Лингвокогнитивный стиль журналиста:принципы формирования и подходы к изучению.pdf В завершенном речетворческом произведении ин-дивидуальный стиль журналиста эмпирически воспри-нимается как совокупность индивидуально-речевыхособенностей, проявленных в тексте (текстах) и доступ-ных наблюдению. В этом отношении стиль журналиста- как результат (готовый набор индивидуальных ха-рактеристик текста) - находит широкое описание в на-учной и учебной литературе. Однако подходов к изуче-нию идиостиля как процесса, концепций порождения,формирования и закрепления речевой индивидуально-сти журналиста, как правило, теоретиками не предлага-ется. Отсутствие исследовательской сосредоточенно-сти на перечисленных вопросах, скорее всего, связанос тем, что любые попытки дать объяснительные концеп-ции возникновения и функционирования индивиду-ального речевого стиля как динамичного процесса в егопричинно-следственных отношениях с другими, воз-можно, порождающими его явлениями (речевая спо-собность, индивидуальная манера мышления, устрой-ство языкового сознания и т.д.) всегда будут носитьотчасти вероятностный характер. Взаимосвязи междуиндивидуальными стилевыми признаками речевой имыслительной деятельности журналиста, действитель-но, можно охарактеризовать как довольно тонкие и невсегда поддающиеся строгой эмпирической проверке.Тем ценнее представляется факт обнаружения и обо-снования таких взаимосвязей, который в практическомсмысле значим для овладения профессией журналиста,формирования индивидуального подхода к профессио-нальной реализации, ориентира на личностные особен-ности при создании главного продукта журналистскоготворчества - текста.Практическая ценность поставленной проблемы(для масс-медийной практики) тесно взаимосвязанас теоретической ее ценностью (для лингвистическойнауки). В теории журналистики вопросы формирова-ния индивидуального профессионального стиля частоосвещаются в дидактической модальности - на уров-не советов, рекомендаций, предписаний. Последниехотя и могут быть весьма продуктивными (все-таки онисоздаются либо практиками масс-медиа, либо теорети-ками в этой области), формулируются стихийно,инту-итивно и не имеют под собой конкретных научных тео-рий порождения идиостиля, что сопровождается недо-статком теоретического осмысления заявленной вышепроблемы*. Преодоление этого пробела видится в ре-шении вопроса о формировании и функционированииидиостиля журналиста в контексте лингвистических (ипсихолингвистических) теорий речепорождения и ре-чемыслительной деятельности личности (ВыготскийЛ.С., Жинкин Н.И., Залевская А.А. и др.).Названные выше теоретики добились большихрезультатов в создании объяснительных концепцийпроцесса речепорождения в целом, однако в такой егочастности, как порождение речевой индивидуально-сти субъекта творческой деятельности, пока сделанонемного. Результаты лингвистических исследованийв области изучения взаимосвязей мысли и речи в син-тезе с результатами, достигнутыми в сфере теориитворческой деятельности журналиста, используются вданной статье как подспорье при создании концепцииформирования и закрепления индивидуального рече-вого стиля журналиста, концепции, которую символи-чески изобразим в виде следующей формулы:Хn(f) = YЕсли Y, то ZЕсли Z, то D, гдеX - речевая особенность;Хn - повторяющаяся речевая особенность (= рече-вая индивидуальность), n - коэффициент повторяемо-сти (X-X-X… = Xn);Хn (f) = Y - идиостилевая особенность (речевая ин-дивидуальность при определенных функциональныххарактеристиках (f) рассматривается в данном случаекак черта индивидуального речевого стиля), в своюочередь f - функциональная реализация Xn в опреде-ленной творческой деятельности;Z - речевая способность (приводящая к формиро-ванию идиостилевой особенности, способствующая еезакреплению);D - персонологическая характеристика (психо-логическая характеристика мышления или сознанияличности, стоящая за речевой способностью и «обна-руживающаяся», «прочитывающаяся» полностью иличастично с ее помощью методом лингвоперсонологи-ческой интерпретации).Таким образом, при исследовательском лингвисти-ческом подходе от текста к личности процесс по-рождения индивидуального речевого стиля представ-ляется нам в виде цепочки: индивидуальный стильречи - речеваяиндивидуальность - речевая способ-ность - персонологическая характеристика (мыш-ления или сознания). Безусловно, творческая деятель-ность журналиста на практике протекает в обратномнаправлении - от личности к тексту, или иначе: отперсонологических особенностей к индивидуально-му стилю речи, и принцип формирования идиостиляпредставляется таким образом:Если D, то Z;Если Z, то Y (=Хn(f))Исходя из предложенной концепции, далее в ста-тье предлагается исследовать индивидуальный стильжурналиста в рамках когнитивной лингвистики и рас-сматривать данное явление как лингвокогнитивныйстиль. Последний, таким образом, анализируется не сточки зрения доминирования тех или иных эстетиче-ских функций стилистических элементов, а с позициииндивидуальных особенностей мыслительной дея-тельности журналиста, как «способ думать и говорить омире в неразрывной креативной связи друг с другом» 1.