Спортивная медиакоммуникация:проблематика структуризации.pdf В настоящее время спортивная медиакоммуника-ция представляет собой целостную систему. Деятель-ность любой системы изначально предполагает до-стижение обусловленных целей, а также определение«планируемых» и «итоговых» результатов внутреннейи внешней деятельности. Соответственно, процессвзаимодействия элементов в самой системе, а в нашемслучае в спортивных медиакоммуникациях, не хаоти-чен, как кажется на первый взгляд, а строго подчиненопределенным «правилам». Алгоритмы, по которымидет деление на уровни и группы в структуре той илииной коммуникации, могут быть совершенно различ-ны.Многое зависит от авторского (субъективного) под-хода, используемого исследователем в рамках выбран-ной научной темы (проблемы), так как именно он вы-бирает «отправные компоненты» для формирования«своих» классификаций, периодов развития, функцио-нальных особенностей и других структурообразующихэлементов. Однако з десь с уществуют проблемы. К акотмечают А.М. Кориков и С.Н. Павлов: «Большинствоклассификаций являются произвольными (эмпири-ческими), то есть их авторами просто перечисляютсянекоторые виды систем, существенные с точки зрениярешаемых задач, а вопросы о принципах выбора при-знаков (оснований) деления систем и полноте класси-фикации при этом даже не ставятся» 1. Тем не менее,можно отметить, что некоторым специалистам удаетсяразработать уникальные системы, которые впослед-ствии становятся классическими. Однако в рамках рас-сматриваемой спортивной медиакоммуникации струк-турная характеристика до сих пор остается на стадииисследований.Выделение уровней помогает выявить и понятьпроисходящие закономерности, тенденции в комму-никации, позволяет установить связи, отношения меж-ду различными акторами, включая порядок взаимо-действия объектов и субъектов, тем самым придаваяей связанную целостность. При этом сами компонентысистем могут характеризоваться как монокомпоненты(один элемент, одно отношение) и поликомпоненты(много свойств, много элементов, много отношений).В качестве отправных алгоритмов также могут бытьиспользованы не только связи, но и этапы самого спор-тивного события, от его подготовки («зарождения») доего окончания (включая подведение итогов). Крометого, в качестве исходных элементов могут рассматри-ваться и периоды создания журналистского произве-дения, раскрывающие особенности спорта. В целомже классификация (система соподчиненных классовобъектов 2) дает возможность выделить ведущие ивторостепенные группы акторов, систематизироватьсам процесс. Поэтому для выделения уровней и клас-сификации участников коммуникативного акта в спор-тивной медиакоммуникации в качестве структурныхэлементов автором были взяты такие поликомпонен-ты, как организация системы, субъекты (участники) ипроцесс взаимодействия.Организация системы включает в себя несколькоподсистем (институциональную, коммуникативную,функциональную), которые являются базовыми алго-ритмами в исследуемой коммуникации. Институци-ональная подсистема - это своего рода конструктив-ная основа любой коммуникативной системы. Инсти-туты понимаются как устойчивые, постоянно воспро-изводящиеся социальные, правовые, экономическиеи другие отношения, которые, собственно говоря, иструктурируют общественную жизнь 3. Создание прак-тически всех «новых» наук идет под формированиемуже существующих институтов (представляющих теили иные научные области, отрасли как обособленныечасти системы). Благодаря своей уже сложившейся иустойчивой структуре они закладывают прочный фун-дамент для дальнейшего развития новообразованнойструктуры. Поэтому и спортивной медиакоммуника-ции свойственен междисциплинарный подход. Онаформируется и развивается на базе влияния следу-ющих научных дисциплин: спорта, журналистики,коммуникативистики, экономики, политологии, куль-турологии, социологии, психологии, лингвистики,информациологии, истории и др. Каждое из этих на-правлений может рассматриваться как отдельные ин-ституты, которые оказывают свое влияние на спортив-ные медиакоммуникации и позволяют образовыватьсамостоятельные разделы. К примеру, к ним относятся:«спортивная журналистика», «спортивный дискурс»,«психология спорта», «социология спорта» и т.