СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВВ ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Описан опыт организации самостоятельной работы будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка на основе системы управления обучением Moodle. Автор представляет структуру самостоятельной работы, описывает средства Moodle, используемые для развития речевых навыков и умений, останавливается на проблемах оценки результатов обучения иностранному языку
USING LMS MOODLE IN ORGANIZATION OF FOREIN LANGUAGE SELF-PACED LEARNING OF UNIVERSITY STUDENTS IN ENGINEERING FIELD.pdf К одной из сложностей переходного периода в системе высшей технической школы можно отнести то, что новые задачи профессиональной подготовки будущих инженеров преподавателям необходимо решать в условиях сокращения аудиторных занятий и значительного увеличения объема самостоятельной работы студентов (СРС). Замеченная в последнее время тенденция к усилению роли самостоятельной работы (СР) в системе высшего профессионального образования (ВПО) отражает уже давно ставшую нормой европейских университетов установку на то, что основное образование студент получает не в аудитории, а в ходе внеаудиторной СР. Студенты же российских вузов часто ощущают дискомфорт и недостаток опыта при самостоятельном обучении. Подобная проблема особенно ощутима в процессе иноязычной подготовки будущих инженеров. При действующей системе обучения иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей недостаточное количество часов аудиторных занятий является одной из главных проблем. В то же время в условиях всеобщей глобализации, предполагающей интенсивное международное сотрудничество специалистов всех профилей, повышается значимость владения ИЯ будущими инженерами, что влечет за собой повышенные требования к уровню их иноязычной подготовки.Сложившееся положение актуализирует проблему поиска инновационных способов организации СР будущих инженеров в процессе изучения ИЯ, которые бы в значительной степени повышали эффективность их иноязычной подготовки в соответствии с современными требованиями, а также способствовали максимальной реализации возможностей ИЯ в общекультурном и профессионально-личностном развитии будущего инженера. Очевидным является тот факт, что при традиционном подходе к организации СРС подобные задачи решить невозможно.В качестве средства организации СР будущих инженеров в процессе изучения ИЯ мы выбрали систему управления обучением (СУО) Moodle (http://www.moodle.org/), которая широко используется в ведущих университетах мира и с успехом внедряется в образовательный процесс отечественных вузов, в числе которых находится и Оренбургский государственный университет (ОГУ). Изучению вопросов использования СУО Moodle в отечественной литературе посвящены работы А.В. Андреева, С.В Андреевой, И.Б. Доценко, А.М. Анисимова, Д.Э. Темнова, Е.А. Гриневич, Е.Г. Гаевской, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева. Среди зарубежных авторов можно отметить W. Rice, J. Stanford.Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) относится к классу свободно распространяемого программного обеспечения с лицензией GNU GPL. Как СУО Moodle позволяет управлять содержанием курсов и отслеживать результаты обучения. Мы рассматриваем систему Moodle как средство создания электронной среды обучения для поддержки СРС в рамках традиционного очного обучения по дисциплине Иностранный язык. СРС 1-2-го курсов технических специальностей (электроэнергетический факультет, факультет информационных технологий, физико-математический) организуется автором в рамках опытно-экспериментальной работы на базе сайта English Classes in Moodle (http://blendtutor.ru), а также сайта ОГУ Электронные курсы ОГУ в системе обучения Moodle (http://moodle.osu.ru). Использование системы Moodle как средства организации СР будущих инженеров в процессе изучения ИЯ обусловлено рядом причин, основные из которых можно определить как трудности, с которыми преподаватели сталкиваются в процессе обучения ИЯ студентов технических специальностей: низкий уровень мотивации, разный уровень языковой подготовки студентов, сокращение количества часов аудиторных занятий. Хочется подчеркнуть, что успешность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе ВПО, во-первых, обусловливается их огромным дидактическим потенциалом, во-вторых, объясняется потребностями современного поколения молодых людей. Современные студенты сильно отличаются от тех, кто учился в 90-х годах прошлого столетия. Большинство из них хорошо знакомы с ИКТ и активно используют их в повседневной жизни. Мы видим, что зачастую вместо учебников и тетрадей на столе у студентов находятся ноутбуки. Данные проведенного нами анкетирования 396 студентов 1-2-го курсов технических специальностей подтвердили тот факт, что большинство будущих инженеров хотят использовать ИКТ в процессе обучения ИЯ и видят в этом явные преимущества. Студенты знают, как применять ИКТ в учебной деятельности (69,4%), считают, что ИКТ помогают им учиться (76,7%), находят их использование в обучении интересным и эффективным (89,3%), отдают предпочтение учебным материалам, представленным в электронном виде (63,6%). Поэтому интеграция системы Moodle в учебный процесс по дисциплине Иностранный язык была положительно воспринята со стороны студентов. Первым вопросом, который стоял при внедрении Moodle был выбор подходящей структуры курса. Курсом мы называем часть учебного пространства в среде дистанционного обучения Moodle. Созданный нами курс СР по ИЯ представляет собой электронную среду обучения, под которой мы понимаем совокупность условий (педагогической коммуникации, организационных, информационно-методических, материально-технических), способствующих активной целенаправленной самостоятельной учебной деятельности студентов при гибком управлении со стороны преподавателя с целью формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции как интегративного качества личности будущего специалиста, обеспечивающего его готовность и способность использовать ИЯ в профессиональной деятельности.Moodle предлагает организацию курсов в нескольких форматах, определяющих способ представления содержания курса. Существуют формат календарь, сообщество (форум) и др. Мы используем формат-структуру, который предполагает деление курса на разделы или фрагменты (в нашем случае мы выделяем их как модули), расположенные в центральной его части между блоками (рис. 1). Блоки также являются структурными компонентами курса и представляют собой группы ссылок или другие средства работы с курсом, объединенные по общим признакам. Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и простоту использования системы. Например, блок Календарь содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней сроками выполнения СР, важными событиями курса. Блок Обмен сообщениями содержит новые личные сообщения и ссылку для быстрого доступа к системе обмена сообщениями, в блоке Mediacenter представлены все видеоматериалы курса. Есть также блоки Случайная запись из глоссария, Результаты теста и т.д. Выбор тех или иных блоков определяется преподавателем.1Рис. 1 Пример расположения модуля и блоковМодули выступают дидактическим средством СРС и представляют собой автономные организационно-методические единицы содержания учебной дисциплины, представленные в среде Moodle как набор учебных элементов, целенаправленная работа с которыми обеспечивает формирование у обучающихся разного рода компетенций (лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую и т. д., необходимых для развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.Содержание каждого модуля может быть представлено следующими стандартными (установленными по умолчанию) учебными элементами, которые условно можно разделить на теоретические и практические:•учебные ресурсы (могут быть в виде текстовой страницы, пояснения, Web-страницы, ссылки на файл или Web-страницу, ссылки на каталог; возможно использование аудио и видео в качестве ресурсов); •деятельностные (или активные) элементы (отличается от ресурсов тем, что требуют от студентов активного участия, к ним относятся: задание (позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от обучающихся подготовки развернутого ответа); чат (позволяет студентам синхронно обмениваться сообщениями в реальном времени); форум (доска объявлений, обсуждение разных тем, в отличие от чата вход в форум возможен в любое время в течение нескольких дней); глоссарий (гибкий способ составить набор терминов и представить их определения); база данных (позволяет преподавателю и/или студентам создавать базу структурированных записей по заранее определенной тематике), wiki (поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов); опрос-выбор (с двумя или более вариантами ответами); тесты (множественный выбор, на соответствие, короткий ответ, эссе, верно/неверно) и др.)Каждый курс состоит из тематических модулей, т.