В статье анализируется структура информационно-коммуникационной деятельности, ее схематическая модель в контексте развития национального информационного пространства.
Information and comm unication actions: a systematic approach.pdf Национальное информационное пространство - совокупность национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, которые позволяют на основе единых принципов и общих правил обеспечивать информационное взаимодействие граждан, общества, государства с их равным правом доступа к открытым информационным ресурсам и максимально полным удовлетворением информационных потребностей субъектов государства на всей его территории, с соблюдением баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение информационной безопасности в соответствии с Конституцией страны и международными правовыми нормами [1. С. 25]. Как утверждал К. Дойч, наличие общего коммуникативного пространства приводит к внутреннему единству сообщества (народа, национальности, нации). Люди могут принадлежать к «вненациональным» сообществам: классам, профессиональным группам, кланам и т.д., и именно в рамках этих сообществ их объединяет соответствующий тип комплиментарности (коммуникативной эффективности), которая включает социально стандартизированную систему символов, кодов, ассоциаций, материальных средств сохранения информации [2]. Поэтому цель статьи - проанализировать структуру информационно-коммуникационной деятельности, ее схематическую модель в контексте развития национального информационного пространства, для реализации которой необходимо выполнить такие задания: 1) рассмотреть категорию коммуникативности как фактор роста информационных возможностей общества и сообщества; 2) охарактеризовать функционирование стереотипов, символов как средств манипулятивного воздействия в информационно-коммуникационном дискурсе; 3) репрезентовать схематическую модель действующей системы коммуникативной деятельности в контексте формирования национального информационного пространства. Внутреннее единство обеспечивается не только уровнем коммуникативности. Важным фактором является наличие центра или ведущей группы, отличительной чертой которой является высшая степень коммуникативности. Члены сообщества (народа или нации) связаны с центром и ведущей группой «неразрывной цепью связей и коммуникаций, часто и в экономической жизни, при этом не существует резких различий в возможностях коммуникации, замены и соответствующего продвижения вверх общественными ступенями в любом каком звене» [цит. по: 3. С. 158]. Итак, нация характеризуется прежде определенным уровнем общественной коммуникации индивидов. Этот уровень определяется компли-ментарностью способов и средств коммуникации между индивидами и группами внутри нации. Потребность в повышении уровня коммуникативности или усилении интенсивности общественной коммуникации внутри национальных или протонациональных сообществ появляется в современную эпоху - эпоху Промышленной революции, технологических изменений, господства свободного рынка и обострения конкуренции. Повышение уровня коммуникативности отождествляется с социальной (общественной) мобилизацией, ростом в обществе творческих возможностей индивида и нации, а в целом, как результат, наблюдается рост информационных возможностей общества и сообщества (интенсификация коммуникативных способностей), создающий лучшие условия для роста национального сознания [3. С. 143]. Учитывая тот факт, что эффективная коммуникация предусматривает воздействие или взаимовлияние коммуниканта на коммуниката, следует учесть в предполагаемой модели информационно-коммуникационной деятельности и категорию манипулятивного воздействия. Так, манипуляция - это «психологическое воздействие на адресата, факт которого им остается незамеченным; целью манипуляции является достижение конкретной коммуникативной цели, в частности, навязывания определенного видения ситуации, описывается формирование новых идей, стремлений, желаний, целей; специфика манипуляции заключается в стратегическом использовании языковых средств как тактических ходов, таким образом, языковые структуры приобретают манипулятивное наполнение в конкретных дискурсивных условиях» [4. С. 194]. Хотя цель манипулятора выглядит однозначной - «завоевать» адресата, управлять его мыслями и поведением путем воздействия на его сознание, манипуляция по своей природе является многогранным, многоаспектным, комплексным явлением, поскольку предусматривает различные приемы воздействия на коммуниката. Л. Киричук отмечает тот факт, что среди составляющих форм человеческого мышления, с помощью которых осуществляется воздействие на сознание, и особенно уязвимых компонентов восприятия, на которые направляется психологическое давление, являются стереотипы. Использование стереотипов - достаточно эффективная тактика манипуля-тивной стратегии [4. С. 195]. Когнитивные и прагмасемантические характеристики стереотипов подтверждают их функционирование как средств манипулятивного воздействия в информационно-коммуникационном дискурсе. Языковые структуры, содержащие стереотипы, в значительной мере прагматичны, т.