Статья посвящена роли преподавателя в повышении качества электронного образования. Описаны основные этапы разработки электронного курса с позиций деятельностного подхода. Предложены рекомендации по формулированию учебных целей курса, выбору методов, форм и средств его реализации, использованию балльно-рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности. Перечислены основные задачи тьютора электронного курса, варианты реализации воспитательной функции электронного образования.
TASKS OF E-COURSE TEACHER.pdf Популярность и востребованность дистанционного обучения на основе интернет-технологий (электронного обучения), особенно в системе высшего и дополнительного профессионального образования, возрастают с каждым годом. Это прежде всего связано с экономией средств и времени обучающихся, имеющих возможность получать образование без отрыва от производства. Однако, качество подобного образования нередко ставится под сомнение. На наш взгляд, это зависит от неподготовленности преподавателей к разработке электронных курсов, непонимания ими специфики электронного обучения. В соответствии с поправками, внесёнными ГД РФ в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1], определены характерные черты организации электронного обучения: – учебная информация содержится в базах данных; – обработка информации реализуется средствами информационных технологий и технических средств; – взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется через информационно-телекоммуникационные линии связи. Образовательные учреждения, занимающиеся внедрением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, часто вкладывают существенные средства в материально-техническое обеспечение электронного обучения, забывая, что качество учебной информации и эффективность взаимодействия участников образовательного процесса напрямую зависят от компетентности преподавателя электронного курса. Терминологическая дисперсия в области электронного образования приводит к тому, что электронный курс зачастую отождествляется с электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) или просто электронным учебником. На наш взгляд, ЭУМК лежит в основе любого электронного курса и преобразуется в него лишь при условии подключения ещё двух компонентов: преподавателя-консультанта и группы обучающихся (рис. 1). Рис. 1. Компоненты электронного курса В целом, можно выделить две основные задачи преподавателя электронного курса: создание ЭУМК и тьюторская деятельность. Решением обеих задач может заниматься один и тот же преподаватель. Хотя возможна ситуация, когда один преподаватель является автором электронного курса, а другой – его тьютором. Создание ЭУМК можно разбить на несколько этапов: планирование, разработка учебных материалов, проектирование системы оценивания и апробация курса. В табл. 1 приведено предлагаемое нами содержание этапов создания электронного курса с указанием результатов каждого этапа. Таблица 1 Этапы создания электронного курса № п/п Вид работы Запланированные результаты 1 Проектирование и разработка программы курса: – определение целей и задач курса; – определение требований к начальному уровню подготовки обучающихся; – выявление основных учебных модулей; – составление учебно-тематического плана Рабочая программа курса 2 Проектирование и разработка учебных материалов курса: – создание предисловия курса в виде информационной страницы и вводной презентации; – описание задач каждого модуля; – разработка учебных заданий, направленных на поэтапную реализацию целей и задач курса; – формирование базового теоретического материала (в виде учебных текстов, конспектов вебинаров); – составление списка дополнительных интернет-источников учебной информации; – разработка вспомогательных учебных материалов (текстовых комментариев, графических иллюстраций, видеороликов, электронных презентаций) Учебные материалы курса, размещенные в системе дистанционного обучения 3 Проектирование и разработка системы оценивания результатов учебной деятельности: – разработка входного контроля; – разработка материалов текущего и итогового контроля усвоения учебной информации; – разработка вопросов для организации рефлексии (по итогам каждого модуля и по итогам курса в целом); – распределение баллов за выполнение каждого учебного задания курса; – выявление критериев оценивания учебных заданий Система оценивания результатов учебной деятельности 4 Апробация и коррекция курса по итогам апробации Скорректированная версия электронного курса Автор электронного курса должен уметь формулировать диагностичные цели обучения, чётко указывающие на результат. Зачастую преподаватели формально подходят к постановке целей электронного курса, не