Свойства медиатекста и свойства социальноговремени: проблематика отражения и восприятиятемпоральности в журналистике | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Свойства медиатекста и свойства социальноговремени: проблематика отражения и восприятиятемпоральности в журналистике

Свойства медиатекста и свойства социальноговремени: проблематика отражения и восприятиятемпоральности в журналистике.pdf Восприятие и переживание социального време-ни - сложная проблема для научного знания, по-скольку, во-первых, «субъективное», «качественное»время - это многомерное явление, а во-вторых,разнородные социальные группы и индивиды могутсосуществовать в разных временных и простран-ственных координатах. А.Я. Гуревич подчеркивает:«…в обществе всегда существует не какое-то единое«монолитное» время, а целый спектр социальныхритмов, обусловленных закономерностями различ-ных процессов и природой отдельных человеческихколлективов» 1. Ритмы их жизнедеятельности такжене совпадают друг с другом, как и мироощущение имировосприятие, которое во многом базируется наобразе социального времени. Однако для консоли-дации общества возникает необходимость коорди-нации и регулирования различных темпоральностейсоциальных групп. Это обусловливает появлениетак называемого «доминирующего» социальноговремени или типичного представления о времени вконкретном обществе. А.Я. Гуревич утверждает, чтопредставление о времени может быть управляемым,и указывает, что «регулирование восприятия соци-ального времени является важной идеологическойсилой» 2.Современное общество синхронизирует ритмыотдельных социальных групп через масс-медиа. Ме-диатизация основных институтов социального про-странства - политики, экономики, социальной сферы,геополитики, международных отношений - приводитк тому, что центром столкновения интересов влиятель-ных субъектов социального пространства становитсямедийная сфера. А формой взаимодействия послед-ней с аудиторией и с активными участниками социаль-ного пространства - медиатекст.Поэтому представляется важным обратиться к во-просам соотношения свойств социального времени исвойств медиатекста.Сущностные свойства социального времени очерче-ны целым рядом зарубежных и отечественных ученых3. Среди основных параметров исследуемой категории:взаимосвязь с познающим субъектом, психологизми субъективизм восприятия, взаимодополняемость ссоциальным пространством, атрибутивный характерпо отношению к социуму, дискретность и континуаль-ность, зависимость от технологий. Подчеркивается, чтосоциальное время переживается в момент «сейчас»,оно аксиологично и измеряемо. Границами модусов со-циального времени - прошлого, настоящего и будуще-го - становятся значимые события, повлекшие за собойкачественное изменение жизни общества. Все вышепе-речисленное говорит о близости природы социальноговремени природе и функциям журналистики.Характер отражения категории «социальное вре-мя» в медиапространстве определяют основополагаю-щие свойства медиатекста. Обозначим их подробнее.Специфика медиатекстов определяется, прежде все-го, тем, что они рассчитаны на массовую аудиторию.Немецкий исследователь периодической печа-ти и телевидения Г. Рагер предложил основнымисчитать пять следующих его признаков 4. Объектив-ность - суть журналистики определяет докумен-тальность. Форма подачи материала - разнообраз-ные жанры, которые помогают облачить материал внужную форму для отображения действительности,подобрать определенные языковые и стилистическиесредства. Актуальность - журналистские материа-лы характеризуются злободневностью и современно-стью. Релевантность - это соответствие между ин-формационными запросами аудитории и полученнымсообщением, соответствие журналистского текста по-требностям и интересам аудитории. Популярность -журналисты популяризируют информацию, делая еемассовой, доступной.С этими пятью базовыми характеристиками текстовСМК соглашается исследователь О.Р. Самарцев. Одна-ко он выделяет и ряд дополнительных признаков ме-диатекста 5. В первую очередь, журналистская инфор-мация выполняет социальную функцию. Материалырепортеров в большинстве случаев имеют диалогиче-ское начало и характеризуются интертекстуально-стью - включают в себя сторонние элементы, а такженаложение одних ассоциативно-семантических струк-тур на другие с образованием новых дополнительныхзначений.Н.И. Клушина утверждает, что публицистическомутексту «присущи все текстовые категории, характер-ные для любого речевого произведения любого стиля:целостность (когерентность), связность (когезия),информативность, ситуативность, межтексту-альность, диалогичность» 6. В то же время публици-стический текст имеет собственные отличительныеконструктивные признаки, связанные со спецификойсовременных масс-медиа: «Дискурс массовой комму-никации - это особый, воздействующий тип дискурса.