Технологии ситуационногоцентра для социальной инженерии
Рассматривается подход к использованию технологий ситуационного центра в качестве инструмента социальной инженерии. Предлагается «промежуточная» технология создания и использования ситуационных центров, адекватная ресурсам пользователя. Рассматривается специфика учебно-исследовательских ситуационных центров.
Technologies of the Situational Centerfor Social Engineering.pdf 1. Сит уаци онны е цент рыПроцесс, который назван «мировым финансовым кризисом», и порож-дённые им процессы местного уровня демонстрируют, что возможностисредств управления запаздывают относительно процесса усложненияобъектов управления. В этих условиях повышается актуальность задачиразвития систем управления социальными системами. Одним из направ-лений развития является использование информационных технологий,которые основаны на концепции ситуационного центра (СЦ). Словосо-четание «ситуационный центр» стало весьма распространённым: на со-ответствующий запрос в Яндексе выдаётся около полумиллиона ссылок.Сам термин понимается достаточно широко. Так назван и ноутбук, кото-рый позиционируется как персональный СЦ, и СЦ руководителя государ-ства. С другой стороны, для аналогичных объектов могут использовать-ся термины «ситуационная комната» [1], «интеллектуальный кабинет»,«визионариум» и т.п.Имеются впечатляющие примеры использования СЦ. Так, во времябоевых действий в Югославии переговоры враждующих сторон прово-дились в режиме «очной ставки с действительностью». Именно, в случаепротиворечивых утверждений участников переговоров о местонахожде-нии подразделений враждующих вооружённых формирований, из СЦдавалась команда ближайшим к месту вертолётам произвести видеотран-сляцию ситуации. Соответствующему руководителю обеспечивалась воз-можность отдать команду на отвод войск на согласованные рубежи.Другим примером является проект Стаффорда Бира - создание ситуа-ционной комнаты как элемента системы управления экономикой Чили в1971-1973 гг. для правительства С. Альенде [2], не доведённый до концаиз-за военного переворота.Предметом нашего рассмотрения являются СЦ, которые могут бытьиспользованы в социальной инженерии для исследования, управленияи конструирования социальных систем. При рассмотрении технологийситуационного центра имеются в виду не столько объекты, называемыеСЦ, сколько те методы и подходы, которые позволяют их эффективно ис-пользовать. Следуя тезису Д.И. Менделеева «технологии бывают толькоотечественные», мы ориентировались на подходы, которые в большейстепени соответствуют социокультурному фундаменту нашей страны.Одно из направлений, связанное с ситуационными центрами как сред-ствами решения проблем архитектуры и дизайна, развито в работахЭ.П. Григорьева [3]. Другое направление, ориентированное на формиро-вание методологии и методики организации коллективной работы, воз-никло на базе исследований Московского методологического кружка исвязано с именами А.А. Зиновьева, В.А. Лефевра и Г.П. Щедровицкого.Проекты О.С. Анисимова и О.А. Жиркова [4], выполненные в Российскойакадемии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ, а такжеА.Н. Райкова [5] представляют собой удачные примеры синтеза упомяну-тых направлений. Ещё одним направлением является создание автомати-зированных систем управления (АСУ). Упомянем здесь АСУ «Кунцево»,блестящий анализ создания которой спустя почти 30 лет сделал С.П. Ни-каноров [6], и АСУ Томской области, элементы которой функционируютс советских времён и по сей день.Перечислим особенности СЦ, существенные для дальнейшего изло-жения:Уникальность анализируемой ситуации ации и решаемой задачи. Формирование на основе индивидуальных образов коллективногообраза ситуации, возможно, в виде совместной декларации и т.п. Наличие центра как места сосредоточения всей информации, ко-торая является определяющей для действий организации. Планирование ресурсов, с учётом их критичности, требуемых длярешения рассматриваемой проблемы.Дадим вариант определения: СЦ - место, предназначенное для дина-мического коллективного формирования образа ситуации и выработкирешения, обеспеченное ключевыми, критическими относительно решае-мой задачи ресурсами.Подчеркнём, что в данном тексте в рамках одной ситуации подразу-мевается рассмотрение двух планов: деятельностного и оргдеятельност-ного. Деятельностный план включает в себя анализ ситуации и синтездействий в связи с этой ситуацией, например, передислокацию форми-рований в условиях вооружённого конфликта. Оргдеятельностный планвключает в себя анализ и синтез действий самой проектной группы, та-ких как определение регламента, формирование рабочих групп и комите-тов и т.