Шаги к пониманию. творческие поиски регионального ТВ
Статья посвящена творческим поискам регионального телевидения в области форматов, жанров, стилистики передач. Автор рассматривает наиболее типичные журналистские решения новостных, аналитических и культурно-просветительских программ телекомпаний ТВ-2 и ГТРК-Томск. Анализу подвергнуты интерактивные опросы аудитории, включения скайп-трансляций и другие технологические новации телекомпаний. Авторский вывод касается понимания местным журналистом своей миссии и способа творческой деятельности.
Steps to understanding: creative search of the regional TV.pdf НАЧАЛО XXI ВЕКА - время «понимания» в российском обществе и в творчестве российского ТВ. От «лихих 1990-х» с их потрясениями в жизни «каждого и всех» и эмоциональной картиной на телеэкране новых, трудноуловимых потрясений и перемен -к размышлениям над проблемами жизни в обществе и их отражением на экране - таково движение в обществе и на экране ТВ как «зеркала жизни». Региональное ТВ неспособно в силу своих характерных особенностей показать всю сложную картину современной жизни российского общества, но оно способно конкретно и убедительно показать важное для каждого человека, своего регионального зрителя; оно способно заметить и обозначить основные тенденции в жизни и телевизионном творчестве на своем, локальном уровне. Одна из важных и серьезных тенденций на региональном ТВ, органично связанная с жизненными переменами, - стремление помочь широкой аудитории понять суть происходящих в жизни перемен телевизионными средствами. Интересны изменения, происходящие в области жанров. Исследователи регионального ТВ справедливо отмечают «скудость» жанровой палитры на телеэкране (не только на региональных, но и на федеральных каналах ТВ). «„Программы многих каналов давно уже выстраиваются так, что обслуживают какие-то свои прагматические интересы, а отнюдь не то, что духовные, а и просто земные, бытовые запросы аудитории» [1]. Действительно, контент регионального ТВ составляют новости, информационно-аналитические программы, представляющие обзор событий за неделю, и сравнительно редкие циклы культурно-просветительских и научно-образовательных программ. Однако внимательный и постоянный анализ региональных программ показывает, что «внутри» этих жанровых форм на экране происходят качественные сдвиги, связанные с новыми задачами воздействия на широкую аудиторию той или иной области. Так, в информационных программах, занимающих главное место на экране любого региона, происходит заметное смещение интереса к жизни и к проблемам рядового человека. В томских новостях («Вести. Томск», ГТРК-Томск и «Час пик» ТВ-2) такое «смещение» интереса вызывает заметное обогащение выбора героев, жизненных ситуаций и историй. Диапазон новостных событий и героев расширяется: от выборов мэра в Томске как главного политического события (осень 2013 года) до изобретения томскими инноваторами нового дезинфицирующего средства для сельских коровников; от ученых и студентов - главных жителей Томска, до одинокой женщины в заброшенной деревеньке. Вместе с этим заметно изменение тона и стиля подачи информации: многословие, велеречивость, иногда ирония и «стеб» сменились ясностью и деловитостью стиля, «человечностью» и теплотой обращения к «каждому томичу». Справедливости ради стоит отметить, что неподдельный интерес к рядовому зрителю неизбежно ведет к локальной конкретизации проблем и событий, к их «усредненности»: на одном уровне оказываются и десять кандидатов в томские мэры; и пенсионер, добившийся своего законного права на финансирование со стороны страхового фонда; создание сборной КВН «Северное сияние» и судьба футбольной команды «Томь» (новости июля-августа 2013 г.). В свою очередь локализация проблем и событий несет с собой некоторую фрагментарность и снижение уровня анализа общих проблем в новостях. Эти неизбежные последствия конкретного и локального обращения к рядовому человеку, к «каждому из нас» в региональных новостях возмещаются различными приемами и средствами. Примечательна «сери-альность» сюжетов об одном событии, отображающая весь процесс, от первых минут до окончательного эпизода и решения проблемы (репортажи в томских новостях о взрыве в квартирах дома по ул. Сибирской, 33). «Сериальность» позволяет увидеть подлинный драматизм события, понять и принять для себя серьезность проблем безответственности работников ремонтно-строительных служб и