Информационные войны на муниципальномуровне | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Информационные войны на муниципальномуровне

Информационные войны на муниципальномуровне.pdf Очень не хочется, чтобы моделью журналистикив 21 веке стала информационная война. Да, читателяминтересно: разоблачение ужасных тайн власти и вос-становление справедливости. Для газеты информаци-онная война - реалити-шоу. Современные СМИ «за-хватывают» власть в обществе, претендуя на созданиесмыслов, интерпретаций информационной картинымира. СМИ берут на себя ответственность выступатьот имени людей перед властью, поскольку именноблагодаря их сообщениям действия власти становятсядоступными обществу. Часто взаимодействие СМИ ивласти можно описать, только используя понятие «ин-формационная война». «Информационная война» -многозначное и неоднозначно трактуемое понятие.Если оставить в стороне военные аспекты данной дея-тельности, то можно рассматривать информационнуювойну как информационную технологию воздействияна массовое сознание.Информационная война трактуется Г.Г. Почепцо-вым как инструмент «перевода» с одной картины мирав другую1. Иными словами, информационная война -это процесс воздействия субъекта на объект с цельюизменения его картины мира или представлений опредмете информационной войны, чтобы получитьсоответствующие изменения в поведенческой струк-туре. В информационной войне аудитория выступаетобъектом воздействия.Информационная война, как война психологиче-ская, носит скрытый характер. Трудно однозначно опре-делить, кто реальный отправитель воздействующегосообщения, а кто его получатель. «Воюющие сторо-ны» выявляют уязвимые места в позиции оппонентов,отыскивают или изобретают факты, предание которыхгласности ставит оппонента в затруднение, заставляетоправдываться, искать виновных на своей стороне, те-рять уверенность на переговорах. Оппонент ощущает,что проблемы у него едва ли возникают случайно, чтоза этим кто-то стоит, но все выглядит совершенно есте-ственно, никаких доказательств нет. Итог войны - сни-жение доверия людей к проигравшей стороне.А если такой стороной является городская власть?Насколько оправдано сегодня формирование негатив-ного отношения к власти? В демократическом государ-стве деятельность власти возможнатолько в рамкахпозитивного подхода, когда власть воспринимаетсякак законное руководство, авторитет, признанное ли-дерство и влияние. Ситуация противостояния, котораясуществовала с марта 2009 года по апрель 2010 годамежду газетой «Кузнецкий рабочий» и ныне уже быв-шим, а на момент активных событий действующим мэ-ром города Новокузнецка, очень напоминает военныедействия.Анализ публикаций газеты «Кузнецкий рабочий» смарта 2009 года по апрель 2010 года позволяет выде-лить четыре этапа данной «войны». Начало «войны» -март 2009 года. Особенностью информационной вой-ны является то, что она начинается «без объявления».В марте 2009 года газета «Кузнецкий рабочий» опу-бликовала цикл статей о беспорядках, творившихся всфере ЖКХ города Новокузнецка на примере частныхслучаев жителей: жители обращались в редакцию спросьбой помочь. Можно предположить, что данныепубликации послужили началом войны: газета началавоздействовать на жителей с целью изменения их от-ношения к власти города Новокузнецка. В публикацииот 14 марта 2009 года рассказывается о том, что жителиодного из домов не могут сменить управляющую ком-панию. Действующая управляющая компания - «Но-вокузнецкая управляющая компания» (НУК) - отказы-вается расторгнуть договор. В статье также делаетсяакцент на том, что жители дома неоднократно обраща-лись в администрацию города, но ответа не получили(Т. Петрова «Не прошло и года», КР, 14.03.09). На страни-цах газеты началось активное обсуждение проблемы.Публикации газеты в течение весны-лета 2009 годаспровоцировали активное поведение граждан, ко-торые вылилось в жалобы губернатору Кемеровскойобласти. Второй этап - «эскалация действий» - сен-тябрь-октябрь 2009 года. В каждом номере газеты - по3-5 публикаций про НУК, про мэра, жалобы жителейна ЖКХ и т.д. «Кузнецкий рабочий» публикует выска-зывания своих оппонентов, призывает мэра рассказатьо своей позиции. В сентябре 2009 года по инициативегубернатора Кемеровской области Генеральной про-куратурой РФ была проведена проверка деятельностиуправляющей компании «Новокузнецкая управляю-щая компания». Проверка выявила многочисленныефакты злоупотребления служебным положением сре-ди руководства компании. Также в ходе проверки вы-явлено, что глава города, достоверно зная о ситуациив НУКе, не принял меры к урегулированию проблемы.