В статье обосновывается избыточность выявления в палитре жанров фотожурналистики портрета как самостоятельного жанра. Анализируя несколько популярных версий жанровых классификаций фотожурналистики, автор принципиально разводит основания жанровой индивидуации для фотографии как вида искусства и фотожурналистики. Попытка вывести портрет за рамки фотожурналистики предпринимается для формирования более достоверного и обоснованного определения границ жанров фотожурналистики и потенциала тех признаков, которые лежат в основе их разграничения.
Portrait as the excess element in genre classification of photojournalism.pdf В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ жанровых классификациях пресс-фотографии фотопортрет появляется довольно часто. Например, В.В. Тулупов отводит фотопортрету в фотожурналистике особое место: «...исторически сложились три „родовых", канонических жанра: фотоинформация (фотозаметка), фотопортрет и фоторепортаж. К этим ведущим по значению и бытованию собственно публицистическим жанрам примыкает фотоплакат, представляющий собой либо самостоятельный снимок (портрет, этюд, „жанр" и др.), либо монтаж, коллаж» [1. С. 147]. Мнение В.В. Тулупова разделяет и В.М. Березин, у которого фотопортрет соседствует с фотоинформацией, фотозарисовкой, фотокорреспонденцией и др.: «Фотопортрет - .изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Сходство портрета с моделью (оригиналом) достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его внутреннего мира, показом индивидуальных и типических черт. Типология портрета заимствовала определения у изобразительного искусства. станковые и монументальные, парадные и интимные, погрудные и в полный рост, анфас и в профиль» [2. С. 114]. Далее В.М. Березин рассказывает основные моменты истории портрета в художественной фотографии. В частности, речь идет о дагерротипии, павильонном портрете, перечисляются мастера студийного и ре-портажного портрета, отмечается, что портрет может содержать элементы эпоса, драмы и лирики: «В фотожурналистике возможности портрета еще более расширяются (репортажный портрет, портрет-очерк, портрет-зарисовка), так как оперативные задачи съемки и соответствующие возможности техники позволяют показать людей в эпицентре тех или иных событий, в многообразии социальных связей» [2. С. 114-115]. При этом не объясняется, как репортажный портрет, портрет-очерк, портрет-зарисовка соотносятся с фоторепортажем, фотозарисовкой и фотоочерком. Автор самой известной отечественной теории жанров фотожурналистики Н.И. Ворон не включает в свою жанровую классификацию фотопортрет, объясняя это следующим образом: «На страницах современных газет и журналов нередко появляются публикации, которым обычно дают определение „фотопортрет". Возникает вопрос, можно ли снимки в периодической печати, представляющие собой крупноплановое изображение человека, назвать портретом. взгляд фоторепортеров на мир - не столько эстетический, сколько социально-политический. Редакции ставят перед ними задачу: в фотоповествовании о человеке запечатлеть его поиски и достижения. Характер героя вырисовывается исподволь, на фоне показа его дел и поступков. фотожурналисты нашли наиболее соответствующую этому жанровую форму - портретный фотоочерк. В нем реализована возможность запечатлеть человека не в синтетическом портрете, а в массе моментальных снимков. Частично решается эта задача и в других жанрах фотожурналистики, например, в фотозарисовке, фоторепортаже» [3. С. 197-198]. То есть, другими словами, портретный снимок выступает здесь составным элементом общего визуального ряда фоторепортажа или фотоочерка, фотозарисовки или фотокорреспонденции. Кроме того, фотопортрет может быть реализован в однокадровой фотоинформации, фотозарисовке, фотоиллюстрации. Например, одно и то же крупноплановое изображение известного артиста может сопровождать и портретный очерк о нем, и небольшую информационную заметку о его гастролях в конкретном городе. Во втором случае фотография как бы принадлежит к двум жанрам фотожурналистики одновременно (фотоинформация и фотопортрет). Однако проблема заключается не только в том, что, сохранив фотопортрет в жанровой классификации фотожурналистики, мы тем самым сохраним жанровые формы, дублирующие друг друга. Это, в первую очередь, будет означать, что мы пытаемся выстроить систему жанров в двух различных системах координат -художественной фотографии и фотожурналистики. По мнению Н.