Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 2.

Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы

В статье проанализированы некоторые аспекты метода научного эксперимента, возможности адаптации его для использования в различных сферах деятельности. Рассмотрен опыт экспериментирования на основе трудов специалистов в различных областях деятельности. И в этом контексте рассмотрена возможность адаптации метода эксперимента к решению задач моделирования и проектирования периодики региона. Предложенная парадигма экспериментального подхода к решению прикладных задач моделирования изданий и функционально-матричный подход к проектированию прессы региона позволили выделить характерные типы экспериментов, представленные на примере ряда экспериментальных проектов, которые показывают возможности использования их в качестве инструментария моделирования прессы региона.

The method of experiment in journalism and print media modeling.pdf Эксперимент наряду с наблюдением является главным методом научного познания, основой эмпирического подхода к знанию. в соответствии с критерием карла Поппера, возможность постановки эксперимента отличает научную теорию от псевдонаучной. Еще в середине XX века высказывались мнения о том, что область использования научного эксперимента ограничена естественными науками. Но множество специалистов характеризуют свою деятельность как экспериментальную в социальных и гуманитарных науках. Свое место у метода эксперимента есть и в теории и практике журналистики, а также в такой специфической ее подсистеме, как моделирование периодических изданий. Проблемы систематизации знаний об общих философских аспектах экспериментирования, возможностях экстраполяции метода эксперимента на различные сферы науки, о роли теории в экспериментировании, отношений между наукой и технологией стали основой возникновения относительно нового научного направления - философии научного экспериментирования. По мнению Х. раддера (основателя этого научного направления), философия эксперимента все еще недостаточно развита, особенно по сравнению с историческими и социальными научными подходами к этому предмету исследования [1. С. 63]. как считает специалист в области философии научного экспериментирования А.Ю. Сторожук, на развитие науки значительно повлиял так называемый «мысленный эксперимент» коперника, построившего математическую модель вселенной, рассматриваемую как эмпирический поворот в науке [2. С. 94]. расцвет влияния материальных экспериментов пришелся на период позитивизма, представители которого часто обращались к проблемам эмпирического познания. в ХХ веке необходимость использования метода эксперимента стала широко обсуждаться не только в сфере естественных наук. По утверждению А.Ю. Сторожук, «многие эффективные научные методы были перенесены в гуманитарные дисциплины: философию, историю, социологию» [2. С. 92]. Применение метода эксперимента в разных сферах науки и видах деятельности позволяет выявить как общие, так и специфические его черты, а также обозначить целый ряд проблем «стратегического» и «тактического» характера, их декомпозиции и поиска путей решения. Так, повсеместное внедрение методик математического эксперимента для решения прикладных задач в естественнонаучных исследованиях в свое время вызывало противоречивую оценку. В процессе активного внедрения статистических методов планирования эксперимента (1970-е годы ХХ века) их сложность внушала предсказуемые опасения. В.Н. Максимов в книге «Многофакторный эксперимент в биологии» отмечает: «...широкому использованию методов планирования эксперимента в биологическую практику мешают многие причины, среди которых можно выделить высокую степень формализации, при которой за большим количеством символов, уравнений и цифр „теряется" биологическая сущность изучаемых явлений, и кажущуюся сложность схемы планирования и расчетов, „отпугивающую" исследователей с недостаточной математической подготовкой» [3. С. 3]. Основным вопросом дискуссий о месте эксперимента в социальных науках, по мнению Д. Кэмпбелла, известного методологически значимыми работами в этой области («Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях» и др.), является вопрос о том, «могут ли социальные - а также в ряде случаев и гуманитарные - науки достичь того статуса „истинности" науки, основным методом которой является эксперимент, и, соответственно, могут ли науки получать знание, добытое экспериментальным путем» [4. С. 13]. Плодотворной попыткой анализа проблем метода эксперимента в различных науках является и совместный сборник Академии наук СССР и Академии наук ГДР «Эксперимент. Модель. Теория», изданный в 1982 году. В нем представлены статьи об особенностях экспериментирования и моделирования в физике, химии, биологии, работы о гносеологическом статусе математической теории эксперимента, этических аспектах экспериментальной медицины и так далее. В статье Г. Герца, открывающей этот сборник, говорится, что сущность эксперимента заключается в том, чтобы быть объективным анализатором действительности. «При этом проводится различие между экспериментом, экспериментальным методом и экспериментальной деятельностью. Экспериментальный метод охватывает теоретическую и практическую подготовку эксперимента, которая включает в себя формирование гипотезы и создание экспериментального оборудования, проведение, а также фиксацию и анализ данных эксперимента». Кроме того, Герц выступает с критикой «предвзятых схематических представлений об однозначном, линейном пути познания от теории к эксперименту или от эксперимента к теории» [5. С. 7]. Тем не менее в теории и практике моделирования периодических изданий мы отталкиваемся, в первую очередь, от теоретических знаний о предметах и специфике задач, реализуя их в экспериментальных номерах и получая таким образом теоретические знания для совершенствования технологии их выпуска. Х. Раддер безусловно прав в том, что «если науке нужно приписать какие-либо цели, то одной из них должно быть развитие технологии» [1. С. 70]. Методологическое и практическое значение в использовании метода эксперимента в моделировании периодики имеет прикладной системный анализ. В частности, методологически значимым для обоснования логики механизма эксперимента в системе моделирования СМИ является следующее утверждение Ф.