Метод исторической реконструкции в современныхтелевизионных документальных драмах.pdf Знание о прошлом всегда носило двойственныйхарактер: с одной стороны, знание профессионалов,опирающихся на аутентичные источники, докумен-тальные свидетельства, с другой - знание масс, ис-пользующее слухи, домыслы и мифы. Телевидениеразработало собственные технологии воспроизвод-ства прошлого, особые формы обращения с историче-ским источником, свидетельством, событием.По мнению исследователя А.Н. Фортунатова, «исто-рия - это не механический процесс, а своеобразноеотражение антропоцентризма, т.е. понимание исто-рических событий не является самоцелью, а состав-ляет важный аспект современной рефлексии, взглядана современность, актуального понимания истины» 1.Поэтому ее отражение на экране требует специальныхметодов воспроизведения.Документальная драма как жанр предполагает непросто рассказ о событиях, а их реконструкцию. Ещев 1986 году М.Е. Голдовская писала о том, что если нараннем этапе постановочная реконструкция была спо-собом представить зрителю события, которые авторамфильма не удалось заснять по причине несовершен-ства техники или значительного временного проме-жутка между событиями и периодом создания филь-ма, то с развитием техники использование постановоч-ных эпизодов в телевизионной документалистике нетолько не уменьшается, но и становится для некоторыхпрактиков своеобразным жанровым приемом, профес-сиональным «усложнением»2. В условиях же уравнива-ния технических возможностей тенденция использо-вания подобных «усложнений» только возрастает.Историческая реконструкция является обяза-тельным элементом современной документалисти-ки. Существует разное процентное соотношение ис-пользования реконструкции в исторических драмах:несколько сцен, как в фильме Леонида Парфёнова«Зворыкин-Муромец» (сцена суда над Зворыкиным вреволюционном комитете в 1918 г., работа студентов влаборатории Петербуржского инженерного училища в1915 г. и т.д.); второй вариант - 90 % фильма состоитиз актерской игры (фильм Леонида Парфёнова «Пти-ца-Гоголь», Алексей Пивоваров «Ржев. Неизвестнаябитва»). Причиной этого является хронологическаяотдаленность воспроизводимой эпохи. Еслисобытия20 века, как правило, сопровождаются сохранившейсяхроникой, воспоминаниями очевидцев, то о событияхболее отдаленных повествуют только найденные в ар-хивах документы, которые, к сожалению, не могут со-ставить всювизуализациюсобытия в фильме.С другой стороны, документальная драма не можетсостоять только из реконструкции, так как требует до-кументальных свидетельств, если не очевидцев, то ис-следователей данной исторической темы.Так что же такое историческая реконструкция?Историки дают следующее определение: «истори-ческая реконструкция - это воссоздание материаль-ной и духовной культуры той или иной историческойэпохи и региона с использованием археологических,изобразительных и письменных источников». Задачареконструкции - сделать зрителя соучастником собы-тий. «Телевизионная версия истории ориентируется на"вечное настоящее", рассматривая события и лица про-шлого, она стремится вызвать чувство сопричастности"здесь и сейчас"».Современные исторические документальные дра-мы, как правило, строятся на сенсации. Выбираютсяфакты, преподносящиеся как «неизвестные ранее»,как сенсационные. В данном случае историческая ре-конструкция предстает перед зрителем в стиле журна-листского расследования («Вольф Мессинг: видевшийсквозь время», «Бандеровцы: Война без правил», «Ван-га возвращается…», «Исповедь диверсанта»).Многие исследователи поднимают проблему мо-ральных и этических методов реконструкции: споридет о том, насколько соответствуют восстановленныесобытия требованиям правдивости.Историческая реконструкция предполагает воссоз-дание уже случившихся событий. Это чисто субъектив-ный момент, так как событие предстает перед нами сточки зрения автора. Часто историческая реконструк-ция находится на грани документальной достоверно-сти и авторского вымысла. Особенно это касается эмо-циональных переживаний, размышлений героев - какпоступить в той или иной ситуации, чью принять сто-рону и т.д. В данном случае воспроизведение реально-сти дает толчок зрительному воображению.Проблема в том, что зачастую актерские инсцени-ровки вводятся в фильм без каких-либооговорок. Каж-дый документ и факт воспринимается как доказатель-ство истинности умозаключений историка или журна-листа, как иллюстрация к событию.Для воссоздания исторических событий в рекон-струкции используются территориальные методы.1. Воссоздание события в реальном месте. В дан-ном случае обязательно присутствие в кадре ведуще-го, что позволяет создавать у зрителей ощущение, чтособытие происходит где-то рядом. Прием введениярассказчика. Он усиливается активным употреблени-ем в тексте настоящего времени:«Именно здесь развивались события. Здесь находи-лась небольшая деревушка, а вот буквально через двашага проходила линия фронта…» (Алексей Пивоваров,«Ржев. Неизвестная битва»).«Это кабинет, в котором Владимир Зворыкин решал,стоит ли ему возвращаться на родину…» (Леонид Пар-фёнов, «Зворыкин-Муромец», часть 2).2. Реконструкция самого места. Как правило, ис-пользуются павильонные съемки. Воссоздают кабине-ты, комнаты, лаборатории. Если позволяет, то исполь-зуются для съемок музеи, где уже воссоздана атмос-фера того времени («Кремль. Тайны подземной палаты»,«Ленин. Что скрывали мифы» и т.д.).3. Компьютерная реконструкция. Используетсядля воссоздания сражений. Существующее сегодняразнообразное компьютерное оборудование и про-граммные инструменты позволяют делать практиче-ски идеальную реконструкцию исторических событий.К примеру, визуальное воссоздание максимально до-стоверного фактографического пространства: напри-мер, рельефа местности с заданным уровнем детали-зации, соответствующего конкретному историческо-му периоду - рельеф и структура почв, гидрология,растительность, дорожная и объектовая инфраструк-тура и т.д. и т.п., как в фильме «Первые на луне». Илихронология боя - последовательность событий, какразворачивались события, о которых сохранились до-стоверные исторические факты. Пример 2012 года -фильм телекомпании НТВ «Отечественная. Великая»,посвященный 1812 году. Использование реконструкциипридает фильмам высокий темп и эмоциональную на-сыщенность.Мастерски комбинируя документальные кадры,исторические свидетельства и актерскую интерпрета-цию, создатели документальныхдрам делают их од-новременно захватывающим детективом и экскурсомв историю. Но зачастую картина, воссозданная журна-листами, не совпадает с историко-научным взглядомученых на прошедшие события. Поэтому неверно ис-пользованный прием приводит к судебным разбира-тельствам - как случилось с фильмами Алексея Пиво-варова «Ржев. Неизвестная битва Георгия и «Москва.Осень. 1941», по поводу которых историки подали искк телекомпании НТВ о защите чести и достоинства поповоду грубого искажения событий Великой Отече-ственной войны.
Сарина Ольга Сергеевна | Кемеровский государственный университет | ст. преподаватель кафедрыжурналистики и русской литературы ХХ века | olya_suv@mail.ru |
Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. С. 56.
Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения. Философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новогород, 2007. С. 123.