Детерминированная разметка вершин графаблуждающим по нему агентом | Прикладная дискретная математика. Приложение. 2012. № 5.

Детерминированная разметка вершин графаблуждающим по нему агентом

This paper is devoted to the problem of on-linelabelling of graph vertices by walking agent so that all vertices in the neighbourhood of thecurrent vertex have different labels (i.e. deterministic labelling). This problem arises inthe navigation of mobile robots using topological maps of an environment. Here, a methodfor deterministic labelling is proposed for an agent of two types differing by the size of theobserved neighbourhood of the current vertex.

Deterministic labelling of graph vertices by walking agent.pdf Рассматривается задача разметки вершин конечного простого связного неорграфапосредством блуждающего по нему агента. Разметка производится за один проходтак, что в окрестности каждой вершины все вершины размечены разными метками.Размеченные таким способом графы (помеченные графы) могут быть использованыв качестве топологических моделей операционной среды мобильных роботов [1].Помеченным графом будем называть конечный простой связный неорграф с по-меченными вершинами G = (V, E,M, где V - множество вершин; E - множестворебер; M - множество меток вершин; ^ : V ^ M - сюръективная функция раз-метки. Путем длины к в графе G будем называть последовательность его вершинp = g 1 , . . . , gk, такую, что (gi, gi + 1 ) Е E, i = 1 , . . . , k - 1. Меткой ^(p) пути p, определя-емой вершиной g1, назовём слово w = ^ (g1) . . . ^ (gk). Обозначим через Lg множествовсех слов w Е M +, определяемых вершиной g. Введём операцию * : V х M + ^ 2V: длялюбой g Е V и любого w Е M + через g*w обозначим множество всех вершин h Е V, та-ких, что существует путь p из g в h и ^(p) = w. Множество всех вершин, находящихсяот g на расстоянии не больше к, назовём к-окрестностью rgk) вершины g Е V.Мобильный агент A, находясь в вершине g Е V, наблюдает метки всех вершиниз rgk), к ^ 2. Положим, что наименьшим наблюдением, необходимым для мобиль-ности агента, является наблюдение rg2). Основываясь на анализе «увиденного», агентпринимает решение о перемещении между смежными вершинами. Агент может заме-нить метку вершины другой меткой из M. Агент также может устанавливать в те-кущей вершине переносной маркер (камень) или подбирать его. Через A2 обозначимагента, наблюдающего только rg2); через A3 - агента, наблюдающего только rg3).Функцию разметки ^ назовём детерминированной (или Д-разметкой), если длялюбой g Е V и любых s, t Е rg2) из s = t следует ^(s) = ^(t). Граф с Д-разметкой будемназывать детерминированным, или Д-графом. Далее всюду используются Д-графы.В таких графах для любой вершины g Е V и любого слова w Е M+ выполняется|g*w| ^ 1, где |g*w| = 1, если w Е , и |g*w| = 0 иначе. Показано, что агент A2,«зная» слово w Е , такое, что g*w = h, может переместиться из g в h. Таким образом,Д-разметка графа является достаточным условием для организации на нём навигациимобильных агентов. Показано далее, что для любых g, h Е V, g = h, ^(g) = ^(h), илюбого w Е П Lh расстояние между g * w и h * w не меньше 4, т. е. для того, чтобывыполнить Д-разметку вершин, необходимо наблюдение их 3-окрестностей.Задача построения Д-разметки формулируется следующим образом. Агент уста-навливается в произвольную вершину априори неизвестного ему графа, все вершиныкоторого помечены одной и той же меткой. Агент должен осуществить Д-разметкувершин этого графа, причём если вершина уже помечена агентом, то её метка в даль-нейшем не изменяется.Построение минимальной Д-разметки на основе только локальной информации овершинах графа представляется в общем случае невозможным. Поэтому в работе рас-сматривается построение «жадных» алгоритмов разметки. Показано, что с помощьюД-разметки агент может восстановить исследуемый граф с точностью до изоморфизмаи что минимальная Д-разметка восстановленного графа может быть получена при-менением к его транзитивному замыканию известных в теории графов алгоритмовправильной раскраски [2].Предложен метод Д-разметки вершин агентом A3, основанный на обходе графав ширину. При этом для неявного именования вершин используются метки путей в нихиз начальной вершины по дереву обхода. Разработан соответствующий полиномиаль-ный алгоритм.Увеличение размера наблюдаемой агентом окрестности (т. е. объёма его входнойинформации) приводит к увеличению сложности робота, который реализует функцииагента, поэтому целесообразно рассмотреть модель с ограничениями на размер наблю-дения.Предложена модификация алгоритма разметки для системы (A2,p^p2), состоящейиз агента A2 и камней двух видов: одного камня p1 для обозначения текущей вершиныи нескольких камней p2 для обозначения непомеченных вершин из её 2-окрестности.Число камней p2 не превышает максимальной степени вершин графа.Теорема 1. При решении задачи построения Д-разметки вершин помеченногографа агент A3 и система (A2,p1,p2) эквивалентны по вычислительной мощности.Для графов типа n-цепь, n-веер, n-угольник [2] разработана модификация алго-ритма разметки агентом A2 без использования камней и без запоминания неявныхимён вершин. Показано, что разметка n-цепи и n-угольника может быть выполненаконечным автоматом.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Грунский Игорь СергеевичДонецкий национальный технический университет;Институт прикладной математики и механики НАН Украины, г. Донецкдоцент, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры ПОИС; старший научный сотрудникgrunsky@iamm.ac.donetsk.ua
Сапунов Сергей ВалерьевичИнститут прикладной математики и механики НАН Украины, г. Донецккандидат физико-математических наук, научный сотрудник
Всего: 2

Ссылки

Dudek G. and Jenkin M. Computational Principles of Mobile Robotics. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Зыков А. А. Основы теории графов. М.: Вузовская книга, 2004.
 Детерминированная разметка вершин графаблуждающим по нему агентом | Прикладная дискретная математика. Приложение. 2012. № 5.

Детерминированная разметка вершин графаблуждающим по нему агентом | Прикладная дискретная математика. Приложение. 2012. № 5.