собственной беспечности жильцов. Сильное эмоциональное впечатление на томских зрителей произвел один из последних репортажей о драме по улице Сибирской, 33 («вести. томск», май 2013 г.): в отстроенной заново комнате, где произошел взрыв, одинокий отец, потерявший жену и горюющий об искалеченном сыне. Локализация социальной проблематики в региональных новостях, фрагментарность жизненных ситуаций возмещаются - в определенной степени - и стремлением на частном эпизоде и конкретной судьбе показать общее. «в закрытии «ГОАр» (кафе-шашлычная на городской окраине) сошлись все болевые точки нашего города. Откаты и крышевания, «зачистки» Белого дома и национальный вопрос...» [2]. типизации героя и события в новостях способствует выразительность картинки (кадр передает общую боль нерешенной проблемы обезлюдевшего села: в заснеженном поле медленно идут журналистка и старая женщина, одна из пяти жителей заброшенной деревни). «Говорящая» картинка и лаконичный текст (только цифры и краткий комментарий) усиливают психологическое воздействие новостного сюжета на зрителя. По-иному социальная конкретность (и одновременно - типичность) героев и жизненных ситуаций проявляется в информационно-аналитических программах. Проблемный обзор событий за неделю существует и пользуется популярностью в любой региональной телепрограмме. так, томский зритель привычно смотрит программы «Суббота. Час пик» тв-2 и «вести-томск. События недели» Гтрк. Накопив серьезный профессиональный опыт, поддержанный современным технологическим процессом (блоги программ в интернете с обсуждением общих проблем зрителями и зрительской оценкой самих программ), информационно-аналитические программы демонстрируют сегодня на региональном экране умение «нащупать» проблемное в жизни и по-новому обозначить его в творчестве. так, одна из актуальных проблем - взаимодействие местной власти и локального тв, а через него и всей региональной аудитории - обозначается в информационно-аналитических программах как стратегическое направление телекоммуникации, а чиновник, представитель местной власти, вносит новые краски в образ телегероя. На региональном экране дистанция между властью и тв, властью и зрителями значительно меньше, чем на федеральных каналах. Представители власти чаще появляются на экране и не только информируют о действиях и решениях, но и анализируют, дают прогнозы развития региона, прямо обращаясь к зрителям. А зрители, зная власть «в лицо», воспринимают людей власти не как «виртуальных личностей», а как вполне конкретных сограждан со своими особенными качествами и характером. Новостные сюжеты, посвященные данной теме, входят в обзорный контекст программы, не теряя своей «новостной» конкретности и индивидуальности. в результате образ местного чиновника выглядит в информационно-аналитической программе живо, выразительно и проблемно (цикл сюжетов о новом губернаторе и его кадровой политике в «Событиях недели» в январе-мае 2013 г.). Характерность типажа (новый губернатор) подчеркивают и дополняют разговорные программы, что еще раз доказывает органичную связь немногих, но важных программ на региональном экране. «разговор с губернатором» разъясняет суть происходящих перемен, намечает пути решения самых «больных», насущных для региона проблем. Программа популярна у той части аудитории, которая по своему статусу активно участвует в жизни региона (чиновники, госслужащие, научно-педагогическая интеллигенция). Широкий интерес к программе проявляется в периоды выборов и смены власти. так, смена томского губернатора в 2012 году вызвала живой отклик общества: интересна была и личность нового губернатора, и его позиция. Смена власти в регионе изменила концепцию телевизионного разговора. «так говорит губернатор», «100 вопросов к губернатору» - название разговорных программ 2010-2012 годов. «Линия губернатора» - название разговорной передачи с новым губернатором, определяющее ее концепцию. цель разговорных программ с губернатором в. крессом (2010-2012 гг.) заключалась в информировании томичей о том, что сделано или предстоит сделать. в ответах на вопросы зрителей губернатор выглядел уверенно и надежно, спокойный и доброжелательный тон разговора подчеркивал стабильность дел в регионе. При этом некоторые нерешенные и «больные» проблемы оказывались «за кадром». разговор информировал, отчасти утешал и успокаивал зрителей. «Линия губернатора» представляет четкую установку на решение проблем региона как «систему», «цепочку дел» для томичей. «Программа для томичей. », «...