Современные концепции творческойсоставляющей телевизионного журналиста
Современные концепции творческойсоставляющей телевизионного журналиста.pdf Деятельность работников средств массовой инфор-мации, прежде всего, обеспечивает социальные по-требности общества в информировании. Тележурна-листика - особое средство массовой информации, со-четающее в себе силу печатного слова и зрелищностьэкранного искусства.Телевидение, возникшее в начале XX века, доказа-ло, что имеет возможность воздействия на человекаи общество. Сегодня партнером телевидения сталИнтернет. Однако телевидение по-прежнему являет-ся мощным психологическим средством, способнымвлиять на сознание и поведение аудитории. Сотруд-ники, которые заняты в нематериальном производ-стве телевизионной продукции, способны восполь-зоваться многообразием и эффективностью средстввоздействия на аудиторию, создать обратную связьс ней. Эффективность взаимодействия телеэкрана ителеаудитории во многом зависит от знания, пони-мания и умения учитывать специфику телеобщениясамими «творцами», владельцами «человеческогокапитала».Развитие телевидения требует совершенствова-ния профессиональных качеств тележурналиста, егознаний, умений, навыков. Основа личности теле-журналиста - его «внутренняя позиция». Именно наоснове личностной позиции формируется телевизи-онный образ на экране и осуществляются професси-ональные и социальные функции. Лица с экрана со-провождают нас всю жизнь. Многие из них постоянноприсутствуют в жизнедеятельности зрителя, расска-зывая ему о событиях окружающей действительности- Владимир Познер или Екатерина Андреева, ЭдуардСагалаев или Марианна Максимовская, Владимир Со-ловьев или Сергей Брилев. К тому же, зритель всегдаруководствуется не только общепринятым мнением.Того или иного ведущего, репортера он воспринима-ет исходя из своей собственной личностной позиции.Зритель примет то лицо с экрана, которое не простопрекрасно выглядит внешне, но и способно быть про-водником между реальной действительностью и темсамым отдельным человеком у телевизора. Творче-ская индивидуальность профессионала на телевиде-нии объясняет, почему зритель предпочитает тот илииной канал, ту или иную программу, почему у однойпрограммы рейтингинамного выше, а рекламодате-лей намного больше по сравнению с другими игрока-ми медийного рынка.В нематериальном производстве всегда имеютместо творческие поиски. Как отмечает И. Дзяло-шинский, в своей работе «Мастерство журналиста»:«Обеспечение функционирования журналистики, какспецифического социального института, предполага-ет профессиональное осуществление комплекса раз-личных видов деятельности» 1. В идеале: журналистсам себе ставит цель, сам подбирает средства для еедостижения, сам выполняет все необходимые для до-стижения этой цели действия. Но на практике это нетак.Тележурналисты, информируя аудиторию и спо-собствуя ее самообразованию, опираются на тради-ционные методы, свойственные профессии. Потомучасто тележурналистику, как и журналистику в це-лом, называют повторением давно пройденного ма-териала. Еще пару лет назад телевизионные критикипытались сказать о том, что массовому зрителю инте-ресны только новости и совсем нет интереса к глубин-ным интервью, раскрывающим личность героя, зари-совкам, документальному кино.Сегодня молодые тележурналисты, еще не полу-чившие диплома об окончании университета, утвер-ждают, что с удовольствием они готовы смотретьименно интересное новое документальное, телевизи-онные очерки. Забытое старое возвращается на экранв новом качестве.Невозможно найти двух абсолютно одинаковыхтелевизионных профессионалов. У каждого своиметоды сбора информации, свои приемы созданияжурналистских телевизионных форм, своя манераобщения со зрителем и свои способы воздействияна него. Собственные принципы и убеждения теле-журналиста формируют его имидж. Творческая ин-дивидуальность журналиста есть особое качестволичности, которое она приобретает и выявляет вконкретном виде деятельности. Природные же ка-чества личности, способности и условия, в которыхэти способности проявляются, выступают как пред-посылки формирования журналистского «Я». Хотятеоретики журналистики до сих пор не пришли кединому мнению о составляющих творческой инди-видуальности тележурналиста. Общее определениесводится к тому, что творческой индивидуальностьстановится тогда, когда достигается высокая концен-трация усилий журналиста при определенном видедеятельности, когда совмещается цельность мыслии чувства, убеждения и поступка.