П. Тарасенко: «Часто недостающую информацию о системе можно получить только из самой системы, проведя специально спланированный для этого эксперимент. Содержащуюся в протоколе эксперимента информацию извлекают, подвергая полученные данные обработке, преобразованию в форму, пригодную для включения ее в модель системы. Легко воспринимается, что эксперимент нужен для совершенствования модели. Важно понять также, что эксперимент невозможен без модели. Они находятся в одном цикле. Однако вращение по этому циклу напоминает не вращающееся колесо, а катящийся снежный ком - с каждым оборотом он становится все больше, весомее» [6. С. 141]. Кроме того, для нас имеет значение трактовка метода эксперимента, представленная в учебнике В.М. Мишина «Исследование систем управления», как «контролируемого и управляемого способа исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях» [7. С. 217]. Каким и является, по нашему мнению, процесс создания и апробации моделей периодических изданий в учебных и контрактных условиях. Эксперимент в области моделирования можно дифференцировать на несколько типов [8]. В основу его применения может быть положена методика комплексного моделирования, и, в частности, матричный модуль [9], используемый для определения и решения прикладных задач по моделированию и проектированию газет и журналов региона. Так, могут быть выделены основные виды экспериментирования: • эксперименты в решении комплексных задач моделирования изданий; • эксперименты, факторами которых становятся один или несколько уровней комплексного моделирования; • экспериментальная апробация модели на этапе реализации проекта [8. С. 102]. Также на основе методики социологического эксперимента и с учетом характера того или иного этапа или принципа работы над медиапроектом предлагается выделить в области моделирования прессы три типа эксперимента: натурный, мысленный и натурный квазиэксперимент [10. С. 366-367]. В лаборатории моделирования и проектирования периодических изданий факультета журналистики Томского государственного университета нами многократно апробированы возможные варианты адаптации метода эксперимента к процессу моделирования прессы, используя методику как комплексного [9], так и композиционно-графического моделирования, ориентируясь на труды с.и. галкина [11] и в.в. тулупова [12]. многие выполненные нами в рамках хоздоговорных и инициативных Нир по корректировке и моделированию газет и журналов региона имели экспериментальный характер. обзорный анализ некоторых работ и характерных особенностей решения экспериментальных задач является основной целью данной статьи. в ней представлены наиболее характерные примеры, которые соответствуют предложенной нами типологии метода эксперимента в системе моделирования и проектирования медиа. Представленные работы выполнены автором данной статьи (Рис. 1), некоторые - в сотрудничестве со студентами и преподавателями факультета журналистики томского государственного университета. Работы, в процессе выполнения которых ставились экспериментальные задачи, получили несколько специальных характеристик, среди которых: • тип эксперимента по характеру вмешательства разработчика в процесс выпуска издания: мысленный (например, проектные предложения), натурный (выпуск готового проекта на рынок) и натурный квазиэксперимент (подготовка модели); • тип эксперимента по характеру моделируемой области: комплексный или факторный (указывается конкретный уровень модели, в пределах которого выполняется эксперимент); • поисковый и проверочный эксперименты, которые могут быть разными этапами натурного эксперимента. Если поисковый эксперимент предполагает лишь поиск новых форм визуальной коммуникации, то проверочный требует апробации их наиболее востребованных форм в виде экспериментального выпуска (пилотного номера); Рис. 1. Обложки экспериментальных выпусков изданий: «Гуманитарий», «Охотник и и рыболов Сибири», «Практики свободы», «Театральная площадь» • форма эксперимента показывает, в каком объеме и форме проводился эксперимент. Это может быть пилотный или корректировочный выпуск издания - один или серия; • статус эксперимента определяет характер отношений между разработчиком и заказчиком проекта, в рамках которого ставится экспериментальная задача: инициативный проект или хоздоговорная НИР. Альманах «Гуманитарий» филологического факультета ТГУ (№ 4, 2008 г.) Тип эксперимента: натурный, комплексный, определяется изменением типологического статуса, содержания и КГМ, проверочный. Статус эксперимента: инициативный проект. Форма эксперимента: корректировочный выпуск. Задача его состояла в трансформации традиционного журнала филфака в новый тип издания - альманах, с новым комплексом целеназначения, рубрикатора. Эксперимент в композиционно-графическом моделировании проявился в адаптации композиционной структуры и нового графического оформления: шрифтового, композиционного, иллюстрационного и т.