Разновидности американского «нового журнализма» в украинском и польском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.

Разновидности американского «нового журнализма» в украинском и польском медиапространстве

В статье рассматривается жанр «нового журнализма», получивший распространение в американской прессе 60-70-х годов ХХ века. Особое внимание сосредоточено на его связях с жанром репортажа. Проанализированы отдельные образцы польского и украинского «нового журнализма».

American varieties of the «New journalism» in the Ukrainian and Polish media space.pdf Литературно-журналистский жанр «новый журнализм» (new journalism - далее «НЖ»), появившийся во второй половине ХХ века в прессе США, вобрал лучшие черты репортажа. Его основатель - американский писатель и публицист том Вулф (р. 1931) в одноименной антологии 1973 г. определил четыре основных приема «НЖ»: 1) последовательный рассказ от сцены к сцене, без долгих исторических экскурсов; 2) правдивая передача диалогов; 3) ракурс третьего лица (принцип «хамелеона), при котором автор передает сцену от имени одного из действующих лиц; 4) детализация статуса - тщательное изображение внешности, манеры поведения, речи персонажей, интерьера, где происходит событие, и т.п. Со стремительным развитием интернет-СМИ, и особенно блогосферы, украинская журналистика получила оптимальную платформу для обнародования текстов в жанре «НЖ». Прежде всего здесь следует указать на колумнистику и блоги В. Жежеры, А. Бондаря, С. Пыркало, Ю. Андруховича, С. Жадана, О. Забужко, Н. Рябчука, И. Карпы, А. Бойченко, М. Кидрука (в таких изданиях и их электронных версиях, как «Газета по-украшськи», «Украшська правда. Життя», «Украшський тиждень», «Mandry», «Погляди - tch.ua» и др.). Некоторые из них увидели свет в виде отдельных книг - «Ав-торська колонка» (Нора-Друк, 2007), «Господы комарики» В. Жежера (Нора-Друк, 2011), «Морквяний лщ» А. Бондар (Нора-Друк, 2012), «Кораловий жмуток каз-уав вщ вельми цкавих людей» (^рамща, 2005) и др. Среди украинских «новожурналистских» публикаций обращают на себя внимание тексты Артема Чапая в жанре путевых историй, которые сначала появлялись в его блоге, а впоследствии были опубликованы как полноценные книги. Это «Авантюра, або практичш реалп мандрiв по-бщняцьки: Еротико-полкичний докумен-тальний калейдоскоп (2008)» и «Подорож iз Мамай-отою в пошуках Украши» (2011). также книги другого украинского автора, Максима Кидрука: «Мексиканськ хрошки» (2009), «Подорож на Пуп ЗемлЬ (в 2 томах; 2010), «Любов i Ыраны» (2011). Кстати, много статей упомянутого автора в жанре «НЖ» публикуются в общественно-политическом журнале «Украшський тиждень» (рубрика «ПодорожЬ) и украинском туристическом журнале «MANDRY». Если в Украине заинтересованность «новым журнализмом» только начинает расти, то среди других центральноевропейских стран, к примеру в Польше, он уже получил немалую популярность. Как отмечает Л. Белей, первыми польскими репортажистами считают «нобелистов» Г. Сенкевича и В. Реймонта, а первым репортажем - «Паломничество на Ясную Гуру» Рей-монта (1895) [1], т.е. задолго до появления американского «НЖ» в 60-70-х гг. ХХ века. В Польше «новый журнализм» именуют литературой факта. «О популярности этого жанра свидетельствуют многочисленные переводы польских иностранных репортеров, основание Института репортажа и Школы репортажа, а также ежегодное вручение нескольких премий специально для авторов этого жанра на грани журналистики и художественной литературы» [1]. «Цезарем репортажа» здесь по праву считают Ришарда Капусцинского (1932-2007). В последние годы в украинской литературно-журналистской среде заметен большой интерес к польским «НЖ»-текстам. так, в