Петровав 1961 году. Например, из текста исчезло сочувственноеупоминание переезда Чарльза Линдберга из Америкив Европу после похищения и убийства его сына, что,вероятно, связано с последовавшим сотрудничествомЛиндберга с нацистами.В 2003 году была опубликована новая, восстанов-ленная по первоисточнику, редакция книги, включаю-щая неизвестные ранее материалы из личного архиваАлександры Ильиничны Ильф (дочери И. Ильфа).Через двадцать лет, в 1955 году, после смерти Ста-лина, в период оттепели в составе первой советскойделегации в США поехал и Б. Полевой, русский со-ветский журналист и писатель-прозаик, председательиностранной комиссии Союза писателей, собственноруководитель группы. Путевые записки, созданные вовремя этого путешествия, легли в основу книги «Аме-риканские дневники».Борис Полевой пробыл в Америке всего тридцатьтри дня. По признанию автора, отношение к советскимжурналистам в США изменилось в худшую сторону.Б. Полевой рассказывает в «Американских дневниках»,что «их делегация ехала почти по следам машины Иль-фа и Петрова, однако многие стороны американскойжизни они были лишены возможности увидеть» 4.Советских журналистов везли по заранее разрабо-танному маршруту, им «старались показать Америкутолько с праздной стороны, им мешали встретиться срабочими» 5. Перед журналистами устраивали прово-кационные демонстрации у гостиницы те, кому выгод-на была на тот момент «холодная война».В то время действующим президентом США былДуайт Дэвид Эйзенхауэр, придерживающийся изоля-ционной политики по отношению к СССР. Он был сто-ронником холодной войны и гонки вооружений. БорисПолевой пишет: «Поездка выдалась необычная. Мыехали почти по следу машины И. Ильфа и Е. Петрова,но видели уже не то, что видели они. Время было дру-гое, другие встречались нам люди. Другая Америка,Америка разъевшаяся, обнаглевшая и встревоженнаяоткрывалась перед нами. И уже в ходе записей я понял,что этот дневник может стать не только материаломдля книги, но и самой книгой»6.Но, несмотря на все это, Б. Полевой смог показатьчитателям правдивую Америку, без предвзятости, какв свое время сделали Ильф и Петров.Советский журналист описывает посещение Гол-ливуда, общественных и государственных учрежде-ний США. Под его пером оживает жизнь Нью-Йорка,Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, раскрывается своео-бразие быта Америки.«Американские дневники» читаются как хорошийприключенческий роман. В книге нет конкретных гео-графических знаний, но Б. Полевой смог раскрыть аме-риканскую жизнь со стороны психологии. Он показалдушу, образ мышление, сердце американского народа.В одном из интервью на тележурнале «Новостидня» № 63, 1955 года, Б. Полевой сказал, что большевсего в Америке понравился народ. С простыми аме-риканцами он встречался в деловых конторах, в редак-циях газет, дома за чашкой чая. Это были биржевики,миллионеры, рабочие, писатели, губернаторы, кре-стьяне и т.д.Талант Бориса Полевого как путевого очеркистасказывается в том, что через точную деталь, короткуюреплику, динамичный диалог сумел показать отноше-ние американца к вопросам войны, мира, советскомународу.Если в центре внимания «Одноэтажной Америки»стоит мистер Адамс, то в книге Полевого - Джон Смит,ставший воплощением характерных черт американ-ского народа. Джон Смит - это старый американскийдруг Полевого, с которым журналист познакомился наЭльбе в ходе войны. К сожалению, Полевой не смогнайти его в Америке, поэтому он постоянно мыслен-но обращался к Смиту. Споры, разговоры со Смитомо «прошлом, настоящем и завтрашнем дне наполняютповествование публицистическим пафосом и лириче-ской задушевностью»7.Так же как и у Ильфа и Петрова, книга «Американ-ские дневники» не лишена сочного, искрометногоюмора, иногда переходящего в иронию. Но при этомирония оправдана: автору далеко не все нравится вАмерике, на которую он смотрит наблюдательно, точ-но подмечая детали.Описывая Америку, Полевой обращается к образуНью-Йорка. В изображении города сочетаются как об-личение, так и восхищение Америкой в духе И. Ильфа,Е. Петрова. При описании города автор употребляеттакие метафоры: «ослепшие небоскребы», «тяжелыйперегар», «высохший лес», представляет Нью-Йорк какущелье, «наверху которого горят теплые пастушьи ко-стры, обещающие усталому путнику приют и заботли-вое гостеприимство» 8.Сам Полевой говорит о том, что критики долгоевремя не могли определить жанр «Американских днев-ников»: очерк или художественная беллетристика? Но,анализируя основные признаки путевого очерка (по-следовательность событий, происшествий и встречавтора во время его путешествия, динамизм, переме-щения автора во времени и пространстве), сегодня мыможем с твердостью сказать: это путевой очерк.В научной и литературной критике нет каких-либосведений о дальнейшей судьбе книги. Но судя по тому,что упоминаний о других переизданий нигде нет, тоимеем смелость сделать вывод, что издание не пере-издавалось.Таким образом, анализ очерков позволяет сделатьвывод об определенной жанровой и идеологическойтрадиции, объединяющей писателей, и об их вкладев формирование образа Америки, который являетсяключевым в обеих книгах.
Полевой Б. Указ. соч. С. 104.
Полевой Б. Американские дневники. М., 1957. С. 35.
Любовцев В. Глазами советского гражданина // Огонек. 1956. № 52. С. 23.
Полевой Б. Американские дневники. М., 1957. С. 102.
Ильф И. Одноэтажная Америка: Собр. соч. М., 1961. Т. 4. С. 200.
Полевой Б. Американские дневники. М., 1957. С. 78.
Одноэтажная Америка. Письма из Америки / Сост. А. Ильф. М., 2001. С. 23.
Ильф И. Одноэтажная Америка: Собр. соч. М., 1961. Т. 4. С. 34.