Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Рассматриваются вопросы электронного обучения, представлена система показателей и методика их оценки, позволяющая оценить текущее состояние и уровень развития в вузе электронного обучения. Предложенная система состоит из 6 категорий, каждая из категорий раскрывается несколькими показателями, которые в свою очередь проявляются через индикаторы, формируя трехуровневую иерархическую систему мониторинговых показателей. Разработанная система показателей обеспечивает полный охват всех аспектов электронного обучения, давая оценку состоянию системы управления, ИТ-инфраструктуры, подготовки педагогического и управленческого персонала, электронной информационно-образовательной среды, средств и технологий разработки ЭОР и организации электронного обучения.

Development of indicators system for higher school monitoring in the field of e-learning and distance education technologies.pdf В последние годы во всем мире особенно активно происходит процесс ускоренного развития E-learning (электронного обучения) на базе информационно-коммуникационных технологий. Это связано как со значительным увеличением возможностей программных и технических средств, так и с готовностью молодого поколения работать в виртуальных средах. Российские вузы в различной степени также используют элементы электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при проведении учебного процесса. Для определения стратегии дальнейшего развития электронного обучения в России необходима общая оценка уровня этого направления в образовательной деятельности, которая может быть определена после проведения процедуры мониторинга путем обработки и сопоставления значений системы показателей. Целью разработки системы показателей является получение общей информации о состоянии и уровне развития ЭО в вузах. При разработке системы показателей учитывались зарубежные методики мониторинга и оценки уровня ЭО, такие как: проект E-xcellence (Европейское сообщество, 13 стран) [1]; проект Pic&Mix (международный проект, в основном Великобритания и Австралия) [2]; проект Preparingthe Ground, являющейся частью Australian Flexible Learning Framework (Австралия)[3]. В основу системы показателей положена иерархическая структура, вид которой показан на рис. 1. Рис. 1. Иерархическая структура системы показателей для мониторинга ЭО и ДОТ На верхнем уровне находятся категории, объединяющие показатели, относящиеся к определенной области реализации ЭО и ДОТ. Для оценки каждой категории используется от 2 до 4 показателей, напрямую связанных с конкретными критериями качества электронного обучения (рис. 2). Каждый из показателей характеризуется набором индикаторов, количество которых варьирует от 1 до 5, в зависимости от сложности показателя. Индикаторы для показателей оцениваются по пятиуровневой шкале от 0 до 4: 4 – полностью соответствует; 3 – в основном соответствует; 2 – частично соответствует; 1 – в основном не соответствует; 0 – полностью не соответствует. Рисунок 1 (19 Рис. 2. Система показателей для мониторинга ЭО и ДОТ В популярных зарубежных методиках для определения значений индикаторов предполагается привлечение внешних экспертов или предлагаются подробные методические рекомендации по определению значений индикаторов. В данной системе также возможна оценка индикаторов экспертами. Однако для реализации оценивания без привлечения экспертов предлагается методика определения значений индикаторов с использованием элементов индикаторов. Для оценки индикатора используются либо четыре бинарных элемента индикатора, либо один числовой. В случае использования четырех бинарных элементов индикатора каждый из них формулируется как утверждение, которое соответствует (1 балл) или не соответствует (0 баллов) положению дел в вузе в области ЭО и ДОТ. Итоговая оценка индикатора определяется путем суммирования значений, набранных в элементах индикатора, таким образом, значение индикатора будет изменяться в интервале от 0 до 4. При использовании процентного элемента индикатора, значение которого лежит в диапазоне от 0 до 100, оценка индикатора О вычисляется по формуле. В результате значение индикатора будет изменяться в интервале от 0 до 4. Величина показателя определяется как среднеарифметическое значение индикаторов, раскрывающих этот показатель, а категории – как среднеарифметическое значение входящих в нее показателей. В соответствии с предложенной методикой разработана система показателей для мониторинга состояния ЭО и ДОТ в вузах, включающая 6 категорий, 17 показателей и 48 индикаторов. Первые пять категорий показывают качественное состояние ЭО в вузе. Шестая категория является дополнительной и содержит количественные показатели. В качестве примера ниже рассматривается одна ветвь иерархии. Категория Информационно-техническое обеспечение оценивается с помощью двух показателей: Готовность технического обеспечения и Готовность программного обеспечения. Показатель Готовность программного обеспечения оценивается с помощью четырех индикаторов: 1. Имеются доступные всем сотрудникам вуза инструменты, полностью решающие вопросы создания, сохранения, доставки и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). 2. Информационные системы, обеспечивающие функционирование электронной образовательной среды поддерживают модульное подключение сервисов, позволяющих реализацию различных образовательных технологий. 3. Системы управления процессом ЭО поддерживают различные модели организации учебного процесса (обучение в академических группах, модульное обучение, индивидуальные траектории обучения). 4. Базовые сервисы корпоративной вычислительной сети вуза (e-mail, файловое хранилище, виртуальные рабочие места, видеоконференции) интегрированы в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) вуза. Первый индикатор Имеются доступные всем сотрудникам вуза инструменты, полностью решающие вопросы создания, сохранения, доставки и использования ЭОР раскрывают четыре бинарных элемента индикатора: – имеются доступные всем сотрудникам специализированные инструменты создания ЭОР (бесплатные, приобретенные по лицензии или разработанные в вузе), обеспечивающие создание ЭОР в соответствии со стандартами вуза; – имеется доступный всем сотрудникам репозитарий (хранилище) ЭОР, обеспечивающий хранение ЭОР в соответствии со стандартами вуза; – имеются доступные всем инструменты для организации доступа студентов к ЭОР (например, с использованием ресурсов корпоративной сети, интернет-портала вуза, электронной библиотечной системы и т.п.); – имеющиеся в вузе инструменты для разработки позволяют создавать ЭОР, не требующие специализированного ПО для использования, либо такое ПО бесплатно предоставляется вузом для всех распространенных платформ (Windows, Linux, MacOS). Подобным образом раскрываются все остальные показатели. На основе предложенной системы показателей разработана информационная система для мониторинга вузов в области ЭО и ДОТ. Сервер системы доступен по адресу: http://www.monitoring-el.ru. Разработанная система показателей может использоваться для анализа состояния и уровня развития ЭО и ДОТ в вузе и обеспечивает полный охват всех аспектов электронного обучения, давая оценку состоянию системы управления, ИТ-инфраструктуры, подготовки педагогического и управленческого персонала, электронной информационно-образовательной среды, средств и технологий разработки ЭОР и организации электронного обучения. На основе анализа результатов мониторинга в дальнейшем можно будет перейти к анализу реализуемых моделей бизнес-процессов и определению направлений развития ЭО для вуза.