е. модулей, компоненты которых объединены по тематическому признаку. Данные модули расположены в хронологичеком порядке по мере их изучения в соответсвии с рабочей программой по дисциплине Иностранный язык, а также в соответствии с этапами формирования профессиональной направленности студентов в процессе изучения ИЯ, которые определяют степень отражения профессионального в содержании учебного материала и деятельности студентов. На каждую тему выделяется приблизительно по 3-4 недели (табл. 1).Таблица 1Типы модулей в соответствии с этапами обучения ИЯЭтапСеместрТип модуляУровень профессиональной направленности учебного материалаI1Базовый академический0 уровеньII2Деловой + академический1-й уровень (низкий)III3Общепрофессиональный+ специализированный2-й уровень (средний) IV4Специализированный3-й уровень (достаточный)Примером модуля базового типа является модуль Every Day Life (Наша повседневная жизнь). Данный модуль не затрагивает профессиональную тематику, его целью является формирование учебно-речевой, лингво-коммуникативной, лингво-страноведческой компетенций, в то время как, например, модуль Safety in the Workplace (Безопасность на рабочем месте) является общепрофессиональным и изучается студентами на 2-м курсе. Он предполагает формирование профессионально-ориентированной ситуативно-коммуникативной компетенции в ходе интеграции ранее сформированных коммуникативных языковых компетенций. Особенностью общепрофессиональных и специализированных модулей является воссоздание контекста будущей профессиональной деятельности студентов. К заданиям в модулях общепрофессионального и специализированного типов относятся такие, как изучение терминологии, прослушивание или чтение текста, просмотр видеоролика на ИЯ по профессиональной тематике, обсуждение профессионально ориентированных проблем в режимах монолога, диалога или полилога. Важно отметить, что данный процесс происходит в единной системе, с различными вариантами взаимодействия его участников (индивидуальные, парные групповые) при опосредованном участии и контроле со стороны преподавателя, что в условиях традиционной СРС сделать невозможно.При выборе наиболее подходящей структуры курсов по изучению ИЯ мы опирались на положение о том, что при организации любого учебного процесса с использованием дистанционных форм необходимо, прежде всего, учитывать два следующих фактора: 1) специфику организации учебного процесса дистанционно, включая и специфику электронных средств обучения и используемых педагогических технологий; 2) специфику самого учебного предмета [8. C. 300].Поэтому выделяя речевую деятельность как специфическую черту дисциплины Иностранный язык, мы, кроме тематических модулей, в каждый курс включили модули English Grammar (грамматика), Listening Comprehension (аудирование), Reading (чтение), Writing (письмо), Speaking (говорение), что позволило преподавателю и студентам более эффективно проводить контроль/самоконтроль и корректировку развития коммуникативных умений по видам речевой деятельности в процессе СР. СУО Moodle предлагает большой выбор средств для организации СРС по ИЯ. Изучение опыта зарубежных коллег показало, что наибольшей популярностью в области преподавания ИЯ в среде Moodle пользуются програмные ресурсы, требующие дополнительной установки в систему. После их установки они становятся элементами модулей или блоков и выступают эффективными средствами формирования и развития навыков и умений иноязычной речи. К таким программным ресурсам, используемым нами, относятся: Mediacenter/Inwicast (http://www.inwicast.com) - позволяет помещать в систему и управлять файлами в форматах Flash FLV, MP3, MP4, WMV, MOV), Nanogong (http://gong.ust.hk) - позволяет студентам и преподавателям записывать и добавлять аудиосообщения в задания, форумы, глоссарии), Audacity (http://audacity.sourceforge.net) - позволяет записывать и редактировать звуковые файлы. Кроме этого, эффективными для создания контролирующих и тренировочных упражнений по ИЯ являются такие используемые нами программы, как Hot Potatoes (http://hotpot.uvic.ca) и TexToys (http://www.cict.co.uk). Hot Potatoes представляет собой инструментальную программу-оболочку, позволяющую преподавателям самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений (тестов) на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. TexToys - авторский программный продукт (единственный из вышеуказанных платный), дающий преподавателям возможность создавать различного рода интерактивные упражнения для работы с текстами.Как показала наша практика, работа с такими специфическими (в курсах по другим дисциплинам они используются реже) программными ресурсами в процессе СР по ИЯ в среде Moodle позволяет студентам улучшать произношение и способствует развитию навыков и умений аудирования иноязычной речи, говорения.