Тенденции и проблематика фотоиллюстрированияместных периодических изданий
Тенденции и проблематика фотоиллюстрированияместных периодических изданий.pdf В настоящее время фотоснимок в периодическомиздании является важнейшим инструментом воздей-ствия на внимание аудитории. Помимо средства при-влечения внимания, ориентирования читателя внутрииздания фотография выступает как полноправныйэлемент содержания. Содержание визуального сооб-щения предполагает адекватную форму изложения,подачи информации.Особый разговор - фотоиллюстрирование регио-нальных СМИ. Решающим здесь является региональ-ный фактор распространения изданий, что определяеткачественные и количественные характеристики ре-гиональной журналистики в целом, формирует стильи подачу визуальной информации. Приоритетным на-правлением деятельности региональных СМИ высту-пает не только отражение социальных процессов, но иучастие в формировании среды и образа жизни регио-на в соответствии со стратегическими и тактическимизадачами.При этом в редакционных коллективах региональ-ных СМИ не хватает квалифицированных специали-стов (что нередко обусловлено низкой заработнойплатой), а публикации, сконцентрированные на мест-ной, не богатой яркими, значимыми событиями жизни,выглядят достаточно однообразно. Отсюда очень не-ровное, неоднородное фотоиллюстрирование даже врамках одного издания и шаблонное, упрощенное ис-пользование художественно-выразительных средствфотографии, жанровых формфотожурналистики.Однако, как правило, в каждом регионе есть изда-ния, которые оборачивают недостатки в преимуще-ства, компенсируя неброский характер информациидоверительными интонациями текстов, яркой визуаль-ной подачей.Любое печатное периодическое издание использу-ет ресурсы фотоиллюстрирования, которые, по наше-му мнению, условно можно разделить на следующиегруппы:1. Оригинальные фотографии, сделанные профес-сиональным фотожурналистом. Они соответствуютстилю издания, теме и идее конкретного вербальногосообщения.2. Профессиональные пресс-фотографии, приобре-тенные в фотобанках, информационных агентствах повыбору редакции.3. Непрофессиональные фотографии, заимство-ванные из Интернета, архива героев материала и т.д.Эти фотоснимки не всегдаотвечают необходимым дляфотопубликации содержанию и техническому испол-нению.4. И, наконец, различного рода коллажи, фотомон-тажи, которые могут быть сделаны на основе фотома-териалов предыдущих групп.Эффективная реализация этих ресурсов особеннов контексте периодики региона встречает немало за-труднений, где в числе наиболее значимых - «форма-лизованный» подход. Его суть заключается в использо-вании ресурсов фотоиллюстрирования без учета ре-альных и потенциальных функций пресс-фотографии.Например, за последние пять лет в Томской обла-сти основные периодические издания газетного типапроизвели значительные изменения в содержании иоформлении, в той или иной степени провели коррек-тировку композиционно-графической модели. Однакоэто не помогло решить такие проблемы, как отсутствиекоординации при совместной работе журналиста ифотокорреспондента, использование любительскихи документальных фотографий, не адаптированных ктребованиям фотожурналистики.Выходом из создавшейся ситуации может статьналичие профессионального бильдредактора, ответ-ственного за координацию действий всех участниковпроцесса создания фотопубликации, в то время как внастоящий момент эти обязанности зачастую выпол-няют несколько сотрудников редакции, для которыхподобная деятельность не является ни основной, ниединственной.Сегодня, испытывая на себе влияние электрон-ных СМИ, в первую очередь Интернета, фотография впрессе видоизменяется. Социальные сетевые проекты,позволяющие пользователям представлять свои фото-снимки в контексте информации о собственной жизни(«В контакте», «Одноклассники», FaceBook и др.), вы-зывают огромный интерес, доступны для просмотраи комментирования самой широкой публике. Отчастиблагодаря этому фактору стиль и способ подачи визу-альной информации в некоторых периодических изда-ниях разного типа становятся неофициальными, почтидомашними.