е. обладают способностью наряду с базовой семантической информацией передавать прагматическую (аксиологическую, эмоциональную, кон-нотативную, контекстуальную и т.д.), к тому же последняя часто проявляется доминантной в содержательной структуре стереотипа. Такой прагматический потенциал стереотипных выражений обусловлен тем, что во время общественной деятельности человека сформировалось его ценностное отношение к типичных ситуациям. Символьная система координат, мифологемы как социокоммуникационные кодификаторы, ментальные маркеры актуализируют своеобразную матрицу национального информационного пространства. Оценка, зафиксированная опытом, становится неизменным компонентом восприятия. Безусловно, наряду с оценочными стереотипами (где оценка зафиксирована как ценностное отношение к социально важной ситуации) существуют и неоценочные стереотипы (ментальные модели восприятия природных объектов - прототипы). Однако последние обладают способностью приобретать оценочное значение в контексте, таким образом, функционировать как оценочно индуцированные. Другая черта стереотипов, эмоциональность, тесно связана с оценкой и заключается в способности вызывать определенные эмоциональные состояния и чувства. Так, находясь на чувственном уровне восприятия, адресат реагирует на сообщения непосредственно, мгновенно, минуя аналитическое мышление. Контекст сообщения формирует мотивационную базу, фон для восприятия стереотипа, символа, мифологемы, идеологемы и др. и таким способом конкретизирует оценку и эмоцию. Таким образом, заимствуя категориальный аппарат измерения коммуникативной деятельности государственного служащего, предложенного Н. Драгоми-рецкой [5], репрезентуем схематическую модель действующей системы коммуникативной деятельности, которая проходит через два фильтра внешней среды: 1) информационно-деятельностный, отражающий результативность информационных каналов на уровне реализации коммуникационной и коммуникативной цели; 2) психологический, что укореняет в сознании людей определенные убежденности, через которые большая часть информации проходит как «шумы» (иногда воспринимаются как манипуляции), а часть подлежит критическому анализу (рис. 1). Перспективным, по нашему мнению, было бы применение такой схематической модели для исследование информационно-коммуникационной деятельности диаспорного сообщества, анализа влияния их сформированных коммуникационных каналов на позитивную динамику государственной политики по отношению к своим эмигрантам за границей, идентификацию диаспоры и ее отдельных субъектов на основе функционирования этнонациональных субкультурных комплексов во взаимодействии с культурой стран их пребывания, актуализации механизмов сохранения национальной идентичности. ведь в результате растущих миграционных потоков уменьшается уровень гомогенности коренных наций, в частности европейских. Это приводит к снижению комплиментарности, повышению внутренних межэтнических противоречий, фрагментации индивидуального и общественного сознания, расколу национального информационного пространства. Без утверждения собственной национальной идентичности, формирования национального информационного пространства общество не будет способным адекватно отвечать на вызовы глобализации, не смо- Рис. 1. Схематическая модель информационно-коммуникативной деятельности Л действующая система информационно-коммуникативной деятельности, проходящая через два фильтра внешней среды отображает: ценности, стереотипы и т.д. через систему символов, мифологем и др. информа деятельнос л щионно-тный фильтр отображает: результативность действий на уровне реализации Часть воспринимается как манипуляции Часть подвергается критическому анализу жет осуществлять эффективную экономическую, социальную и политическую модернизацию.
Ковпак Виктория Анатольевна | Классический приватный университет Запорожья | кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры журналистики и социальных коммуникаций Института журналистики и массовой коммуникации | Kovpak.viki@rambler.ru |
Матв'iенко О., Цивiн М. Основи менеджменту Ыформафйних систем. К., 2005. 176 с.
Дойч К. Народи, наци та комушкаци // Нацiоналiзм: Антолопя. 3-те вид. К., 2010. С. 317-332.
Касьянов Г. Теорп наци та нацiоналiзму: монографiя. К., 1999. 352 с.
Киричук Л. Прагмакогштивш особливосп стереотишв як заа^в мантуляцп в публщистичному дискурс // Науковий вкник Во-линського нацюнального ушверситету iм. Лес УкраТнки. Серiя: ПсихолЫгвктика. 2009. № 6. С. 194-199.
Драгомирецька Н. Показники практичного вимiрювання комушка-тивноТ дiяльностi державного службовця [Електронний ресурс]. Режим доступу: www.academy.g0v.ua/ej/ej2/05dnmdds.pdf.