принимая во внимание, что от выбора учебных целей зависит выбор методов, форм, средств и, в конечном итоге, результат обучения. На наш взгляд, при постановке учебных целей преподаватель должен чётко сформулировать, что конкретно будет способен выполнить слушатель после завершения обучения на курсе. Такая формулировка учебных целей соответствует идее деятельностного, а следовательно, и компетентностного подхода в образовании. Цели обучения должны быть, прежде всего, связаны с формированием необходимых умений и навыков. Знания являются не самоцелью, а лишь средством обучения действиям [2]. В табл. 2 приведены примеры постановки целей с акцентом на деятельностную составляющую. Таблица 2 Примеры учебных целей электронных курсов Название курса После обучения на курсе слушатели смогут Брендбук: руководство по использованию фирменного стиля Выполнить анализ фирмы и определить её место на рынке в конкурентной среде. Составить бриф на основе пожеланий заказчика. Сформулировать рекламную концепцию фирмы. Определить цели, задачи брендбука и его структуру. Разработать шаблон оформления и верстку страниц брендбука. Создать оригинал-макет брендбука Администрирование сайта в CMS Joomla Установить и обеспечить первоначальную настройку сайта. Сформировать внешний вид и дизайн сайта. Создать информационную структуру сайта. Организовать процесс наполнения сайта. Установить и настроить дополнительные модули и компоненты сайта. Организовать техническую площадку и разместить на ней сайт. Зарегистрировать уникальное доменное имя Сервис-инженер 1С Произвести регламентное и сервисное обслуживание системы 1С:Предприятие. Установить, сконфигурировать и запустить в работу аппаратно-программный комплекс 1С:Предприятие. Выполнить администрирование СУБД. Использовать пользовательские инструменты 1С:Предприятие. Восстановить базы данных после сбоев Зачастую создатели электронных курсов не используют перспективные образовательные технологии, методики, эффективные формы обучения, делая упор на изложении больших объемов теоретического материала в текстовом или видеоформате, тем самым используя аналог лекций и других наименее эффективных форм обучения (рис. 2). Рис. 2. Пирамида познания Дж. Мартина [3] На наш взгляд, усвоение учебного материала было бы более качественным при использовании в основе электронного курса принципа проблемного обучения: сообщение учебной информации должно следовать за возникшей проблемной ситуацией, т.е. тогда, когда в этой информации возникает познавательная потребность [4]. Преподаватель мог бы поставить перед обучающимися задачу, требующую практического решения, или вопрос, не имеющий готового однозначного ответа. Только после этого можно предложить слушателям источники полезной информации, необходимые для выполнения предложенного задания или составления аргументированного ответа на поставленный вопрос. При этом, на наш взгляд, следует избегать информационной избыточности, предоставив обучающимся только самую необходимую учебную информацию, используя различные способы её представления: ссылки на литературу с указанием конкретных страниц, небольшие авторские учебные тексты, по возможности с иллюстрациями, презентации, видеоуроки (продолжительностью не более 5 минут), ссылки на интернет-ресурсы и т.п. Если результат изучения курса может быть оформлен в качестве реального учебного продукта, целесообразно использование технологии проектного обучения. В данном случае все практические задания можно выстроить таким образом, чтобы способствовать поэтапной реализации учебного проекта. Например, для курса «Брендбук: руководство по использованию фирменного стиля» проектным продуктом может быть готовый брендбук, а его поэтапная разработка может включать в себя следующие практические задания: 1. Составление креативного брифа. 2. Разработка дизайн-макета обложки. 3. Оформление шаблона брендбука (фирменная верстка страницы). 4. Разработка основных элементов фирменного стиля (логотип, фирменные шрифты и цвета). 5. Оформление образцов деловой документации (бланки, конверты). 6. Проектирование элементов полиграфической продукции (листовка, буклет, каталог, дисконтная карта, журнальный модуль). 7. Разработка сувенирной продукции (VIP. Бизнес. Промо). 8. Элементы экстерьера: вывеска, оформление витрин, информационный штендер. 9. Оформление интерьера: фирменная секция в ТЦ или офис. 10. Разработка элементов наружной рекламы: билборд 3х6 м и растяжка 1х10 м. 11. Разработка рекламы на транспорте: маршрутном, легковом, грузовом. 