В прессе региона удачные примеры адаптации лю-бительских фотоматериалов следует отметить в изда-ниях о путешествиях.Например, познавательный журнал «Дневник пу-тешественника» (г. Томск) позиционирует себя какиздание с качественными профессиональными фо-тоснимками. Действительно, авторами «Дневника»в разное время выступали профессионалы высокогоуровня, такие как С. Максимишин, А. Шапран, А. Ло-вен и др. Однако в фотоиллюстрировании практиче-ски каждого номера встречаются любительские фо-тографии.Таков визуальный р яд к м атериалу Е. К овалевско-го («Дневник путешественника». 2005. № 1). На семииз одиннадцати фотографий герой публикации стоитна фоне какого-либо природного объекта - горы иливодопада, лесного массива или буддийского храма. Пу-бликацию «Лето - это маленькая жизнь» иллюстри-рует групповой фотоснимок («Дневник путешествен-ника». 2010. № 19). Здесь также видна некоторая слу-чайность изображения. Кто-то сидит спиной к камере,кто-то вошел в кадр наполовину.Кроме того, в журнале довольно много фотоизобра-жений, которые не вписываются в систему жанров фо-тожурналистики. Это традиционные для художествен-ной фотографии - пейзаж, натюрморт, «макро». Вну-три этих фотографий нет особого информационногосообщения. Это «фотоискусство вымысла» в чистомвиде. Именно такими фотоработами проиллюстриро-ван рассказ о фотохудожнике И. Березине («Дневникпутешественника». 2010. № 19).Одним словом, «Дневник путешественника» обла-дает многоуровневой жанровой структурой, сочетает вфотоиллюстрировании художественную фотографиюи жанры фотожурналистики. Пейзаж и натюрморт ор-ганично вплетаются в контекст повествования, а люби-тельская фотография является логическим продолже-нием текста, выполненного в форме путевых заметок.Это позволяет сделать визуальный ряд издания нетолько информационно насыщенным, но и более вы-разительным.В плане тематического содержания одной из глав-ных проблем в местной прессе можно назвать много-численные фотографии победителей и награжденных.Именно такой тип пресс-фотографии автор «Настоль-ной книги газетного дизайнера» Тим Харроуер называ-ет «расстрел на рассвете»: «Типичные жертвы - любаягруппа людей, выстроенных вдоль стены, чтобы бытьсфотографированными: члены клубов, спортивныекоманды, обладатели призов.Место преступления: об-щественные мероприятия и сборища, мероприятия посбору средств. Обычно это бывает на сцене или в кори-доре. Также может случиться в спортзале. Как этого из-бежать? Выйдите в реальный мир и сфотографируйтеэтих людей, делающих то, что им интересно» 1.Пожалуй, к этому нечего добавить, хотя совершен-но понятно, что причины появления таких фотосним-ков обычно сводятся к тремфакторам:1. На событии не присутствовал фоторепортер. Со-бытие отсняли сами участники. Фотографию постави-ли на полосу наравне с остальными фотоснимками.Но именно в этом случае и требуется соответствующаяадаптация. Например, подпись, рассказывающая о том,как участники и победители так радовались наградам,что вспомнили про необходимость фотосъемки ужепосле награждения. Возможна инфографика, на кото-рой можно подробно рассмотреть полученные призыи др.2. Фотосъемку произвел автор материала, журна-лист редакции. В этом случае подпись или инфографи-ка также не помещают.3. Фотокорреспондент не обладает должным уров-нем подготовки, не понимает, что такие фотографи-и-клише являются мощным барьером для восприятияинформации.Часть этих проблем может быть решена еще на ста-дии планирования номера. К сожалению, подобныхфотографий в периодических изданиях Томской обла-сти предостаточно. Большинство таких фотоснимковопубликовано в газетах («Аргументы и факты в Том-ске». 