п.Рассмотрим компоненты детальнее: Назначение - использование для понимания. Здесь фиксируетсяразличие с другими типами информационных систем, напримерпредназначенными для информирования и развлечения. Способ работы - коллективное обсуждение ситуации с участиемлиц, отвечающих за принятие решения, а также представителейструктур, подверженных последствиям реализации решений.Вводится различие с мероприятиями типа конференций. Функции участников относительно рассматриваемого проекта:проектирование, экспертиза, поддержка проектирования и экс-пертизы. Один и тот же участник потенциально может выполнятьвсе эти функции, но не одновременно. Проектирование предпо-лагает свободу творчества и заинтересованность в результате.Экспертиза предполагает, помимо наличия квалификации, ней-тральное отношение к судьбе проекта, поскольку только в этомслучае возможна независимая экспертиза. Эксперт может конста-тировать отсутствие необходимой информации и не всегда можетобеспечить полноту и качество: информация закрыта, отсутствуетвообще и т.п. Здесь вводится различие с мероприятиями, когдаотсутствует рефлексивный мониторинг функций, которые факти-чески реализуют участники обсуждения. Компьютерные средства коллективного пользования для динами-ческого представления, ввода, вывода и хранения информации.Подразумевается, что, кроме обычных «ручных» средств нагляд-ности, интенсивно используются программно-аппаратные сред-ства, обеспечивающие оперативную визуализацию и коммуни-кацию. Эргономическая организация рабочего пространства СЦ для лю-дей, включая системы жизнеобеспечения в пределах стационар-ного или подвижного помещения СЦ. Имеется в виду согласо-вание обмена информацией между центром и корреспондентамии между средствами представления информации и работникамиСЦ.В качестве общесистемного инструмента для детализации анализавыбранного нами объекта используем схему «4 уровня» [7], позволяю-щую структурировать различные описания объектов и процессов.Термин «имя» используется для указания на то, что является предме-том рассмотрения - объект, процесс. При отсутствии «имени» возможноиспользование остензивного определения, которое характеризует способобнаружения предмета. Простейший вариант - указание рукой. Термин«форма» используется в широком смысле как внешнее проявление функ-ций, отношений, связей и законов, такое как геометрическая форма, мате-риал, форма описания и т.п. Термин «функция» использован для обозна-чения всего набора функций, который может выполнять объект в рамкахинтересующей нас задачи. Термином «фундамент» обозначается всё то,что делает принципиально возможным выполнение функций. Такое рас-смотрение позволяет понять, какие де-формации лишают объект возмож-ности исполнить определённые функции. Также можно предварительнооценить, какие функции являются критическими в том смысле, что ихотсутствие лишает объект возможности соответствовать своему имени.Анализ термина «СЦ» приведен в табл. 1.Процесс анализа направлен от имён к фундаменту. Появление новыхвозможностей работы с информацией (новых физических эффектов, но-вых функций) позволяет переходить от анализа выбранных объектов кконструированию модификаций имеющихся и новых объектов (от фун-дамента - к новым функциям, формам и именам). Есть и более простыеслучаи конструирования новых объектов, например использование ново-го имени для существующего объекта, а также объединение несколькихобъектов в один, выполняющий функции каждого из составляющих.Схема «9 окон», известная из теории решения изобретательских задач(ТРИЗ), позволяет комплексно представить эволюцию рассматриваемогообъекта. В табл. 2 приведен пример для объекта «ситуационный центр».Ключевым фактором, определяющим эффективность использованияСЦ, является наличие субъекта, которого мы будем именовать «проект-ной группой». Систематическое использование СЦ проектной группойв условиях постоянного частичного обновления участников и проектовприводит к образованию динамической структуры связей и отношений.Длительное время существования превращает СЦ в организм, который,в частности, начинает считать главной задачей своё собственное выжи-вание. Тем самым он начинает демонстрировать важное свойство всегоживого - стремление повышать уровень своего жизненного потенциала.