И, следовательно, публицистический текст обладаетмощной воздействующей силой. Публицистическомутексту присущи политико-идеологический модус фор-мулирования текста, социальная и авторская оценка,прагматическая направленность на адресата и опреде-ленная парадигма лингвистических стратегий и тактикубеждения» 7.Воздействующий характер медиатекста и особуюроль автора подчеркивают и другие авторитетные ис-следователи. Специалисты, изучающие язык СМК, рас-сматривают категорию автора в нескольких аспектах.В медиатексте наблюдается принципиальное совпа-дение производителя речи и ее субъекта. Автор меди-атекстов, в отличие, например, от автора художествен-ного произведения, не условный образ, это конкретнаяличность со своими вкусами и пристрастиями.Г.Я. Солганик говорит о совмещении в лице произ-водителя журналистского материала двух ипостасей -«человека социального» и «человека частного». Авторкак «человек социальный» обусловливает социальнуюоценочность медиатекста: «Само понятие "публици-стика"… подразумевает, что автор обязательно касаетсясоциальных вопросов или рассматривает частные про-блемы, но непременно с социальных позиций. Иначеговоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда высту-пает как человек социальный» 8. И поэтому «независи-мо от меры, степени проявления, нередко маскируемо-го, социальность позиции - неотъемлемая сторона,принадлежность категории автора» 9. Антонимичнаяи тесно взаимосвязанная с первой другая черта ав-тора-публициста - «человек частный» - проявля-ется в двух аспектах: литературном, стилистическом,и сущностном: «Выражая социальные или групповыепартийные интересы, публицист говорит в то же вре-мя от собственного имени, проявляет себя как человекчастный, т.е. имеющий такие же интересы, как и егочитатели, погруженный в быт, не чурающийся земныхпотребностей» 10.С особым типом автора связана и специфика тек-стовой модальности медиатекста. Текстологи вы-деляют понятие «авторская модальность»: «Модаль-ность - поясняет Б.Я. Мисонжников, - это поле, в пре-делах которого автор делает то, что не противоречитустановленным правилам, что можно делать, чтобыреализовать авторское волевое начало в его субъек-тивном проявлении»11.Авторская модальность становится стилеобразу-ющим фактором медиатекста: «Общая модальностькак выражение отношения автора к сообщаемому за-ставляет воспринимать текст не как сумму отдельныхединиц, а как целостное произведение. Авторская ин-дивидуальность обнаруживается в интерпретирующихпланах текста, в языково-стилистическом оформленииего» 12.Стиль произведения, стиль автора оформляетсячерез личностное восприятие мира и подчиняетсяидее, овладевшей автором.Мотив, побудивший авторавысказать эту идею, становится причиной обращенияк особой жанровой форме и определяет средства вы-разительности. Стиль становится не только свойствомпроизведения данного автора, но и средством выраже-ния его позиции, его главной мысли-идеи благодаряотборуфактов и подходу к разработке темы.Медиатекст характеризует высокаяавторскаямодальность, явно выраженная авторская позиция,стремление убедить адресата. Это проявляется на всехуровнях текста и предполагает «встраивание заданнойавторской идеи в индивидуальную концептуальнуюкартину мира адресата»13.Оценочность публицистического текста задает емутакое свойство, как аксиологичность. Как подчеркива-ет И.В. Ерофеева, медиатекст воспринимается сегодняаудиторией «как популярная форма коммуникации,подразумевающая активное общение с накопленнымкультурным опытом определенной социальной струк-туры» 14. Именно через журналистский текст выстраи-ваются представления общества о ситуации в стране ив мире, а также воспроизводятся ценности современ-ной культуры: «В информационном обществе именносредства массовой информации конструируют нацио-нальную картину мира, определяют ценностные прио-ритеты социальной, политической и духовной жизниРоссии. СМИ сегодня есть важная часть духовного про-изводства, в структуре которого медиатекст являетсяэффективным проводником традиционных и новыхсоциально-культурных ценностей общественного бы-тия» 15.Специфика медиатекстов проявляется и в особомиспользовании пространства и времени. Автор жур-налистского материала создает собственный хроно-топ, трансформируя реальное время-пространство.Формируемая журналистикой социокультурная ре-альность - по определению В.