2010. № 33, 38; «Томские новости». 2010. № 42, 45).В рамках фотоиллюстрирования в местной прессеможет четко выявляться еще одна проблема: иногдадля тематического материала необходима особая ил-люстрация, где актеры или предметы расставляютсяопределенным образом для создания заданного эф-фекта, как будто это рисунок. Результатом такой мани-пуляции является фотоиллюстрация.Фотоиллюстрация может быть прекрасным реше-нием в тематической композиции с абстрактной тема-тикой - депрессия, служебный роман, приверженцынездорового рациона, - для которой трудно найти ре-альные снимки 2.В редакциях часто пользуются готовыми фотоил-люстрациями, скачанными из Интернета, приобретен-ными в фотобанках. В изданиях Томской области такиефотоснимки составляют примерно 30 % от общего чис-ла иллюстраций («Дорогое удовольствие». Томск. 2010.№ 11).К этому же типу фотоиллюстраций при определен-ных условиях относятся репортажные фотографии. Во-обще, процесс превращения фотоинформации в фото-иллюстрацию многое проясняет в механизме взаимо-действия текста и фотографии. Вот пример из практи-ки. Возьмем фотоиллюстрацию в газете «Аргументыи факты в Томске» к статье «Картошкой обеспечены.Власть помогла с уборкой» («Аргументы и факты в Том-ске». 2010. № 37). Как и в случае с примером, приведен-ным выше, речь в публикации идет об урожайностикартофеля в области. Текст дополнен фотоснимком,где два подростка сидят на довольно внушительной«горе» картофеля. Подпись под фотографией сообща-ет: «Урожай в этом году хорош!». В тексте - факты икомментарии. Нет никаких отсылок к фотоиллюстра-ции. Мы не знаем, кто изображен на фотоснимке, в ка-ком году он сделан. Фотография просто иллюстрируетмысль автора о богатом урожае картофеля. Если бытекст был дан в виде короткой информации, рассказы-вал о людях, изображенных на фотографии, как о пере-довых фермерах, которые засняты в момент окончанияуборки - перед нами была бы фотоинформация.Результатом творческой переработки фотоизображе-ний становится фотомонтаж. В томскихСМИ монтажныефотоиллюстрации могут быть опубликованы на обложкеи внутри номера («Вечерка». 2010. № 42; «Аргументы ифакты в Томске». 2010. № 41), могут быть «собраны» само-стоятельно или приобретены (скачаны с бесплатных ин-тернет-ресурсов) в готовом виде («Томская неделя». 2010.№ 40; «Томский вестник». 2010. № 88).При этом фотомонтажи не всегда решают исключи-тельно творческие задачи. Например, в «Аргументах ифактах в Томске» с целью экономии газетной площадиодна фотография накладывается на другую («Аргумен-ты и факты в Томске». 2010. № 40). Когда такое наложе-ние сделано более творчески - появляется фотомон-таж («Аргументы и факты в Томске». 2010. № 46).В целом можно отметить, что фотоиллюстрирова-ние, оригинальная и разнообразная визуальная ин-формация позволяет поддерживать интерес к мест-ным печатным СМИ. Сегодня популярность изданияво многом зависит не только от применения традици-онных видов пресс-фотографии, но и от привлеченияв качестве иллюстративного материала нежурналист-ских видов фотографии. В то же время новые техноло-гические возможности фотоиллюстрирования позво-ляют существенно упростить процессы производства,трансфера иллюстраций и их трансформации, что ме-няет не только содержательное наполнение, но и ме-сто фотоиллюстрирования в медиапроцессе.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 128
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Захаров Сергей Вадимович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | ст. преподаватель кафедры теории и практики журналистики | photox@yandex.ru |
Ссылки
Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. М.: Комсомольская правда, 2005. С. 93.
Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. М.: Комсомольская правда, 2005. С. 113.