Ключевые слова

электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, система показателей, мониторинг, e-learning, distance education technologies, system of indicators, monitoring

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малинов М.Б.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкmalmax71@yandex.ru
Мочалов С.П.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкspm@sibsiu.ru
Третьяков В.С.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкvastweb2@gmail.com
Ермакова Л.А.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкermakova@sibsiu.ru
Павлова Л.Д.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкlara@rdtc.ru
Кондратова О.А.Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецкokondratova@mail.ru
Всего: 6

Ссылки

Williams Keith, Kear, Karen and Rosewell Jon. Quality Assessment for E-learning: a Benchmarking Approach (2nd ed.) [Электронный ресурс]. – Heerlen, The Netherlands: European Association of Distance Teaching Universities (EADTU), 2012. Р. 13–67. – Режим до
Paul Bacsich. Benchmarking E-learning in UK Universities: lessons from and for the international context [Электронный ресурс]. – Matic Media Ltd and Sero Consulting Ltd, United Kingdom, 2009. Р. 1–6. – Режим доступа: http://www.openhogeschoolnetwerk.com/
Australian Flexible Learning Framework. Preparing the Ground: E-learning indicators. [Электронный ресурс]. – Australian National Training Authority, 2005. Р. 1–14. – Режим доступа: www.flexiblelearning.net.au/e-learningindicators, свободный.
 Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).

Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52).