д. Поэ-тому здесь важно понимание связи с внешней средой(влияние спортивных коммуникаций на другие науч-ные направления) и «обратной связи» (влияние разныхнаук на спортивную медиакоммуникацию).Именно институциональный подход помогает вы-делить в коммуникациях ведущую группу институтов,которые «диктуют» основные правила, нормативы. Этокасается в первую очередь СМИ, которые в рассматри-ваемой коммуникации выделяются как один из осно-вополагающих институтов, наряду со спортом. То, чтосредства массовой информации являются институтом,доказывается в работах многих ученых. В частности,московский профессор И.М. Дзялошинский пишет:«СМИ как социальный институт задают журналисти-ке нормативные установки, правила профессиональ-ного поведения, которые устанавливаются на основеопределенных принципов и носят характер закона, атакже реализуют стимулирующую, а иногда принуди-тельную функции (через запреты, разрешения, обяза-тельства и пр.)» 4. Еще один исследователь, представи-тель санкт-петербургской школы В.А. Сидоров такжеподтверждает это: «СМИ - относительно обособлен-ный институт, функционирующий по присущимему специфическим законам, а его сотрудники имеюткорпоративные (социальные и профессиональные)интересы, которые институт СМИ и составляющие егоструктурные элементы способны отстаивать с разнойвероятностью успеха. Следовательно, в данном вари-анте основную проблематику можно обозначить какспособность института СМИ поддерживать оптималь-ные условия своего функционирования»5.Другой социальный институт, действующий иформирующий спортивную медиакоммуникацию, -спорт. Еще в 1970-е годы известный теоретик спортаН.И. Пономарев писал: «Спорт - социальный институтвоспитания, имеющий характер игровой физическойдеятельности, связанной с сопоставлением уровняразвития физических и духовных способностей» 6.Профессор В.И. Столяров рассматривает этот вопрос ссовременной точки зрения: «В настоящее время спортвыступает как социальная система, социальный ин-ститут и социальное движение, которые оказываютмощное воздействие практически на все слои и сферысовременного общества, современной культуры, вклю-чает в свою орбиту образование, политику, экономику,технику,науку, искусство, средства массовой информа-ции, сферу досуга и т.д.» 7.Третий институт - это само общество, которое из-начально не только формирует и способствует разви-тию первых двух институтов, но и представляет мне-ние и интересы аудитории СМИ (включая и интересыспортивной аудитории). «Общество» - многозначноепонятие и трактуется как «объединение людей, име-ющее закрепленную совместную территорию, общиекультурные ценности и социальные нормы, характери-зуемые осознанной социокультурной идентичностьюее членов»8. В самом широком смысле общество озна-чает обособившуюся от природы часть материальногомира, совокупность исторически сложившихся формсовместной деятельности людей - социум. Однако,исходя из контекста данной работы, нас в большейстепени интересует не все общество в целом, а толькоего часть, а точнее «гражданское общество». Как пишетВ.А. Васильев, «оно представляет собой совокупностьнеполитических отношений и социальных образова-ний (групп, коллективов), объединенных специфиче-скими интересами (экономическими, этническими,культурными и так далее), реализуемыми вне сферыдеятельности властно-государственных структур и по-зволяющими контролировать действия государствен-ной машины» 9. Здесь преобладают не вертикальные,а горизонтальные (партнерские) отношения, что соот-ветствует отношениям, складывающимся в массовыхкоммуникациях. В то же время, как отмечают специа-листы: «основой функционирования такого обществаявляется не просто создание определенного поля (про-странства) реализации частных интересов, формаль-но-юридически независимого от государственнойвласти, но достижение высокого уровня самоорганиза-ции, саморегуляции общества» 10.На базе этих положений можно смело рассматри-вать аудиторию СМИ как часть гражданского обще-ства. Это частично подтверждает в своей работе «Жур-налистика как творчество» и профессор В.Ф. Олешко.