Д. Мансуровой - «этосистема образов, не изоморфная эмпирической реаль-ности, и представляющая собой редуцирование тем-поральных и континуальных параметров действитель-ности» 16. Журналист связывает время и пространствов целостность, структурирует таким образом, что «вос-создается феномен одновременности - восприятиебытия во времени как со-бытия» 17. Массовая коммуни-кация многократно усиливает эффект этого хронотопа,«укрупняя или уменьшая топосы, "дробя" или "растяги-вая" время, и тем самым создавая особое коммуника-тивное пространство» 18.Г.Я. Солганик называет такой тип пространствапублицистическим, в понимании исследователя - это«широкая область функционирования идей, мыслей,положений социального, политического, идеологиче-ского, мировоззренческого и т.п. характера. Это необъ-ятная сфера не только бытования идей, но и столкно-вения их, сфера, в которой идеи стремятся распростра-нить свое влияние, воздействие на умы и чувства» 19.События и факты, о которых пишет публицистика, раз-ворачиваются не только в физическом пространстве(дом, город, страна и т.д.), отмечает исследователь, нои, прежде всего, в духовном пространстве. Оно можетзаполняться религиозными, мифологическими и про-чими идеями.Проанализируем, как каждый из обозначенныхвыше параметров медиатекста влияет на отражениекатегории социального времени. Для этого сопоста-вим признаки медиатекста и свойства социальноговремени.Адресность медиатекста предполагает постановкупроблем в масштабе всего общества, в СМКо бозна-чаются события и явления, процессы, которые могутпотенциально заинтересовать все слои населениястраны.Масштаб аудитории определяет масштабностьсобытий, освещаемых в медиатексте, определяет соци-альность медиатекста, «социальность» его дискурса.Медиатекст стремится к репрезентации мнений раз-личных социальных групп, соответственно мы наблю-даем в нем комплекс социальных отношений, спектрмнений, срез общественного сознания. Социальноевремя как категория атрибутивная обществу, как по-стоянно возобновляемаясаморефлексия обществануждается в массовом адресате для систематическойрепрезентации частных оценок времени и массовомканале трансляции этих оценок.Особый тип автора медиатекста, совмещение в лицепроизводителя журналистского материала двух ипо-стасей - «человека социального» и «человека частно-го» - соответствует таким свойствам социального вре-мени, как измеряемость и взаимосвязь с познающимсубъектом. «Социальное» начало автора предполагаетналичие позиции по отношению к действительности,ее оценки с точки зрения социальных перспектив -то есть возможных изменений в социальном, соци-окультурном пространствах. Поэтому событие будетрассматриваться «человеком социальным» как «цель,затрагивающая интерес, встречающая поддержку илисопротивление общественных сил» - как «социаль-ное событие» 20. Именно такое событие выдвигается вцентр теории социального времени, оно определяетграницы модусов социального времени - настоящего,прошлого и будущего.Вторая грань автора медиатекста - «человек част-ный» - играет не менее важную роль в концептуали-зации социального времени, в его образной репре-зентации в журналистском тексте. Именно индивиду-ально-личностная и предельно оперативная оценкажурналистом события задает интерпретирующийвектор этой точке настоящего, под углом которой пе-реосмысливается прошлое и обозначается желаемоебудущее. Выраженная модальность медиатекста соз-дает необходимое условие познания сути времени, аименно, взгляд на время. Восприятие социального вре-мени тесно связано с аксиологическими основаниямипознающего субъекта. Функция социального временизаключается в миромоделировании, ценностной ин-терпретации действительности. Это релевантно оце-ночности и аксиологичности медиатекста.Хронотоп медиатекста обнаруживает взаимосвязьс социальным временем в двух аспектах. Во-первых,мысль Г.Я. Солганика об особом публицистическомпространстве медиатекста - пространстве столкно-вения идей, взглядов, представленных в обществе,- коррелирует с позицией исследователя социаль-ного времени-пространства В.П. Яковлева о «силовыхлиниях» социального пространства - неких участкахнаивысшей напряженности, наибольшей творческойактивности современников.В субъектной структуре социального времени ос-новным звеном является социальное поколение - по-коление соучастников, современников, тех, кто свои-ми идеями и действиями определяет вектор развитияобщества, в том числе и тех, кто организует медийныесобытия. Медиатизация всех сфер жизни современ-ного социума диктует взаимодействие с СМК. Поэто-му прогрессивные представители времени являютсяньюсмейкерами медийных событий или авторами соб-ственных медиатекстов.Во-вторых, преобразующее творческое начало жур-налиста обогащает в процессе текстопостроения тем-поральный процесс метафоризацией, индивидуаль-но-личностным - проговоренным - обозначеннымвзглядом на время. Социальное время в медиатекстепредстает преобразованным - становится образомсоциального времени. Факты реальности, поданные вэмоционально-чувственной форме, включаются в мас-совое обыденное сознание.