Таблица 1Анализ термина «ситуационный центр»Уровниописания Примеры описания объекта на заданных уровняхИмена Ситуационный центр (ситуационная комната, интеллектуальныйкабинет, визионариум,…)Формы Пространство: стационарные или мобильные пункты (в автомо-билях, поездах, самолётах…)Оборудование: полиэкраны, компьютеры, телекоммуникация,…Программное обеспечение: аналитика, управление проектами,…Регламент работы: коллективное обсуждение,…Функции Представление большого объёма существенно разнородной ин-формации для понимания сложной ситуации в целом и принятиярешений,…Исследование последствий для вариантов принятых решений,…Фундамент(связи, от-ношения,законы)Мобилизация сенсорных и интеллектуальных возможностейчеловека, наличие методов глубокой переработки информации(Data Mining),…Когнитивный формат представления информации,…Таблица 2Вариант представления объекта «ситуационный центр» в схеме «9 окон»Объект Прошлое Настоящее БудущееНадсистема Области.Предприятия.ПодразделенияпредприятийГосударства.Отрасли эконо-микиРегионы.Города.КорпорацииМежгосударственныеорганы.Сетевые сообщества.Глобальное сетевоесообществоСистема Автоматизирован-ные системы управ-ления (АСУ)Ситуационныецентры органи-зацийМеждународные СЦ.Персональные СЦПодсистемы(элементы,компоненты)Вычислительныецентры.Центры моделиро-вания.Учебные комплек-сы.ТренажёрыСтационарные имобильные СЦ.Вычислительныекластеры.Видеостены, про-екторы.Data Mining.Программыобнаружения иусиления законо-мерностей.Видеоконференц-связьОбъединяемые про-странственныемодули.Мультисенсорныекогнитивные образы.Когнитивный менед-жмент.Комплексные методыактивизации творче-ского мышленияЕсли использовать данную аналогию, то можно считать, что мозгом этогоорганизма является проектная группа. В процессе эволюции у некоторыхорганизмов произошло распределение функций мозга по вспомогатель-ным структурам. Одним из примеров такой структуры является спинноймозг, отвечающий за интерпретацию команд головного мозга. В нашемслучае это означает появление структуры, которую мы называем сер-висной командой ситуационного центра [8]. Задачи сервисной командыблизки к задачам команд, проводящих различные тренинги и методоло-гические игры. Так, планшетист отвечает за визуализацию материаловрегулярно по запросам проектной группы и сервисной команды, телеком-муникацию, создание быстрых прототипов, предварительный статисти-ческий анализ данных, ведение журнала проекта. Методолог отвечает закорректность терминологии и соблюдение технологий системного анали-за. Объектом для игротехника (социопсихолога) являются люди - членыпроектной группы и сервисной команды, он отвечает за формированиепродуктивного психологического климата (в том числе за ускорение рас-пада неработоспособной группы), создание «зеркала» (образов, моделей)участников.Введённые понятия позволяют осуществить постановку комплексазадач и обсудить подходы к их решению.2. Постановка задач и технологи я решени яПусть проектная группа решает задачу 1: создаёт проект, которым, вчастности, может быть представление (теория, модель и т.п.) о некоторомобъекте исследования. Предполагая, что работу проектной группы обе-спечивают технические средства и сервисная команда, приходим к задаче2: создание технологии оптимальной поддержки всего жизненного циклапостановки и решения задачи 1. Далее возникает задача 3: создание ин-фраструктуры, в которой формируются технологии, указанные в задаче 2.Создание технологии требует постановки задачи 4: обучение постанов-ке и решению перечисленных выше задач в конкретных условиях («какучить специалистов») и задачи 5: создание собственной технологии длярешения задачи 4 («как учить учителей»).Компоненты ситуации для задачи 1 можно представить следующимсписком:проектная группа является ся многодисциплинарной; задача проектной группы плохо формализуема; группа должна в итоге представить документ, отражающий ход ирезультат работы (при этом консенсус не обязателен); циклы работы проектной группы: «проектирование-экспертиза-презентация» осуществляются в течение времени, длительностькоторого определяется сложностью проблемы, и может бытькраткой или весьма продолжительной. работа осуществляется в среде СЦ - обеспечено полиэкранноепредставление информации, быстрое изготовление прототипов,дистанционная экспертиза; имеется сервисная команда СЦ, которая организует техническую,организационную, методологическую и психологическую под-держку работы проектной группы.В качестве общего подхода мы руководствуемся так называемой«промежуточной технологией». Такой подход, предложенный Э.Ф. Шу-махером, предусматривает отказ от использования слишком сложных идорогостоящих средств. Это мобилизует творческий потенциал на ис-пользование доступных ресурсов. Мы используем этот подход как уни-версальный системный принцип, в соответствии с которым могут бытьсформированы прототипы моделей, проектов и т.п. структур для различ-ных объектов и процессов.