Лингвокогнитивный стиль журналиста представля-ется нам как набор взаимосвязанных индивидуальныххарактеристик текста, которые детерминированы темиили иными свойствами языкового сознания и речево-го мышления субъекта журналистской деятельности.Обозначенная цепочка взаимосвязей выстраиваетсяследующим образом (от глубинного к поверхностно-му): языковое сознание - речевое мышление - лингво-когнитивный стиль (см. рис. 1).* Отметим, что, подчеркивая такой пробел, как отсутствие теорийпорождения индивидуального речевого стиля журналиста, име-ем в виду прежде всего научно-исследовательскую и научно-у-чебную литературу, посвященную так или иначе вопросам изу-чения индивидуального стиля в масс-медийной деятельности.Авторы публицистической и научно-популярной литературы,не претендующие на научно-теоретическое осмысление вопро-сов журналистской деятельности, критике не подвергаются,выработанные ими советы и рекомендации обладают иной цен-ностью - практической, мировоззренческой, образной и проч.(типа формулы В.А. Аграновского Хорошо пишет тот, кто хоро-шо думает).РИСУНОК 1.ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙСТИЛЬ В СООТНОШЕНИИС КАТЕГОРИЯМИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯИРЕЧЕВОГОМЫШЛЕНИЯ.ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕРЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙСТИЛЬОбозначив в общем виде подход к рассмотрениюиндивидуального стиля речевой деятельности жур-налиста с позиции лингвокогнитивной теории, далеев статье: 1) воспроизведем ход рассуждений, которыйпривел к идее о необходимости изучения этого явле-ния с данной точки зрения; 2) очертим концептуальныйкаркас, на котором базируются основные научные по-ложения работы; 3) обрисуем круг дальнейших иссле-довательских вопросов, вытекающих из предложенно-го подхода и требующих поиска ответов и решений.Индивидуальный стиль речевой деятельности жур-налиста - один из ключевых компонентов стиля еготворческой деятельности в целом (наряду со стилемсбора информации, стилем взаимодействия с колле-гами и т.д.), наглядно воспринимаемый аудиториейчерез созданное публицистическое произведение (ау-дио-, видео- или печатный текст). В существующих насегодняшний день исследованиях, посвященных изу-чению языковой личности публициста, и в частности,описанию и анализу индивидуального речевого пор-трета автора публицистических текстов, преимуще-ственно используются три основных подхода. В тради-циях первого - структурного подхода - применяетсяанализ идиостиля журналиста на всех уровнях языка:от фонетического до текстового. Второй подход - «до-минантный» - предполагает выявление стилистиче-ских доминант авторского журналистского текста ианализ их функционального использования. Наконец,в основе третьего подхода лежит анализ стилистиче-ских слагаемых, которые могут и не быть доминант-ными в количественном отношении, но с точки зренияисследователя являются наиболее выразительными вфункциональном, семантическом и художественномпланах.Перечисленные подходы, безусловно, способству-ют решению целого спектра научных задач в областиисследования публицистического стиля, включая ин-дивидуальный стиль журналиста: изучение средстввыразительности журналистского текста, функцио-нальности стилистических приемов в журналистскомпроизведении, творческих возможностей их комби-нирования и т.д. Однако целостных исследований, вкоторых индивидуальный стиль журналиста рассма-триваетсякак стиль познания и осмысления действи-тельности, стиль его мыслительной работы, до сих порне существует, и это несмотря на то, что журналистскаядеятельность в первую очередь является познаватель-ной (ориентированной на поиск, сбор и обработку ин-формации). Отсюда - актуальность и новизна пред-лагаемого подхода, основные положения которогозаключаются в следующем:1) Ключевыми неотъемлемыми характеристикамижурналистского текста, функционирующего в публи-цистическом дискурсе, являются высокая ценност-но-ориентированная направленность и наличие аргу-ментационной базы.2) Ценностно-ориентированная направленностьпублицистического текста является следствием отра-жения картины мира автора-публициста, которая де-терминирована индивидуальными чертами его созна-ния, которое в тексте проявляется фрагментарно - какязыковое сознание (теория масс-медиа).3) Аргументационная база публицистического тек-ста продиктована особенностями масс-медийногодискурса, а ее индивидуальное преломление - ха-рактеристиками аргументативной логики конкретно-го журналиста. Индивидуальность аргументативнойлогики - следствие определенного стиля мышленияпублициста (лингвокогнитивная теория).4) Стиль мышления журналиста, выражающийся втексте через аргументативную логику, и набор содер-жательных элементов сознания, проявляющихся в тек-сте в виде языковой картины мира, вкупе представля-ют собой индивидуальный лингвокогнитивный стильпублициста (рис. 2) (лингвокогнитивная теория).5) Индивидуальные особенности мышления и со-знания, формирующие лингвокогнитивный стиль, вы-являются при анализе последнего методом лингвопер-сонологической интерпретации (теория лингвоперсо-нологии).