12. Подготовка макета брендбука к печати. Автору электронного курса необходимо обязательно предусмотреть в сценарии каждого учебного модуля использование дискуссий, в ходе которых обучающиеся должны ответить на ряд вопросов проблемного характера. Организация подобных дискуссий способствует стимулированию познавательного интереса обучающихся, формированию эмоционального контакта между всеми участниками учебного процесса, что очень важно в условиях ограниченного живого общения. Дискуссию можно организовать непосредственно в ходе показа презентации при проведении вебинара либо в виде учебного форума в системе дистанционного обучения. Проблемный характер поставленных вопросов подразумевает, что на них не существует однозначных ответов. Каждый участник обсуждения должен высказать свою аргументированную точку зрения на поставленный вопрос. Причём совершенно неважно, будет ли его мнение совпадать с точкой зрения преподавателя. Главное, чтобы высказывание было подкреплено фактами, доказательствами, аргументами. Дискуссионные методы целесообразно использовать и в сочетании с обучением других, создав, например, в материалах курса учебный форум взаимопомощи, где слушатели могут попросить у других участников курса совета в выполнении того или иного учебного задания. Ещё одной важной задачей, стоящей перед создателем электронного курса, является проектирование системы оценивания. Наиболее эффективно, на наш взгляд, использование для этой цели балльно-рейтинговой системы, которая позволяет не только оценить итоговый результат, но и осуществить непрерывный мониторинг учебной деятельности, проследить, как обучающиеся пришли к этому результату. Кроме того, балльно-рейтинговую систему можно использовать в качестве одного из факторов, способствующих поддержанию мотивации обучающихся на достаточно высоком уровне на протяжении всего учебного процесса. При использовании балльно-рейтинговой системы очень важно правильно определить стоимость каждого задания в баллах, а также выявить критерии, позволяющие адекватно, однозначно и объективно оценить различные элементы электронного курса. В табл. 3 приведен пример оценивания практического задания с использованием нескольких критериев, отличающихся по весу. Для сравнения представлено два вида оценивания: уровневое и грубое. Таблица 3 Пример оценивания практического задания «Вёрстка Web-страницы» Критерий оценивания Уровневое оценивание Грубое оценивание Свёрстанная страница не искажает первоначальный замысел дизайнера (цвета, шрифты, пропорции, взаимное расположение элементов) – 2 балла + + + + Графические элементы оптимизированы для Web – 1 балл – + – + Код страниц соответствует стандарту W3C – 1 балл – + – + Страницы отображаются одинаково в браузерах Opera, Internet Explorer, Mozilla в масштабе от 50 до 200 % – 2 балла + + + + Итого 4 6 0 6 На наш взгляд, подобное оценивание наиболее пригодно для диагностики учебных целей курса, сформулированных в деятельностном формате, в отличие от традиционного тестирования, позволяющего в основном диагностировать знания. Оценивание должно быть формирующим, направляющим обучающегося в процессе обучения. Это не просто выставление оценок, баллов и т.п., но обозначение недоработок, путей последующего развития (причем зачастую это может быть самообозначение либо обозначение с помощью коллег по группе). Таким образом, необходимо вовлекать обучающихся в процесс оценивания. Оценивая других, обучающийся, по сути, включается в процесс их обучения. А, как известно, именно обучая других, человек лучше всего усваивает и структурирует информацию. Для объективной оценки своей работы и работы коллег обучающимся необходимо четко задавать критерии оценивания и следить за их соблюдением. Субъективизм оценивания снижается, если оценку выставляют несколько независимых экспертов (сокурсников). Последним этапом создания электронного курса обязательно должна быть его апробация. По итогам апробации автор курса может сделать вывод о достижимости поставленных учебных целей с использованием отобранного учебного материала, разработанных заданий, выбранных методов, форм и средств обучения. В результате могут быть скорректированы содержание и сценарий всего курса или отдельных его модулей, пересмотрены критерии оценивания и распределение баллов, назначенных за выполнение заданий. Вторая не менее важная задача преподавателя электронного курса – тьюторская деятельность. Тьютор – это преподаватель-консультант, который организует эффективное изучение курса [5]. В деятельности тьютора электронного курса в общем случае можно выделить три составляющие: проведение очных занятий (вебинаров), проверка самостоятельной работы (практические задания и учебные форумы) и консультирование (индивидуальное и групповое). Организация очных занятий зависит от типа группы: только очники, смешанная группа или только вебинаристы. Сложнее всего организовать очные занятия смешанной группы, когда часть слушателей присутствует в аудитории, а часть подключается к занятию в режиме вебинара. В такой ситуации преподаватель зачастую переключает всё своё внимание на очную часть группы, забывая о вебинаристах и не предоставляя им возможности участия в дискуссиях. При работе с вебинаристами преподаватель должен обладать способностью наладить диалог обучающихся не только с ним, но и друг с другом, использовать элементы обучения в сотрудничестве, что способствует наиболее качественному усвоению учебного материала. По мнению А.