Два вышеобозначенных аспекта организации вре-мени-пространства в медиатексте создают кумуляциюв отражении категории социального времени.Актуальность и оперативность медиатекста опреде-ляют важное условие его взаимодействия с категорией«социального времени»: совпадение характера функ-ционирования масс-медиа и восприятия социальноговремени - а именно - фиксация момента «сейчас»,усиленного топосом «здесь» - синхронное, а не ретро-спективное переживание социальной реальности.Специфика медиатекста, его природа органичнаприроде социального времени. Среди основных харак-теристик текста СМК, обозначенных исследователя-ми, принципиальными для репрезентации категориисоциального времени являются адресность, особыйтип автора и текстовой модальности, оценочность иаксиологичность, актуальность и оперативность, спец-ифика хронотопа. Они конгруэнтны таким свойствамисоциального времени, как атрибутивность социуму,взаимосвязь с пространством и познающим субъек-том, аксиологичность, измеряемость, доминированиемомента «сейчас». Остальные свойства медиатекстаносят вспомогательный характер, свидетельствуют омногообразии творческих методов и выразительныхсредств для создания многомерного образа социаль-ного времени в медиапространстве.В начале статьи мы обозначили проблему синхрони-зации представлений общества о социальном временив связи с разным мироощущением отдельных социаль-ных групп. Это обстоятельство обусловливает появле-ние так называемого «доминирующего» социальноговремени. Такое обобщенное представление о временисоздают масс-медиа. Действенность медийного образавремени во многом объясняется спецификой медиа-текста. Природные свойства журналистского текста ихарактер его функционирования в медиапространствесоздают все необходимые условия для «считывания»социальных настроений в емкой эмоциональной фор-ме. Именно в масс-медиа новые жизненные реалии по-лучают первую оценку и первое обозначение. Номина-ция в данном случае становится социальным действи-ем - так как включается в опыт зрителя и позволяетвоспринимать эту оценку (образ) социального временикак осознанную (на логическом уровне) и эмоциональ-но-чувственную (на подсознательном уровне) в проти-вовес мыслимой и неуловимой.Ускользание момента настоящего, сложность отгра-ничивания прошлого и будущего превращает процессрефлексии социального временив регулярную и си-стематическую необходимость. Медиатекст - одна изважнейших форм внутренней коммуникации социума,причем способ ее реализации характеризует оператив-ность, высокая периодичность и максимальный охватнаселения страны. Стремление медиасообщества вне-сти значимый вклад в осмысление темпоральных про-цессов позволяет считать журналистику важнейшиминструментом самопознания социума.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Байдина Вероника СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетст. преподаватель кафедры телерадиожурналистикиnekae@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Спб, 2010. С. 3.
Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: Автореф. дис.  д-ра филос. наук. Барнаул, 2003. С. 9.
Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта, 2007. С. 221.
Яковлев В.П. Социальное время. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1980. С. 59.
Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. С. 97.
Клушина Н.И. Публицистический текст в прагматическом аспекте//Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиамир, 2007. С. 79.
Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. "Журналистика" / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. Спб.: Знание, 2000. С. 118-119.
Солганик Г.Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиамир, 2007. С. 17.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проспект, 2007. С. 300-305.
Клушина Н.И. Публицистический текст в прагматическом аспекте // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиамир, 2007. С. 78.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. С. 159.
Gunther Rager, Singrun Muller-Gerbers, Bernd Weber (Hrsg.) "Leserlust statt Pflichtlekture": Die unterhaltsame Tageszeitung. Hamburg, 1993.
 Свойства медиатекста и свойства социальноговремени: проблематика отражения и восприятиятемпоральности в журналистике | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Свойства медиатекста и свойства социальноговремени: проблематика отражения и восприятиятемпоральности в журналистике | Журналистский ежегодник. 2012. № 1.

Полнотекстовая версия