чтобы томичи вникли», «.зависит от каждого» - рефрены в речи губернатора. Информация о задачах и способах решения региональных проблем подается также системно и деловито. Главная задача разговора - поднять томичей на новые дела: «Надо пахать!», «.надо концентрироваться на ветхом жилье», «принимаем любые идеи от томичей.» («Линия губернатора» от 31 авг. 2013 г.). в целом разговор дает представление о деловом характере нового губернатора, о новом и более жёстком взаимодействии местной власти и общества. Поиски новых творческих решений характерны и для научно-образовательных и культурно-просветительских передач. традиция томского экрана - цикл портретных очерков и зарисовок, где герой - ученый, типаж, характерный для вузовского томска, понятный и хорошо воспринимаемый широкой телеаудиторией. Именно такого героя представляют зарисовки в цикле «ученые записки» (Гтрк-томск): запоминаются портреты филолога ф.З. кануновой или хирурга в.ф. Бай-тингера. Популярны в томской аудитории циклы творческих портретов художников (цикл «Мастер» на том же канале), созданные Ю.А. ратомской, для которой «характерна способность увидеть талант молодого, начинающего художника и умение поддержать его и, тем самым, открыть путь к широкому признанию» [3]. Профессиональное мастерство таких портретных программ проявляется в просветительско-гуманитар-ной направленности очерков (они показывают роль и значение талантливого человека, умеющего жить и решать проблемы, а также стремятся донести до зрителей свое понимание актуальных проблем), в «теплом», непафосном тексте, в бережном и осторожном крупном плане («Не навредить», помня афоризм академика Д. Лихачева - «Показать лицо человека крупным планом - все равно, что открыть новую планету.»). Сегодня не без влияния новостей и информационно-аналитических программ на региональном экране появляются очерковые циклы, посвященные обыкновенным людям - тем, кто «рядом с нами». таковы циклы портретных зарисовок «С чего начинается родина» (о сельских жителях томской области) и «Хозяин тайги» (рассказы о людях, жизнь и работа которых связаны с тайгой) телекомпании «томское время». телекомпания «томское время» - новая на региональном экране (официальный день рождения -18 сентября 2010 года, как сообщает сайт компании), смело представляющая свои «находки» и «открытия» на разных каналах («тв-2», «Перец» и др.). Новые портретные циклы не только расширяют сферу выбора героев, но демонстрируют поиски такой драматургии очерков, в которой эффект драматизации уступает место эффекту социальной конкретности и возникает органичное соединение репортажных эпизодов с конкретными деталями портрета и комментариями автора-очеркиста. в свою очередь, новости и особенно информационно-аналитические программы воспринимают очерковую резкость и типажную характерность цикловых программ в выборе и характеристике героев. все чаще в зарисовках новостей и обзорных программ героями становятся те, кто выделяется своей позицией, отношением к проблеме или событию. (Люди, которые «не могут молчать» в сюжете о катастрофической ситуации в судебно-медицинской экспертизе томска, «Час пик. Суббота» от 21 сент. 2013 г. Или инициативная жительница Молчаново в сюжете о местных выборах, программа «События недели» от 15 сент. 2013 г.) Показательно многообразие типажей в рамках одной программы. так, в информационно-аналитической программе «Час пик. Суббота» (от 21 сент. 2013 г.) зрителям представлены профессор Дм. Функ в рассказе о новой специальности в тгу и проблемах социальной антропологии, управляющий отделом пенсионного фонда томской области Дм. Мальцев в интервью о проблемах пенсионной реформы; конкретные специалисты, которые «не могут молчать» в сюжете о ситуации в судебно-медицинской экспертизе, широкая томская аудитория в опросе «рассчитываете ли вы на пенсию?». Опрос в информационно-аналитической программе придает масштабность характеристике телевизионной аудитории как героя, субъекта и объекта регионального экрана, одновременно показывая истинное положение дела или остроту проблемы. так, опрос «рассчитываете ли вы на пенсию?» дал такие цифры: • Да, других доходов нет - 1 440 • Нет, отложила на старость - 64 • Нет, рассчитываю на детей - 46 • Не доживу - 420. Опрос, расширяющий представление о современном герое, и скайп, приближающий к аудитории известного и удаленного от зрителей политика, художника, журналиста, - становятся сегодня важными средствами приближения зрителя к человеку, событию или проблеме. Особенно запомнился зрителям программы «Час пик. Суббота» (от 20 апр. 2013 г.) разговор по скайпу с томичкой Диной Хизматулиной, оказавшейся вместе с мужем - участником международного пробега - в Бостоне во время теракта: - Муж пробежал раньше? - За час до взрыва. - Чувствуете ли вы солидарность с американцами? - .