Он пишет: «С одной стороны, определенные качествааудитории детерминированы социально-экономиче-ской и политической структурой общества, и с этойточки зрения она является специфическим социаль-ным образованием. С другойстороны, она формирует-ся, существует и развивается только в рамках процессамассовой коммуникации на базе особого рода деятель-ности - потреблении и восприятии материалов и со-общений СМИ, что позволяет определить аудиториюкак специфическую социально-коммуникативнуюобщность» 11.В нашем случае нам интересна только часть обще-ства, представляющая спортивную аудиторию. В еесостав входят не только читатели, зрители, слушате-ли, пользователи СМИ, но спортивные болельщики,предпочитающие смотреть спорт «вживую» на стади-онах. Сюда же входят соответствующие организации(стихийные, на уровне толпы и организованные - фа-натские движения и другие формы). При всей разно-родности спортивной аудитории, можно сказать, чтоее характер соответствует принципам открытого об-щества. Согласно позиции британского социолога К.Поппера: «открытое общество - тип общества, ха-рактеризующийся динамичной социальной структу-рой, высокой мобильностью, способностью к иннова-циям, критицизмом, индивидуализмом и демократи-ческой плюралистической идеологией» 12.В то же время можно заметить, что на спортивнуюмедиакоммуникацию имеют влияние и другие различ-ные институты (в частности, политика, экономика, биз-нес, искусство, образование, шоу-индустрия и т.д.), ноих роль в данном процессе во многом второстепенна,по сравнению с тремя вышеуказанными института-ми - «СМИ», «спортом» и «обществом».Коммуникативная подсистема представляет со-бой совокупность отношений, возникающих в процес-се функционирования спортивной коммуникации. В еерамках идет формирование самой системы, а такжевыработка ориентаций и установок участников данно-го процесса, с определением индивидуального и мас-сового характера каждого из акторов.Функциональная подсистема также имеет кон-структивную основу наравне с остальными подсисте-мами, определяя комплексные задачи в исследуемойсистеме. Она складывается из совокупности тех ролейи функций, которые выполняются как отдельнымиинститутами, субъектами, так и сформировавшимисяв спортивной медиакоммуникации группами. Струк-турно-ролевое значение заключается в определенииформ и направленности информационной деятель-ности; способов и методов осуществления передачиспортивной информации; средств воздействия на ау-диторию, включая выработку «информационного»отношения к спорту; частичное управление «информа-ционным потоком», с выбором «ведущей спортивнойинформации». К понятию «ведущая спортивная ин-формация» автор относит спортивные события, на ко-торые обращают внимание журналисты тех или иныхСМИ и делают их объектом своих материалов.Рассматривая функциональные особенности спор-тивной медиакоммуникации, необходимо сказать, чтоздесь идет симбиоз функций, действующих в журнали-стике и спорте. При этом каждый из социальных инсти-тутов привносит в эту коммуникацию как «свои», так и«объединяющие» группы функций. В спорте к «своим»можно отнести оздоровительную, миротворческую,преобразовательную, профилактическую, физическо-го совершенствования личности, символическую идругие функции, характеризующие спорт как систему.Они выделены в работах Л.И. Лубышевой, М.Я. Вилен-ского, Ю.А. Лебедева, В.И. Пономарева, В.И. Столяроваи др.В теории журналистики также существует ряд «сво-их» функций. Традиционными функциями журнали-стики считаются функции, предложенные двумя веду-щими школами (санкт-петербургской, где представле-на классификация С.Г. Корконосенко 13, и московской,основанной на систематизации Е.П. Прохорова 14). Приобъединенииэтих двух классификаций, можно ска-зать, что базовыми функциями СМИ являются: произ-водственно-экономическая, регулирующая, информа-ционно-коммуникативная, духовно-идеологическая,культурно-образовательная, рекреативная, организа-торская, рекламно-справочная.К «объединяющим» функциям относятся те, кото-рые могут характеризовать одновременно «спорт» и«журналистику» и считаться основными уже в рам-ках спортивной медиакоммуникации. На основаниианализа различных подходов предлагается выделитьряд основных функций, характерных именно для изу-чаемой коммуникации. К ним относятся - производ-ственная, коммуникативная, информационная, аксио-логическая (ценностно-ориентационная), культурная,зрелищная, нормативная, гносеологическая (познава-тельная) и семиотическая (знаковая) функции. Следо-вательно, можно сказать, что спортивная медиаком-муникация располагает более расширенным наборомфункций по сравнению с журналистикой и спортом.