Необходимость строить прототипы обусловлена принципиальной не-возможностью сделать заранее корректную постановку задачи созданиясложной системы. В этих условиях целесообразен активный исследова-тельский эксперимент, одной из форм которого может быть создание про-тотипа. В ходе эксперимента параллельно осуществляются постановкаи решение задачи в целом. Существует несколько технологий быстрогопрототипирования, которые нашли широкое применение в программиро-вании.Одним из вариантов является «Экран»-прототип, иначе, рабочая мо-дель, в соответствии с принципом: «Наиболее простой вариант целого,содержащий наиболее сложный компонент» [9]. Используемое нами по-нятие простоты/сложности ориентировано на две характеристики форми-рования объекта в заданном базисе: количество элементов (операций и операндов); стоимость и дефицитность требуемых ресурсов, в частности, вре-мени, квалификации персонала, формальных ограничений и т.п.Важным фактором понимания процессов, происходящих в ситуаци-онном центре, является учёт того, что обычно в проектной группе имеетместо различие не только информационных образов, т.е. «картин мира»участников процесса, но и их систем аргументации. Различные приёмыиспользования для решения управленческих задач методов анализа иформирования «картин мира» приведены в [10].В качестве примеров логических систем упомянем комплексную ло-гику логика и методолога А.А. Зиновьева [11], «водную» (в отличие от«каменной») логику психолога Э. де Боно [ 12 ] и Русскую логику спе-циалиста по синтезу цифровых автоматов В.И. Лобанова [13]. В ком-плексной логике чётко прописывается триада «исследователь - логика -онтология», и построение логических и онтологических конструкцийпроизводится с учётом устройства понятийной системы исследователя.Водная логика существенным образом использует анализ последствийпринятого решения с учётом интеллектуальной реакции партнёров. ВРусской логике наряду с использованием карт Карно и полезного графи-ческого представления логических переменных («диаграммы Лобанова»)предложен вариант повышения информативности логического вывода засчёт конкретизации мира (универсума), в котором работает эта логика.Подчеркнём, что под термином «логика» мы понимаем набор правил, со-гласно которому действует некоторый объект или реализуется процесс, издесь этот термин близок к термину «программа». В ходе коллективногоисследования и проектирования могут иметь место параллельно идущиепроцессы формирования и обоснования гипотез. Всё это, не говоря уже оболее простых случаях, например повсеместном использовании термина«цифры» вместо «числа», вынуждает осуществлять методологический и,в частности, терминологический мониторинг процессов, происходящихв СЦ.Одним из критических факторов для исследования и конструирова-ния социальных систем является рефлексия. Современные средства реф-лексивного анализа используются для решения самых разнообразныхзадач. В частности, создатель рефлексивного анализа, автор фундамен-тальных работ [14, 15]. В.А. Лефевр в рамках сотрудничества с Лаборато-рией психологии армии США участвует в разработке стратегии и тактикиконтртеррористической борьбы. В России исследованиями в этой обла-сти активно занимается Институт рефлексивных процессов и управле-ния. Достаточно популярны приёмы рефлексивного управления, извест-ные из трудов Н. Макиавелли, китайских стратагем. Однако возможностиформализованного рефлексивного анализа практически не освоены.Единственным известным автору примером фундаментального учебногокурса по рефлексивному анализу был курс В.Ю. Крылова в Московскомгосударственном университете [16]. В этой связи представляется крайневажной инициатива В.А. Лефевра, направленная на создание факульта-тивного курса рефлексивного анализа для средней школы, одним из ре-зультатов которой явилось учебное пособие по математике [17].3. Уч ебн о-исследовательские СЦЕстественным образом СЦ стали использоваться не только для иссле-дований, но и в учебных целях. В 2006 г. создан учебно-исследовательскийСЦ РАГС, в 2008 г. в Московском государственном институте междуна-родных отношений введены в действие три взаимосвязанных учебно-исследовательских СЦ. Основное различие учебного и исследовательско-го аспектов СЦ заключается в следующем: Преимущественное внимание уделяется изучению методов, а нерассмотрению информации, относящейся к определённой задаче. Для рассматриваемых задач существуют решения, заведомо ква-лифицированные как «правильные». Одной из основных задач, решаемых в учебно-исследовательскомцентре, являются анализ и оценка компетентности, а также прира-щения компетентности в процессе обучения индивидуально длякаждого участника учебно-проектной группы. Качество проектов, разрабатываемых учебно-проектными груп-пами, является вторичным показателем относительно роста инди-видуального уровня квалификации.