Городской бюджет понес миллионные убытки. Совла-дельцами компании являлись сын мэра и сын началь-ника отдела развития новых форм управления в ЖКХ г.Новокузнецка.«Кузнецкий рабочий» постоянно освещал ход про-верки. Но если в начале войны газета разоблачала не-достатки работы администрации города в сфере ЖКХ,то теперь формируется негативное отношение населе-ния к главе города. «НУК и НЭК, как Чук и Гек, любимыедетишки взлелеявшей их городской администрации. Адетям у нас, как водится, все самое лучшее» (С. Баби-ков «Чук и Гек», КР, 17.09.09). Примечательно то, что подэтой статьей был оставлен комментарий следующе-го содержания: «А не кажется ли, что дадена команда"фас" на товарища мэра?».«Кузнецкий рабочий» публикует информацию отом, что администрация Кемеровской области крити-кует самого мэра, но недовольство было вызвано неслучаем с НУКом, а связано с началом отопительногосезона - 19.09.09 «Такое отношение к людям недопу-стимо» (С. Бабиков, А. Сницкая «Такое отношение к лю-дям недопустимо», КР, 19.09.09). «Кузнецкий рабочий»делает мэра «виноватым во всем», призывая в свидете-ли областные органы власти.Ответный ход со стороны властей - 7 октября 2009газета «Новокузнецк» (учредитель администрация г.Новокузнецка) публикует статью («НУК: скандал былраздут исключительно в политических целях», Ново-кузнецк, 07.10.09) о том, что скандал вокруг НУКа былнужен исключительно в политических целях. Обвине-ния с учредителей НУКа переносятся на генеральногодиректора компании. Но попытка отвлечь обществен-ность не удается, так как уже 13 октября 2009 года «Куз-нецкий рабочий» опубликовал информацию о том,что инициативная группа жителей Новокузнецка под-готовила и отправила Президенту РФ Д.А. Медведевуоткрытое письмо с просьбой разобраться в складываю-щейся в жилищно-коммунальной сфере Новокузнецкаситуации. Идет «эскалация войны».Глава города пишет письмо прокурору (опубли-ковано в газете) о том, что в течение последних трехмесяцев текущего года идет умышленная целенаправ-ленная дискредитация его как высшегодолжностноголица города. «Группа лиц организовала против меня имоей семьи травлю в электронных средствах массовойинформации, а также в газете "Кузнецкий рабочий".Организована информационная массированная атакас одной целью - раскачать ситуацию в городе, создатьнегативное общественное мнение обо мне, как о Главегорода» («Обращение Главы города», КР, 17.10.09).Следующим событием с тало и нтервью «К узнец-кого р абочего» с г лавой администрации. « К узнецкийрабочий» делает акцент на том, что никакой дискре-дитации на страницах газеты не было - было исклю-чительно всестороннее освещение мнения народа. Вэтом случае «Кузнецкий рабочий» удачно ставит себяв этой «войне» между жителями и мэром на сторонужителей, обозначая, что некое противостояние междуними все-таки имеется. «Кузнецкий рабочий» публику-ет письма читателей в редакцию, которые осуждаютдействия главы города, а также историю с нападкамина жителей, подписавшихся под письмом против вла-стей (С. Бабиков «О новом Уставе и старых проблемах»,КР, 22.10.09).В ответ глава города привлекает на свою сторонуруководство предприятий города, их письма в защи-ту также публикуются на страницах газеты. В письмахтакже говорится о дискредитации главы города, ноконкретных фактов не приводится. На этом сделанакцент «Кузнецким рабочим» в комментарии к этимписьмам. В апреле 2010 года глава города подал в от-ставку, которую безоговорочно приняли депутаты го-родского совета Новокузнецка. В декабре 2010 года вотношении мэра возбуждено уголовное дело, котороене завершено до настоящего времени.У «войны» появляется своей герой - борец за праваобманутых НУКом жителей, старший дома В. Смирнов.Действия переходят на улицы города: митинги, пикетыпротив НУКа и городских властей. Распространяютсяслухи о коррупции в органах власти, о воровстве бюд-жетных денег. Депутаты проводят встречи с жителями,жителей с представителями прокуратуры: разъясняютситуацию.Третий этап, «затухание войны» - ноябрь 2009года - март 2010 года. Четвертый этап - «конец вой-ны» - апрель 2010 года. Итоги войны: добровольнаяотставка мэра, внесение изменений в Устав города(у губернатора появилось право инициировать отстав-ку мэра), создание В. Смирновым первого в городенекоммерческого общественного объединения «Со-действие реформе ЖКХ», получение «Кузнецким рабо-чим» гранта на освещение темыЖК Х.На первый взгляд, субъектом информационной во-йны была газета «Кузнецкий рабочий», но так ли это?