Образ женщины в современной газетепровинциального города.pdf «Современная российская печать не имеет в насто-ящий момент единодушного мнения о женщине, непредлагает какую бы то ни было единую концепциюее предназначения в обществе, а стало быть, даетвозм»»ожность для развития подлинного плюрализ-ма в освоении и интерпретации данной проблемы и не отражает реального положения дел».Ажгихина Н.А кони все скачут и скачут…Несколько штриховк коллективному портрету современнойжурналистики: гендерный формат.URL: http://www.ruj.ru/authors/azhgihina/08016.htmlПо итогам переписи 2010 года в России насчитыва-ется 936 средних и малых городов 1, и в каждом из нихиздается одна или несколько газет, в которых верныйподписчик-читатель узнает не только новости, но и ви-дит себя, свое отражение в призме образной системы,разработанной периодическим изданием. Каким онпредстает на страницах провинциальной прессы, на-сколько его образ адекватен реальности, отличается лиего портрет от портрета современника в газете столич-ного или провинциального мегаполиса?Особенности жизни российского общества накла-дывают определенный отпечаток на конструирова-ние провинциальной прессой медиаобразов мужчини женщин, и он связан с патриархальными традиция-ми, находящими отражение в провинциальной прес-се. «Жизнь провинциальная, в отличие от столичной,протекает, несмотря на прогресс, по своим законам…Следует заметить, что мир глубинки до сих пор остает-ся исключительно патриархальным, невзирая на явнопроявляющееся изменение гендерных ролей, на рас-ширение обязанностей женщины и в силу объектив-ных причин - упадок авторитета мужчины»2.Эти обстоятельства диктуют свои требования кстилю репрезентации мужчины и женщины. Особен-но ярко это проявляется в особенностях медийногопортрета современной женщины, тем более что однаиз тревожных тенденций современной провинциаль-ной газеты - растущая феминизация ее коллектива иредакционной политики. Как отмечает О.В. Смирнова3, в последние десятилетия растет феминизация газети журналов в российских городах. К этому привеласкрытая дискриминация женщин в публичной сфере,когда в годы экономического кризиса многие актив-ные мужчины отказывались от интеллектуальнойитворческой деятельности в поисках более высокихзаработков, оставляя низкооплачиваемую работу в го-родских СМИ женщинам. Таким образом, усиливаласьгендерная асимметрия, которая, по С. Бовуар, наибо-лее мощно проявляется в бессознательных гендерныхориентациях 4, а гендерные контракты (совокупностьправил, по которым на определенном этапе развитияобщества за мужчиной и женщиной закрепляютсяроли, права и обязанности в общественной и частнойсферах, например, «мужчина - добытчик», «женщи-на - работающая мать») еще сильнее удалялись отидеальной равностатусности5. Это привело к заполне-нию женщинами опустевшей ниши, и они составляютбольшую часть редакционных коллективов в местныхпечатных изданиях, женщины в них - главные редак-торы, женщины разрабатывают не только привычныедля них «женские» и нейтральные темы, но и тради-ционно «мужские»: освещение политических, эконо-мических событий, вопросы охоты, например. Мест-ные газеты и журналы все больше ориентируются наженскую часть населения и героями материалов вы-бирают женщин. Немногочисленный мужской составредакций в большинстве либо пенсионного возраста,либо - молодые люди до 30 лет. Что касается малыхгородов России, то их медиасфера превращается впочти сугубо женскую. Это обстоятельство не можетне вносить коррективы в редакционную политикупериодических изданий. Так, несмотря на все усилияредакторов в равной мере представлять в выпусках имужскую, и женскую тематику, чтобы удерживать ин-терес и читательницы, и читателя, а также размещатьматериалы о мужчинах и женщинах в равном объеме,характер женских образов терпит изменения, он отли-чается от женского портрета, разрабатываемого прес-сой крупных городов и мегаполисов.Прежде всего, следует отметить, что акценты оте-чественного медийного женского образа кардинальноменяются в зависимости от удаленности от политиче-ского центра России: от личного успеха, основанногона карьерном росте, - к семейному благополучию. Так,центральная пресса, московские и санкт-петербург-ские газеты разрабатывают излюбленный образ жен-щины - политического лидера, «звезды», руководите-ля высокого ранга, занимающейся благотворительны-ми проектами и т.п. Их авторы создают образ женщин,вкладывающих свои силы в собственное развитие иразвитие общественных благ. Высокий социальныйстатус, общественная активность, интеллект, успеш-ность выступают главными ценностными ориентира-ми для читательниц этих газет.Газеты провинциальных мегаполисов предлага-ют иные ценностные приоритеты: они, в основном,отводят женщине роль матери и руководителя сред-него звена, ориентируя на достижение семейногоблагополучия как главной жизненной ценности.Авторы материалов приветствуют «перенесение»предписанных обществом женщине материнскихролей в область профессиональной деятельности:их героиня изображается не только как состоявша-яся личность и уверенный профессионал, но всегдаподчеркивается, что она - счастливая мать семей-ства, а иное, например, бездетность, несложившая-ся личная жизнь и т.п. - не встречается. Рациональ-ное (интеллект, карьера и т.п.) замещается сферойчувств: авторы подчеркивают, что героиню любятдети, подчиненные (если речь идет о руководителе),окруженная любовью и признанием близких, герои-ня показана счастливой и довольной жизнью. Глав-ные ценностные ориентиры, создаваемые местнымигазетами, - семейное благополучие и выполнениефункций матери.Газета средних и малых городов, особенно в сель-скохозяйственных регионах, выступает за традицион-ные патриархальные ценности: медийный образ жен-щины не выходит за рамки стереотипных представле-ний о женщине-труженице и матери большого семей-ства, развитых в советскую эпоху. Главные ценностныеориентиры для их читательниц - честный и тяжелыйтруд, в том числе семейный.Это подтверждает мониторинг газет УрФО «Новыймир» (г. Курган), «Далматовский вестник» (г. Далмато-во), «Знамя» (г. Катайск), «Исеть» (г. Шадринск), «Пыш-минские вести» (г. Пышма), «Шадринский курьер» (г.Шадринск), «Северный луч» (г. Тарко-Сале) за 2010-2011гг. В его ходе рассматривались информационный по-вод и характер материала о женщине, социальный ста-тус героини, ее открытость миру, гражданская актив-ность героини материала, а главное - соотношениепрофессиональной и семейной сфер самореализацииженщины.Социологи 6 выделяют две базовые сферы саморе-ализации для женщины, присутствующие в медийныхтекстах:
Соколова Елена Александровна | Шадринский государственный педагогический институт | канд. филол. наук,доцент, зав. кафедрой литературы и журналистики | yasok.sokolova@yandex.ru |
Римашевская Н.М. Указ. соч.
Рыбцова Л.Л. Общественно-политическая активность женщин // Социологические исследования. 2001. №4. С. 78-80.
СмирноваО.В. Указ. соч. С. 223-238.
Римашевская Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России. URL: http://www.owl.ru/ library/046t.htm
Смирнова О.В. Гендерная проблематика. Проблематика СМИ. М.: 2008. С. 223.
Жеребкина И. "Прочти мое желание". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 20.
Всероссийская перепись населения 2010 года. URL: http:// ru.wikipedia.org
Шуплецова Ю.А. Отражение в региональной прессе ценностных установок женщины. // Журналистика в 2011 г. Ценности современного общества и СМИ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. С. 382-383.