Фактическая осведомлённость пользователей в конфиденциальной информации рассматривается как владение соответствующей информацией, характеризующееся степенью восприятия (усвоения) и возможности использования информации («извлечения» из памяти). В рамках субъектно-объектного класса моделей управления доступом в компьютерных системах произведена формализация понятия осведомлённости как результата доступов пользователей к объектам, содержащим конфиденциальную информацию. Доступ к объекту (по чтению), имеющий временные рамки (продолжительность), формирует осведомлённость пользователя в конфиденциальной информации соответствующего объекта, величина которой пропорциональна объёму конфиденциальной информации объекта, индексу сложности (читабельности) текста объекта, продолжительности доступа и, кроме того, зависит от индивидуальных способностей пользователя в восприятии (скорости чтения) и освоении (понимании, обработке) информации. При этом объём конфиденциальной информации объекта определяется как величина, пропорциональная количеству слов в тексте объекта и коэффициенту информативности объекта. С течением времени по кривой забывания Г. Эббингауза осведомлённость пользователя в конфиденциальной информации уменьшается. Степень снижения осведомлённости зависит от индивидуальных особенностей пользователя и уровня конфиденциальности информации. Последующие доступы к объекту могут восстанавливать степень осведомлённости в зависимости от продолжительности доступов и времени, прошедшего с предыдущего доступа. Рассматриваются вид и параметры функции уменьшения/восстановления осведомлённости с течением времени и в зависимости от истории доступов. Осведомлённость пользователя во всей конфиденциальной информации, содержащейся (обрабатывающейся) в компьютерной системе, складывается из осведомлённости по всем объектам доступа с учётом синергетического эффекта, который может быть как положительным (знание о системе объектов больше суммы знаний об объектах), так и отрицательным. Характер и особенности фактической осведомлённости пользователей в конфиденциальной информации иллюстрируются на примерах при различных параметрах объектов доступа, истории доступов и индивидуальных особенностей пользователей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 4
- Title Модели и метрики осведомлённости в конфиденциальной информации. Часть 2. Фактическая осведомлённости
- Headline Модели и метрики осведомлённости в конфиденциальной информации. Часть 2. Фактическая осведомлённости
- Publesher
Tomsk State University
- Issue Прикладная дискретная математика 62
- Date:
- DOI 10.17223/20710410/62/5
Ключевые слова
эффект синергии в осведомлённости, история доступов, кривая забывания информации, продолжительность доступа, понимание текста объекта доступа, сложность текста объекта доступа, информативность объекта доступа, метрики осведомлённости, фактическая осведомлённость, модель осведомлённости, осведомлённость, конфиденциальная информацияАвторы
Ссылки
Пегат А. Нечеткое моделирование и управление: пер. с англ. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 798 с.
Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986. 312с.
Гайдамакин Н. А., Баранский, В. А. Алгебра мультирубрик на корневых деревьях иерархических тематических классификаторов // Сиб. электрон, матем. изв. 2017. Т. 14. С.1030-1040.
Гайдамакин Н. А. Многоуровневое тематико-иерархическое управление доступом (MLTHS-система) // Прикладная дискретная математика. 2018. №39. С. 42-57.
Гайдамакин Н. А. Модель тематического разграничения доступа к информации при иерархической структуре классификатора в автоматизированных системах управления // Автоматика и телемеханика. 2003. №3. С. 177-189.
Шардаков M. H. Усвоение и сохранение в обучении. Учёные записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. 1940. Т. 36. 195 с.
Буймов А. Г. Закономерности поведения кривых забывания // Доклады ТУСУРа. 2017. Т. 20. №4. С. 138-141.
Thalheimer W. How Much Do People Forget? http://www.work-learning.com/catalog. html. 2023.
Солнышкина С. И., Кисельников А. С. Сложность текста: этапы изучения в отечественном прикладном языкознании // Вестник Томского госуниверситета. Филология. 2015. №6(38). С. 86-99.
Чмыхова Е. В., Давыдов Д. Г., Лаврова Т. П. Экспериментальное исследование факторов скорости чтения // Психология обучения. 2014. №9. С. 26-36.
Астахова Л. В., Ульянов H. Л. Модель политики управления осведомленностью сотрудников организации в области информационной безопасности // Материалы 67-й науч. конф. ЮУрГУ, Челябинск, 14-17 апреля 2015 г. С. 678-682.
Грушко А. А., Примемко Е. А., Тимонина Е. Е. Теоретические основы компьютерной безопасности. М.: Академия, 2009. 272 с.
Building an Information Technology Security Awareness and Training Program. NIST Special Publication 800-50, 2003.
ГОСТ Р ПРО МЭК 27002. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности. М.: Стандартинформ, 2021. 74 с.
Wickelgren W. A. Single-trace fragility theory of memory dynamics // Memory Cognition. 1974. V.2(4). P.775-780.
http://www.ideationizing.com/2009/06/brief-history-of-mathematical.html- A Brief History of the Mathematical Definition of Forgetting Curves. 2023.
Ефимов A. H. Информация: ценность, старение, рассеяние. М.: Знание, 1978. 64 с.
ГОСТ Р 53894-2016. Менеджмент знаний. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2020. 24с.
Wickelgren W. A. Trace resistance and the decay of longterm memory //j. Math. Psychology. 1972. No.9. P.418-455.
Ланге В. Г. О скорости забывания // Вопросы психологии. 1983. №4. С. 142-145.
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. 272 с.
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. 527 с.
Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press,1996. 225 p.
Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003. 336 с.
Lee S. J. and Reeves Т. С. Edgar Dale: A significant contributor to the field of educational technology // Educational Technology. 2007. V.47. No.6. P.56-59.
Гайдамакин Н. А. Разграничение доступа к информации в компьютерных системах. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 328 с.
Деѳянин П. Н. Модели безопасности компьютерных систем. Управление доступом и информационными потоками. М.: Горячая линия - Телеком, 2020. 352 с.
Гайдамакин Н. А. Модель и метрики осведомленности в конфиденциальной информации. Часть 1. Потенциальная осведомленность // Прикладная дискретная математика. 2023. №61. С. 86-103.

Модели и метрики осведомлённости в конфиденциальной информации. Часть 2. Фактическая осведомлённости | Прикладная дискретная математика. 2023. № 62. DOI: 10.17223/20710410/62/5
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 88