Гипотеза первая: если информационная война нача-лась, значит, это кому-то нужно. С одной стороны, га-зета пытается отстоять права жителей города, которыепострадали от коррупции в сфере ЖКХ, с другой сто-роны - администрация города обвиняет газету в орга-низованной травле. Газета (или кто-то еще?) проверяетгородские власти на прочность. Не буду голословноутверждать, что у информационной войны был спон-сор, это никем не доказано. Журналисты словно ищутлюбой повод лишний раз упомянуть в дурном светеместнуювласть, не решающую проблемы людей.Гипотеза вторая: информационная война выгоднагазете: увеличивает число подписчиков. Газета должнаокупаться. Для этого надо затронуть проблему, волну-ющую многих горожан. Газета проверяет силу своеговоздействия на общественное мнение. Газета провоци-рует людей на обсуждение ситуации, на письма в газе-ту и в администрацию. «Кузнецкий рабочий» всяческидемонстрирует свою открытость населению: проситприсылать свои письма в редакцию, оставлять коммен-тарии на сайте газеты, звонить, приглашает прийти длятого, чтобы рассказать о своей проблеме (В. Речицкий«О черной кошке в темной комнате», КР, 20.10.09).Информационная война всегда идет под лозунгомвосстановления справедливости, хотя бы со стороныодного из участников. В «войне» с НУКом за справедли-вость выступила газета «Кузнецкий рабочий» (А. Лиха-нова «Кто будет отвечать?», КР, 29.10.09). В газете неод-нократно высказывается мысль, что городские властикоррумпированы. Информационная война нацеленана все возможности и факторы уязвимости, неизбеж-но возникающие в возрастающей зависимости от ин-формации, а также на использовании информации вовсевозможных конфликтах. Одновременно ведется непросто анализ аудитории, а поиск определенных уяз-вимых мест в когнитивной модели, опираясь на кото-рые можно проводить изменения. Уязвимые «слабые»места оппонентов газеты: нарушение законодатель-ства руководством НУКа, коррупция в органах власти(учредители НУКа - дети городских чиновников), не-выполнение обязательств главой города и его замести-телями.Приемы воздействия на общественное мнение, ис-пользуемые газетой, разнообразны, можно приводитьв учебниках по пиару в качестве примеров. Первыйприем - демонстрация внимания и создание интере-са: используются броские, легко запоминающиеся за-головки. Например: «Каждая общественная копейкадолжна быть учтена», «Счет - платежный документ,а не информация», «Чук и Гек», «Куда уходят деньги»,«Их дети сходят с ума от того, что им нечего большехотеть», « К репкий о решек», «Что у пало - т о пропа-ло?», «Три конверта», «Не поддаваться возможномудавлению», «О черной кошке в темной комнате», «За ипротив», «Я, Вань, такое же хочу», «Возмущены и взвол-нованы», «Не в деньгах счастье, а их наличии», «Дру-гой полюс планеты ЖКХ», «Сам смекай, где берег, гдекрай», «Вместе мы - сила!».Используемые в газете лозунги акцентируют типич-ную для конфликтологии проблему дефицита. Это де-фицит ресурсов («Они ездят на Мерседесах, а мы…»),дефицит легитимности («Они захватили власть»), де-фицит доверия («Они врут») (А. Лиханова «Не порали власть употребить?», КР, 26.11.09). Одновременночитателям рассказывается, что нужно сделать, чтобынапряжение было снято, а конфликт исчерпан. В пу-бликациях разъясняется, какие услуги и как должныбыть оказаны жителям, приводятся выписки из норма-тивно-правовых актов, описывается опыт обращенияжителей в суды и прокуратуру. Вывод: порядок мож-но навести, если власти будут действовать по закону(А. Скрипникова «Каждая общественная копейка долж-на быть учтена», КР, 01.09.09; С. Бабиков «Ничто так неубеждает, как собственный затылок», КР, 24.11.09).Одной из составляющих данной информационнойвойны является стимулирование обсуждения пробле-мы при помощи слухов и анекдотов (С. Бабиков «Триконверта», К Р, 1 3.10.09.). Прием создания достоверно-сти - это внесение элементов, по которым потреби-тель сможет установить достоверность сообщаемого.Прием усиливает действие устных каналов коммуника-ции. Публикации вызывают доверие у читателей: в нихприводятся факты из жизни конкретных людей (С. Ба-биков «Чук и Гек», КР, 17.09.09). В «Кузнецком рабочем»детально рассказывается, на какую сумму денег про-изошло воровство, публикуются письма обманутыхжильцов (их фамилии, номера домов) и т.д. (А. Скрип-никова «Каждая общественная копейка должна бытьучтена», КР, 01.09.09; Т. Петрова «Счет - платежныйдокумент, а не информация», КР, 03.09.09; С. Бабиков«Чук и Гек», КР, 17.09.09; О. Осипова «Куда уходят день-ги?», КР, 01.10.09; С. Бабиков «Не поддаваться возмож-ному давлению», КР, 15.10.09; А. Власенко, С. Максимо-ва «В дебрях жилкомхоза», КР, 24.10.09).