Когда в начале 2011 года на экране ГТРК «Томск»в информационно-аналитической программе «Ве-сти-Томск. События недели» появился Дмитрий Сер-геев после пятилетнего перерыва (в этот период ра-ботал на федеральном канале в Москве), вздрогнули,в первую очередь, некоторые чиновники, а зрителиотметили своеобразную манеру ведения программы.Здесь была и харизма ведущего, обожающего своегозрителя, и некий сарказм по отношению к некоторымпроисходящим в городе событиям, и ирония, и про-фессиональное владение словом, и простота изложе-ния. Ведущий Дмитрий Сергеев демонстрировал соб-ственную творческую индивидуальность, что не могне заметить зритель. Один зритель принимал ведуще-го с удовольствием, другой, возможно, критиковал, ноне заметить личность на экране было невозможно.Творческая индивидуальность тележурналистаможет способствовать созданию неких новых эле-ментов на телевидении. Если мы рассмотрим точноеопределение «инновации», то станет понятным, чтоэто не просто новое явление, возникшее в том илиином виде деятельности, а материализованный ре-зультат, полученный от внедрения нового. Инноваци-ями называют прибыльное использование новшествв виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-технических и социально-экономи-ческих решений производственного, администра-тивного, финансового, коммерческого, творческогохарактера. Элементы инноваций в тележурналистикемогут способствовать появлению нового продукта,способствующего получению прибыли средствоммассовой информации.Так программа «Слово губернатора», появившая-ся на телеканале «Россия» (ГТРК «Томск») в 2011 году,демонстрировала внедрение инновационных техни-ческих элементов в организацию телемоста. На сме-ну старой «рылейке» или проводным каналам связипришла связь, передающаясяпо каналам Интернетас помощью специальных приборов «тевелинков»,устанавливаемых на камеру оператора. Внедрениетворческим коллективом параллельного прямогоэфира или трансляция из двух студий (в одной студииотвечал на вопросы ведущего губернатор, в другой -начальники департаментов отвечали на вопросы те-лезрителей в прямом эфире) тоже стало, своего рода,инновационным элементом. Элементы инновациймогут присутствовать как в выборе темы, так и в по-исках источников информации, в создании и в подачетелевизионного материала.Элементы нового в выборе темы в тележурнали-стике - понятие относительное. Кто-то скажет, чтоновое в этой сфере - опять очень хорошо забытоестарое, и, скорей всего, будет прав. Только во временазарождения и становления телевидения новым ка-залось все то, куда проникала телевизионная камера«волшебника с голубым экраном». Спустя десятиле-тие телевизионная камера и тележурналисты впер-вые донесли до мира видеоинформацию об исследо-ваниях человека в космосе. Сегодня трудно чем-ли-бо удивить избалованного современного зрителя.Но каждый тележурналист знает, что только новымвзглядом возможно пролить новый свет на старую,набившую оскомину проблему, добавив интересныедетали, скрытые от всеобщего обозрения.Элементы инноваций могут проявиться в теле-визионном слове, которое, наряду с коммуникатив-ными качествами, обладает другими важными осо-бенностями. Телевизионное слово - разговорно, гдеречевое сообщение воспринимается и строится позаконам «живой» речи. Степень разговорности в раз-ных жанрах телевидения различна - от элементовразговорного стиля в информационном сообщениидо стихии разговорности в ток-шоу. Разговорностькак необходимое качество телевизионной речи опре-деляет значимость импровизации, ритма и темпа,интонации, пауз. Тем самым, создавая телевизион-ное произведение по стандартному сценарию сбораинформации, при владении словом мастерски, приумении расставить акценты можно создать яркий те-левизионный материал.Телевизионное слово тогда ценно, когда «само-лично», когда неразрывно связано с личностью гово-рящего. К примеру, внешнийоблик и жесты ведущего,мимика и взгляд, особенности его речи, дикции по-могают зрителю понять мысль автора. Однако нужноучитывать, что новые элементы в выполнении веду-щим своей профессиональной роли могут вызватьопределенные противоречия со словом, порождаясмысловые и психологические диссонансы. С другойстороны, при гармоничном взаимодействии всего вы-шеперечисленного можно наблюдать действенныйэффект воздействия на аудиторию. Нужно учитывать,что при этом важно такое качество тележурналиста,как талант искренности.Элементы инноваций могут проявиться в ориги-нальном построении телевизионного сообщения,способного произвести на зрителя впечатление.Фальшь журналиста телеэкран раскрывает беспощад-но, психологический контакт со зрителем может бытьнепоправимо нарушен. Не стоит забывать и о том, чтотелевизионное слово как разновидность ораторскогоискусства - публично. Оно обладает такими публич-ными качествами, как энергия мысли, четкость, сжа-тость речи, простота и понятность формы изложения.