Мы получили множество звонков от томичей и американцев. Интересны в творческом плане сложные формы разговорных телепередач, возникающих на основе информационно-аналитических программ. Под традиционным обозначением «Час пик. Суббота» негосударственная телекомпания тв-2 предлагает зрителям новый проект журналистского расследования непростой проблемы: «.Сегодня мы отвлечемся от сиюминутного. разберемся, что происходит с наукой» (16 марта 2013 г.). Новизна сложной телеформы в органичном соединении разных элементов драматургии: диалог ведущей Ю. Мучник с собеседниками в студии, демонстрация документального фильма по теме и его обсуждение с автором фильма, разговор по «скайпу» с одним из героев фильма, дискуссия экспертов в студии и опрос зрителей («как остановить утечку мозгов?») составляют единое целое. Элементы программы неравнозначны по качеству и силе воздействия: стандартный, малоинтересный фильм и неожиданная глубина высказываний экспертов, выразительный разговор в студии и маловразумительный «скайповый» монолог. Но в целом создается содержательная и интересная для зрителя, втягивающая его в дискуссию о современной науке, сложная разговорная форма телепрограммы. финал расследования оптимистичен и объединяет всех: «.Мы не перестаем думать о сущности. Значит, и наука будет жить!». Важно и то, как показана программа на экране: мягкий и динамичный монтаж, выразительный крупный план и «говорящая» общая картинка студии с точной расстановкой спорящих. Во многом передача обязана мастерству ведущей Ю. Мучник, соединяющей в своем слове логику и продуманность разговора с легкой импровизацией и уравновешивающей «напор и натиск» вопросов и комментария общим спокойным тоном разговора. Телевизионный уровень показа помогает авторам передать, а зрителям воспринять «философию, личное мироощущение и визуальную культуру», необходимые (с точки зрения Герца франка) и редкие на современном экране качества. Таким образом, творческие поиски регионального ТВ стягивают «нити» в единый «узел» - герой, проблема, зрители. «Узел» не новый, хорошо и давно известный культуре, искусству, журналистике. Новизна - в выборе и характеристике героев, где герои - не сословия, классы и социальные группы, а сами по себе люди - конкретные индивидуальности и неповторимые личности; в различном жанровом освещении проблем и, наконец, в общем для всех, немногих на региональном экране, жанров стремлении «втянуть» зрителя в круг непростых, социальных, этических и эстетических проблем, помочь сделать новые и новые шаги к пониманию того, что происходит в нашей жизни. Сложно сделать вывод о том, что от понимания проблем региональный зритель приходит к активному участию в их решении, «„вплоть до непосредственного влияния на общее понимание и оценку происходящего...» [4. С. 509]. Но уже есть такие проекты, которые имеют огромный общественный резонанс. Замечательные проекты, родившиеся в коллективе телекомпании «ТВ-2» - «Обыкновенное чудо» (помощь больным детям) и «Бессмертный полк» (память о родных, солдатах Великой Отечественной войны) - вошли в жизнь региона и всей страны.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 267
Ключевые слова
тележурналистика, творческий поиск, региональное вещание, TV journalism, creative exploration, regional broadcastingАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Блинова Эмилия Васильевна | Томский государственный университет | кандидат филологических наук, профессор кафедры телерадиожурналистики | tvkafedra@newsman.tsu.ru |
Ссылки
Герасимова Л. // Лит. газ. 2013. № 28.
Минина Ю. Шавашкина контора // Агентство новостей ТВ-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tv2.tomsk.ru/ article/shavashkina-kontora.
Ратомская Юлия Александровна // Томская область. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.tomsk.gov.ru/ru/civil-service/avards/behaviour/ratomskaya. html.
Пронин Е.И., Пронина Е.Е. // Человек как субъект и объект меди-апсихологии. М., 2011.