В целом можно отметить, что каждая из выделен-ных подсистем (институциональная, коммуникатив-ная, функциональная) имеет свое значение в рамкахспортивной медиакоммуникации и обладает всемиструктурными свойствами.На основе анализа деятельности субъектов можетбыть составлена своя классификация, которая де-лит исследуемую коммуникацию не только на основ-ных и второстепенных акторов, но и на внутреннююи внешнюю сферу взаимоотношений. «Внутренняяструктура» спортивной коммуникации, представляетсобой совокупность взаимодействующих здесь моно-и полисубъектов, обеспечивающих коммуникатив-ный процесс, который происходит между отдельнымиучастниками (включая традиционную «цепочку» спор-тсмен - журналист - представитель аудитории); орга-низациями, которые могут делиться на уровне систем(например: спорт, СМИ, аудитория) или конкретныхорганизаций (Олимпийский комитет, Союз журнали-стов России, пресс-служба спортивного клуба, редак-ция спортивного издания и т.д.); а также определенныхгрупп, относящихся к спортивному движению (судей-ская бригада, группа фанатов, команда (спортсменов))или каналу СМИ (редакция). В каждой из этих группмогут появлятьсясвои дополнительные акторы, кото-рые могут повлиять на освещение, подачу и восприя-тие спортивного события.«Внешняя структура» образуется за счет воздей-ствия на спортивную коммуникацию представителейдругих сфер (политики, экономики, культуры и т.д.),которые своими действиями значительно дополняюти расширяют границы исследуемой среды.Кроме того, в качестве структурного элемента мо-жет рассматриваться и сам процесс, состоящий из «це-почек» связей (взаимоотношений). Например, основойсамой «простой цепочки» может послужить спортив-ное событие, которое дает повод для журналистскойинформации. «Цепочка» в этом случае будет начи-наться от начала спортивного действия, затем «пере-ходить» в его описании (представлении) в журналист-ском материале, и заканчиваться реакцией на даннуюпубликацию (сюжет) аудитории. Необходимо учестьи то, что происходящие в спортивной медиакомму-никации связи и отношения могут иметь как направ-ленно-упорядоченный, так и «условно-хаотичный» ха-рактер. Строгий порядок определяется четким взаимо-действием между ведущими участниками спортивнойкоммуникации с распределением соответствующих«обязанностей» (спортсмен показывает спортивноедействие, журналист описывает его, аудитория вос-принимает информацию). То есть процесс происходитв рамках классической структуры.Резюмируя вышесказанное, можно сказать, чтоспортивная коммуникация обладает всеми структур-ными характеристиками, позволяющими ей полно-ценно функционировать, несмотря на некоторые не-достатки в самой системе (в частности, неустойчивостьв классификации, малоизученность стадий и уровнейсамого процесса, определение четких границ междувнешней и внутренней структурой и т.д.).
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. С. 44.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. I. М., 1992. URL: http:// readrus.ru/gloorai.html.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики.М., 2001. С. 163.
Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997, № 4. С. 92.
Баранов Н.А., Пикалов Г.А. Теория политики. URL: http://read. virmk.ru/b/BARANOV_POLITICA/index.htm
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003. URL: http:// evartist.narod.ru/text8/26.htm.
Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. М., 2003. С. 70.
Дзялошинский И.М. Российские СМИ: перспективы трансформации // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 1. С. 18.
Социология журналистики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Пономарев Н.И. Феномен игры и спорт // Теория и практика физич. культуры. 1972. № 8. С. 4.
Столяров В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира. URL: http://www.m-press.ru/sport/index1.html/
Мисонжников Б.Я. Социолингвистический анализ как фактор типологической идентификации периодической печати. URL: http://blogs.mail.ru/mail/bmiss20550/
Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2004. С. 89.
Кориков А.М., Павлов С.Н. Теория систем и системный анализ. Томск, 2008.