украинском переводе уже сегодня появилось немало образцов польского «нового журнализма»: Павел Смоленский «Похорон рiзуна» (2006), Войцех тохман «ти наче камшь та» (2009) -оба в серии «Класика свкового репортажу» издательства «Наш час»; Мариуш Щигел «Зроби собi рай» (2011) и «Готтленд» (2010), Яцек Гу^о-Бадер «Бта гарячка» (2012) и др. Этим и другим польским «НЖ»-текстам свойственно соблюдение основных приемов жанра: 1) кинематографизм, при котором материал строится сцена-за-сценой и они быстро сменяют друг друга; В книге Мариуша Щигела «Зроби собi рай» [2], посвященной современной Чехии, есть много ракурсов, касающихся истории, культуры, церкви, мировоззрения чехов. Также здесь есть немало примечаний, ссылок на конкретные факты, статьи, социологические опросы и т.д. Автор постоянно перескакивает с мысли на мысль. Благодаря искусной сюжетной композиции у читателя возникает впечатление, будто он просматривает фильм о Чехии. 2)правдивая передача диалога; В репортаже Войцеха Тохмана «Ти наче камшь та» активно представлены «голоса» героев: «Жшки пи-тають: пряма мова, I вщповщають: пряма мова, Вони кажуть: пряма мова, Жшка хапаються за голову: пряма мова» [3. С. 44-45]. В книге Павела Смоленского «Похорон рiзуна»: «Полм двадцятеро п'яних чоловшв, зрЬ лих от^в амейств i молокосоав, крикнули священику: «Ми спалимо ц ваши гайдамацьк каплицП» [4. С. 36]; «валандався по селах» [4. С. 48]; «Ти, пвнюче, п'ятсот злотих штрафу» [4. С. 53] и т.п. 3)ракурстретьего лица; У «Зроби собi рай» М. Щигела журналист, читая книгу, передает мнения известных людей о разных знаках и предрассудках, быстро переключается внимание с одного лица на другое. 4) детализация статуса; Присущая всем упомянутым текстам. Подробное описание помещения находим в «Похорон рiзуна» П. Смоленского. В частности, автор упоминает даже то, что лежало на столах: «футболки до з'Тзду, диски й касети з музичним фольклором довоенного Львова та журнали» [4. С. 12]. А также: «Тадеуш Патер (худорля-вий, приземкуватий, вш мало не губився за мкрофо-ном) [4. С. 12]; Ян Скальський (темний костюм, з тростиною, ледь накульгуе, голос ще сильыший) [4. С. 14]. Кроме того, в этих произведениях часто используется звукоподражание (ах, ох, ш-ш-ш, фу); большое количество знаков препинания (. !!!) и др. А главное - репортер здесь опирается исключительно на факты. Он подробно расписывает, откуда взял те или иные цитаты, цифры, данные, представленные в книге. Выделенные особенности присущи всем «НЖ»-текстам. С целью возрождения жанра художественного репортажа в Украине проводятся различные конкурсы. Один из них уже второй год подряд организует киевское издательство «Темпора». Но, несмотря на рост внимания украинских журналистиковедов и работников СМИ к этому жанру, исчерпывающий обзор проблемы остается открытым.

Ключевые слова

новый журнализм, репортаж, диалог, блог, new journalism, reportage, dialogue, blog

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шутяк Лилия МарьяновнаЛьвовский национальный университет им. И. Франкоаспирант кафедры новых медиаshutiak86@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Белей Л. Факти польської «літератури факту». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://litakcent.com/2012/04/09/faktypolskojiliteratury-faktu/
Щиґел М. Зроби собі рай. Киев, 2011. 324 с.
Тохман В. Ти наче камінь їла. Киев, 2009. 103 с.
Смоленський П. Похорон різуна. Киев, 2006.
 Разновидности американского «нового журнализма» в украинском и польском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.

Разновидности американского «нового журнализма» в украинском и польском медиапространстве | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 1.