Средствами развития навыков и умений аудирования в системе Moodle выступают следующие элементы: форум (составление и обсуждение транскриптов к аудизаписям, обсуждение прослушанного на форуме организовывается в следующих вариантах: студенты прослушивают один и тот же текст или разные тексты на одну тему (например, новости), высказывают и сравнивают мнения; студенты прослушивают он-лайн беседу, выступление или лекцию и выделяют ключевые идеи, обсуждают их на форуме), тесты (создание различных видов тестов на аудирование), урок (прослушивание отрывка с последующим прогнозированием и выбором событий), ментальная карта (совместное составление и добавление собственных диаграмм связей после прослушивания), опрос или анкета (прослушивание песен, рекламных роликов с последующим выбором наиболее понравившихся аудио- или видеороликов).Обучение говорению наилучшим образом происходит на занятии, в условиях живого общения. В этом случае дистанционные технологии могут играть лишь вспомогательную роль, являться дополнением к очным встречам. В то же время именно дистанционные технологии позволяют нам организовать и проследить отработку некоторых аспектов языка в самостоятельном режиме, что значительно сокращает время, выделяемое для этого на очном занятии.Для развития навыков и умений говорения на ИЯ в системе Moodle мы используем стандартные и дополнительные элементы (табл. 2).Таблица 2Некоторые типы заданий в системе Moodle на формирование и развитие устной речиТип заданияЦель СРСтандартные элементыДополнительные элементы1. Образец произношения (запись)Тренировка произношенияФорум, веб-страница-2. Тест на определение ударения в слове, правильной интонации и т.д.Оценка произношенияТестNanoGong3. Глоссарий со звуковым сопровождениемСоставление справочной информации (теория фонетики)База данных, глоссарийNanoGong4. Озвученный форумТренировка произношения-NanoGong, Wiki5. Диалог с пропущенными словамиПрактика диалогической речи-Mediacenter, Audacity6. Презентация, записанная на блоге (отправленная на э-портфолио)Практика монологической речи-Blog, NanoGong, E-portfolio7. МонологОценка монологической речиТестNanoGong Как показал наш опыт работы, учитывая специфику дисциплины Иностранный язык, в процессе СРС СУО Moodle обеспечивает: речевую практику каждому обучающемуся; выбор индивидуальной траектории изучения ИЯ; различные виды контроля со стороны преподавателя; возможность организации более интересных, насыщенных и эффективных очных занятий.Эффективность реализации оценочно-результативного компонента организации самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе изучения ИЯ с использованием возможностей системы Moodle достигается за счет: 1) обеспечения мотивационно-ценностного отношения студентов к самооценке качества своей учебной деятельности как фактору их профессионально-личностного развития; 2) использования технологии портфолио как способа оценивания уровня профессиональной иноязычной компетентности студентов; 3) проектирование учебной деятельности студентов на модульно-рейтинговой основе.Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден: она никак не способствует активной и ритмичной СРС. Рейтинговая система повышает объективизацию и точность контроля и самоконтроля качества знаний учащихся и в значительной степени обеспечивает мотивирование студентов к учебной деятельности, устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения. Основной алгоритм модульно-рейтинговой системы контроля и самоконтроля успеваемости в нашей системе представлен следующим образом: 1) весь курс СРС по ИЯ разбивается на модули (тематические и по видам речевой деятельности), контроль по которым обязателен; 2) каждый модуль содержит некоторое количество заданий, итоговое выполнение которых оценивается кумулятивным индексом (индекс по сумме баллов за все задания) или его процентным соотношением; 3) по окончании определенного этапа обучения по каждому модулю проводится достаточно полный анализ и контроль/самоконтроль знаний и умений учащегося, определяется соответствие набранных студентом баллов их максимально возможному количеству с учетом проходного балла (не менее 40 %); 4) в конце обучения анализируется сумма набранных за весь период баллов и выставляется достаточно объективная итоговая отметка.