И. Ворона, «фотоизображение человека в прессе (портретное фотоизображение) ограничивается, как правило, односторонним показом, фиксацией в определенном политическом или нравственном ракурсе» [4]. В то время как «фотопортрет - жанр искусства, художественной фотографии, его предназначение - раскрытие характера человека, следовательно, содержательную основу составляет внутренний мир портретируемого. фотожурналисты в своей работе могут достигать высот искусства, о чем свидетельствует участие их снимков в художественных выставках. Но участие в вернисажах - лишь сопутствующий момент, основная „выставочная площадь" для снимков фотокорреспондентов - страницы газет и журналов. крупноплановое изображение человека в газетах и журналах неадекватно сущностной характеристике фотопортрета в художественной фотографии» [3. С. 197-198]. Однако автор подробного исследования жанра портрета А.А. Колосов предлагает вернуться к жанрам художественной фотографии: «Собственно говоря, нам кажется далеко небесспорным и вполне искусственным и субъективным нагромождение новых отдельных жанров, таких как фотоинформация, фотокорреспонденция, фотозаметка, фотоотчет, фотообвинение, репортаж в одном кадре и др., вычлененных из давно известных жанров фоторепортаж и жанровая фотография» [5]. Опираясь на классификацию В.В. Тулупова, Колосов объявляет следующую «таблицу» жанров: «...каноническими фотографическими жанрами, использующимися в печатных СМИ (да и фотографии вообще) нам сегодня кажутся очевидными лишь четыре: портрет, пейзаж, натюрморт и контекстная (жанровая) фотография. Работы, принадлежащие к одной из этих форм, невозможно воспринимать и истолковывать двояко. Отличительным признаком каждой формы, единственным и весьма существенным, является объект съемки. Совершенно неважно, каким методом будет производиться съемка (репортажным или постановочным), какая технология будет применена для получения и хранения изображения (аналоговая или цифровая), каким образом изображение будет тиражироваться и доставляться читателю (зрителю) - ни при каких обстоятельствах даже самому невзыскательному из них не придет в голову назвать портрет натюрмортом или пейзажем и наоборот» [5]. Безусловно, назвать портрет натюрмортом будет невозможно, но вместе с фотоинформацией, фотоочерком или фотосерией придется отказаться от констатации тех прикладных задач фотожурналистики, которые могут быть успешно решены с помощью функциональных возможностей, заключенных в этих жанровых формах. Как быть с фоторепортажем? У В.В. Тулупова, на мнение которого опирается Колосов, фотоинформация и фоторепортаж как раз относятся к родовым жанрам. Скажем, пейзаж будет абсолютно уместен в журнале о путешествиях. Однако если страницы издания наполнить исключительно видовыми снимками природы или пейзажами-настроениями, лишив публикацию информационной насыщенности, динамики репортажа, то перед читателем будет книга, фотоальбом, а не средство массовой информации. С фотопортретом ситуация оказывается сложнее для понимания. С одной стороны, все мы привыкли, что крупноплановое изображение человека - портрет. Неважно, отражает это фотоизображение всю глубину внутреннего мира портретируемого или выглядит случайным, поверхностным. С другой стороны, как мы уже отмечали выше, фотопортрет как жанр художественной фотографии не может присутствовать в жанровой классификации фотожурналистики одновременно с фотоинформацией, фотозарисовкой или фотоочерком. Он как бы растворяется внутри различных жанровых форм, выступая то фотоинформацией, то фотоиллюстрацией, то составной частью многокадровых жанров - фоторепортажа, фотоочерка. С этой точки зрения, совершенно справедливо для художественной фотографии и фотожурналистики составить две отдельные классификации. Именно так поступила Е.Л. Мжельская: натюрморт, пейзаж, портрет и жанровая фотография, как и подобает этим классическим видам фотоискусства, вошли в классификацию художественной фотографии и отделены от привычных для фотожурналистики - фотокорреспонденции, фоторепортажа, фотоочерка и др. [6. С. 19-48]. Именно поэтому, на наш взгляд, фотопортрета как самостоятельного жанра фотожурналистки не существует.
Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.
Березин В.М. Фотожурналистика. М., 2006.
Ворон Н.И. Фотопортрет или портретный снимок? // Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Материалы научно-практической конференции. Часть 1. М., 2003.
Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. М., 2012.
Колосов А.А. Новый взгляд на жанры фотожурналистики // Relga: Научно-культурологический журнал. 2007. № 8 (152). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.relga.ru.