РИСУНОК 2.СТРУКТУРА ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО СТИЛЯЖУРНАЛИСТАЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙСТИЛЬЖУРНАЛИСТААРГУМЕНТАТИВНАЯЛОГИКАКАРТИНА МИРАЛингвоперсонологическая интерпретация -метод описания речевой деятельности субъекта вперсонологическом аспекте, то есть с позиции вы-явления корреляций между индивидуальными тек-стовыми характеристиками и персонологическимиособенностями создателя текста.В свою очередь,спектр персонологических особенностей стремитсяк неисчислимому многообразию (психологические,социальные, физиологические и т.д.) и ограничива-ется лишь проблематикой и задачами исследования,а изучаемый текст рассматривается в этом случае какперсонотекст, или «текст в аспекте проявления в немсвойств языковой личности автора и/или адресата»(Голев Н.Д, Мельник Н.В. и др. 2). Лингвоперсонологи-ческая интерпретация осуществляется по определен-ным параметрам, «построенным по принципу оппози-ций, способных дифференцировать тексты на шкалелингвоперсонологических различий» 3. «Лингвопер-сонологический анализ является универсальным ти-пом анализа и применим к любому тексту, независи-мо от его стиля, жанра» 4. Данный метод - базовый врусле лингвоперсонологического направления совре-ТАБЛИЦА 1.ПАРАМЕТРЫАНАЛИЗА ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО СТИЛЯЖУРНАЛИСТА.1. Степень общественно-политической ориентированно-сти (политичность/аполитичность)2. Предрасположенность к отстаиванию тех или иных по-литических взглядов и убеждений (либерал/коммунисти т.д), степень открытого выражения политических при-страстий (прямое/косвенное выражение политическойпозиции)3. «Градус критичности» в отношении действующейвласти (резкая критика/умеренная критика/отсутствиекритики действующей власти, данный параметр связан сответом на вопрос «кто виноват?»)4. Наличие/отсутствие предлагаемых вариантов выходаиз существующих политических проблем (данный пара-метр связан с ответом на вопрос «что делать?»)5. Степень личного участия в политической жизни стра-ны (полюс активный участник/сторонний наблюдатель)1. Структурные аспекты аргументации(форма и логика изложения мысли)2. Содержательные аспекты аргументации(аргументативная тактика,причинно-следственные связи и т.д.)менной лингвистики, направленной на решение во-проса о текстовой вариативности с позиции разноо-бразия типов языковой личности (Голев Н.Д, МельникН.В., Ким Л.Г., Чернышова Т.В. и др.).Таким образом, изучение лингвокогнитивного сти-ля основывается на наличии тесной зависимости ре-чевого стиля от доминантных способов мышления ииндивидуальных особенностей сознания журналиста.Параметры анализа лингвокогнитивного стиля публи-циста, частично представленные в таблице 1, могутслужить ориентиром при выявлении индивидуальныхособенностей речи публициста по линии от поверх-ностного к глубинному (от характеристик текста - киндивидуальному стилю мышления и сознания черезаргументативную логику и языковую картину мира по-средством лингвоперсонологической интерпретации),что продемонстрировано в отдельных исследователь-ских работах 5.
Голев Н.Д., Носкова О.А. Лингвокогнитивный стиль журналиста как проявление его аргументативной логики (на примере художественно-публицистических эссе // Сибирский филологический журнал. Институт филологии СО РАН. Барнаул-Иркутск-Кемерово-Новосибирск-Томск: Издательство СО РАН, 2011. Вып. 4. С. 205-213.
Носкова О.А. К вопросу о взаимосвязи стиля и мышления публициста (на примере анализа аргументативной логики художественно-публицистических эссе). Актуальные проблемы журналистики: Сб. тр. мол. ученых. Томск: Учебно-экспериментальное издательство ФЖ ТГУ, 2011. Вып. VI. С. 55-57;
Мельник Н.В. Дериватологическая и лингвоперсонологическая интерпретация вторичного текста // Вестн. Кемеровского гос. ун- та. 2010. № 4. С. 148-153.
Голев Н.Д. Лингвоперсонологическая вариативность языка. Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2004. Вып. 4; Мельник Н.В. Дериватологическая и лингвоперсонологическая интерпретация вторичного текста // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2010. № 4. С. 148-153.
Романова Н. Н., Филиппов А. В. Стилистика и стили. М., 2006. С. 14.