Одним из недостатков системы обучения ИЯ будущих инженеров в нашей стране является несоответствие традиционной системы оценивания иноязычной коммуникативной компетенции европейским стандартам. В связи с чем для более объективного оценивания результатов обучения ИЯ будущих инженеров мы разработали шкалу соответствия результатов СРС уровню их иноязычной коммуникативной компетенции (табл. 3). Необходимо отметить, что проведение таких соответствий возможно при соблюдении следующих условий: 1) поэтапной организации СРС; 2) наличии разных типов модулей; 3) дифференциации заданий внутри каждого модуля (А1-B2; 4) выборе соответствующей системы оценивания в Moodle. Шкала соответствия результатов СРС уровню иноязычной коммуникативной компетенции Баллы, набранные за СР (%)Оценка по традиционной шкалеУровень иноязычной коммуникативной компетенции Уровень профессиональной коммуникативной компетенцииСовет ЕвропыEveryday English040 %Неудовл.A1Beginner to Post-elementary -41-60 %Удовлетв.A2Pre-intermediateНизкий61-80 %ХорошоB1IntermediateСредний81-100 %ОтличноB2 Upper-intermediateДостаточный Таблица 3Такой подход к оцениванию результатов учебной деятельности позволяет развивать у студентов навыки самоуправления учебной деятельностью, ее самооценки, осуществлять самокоррекцию ошибок, в значительной степени повышает системность учебной деятельности, ее мотивацию, активность и самостоятельность обучаемых.В заключение хотелось бы отметить, что использование СУО Moodle в качестве средства организации СР будущих инженеров в процессе изучения ИЯ позволило нам перевести СРС на качественно новый уровень, повысить как ее результативность, так и результативность процесса обучения ИЯ в целом (табл. 4). Таблица 4Динамика развития уровня сформированности профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентовСрезКоли-чество человекТип группыУровень сформированности профессиональной иноязычной коммуникативной компетенцииНизкий%Средний%Достаточный%Стартовый51ЭГ4994,235,800,01-й срез 51ЭГ4588,259,911,92-й срез 51ЭГ3365, 01325,559,53-й срез 51ЭГ1529,32243,21427,5 Наши наблюдения и проведенная диагностика показали, что студенты, работая в среде Moodle, стали более ответственно относиться к СР, повысились их уровень мотивации к изучению ИЯ и уровень лингвопрофессиональных ориентаций. Отмечено повышение уровня сформированности умений СР по следующим показателям: определение цели (28%), расчет времени (17%), рациональность организации (23%), поэтапность и системность работы (32%), досрочность выполнения заданий (16%), рефлексия (14%). Положительная динамика развития профессиональной иноязычной компетенции, а также улучшение показателей самоорганизации учебной деятельности студентов технических специальностей в условиях использования СУО Moodle в качестве средства организации СР подтвердила наше предположение о том, что предложенный подход к организации СР будущих инженеров в среде Moodle является достаточно эффективным.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 955
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов, обучение иностранному языку будущих инженеров, система управления обучением "Moodle", электронная среда обучения, foreign language teaching, self-paced learning, LMS "Moodle", e-LearningАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Михайлова Наталья Вячеславовна | Оренбургский государственный университет | Старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей | E-mail: minaw@rambler.ru |
Ссылки
1. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
2. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. - Харьков: Изд-во ХНАГХ, 2009. - 292 с.
3. Темнов Д.Э. Дистанционное обучение физике с использованием Internet-технологий // Компьютерные инструменты в образовании. - 2007. - №4. - С. 59-62.
3. Гриневич Е.А. Организация дистанционного обучения в системе Moodle. - Минск: Изд-во БГАТУ, 2008. - 81с.
4. Гаевская Е.Г. Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 26 с.
5. Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Online-университет на базе LMS MOODLE <http://elibrary.ru/item.asp?id=12876288> // Высшее образование в России <http://elibrary.ru/issues.asp?id=8608&selid=642128>. - 2009 <http://elibrary.ru/issues.asp?id=8608&jyear=2009&s
6. William H. Rice IV. Moodle E-learning Course Development. - Birmingham: Packt Publishing, 2006. - 236 p.
7. Stanford J. Moodle 1.9 for Second Language Teaching. - Birmingham: Packt Publishing, 2009. -524 p.
8. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. - 415 с.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВВ ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА | Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2418