Основное отличие учебно-исследовательского СЦ от учебной ауди-тории, оснащённой аналогичным оборудованием, состоит в применениикомпонентов технологии СЦ, в частности, относящихся к компетенциисервисной команды (планшетист, методолог, игротехник) для разработкидостаточно долгосрочного учебного проекта. Так, поддержка практиче-ских занятий в СЦ РАГС реализуется в виде учебно-аналитических задачпо решению управленческих проблем. Иными словами, учебная аудито-рия может быть превращена в СЦ за счёт реализации соответствующегорегламента работы. Обратно, при отсутствии такого регламента СЦ фак-тически превращается в конференц-зал, студию для ток-шоу и т.п. объ-екты.Опытные преподаватели давно используют различные приёмы из ар-сенала перечисленных функциональных мест. Так, профессор А.П. Мина-ков, читавший курс теоретической механики в Московском университете,сформулировал принцип «пятерицы»: истинный преподаватель долженбыть ученым, философом, артистом, воспитателем и человеком. СамА.П. Минаков регулярно «забывал» написать на доске коэффициент вформулу. Добавление коэффициента производилось особым способом,который обеспечивал надёжное запоминание студентами наличия этогокоэффициента в данной формуле.Ниже описан опыт использования учебно-исследовательских СЦОмского филиала Института математики (ОФ ИМ) СО РАН и Омскогогосударственного института сервиса (ОГИС). Для реализации учебногопроцесса в учебно-исследовательском СЦ используются два подхода.Первый - «царский путь в науки» - ориентирован на использование воз-можностей сознания, которое обычно ассоциируется с работой левого по-лушария мозга. Использование «упаковки» изучаемого предмета, адек-ватной студенту, позволяет значительно улучшить результат обучения.Термин «упаковка» относится к логическому или эмоциональному пред-ставлению изучаемого материала. Под адекватностью здесь понимаетсясоответствие «упаковки» полисенсорным характеристикам восприятийстудента, таким, как аудио, видео, кинестетика и пр.Другой подход, названный «рефлексивным театром» [18], ориентиро-ван на возможности подсознания. В нашем понимании театр начинается сассоциации (А связано с Б) и аналогии (А похоже на Б), которые являютсямощными интеллектуальными инструментами. Стефан Банах считал, чтоматематик должен находить аналогии между задачами, хороший матема-тик должен находить аналогии между методами, а очень хороший мате-матик должен находить аналогии между аналогиями. Отличия аналогов,использующих идею театра и мобилизацию креативности, следующие:основной режим работы - длительное сопровождение сложног опроекта, в первую очередь учебного, который реализуется доста-точно стабильным коллективом, причём каждая учебная сессия -не изолированное мероприятие, а часть «проектного сериала»,история которого сохраняется и анализируется; одновременно и параллельно используются аналитические ин-струменты, в особенности схематизация, а также художествен-ные средства (фрагменты художественных произведений, притчи,коаны - задачи, формирующие когнитивный диссонанс, аудио- ивидеофрагменты фильмов и т.п.); методологи и игротехники сервисной команды ситуационногоцентра могут использовать театральные технологии и реквизит; строятся «зеркала» (в частности, психологические портреты и ха-рактеристики компетентности) всех участников процесса; наконец, театр является именно рефлексивным, поскольку вседействия, рефлексивные в том числе, непрерывно сопровождают-ся рефлексивными комментариями, логическими и/или художе-ственными, на соответствующих полиэкранах.Опишем способ подготовки материала для реализации предложеннымспособом. Схема, которую должны усвоить студенты, представляется имв нескольких сценариях (вариантах ситуации). Важно, что при сохране-нии схемы (т.е. структуры связей и отношений действующих лиц) могутизменяться реквизит, персонажи, актёры. Комментатор находится внепространства как актёров, так и зрителей. Его комментарий может бытьпровокационным, противоречащим ситуации и схеме. Считается, чтопроцесс обучения завершён успешно, если студенты в состоянии рекон-струировать схему, являющуюся инвариантом представленных ситуаций,и реализовать свой вариант ситуации, соответствующий данной схеме.