А. Андреева [6], «роль преподавателя в ИКТ образовательной среде, скорее всего, изменится в сторону уменьшения при непосредственной реализации электронного обучения, но возрастет при подготовке электронного учебно-методического обеспечения». На наш взгляд, с этим можно согласиться, только если речь идет о самообразовании, где деятельность преподавателя концентрируется только на разработке ЭУМК, а тьюторская деятельность сводится к нулю. Однако и качество такого обучения напрямую зависит от высокого уровня мотивации обучающегося в сочетании с его высокой способностью к самоорганизации, что на практике встречается крайне редко. Поэтому роль тьютора в обеспечении качества электронного обучения не менее важна, чем роль создателя электронного курса. В этой связи также хотелось бы сделать акцент на том, что термин «электронное обучение» правильнее было бы заменить термином «электронное образование», так как процесс обучения невозможен в отрыве от процесса воспитания. Реализация воспитательной функции электронного образования прежде всего зависит от тьютора электронного курса. Он должен не только выполнять роль «экскурсовода» по электронному курсу, координатора учебной деятельности и консультанта, но и воспитателя. Воздействовать на формирование личности обучающихся можно несколькими способами: – используя общение в процессе очных занятий (вебинаров); – координируя дискуссии на учебных форумах; – в процессе индивидуальных и групповых консультаций; – в ходе личного общения. Электронное образование воспитывает прежде всего самоогранизацию, ответственность, способность к самообучению, такт (при оценке чужих работ нужно быть предельно корректным), вежливость. Это возможно, когда преподаватель сам обладает такими качествами и контролирует своих слушателей. Воспитательное воздействие возможно также при использовании тьютором социальных сетей для формирования эмоционального контакта с обучающимися при условии, что целевая аудитория курса пользуется этими социальными сетями. Задача преподавателя в таком случае заключается в том, чтобы грамотно подобрать контент для своей личной страницы с целью формирования соответствующего имиджа, легко идти на контакт, не допуская при этом фамильярности в общении, и по возможности оказывать воспитательное воздействие на обучающихся за счет ответов на личные сообщения, комментариев новостей с их личных страниц, участия в созданных ими группах и сообществах и т.п. Таким, образом, можно сформулировать общие требования к тьюторской деятельности. – Изучение дистанционного курса обеспечивает преподаватель-консультант. Преподаватель обязан обеспечить своевременное начало обучения, координировать учебную деятельность, отслеживать успеваемость, оперативно консультировать участников курса, объективно и своевременно оценивать результаты учебной деятельности, заниматься формированием личности обучающегося. – Преподаватель имеет право в процессе реализации электронного курса добавлять дополнительные учебные материалы и ссылки на интернет-ресурсы, способствующие усвоению учебного материала при условии соблюдения Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Проанализировав всё вышеизложенное, можно прийти к выводу, что трудоёмкость тьюторской деятельности в процессе реализации качественного электронного курса может быть даже выше трудоёмкости его создания. Компетентность преподавателя в области создания и реализации электронного курса является ключевым фактором в достижении высокого качества электронного образования.
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_tex
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/ddb/ddbd4b0d94c5c90731c84a2ebc7865c1.pdf (дата обращения: 22.07.20120.
Андреев А.А. Игра как организационная форма обучения через Интернет. // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-14.htm (дата обращения: 22.07.2012).
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.
Андреев А.А. Роль преподавателя в среде eLearning [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-learning.by/Article/roleTutor/ELearning.html (дата обращения: 22.07.2012).