Наиболее ярко элементы инноваций могут прояв-ляться в структуре телевизионного материала. Теле-журналист может внести в стандартный телевизион-ный материал свою особую лепту. Короткий телеви-зионный репортаж может стать маленьким докумен-тальным фильмом с оригинальной композицией. По-лучасовая беседа с гостем студии может превратитьсялибо в утомительное бездарное использование эфир-ного времени, либо в яркое шоу, которое останетсяв памяти зрителей. Не столько важна здесь тема об-суждения, сколько способность ведущего творчески ипрофессионально выполнить свою роль.Тележурналист может умело использовать зна-ние психологического закона «начала и финала».Информация в начале и в конце телесообщениянаиболее прочно удерживается в памяти. Отсюда иособенное внимание к первой фразе текста, кото-рая может быть построена так, что «зацепит» вни-мание, установит контакт. На практике существуетмножество приемов вступления - точное названиедаты, ссылка на известный источник, указание насобственную личность. В любом случае начало те-левизионного монолога вполне может быть неша-блонным. Это тот же инновационный элемент. Бла-гоприятное впечатление в самом начале программывсегда способствует восприятию текста, негативное,напротив, препятствует.Трудно переоценить значение элементов творче-ских инноваций в современных условиях. Элементынового в тележурналистике нельзя расценивать толь-ко как плацдарм для получения прибыли редакциейсредства массовой информации. Использование та-ких элементов в конечном результате находит отра-жение в создании нового усовершенствованного ин-формационного или зрелищного продукта, использу-емого в практической телевизионной деятельности,способствующего формированию обратной связи саудиторией, повышению рейтинга телевизионныхпрограмм и, в конечном итоге, увеличению коммер-ческой составляющей.Важно подчеркнуть, что телевидение, прежде все-го, - коллективное творчество. Творческая группа врезультате взаимодействия всех ее членов помогаетзрителю почувствовать характер и личность выступа-ющего, подыграть ему, подсказать зрителю освеще-нием, планом, антуражем, композицией телевизион-ного материала. Создание коллектива, способного ра-ботать продуктивно, в тележурналистике как в сферетворческой деятельности становится необходимымусловием.В журналистикекак разновидности духовногопроизводства роль коллектива особенно важна. А втележурналистике роль творческой группы еще бо-лее значима, чем в других средствах массовой инфор-мации. В составе творческой группы - и редактор,и менеджер, и журналист, и оператор, и режиссер, извукорежиссер, и видеоинженер, и осветитель, и ви-зажист. Более того, в определенных подразделенияхтелевидения, таких как информационные программы,деятельность команды профессионалов определяетне только обратную связь со зрителем, но и рейтингтелевизионной компании на местном рынке, потре-бительную стоимость телевизионного произведения.В этом отношении позиционирование командыиграет существенную роль. Но, похоже, преслову-тый финансовый вопрос, а возможно, и отсутствие вкоманде телекомпании эффективного бренд-менед-жера, ставят барьеры в PR-деятельности телекомпа-ний. Остается только вспоминать о ярких баннерахтелекомпании ТВ-2 в г. Томске, с которых ведущиепризывали прохожих и автолюбителей не забыватьо «Час-Пике». Или позиционирование команды веду-щих ГТРК «Томск» промелькнуло на одном из город-ских рекламных щитов в 2010 году и осталось в дале-ком прошлом, не получив развития бренда.Тележурналист, независимо от собственных уме-ний и навыков, творческой индивидуальности, из-вестности аудитории, должен позиционировать себякак член коллектива, деятельность которого направ-лена на общий результат. Никогда не сможет добитьсяуспеха на телевидении талантливый «одиночка». Воз-действие на массовую аудиторию находится в прямойзависимости от результативности работы коллектива.Таким образом, можно сделать вывод о том, что со-временный телеведущий не только должен обладатьцелым комплексом профессиональных качеств и уме-ний. Ему, лицу с экрана, необходимо четкое пониманиетого, чего ждет современный зритель. А уж как найтиподход к капризному зрителю, порой легко меняюще-му телевизионную программу на страницу в Интерне-те, - задача, требующего неординарного решения.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 110
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Макеева Оксана Евгеньевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | ассистент кафедры телерадиожурналистики | tvkafedra@newsman.tsu.ru |
Ссылки