д. к новому типу содержания издания. Ежемесячник газетного типа «Охотник и рыболов Сибири» (2008-2009 гг.) Тип эксперимента: натурный, факторный (на уровне КГМ), проверочный. Форма эксперимента: серия корректировочных выпусков в рамках трансформации издания региона в сетевое межрегиональное. Статус эксперимента: инициативный проект. Процесс разработки и внедрения новой композиционно-графической модели занял в общей сложности год (12 выпусков газеты). Экспериментальная составляющая заключалась в поиске возможности выхода на новый межрегиональный рынок и издания большого количества корректировочных выпусков. Перевод в тип сетевого издания обусловил перераспределение элементов системы содержания, а также элементов структуры и графики обложек между основным изданием и его региональными приложениями, при условии сохранения унифицированности оформительского стиля. Журнал «Практики свободы», г. Казань (№ 1, 2010 г.) Журнал Министерства энергетики Татарстана. Тип эксперимента: натурный, комплексный, проверочный. Форма эксперимента: экспериментальный выпуск. Статус эксперимента: хоздоговорная НИР. В рамках этого проекта была разработана концепция композиционно-графической модели издания (мысленный эксперимент), который был реализован в выпуске тиража в количестве 999 экземпляров и был представлен аудитории (натурный эксперимент). Журнал «Театральная площадь», г. Томск (№1-2, 2012-2013 гг.) Тип эксперимента: натурный, комплексный, проверочный. Форма эксперимента: пилотный и корректировочный выпуски. Статусэксперимента: инициативный проект. Задача первых номеров состояла в апробации содержательной и оформительской составляющих модели журнала, проверке их соответствия интересам аудитории. Эксперимент в композиционно-графическом моделировании проявился в поиске схем оформления типовых материалов и разделов журнала, шрифтового оформления заголовков. Таким образом, разрабатывая проекты изданий разного типа, мы имели возможность убедиться, что метод эксперимента является неотъемлемой частью моделирования изданий. Предложенная нами парадигма экспериментального подхода к решению прикладных задач моделирования изданий и функционально-матричный подход к проектированию прессы региона позволили выделить характерные типы экспериментов, представленные в данной статье на примере ряда экспериментальных проектов. Они являются не только иллюстрациями того или иного аспекта адаптации метода эксперимента к данной сфере, но показывают возможности использования их в качестве инструментария моделирования прессы региона. В то же время мы убедились на практике, что методика эксперимента в моделировании требует дальнейшего изучения, методологического обоснования и практической апробации, в том числе внедрения в учебный процесс, например, в рамках работы спецкурса и спецпрактикума, целью которых является проведение различных по типу экспериментов в процессе выпуска газет и журналов. Также, исходя из опыта работы в лаборатории моделирования и проектирования изданий ФЖ ТГУ, видится целесообразным включение студентов в работу над экспериментальными учебными и реальными издательскими проектами, не только с целью развития конкретных профессиональных умений, будь то фотографа или дизайнера, но и для развития навыков работы в команде - группе выпуска издания. Наиболее благоприятным в таком случае может стать наличие экспериментальной составляющей в работе группы или в целом учебно-экспериментальный характер проекта, который может проявиться в типологически мотивированном моделировании содержания, в поисках оригинального подхода к компоновке материалов и их иллюстрированию, в использовании таких форм подачи материала, как инфографика или информационный пакет. Метод эксперимента, его виды, поиск или экспериментальные этапы являются эффективным инструментом решения прикладных задач моделирования изданий. И по-прежнему актуальной является задача апробации методик эксперимента как собственно в прикладной работе конкретного дизайнера, так и в рамках учебного процесса на факультете журналистики.

Ключевые слова

метод эксперимента, системный подход, композиционно-графическое моделирование, пресса региона, method of experiment, system approach, complex modeling, editorial design, regional periodicals

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вершинин Василий АлександровичТомский государственный университетассистент кафедры теории и практики журналистикиnassenfels@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Раддер Х. Подходы к более развитой философии научного экспериментирования // Философия науки. 2004. № 3. С. 62-83.
Сторожук А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма // Философия науки. 2004. № 3. С. 87-120.
Максимов В.Н. Многофакторный эксперимент в биологии. М., 1980.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
Герц Г. Соотношение между экспериментом, моделью и теорией в процессе естественнонаучного познания // Эксперимент. Модель. Теория. М., 1982.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск, 2004.
Мишин В.М. Исследование систем управления. М., 2005.
Вершинин В.А. Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 3 (23). С. 98-106.
Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Томск, 2010.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2007.
Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, интернет. СПб., 2006.
 Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 2.

Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы | Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 2.