Прием создания памяти: разработка запоминаю-щихся заголовков, слоганов. Например, «Вправе потре-бовать!», «Плати и не спрашивай за что!», «Зануканныеденьги», «Крутись, Бабка, к ак знаешь!», «Что упало -то пропало», «Нас элементарно обманули», «Бардак»,«Терпи, Бабка, ты же лох!», «Мы же не дойное стадо, вконце концов!».Прием возбуждения эмоций: статьи написаны вформе эмоционального порыва, напоминающего«крик души» (Л. Зайцев «Что упало - то пропало?»,08.10.09; С. Бабиков «Чук и Гек», КР, 17.09.09; В. Галев-ский «Все вернется на круги своя», КР, 01.10.09). Цитиру-ем высказывания журналистов. «Люди больше не хо-тят платить, не понимая, кому и за что. Люди оскорбле-ны низведением плательщиков к роли дойного стада.Настроения близки к «революционным», и это пугает»(С. Бабиков «Ничто так не убеждает, как собственныйзатылок», КР, 14.11.09.).Широкоприменяются резонансные коммуника-тивные технологии. Используется прием созданиякоммуникативного резонанса среди читателей газеты(А. Скрипникова «Каждая общественная копейка долж-на быть учтена», КР, 01.09.09; О. Осипова «Куда уходятденьги?», К Р, 0 1.10.09). Сущность р езонансных т ехно-логий - в том, что из определенного набора ситуацийгазета раскручивает только некоторые из них, как быпомогая читателям, подталкивая их к формированиюименно данного, конкретного мнения. Читатели ужепочти поверили, их надо только подтолкнуть в нуж-ном направлении. Подобная схема была использована«Кузнецким рабочим»: публиковалась только та ин-формация, которая подтверждала слухи среди населе-ния о воровстве и коррупционности в органах власти.С участием героя войны - лидера мнений - связа-ны два приема информационного воздействия: «при-соединение к другому» и «информационный конфор-мизм». В. Смирнов, З. Любовский активно выражалисвое согласие с мнением газеты и понимание проблемжителей, обманутых НУКом. Прием «информацион-ный конформизм» основан на потребности получитьобъяснение действиям от авторитетных значимыхлюдей. Со страниц газеты выступают юристы, доценткафедры водоснабжения и водоотведения СибГИУ,представители администрации города, прокуратуры,старшие домов и т.д. (А. Скрипникова «Каждая обще-ственная копейка должна быть учтена», КР, 01.09.09; Т.Петрова «Счет - платежный документ, а не информа-ция», КР, 03.09.09; О. Осипова «Куда уходят деньги?»,КР, 01.10.09; С. Бабиков «Их дети сходят с ума от того,что им нечего больше хотеть», К Р, 06.10.09).Сообщения о НУКе получили освещение и откликиво многих СМИ (на телевидении, в Интернете, в другихпечатных изданиях): РБК, ИТАР ТАСС, российское ин-формационное агентство «Федерал ПРЕСС», новокуз-нецкий итернет-сайт КузПресс, интернет-представи-тельство глав регионов РФ «Клуб регионов», городскаяэлектронная газета «Новокузнецк».События, развернувшиеся в информационном про-странстве Новокузнецка осенью 2009 года, отвечаютвсем признакам информационной войны. Признакиинформационной войны: навязывание чуждых целей;использование любых средств передачи информации;информационное воздействие содержит искажениефактов или навязывает подвергающимся ему эмоци-ональное восприятие, выгодное воздействующей сто-роне. Модели военных операций со стороны газеты:деструкция (введение информации, которая произво-дит отрицательные эффекты внутри системы оппо-нента) и подрыв (ввод информации, которая разрушаетсистему оппонента). Модель действий власти: отрица-ние информации.Газета «победила» в данной войне. Противник -власть - оказался не готов к военным действиям, по-пытки защищаться были слабо аргументированы и не-своевременны. «Кузнецкий рабочий» активно исполь-зовал информационное доминирование (действия понедопущению использования информационного про-странства противником) и оказывал информационноедавление на противника, стараясь вынудить его на теили иные действия. Глава города использовал преиму-щественно информационное торможение - действияпо приостановлению распространения нежелатель-ной информации.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Демчук Наталия ВладимировнаНовокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университетаканд. социол. наук,доцент, зав. кафедрой муниципального управленияpyzas@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Информационные войны на муниципальномуровне | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Информационные войны на муниципальномуровне | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Полнотекстовая версия