Такая реализация процесса может быть конструктивным дополнениемдругих способов организации коллективной работы и сама может бытьдополнена аналитикой. Одним из примеров стала «Лавина» - игровоемоделирование чрезвычайной ситуации в учебно-исследовательском СЦ[18]. Мероприятие было разработано для студентов Омской государствен-ной медицинской академии и реализовано в два этапа. На первом этапестуденты ОГИС, осваивающие технологии СЦ в рамках специальности«прикладная информатика (в сфере сервиса)», сформировали сценарийликвидации последствий схода лавины, сыграли роли в соответствии сосценарием (МЧС, медицинская служба и т.п.) с записью на видео, а за-тем смонтировали материалы в виде учебно-игрового фильма. После со-ответствующего анализа материалы как прототип были показаны двумгруппам студентов-медиков, которые создали и проиграли в СЦ свои вер-сии развития чрезвычайной ситуации.Итоги работы с использованием этого подхода подводились на конфе-ренциях ОГИС «Рефлексивный театр ситуационного центра (РТСЦ)» в2007 и 2008 гг., которые проводились с использованием технологии СЦ:наличием проектной группы, сервисной команды, телекоммуникаций ит.п. Конференция РТСЦ-2009 планировалась на ноябрь 2009 г.4. Заключ ени еОпыт работы позволяет сформулировать следующие выводы и реко-мендации: Технологии ситуационного центра достаточно эффективны и до-ступны для использования практически при любых ресурсах приобязательном наличии основного качества субъекта - высокойстепени готовности реализовать свои намерения (иногда это каче-ство квалифицируют как политическую волю). Промежуточные технологии и быстрое прототипирование позво-ляют достаточно уверенно спрогнозировать судьбу проекта, заяв-ленного проектной группой, а также обеспечивают возможностьквалифицированно сформировать техническое задание на полно-масштабный проект. Для систем управления социальными системами критически важ-ным является наличие рефлексивного компонента, основой кото-рого является формализованный рефлексивный анализ. Критическим ресурсом ситуационных центров являются сервис-ные команды, способные организовать грамотную работу проект-ных групп. Специализированные учебно-исследовательские ситуационныецентры являются точками роста рассматриваемых технологий,поскольку обладают эффектом самоприменимости и могут обе-спечить расширенное воспроизводство технологии.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 305
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Филимонов В.А. | Омский филиал Института математики СО РАН | filimono@ofim.oscsbras.ru |
Ссылки
Bohn M.K. NERVE CENTER: Inside the White House Situation Room. Dulles, VA: Brassey's Inc., 2003. 239 p.
Бир С. Мозг фирмы. М.: Едиториал УРСС, 2005. 416 с.
Григорьев Э.П. Концептуальные основы синтеза альтернативных решений // Информатика и вычислительная техника. 1997. № 1. С. 78-82.
Анисимов О.С., Ефремов В.А., Жирков О.А. Электронный деловой театр - интерактивно-аналитическая и игротехническая среда групповой поддержки решений // Рефлексивный театр ситуационного центра (РТСЦ-2007): Всерос. конф. с междунар. участием: Сб. статей. Омс
Райков А.Н. Лепесток опоры, или Философия решений. М.: СИНТЕГ, 2004. 48 с.
Никаноров С.П. АСУ: взгляд из 90-х в 60-е // Экономическая газета. 1999. № 39-40.
Филимонов В.А. Исследовательский комплекс «Ген-Гуру» (эскиз многодисциплинарного проекта) // Знания-Онтологии-Теории (ЗОНТ-07): Матер. Всерос. конф. с междунар. участием 14-16 сентября 2007 г., Новосибирск. / Новосибирск: Ин-т математики им. С.Л. Соболева
Филимонов В.А. Спинной мозг ситуационного центра // Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений: Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (2008 г.). М.: РАГС, 2009. С. 361-366.
Полляк Ю.Г., Филимонов В.А. Статистическое машинное моделирование средств связи. М.: Радио и связь, 1988. 176 с.
Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Добрая книга, 2007. 480 с.
Зиновьев А.А. Логический интеллект. М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2005. 284 с.
Боно Э. Водная логика. Минск: Попурри, 2006. 240 с.
Лобанов В.И. Русская вероятностная логика. М.: Русская правда, 2009. 317 с.
Лефевр В.А. Алгебра совести. М.: Когито-центр, 2003. 426 с.
Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-центр, 2003. 496 с.
Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. М.: Янус-К, 2000. 376 с.
Филимонов В.А. Алгебра логики и совести / Вступ. слово В.А. Лефевра: Учеб. пособие для старших классов общеобразовательных и профильных школ. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2006. 72 с.
Рефлексивный театр ситуационного центра (РТСЦ-2007): Всерос. конф. с междунар. участием. Омск: Омский гос. ин-т сервиса

Технологии ситуационногоцентра для социальной инженерии | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1400