Опыт реорганизации учебного процессав соответствии с направлениями Болонской декларации
Обсуждаются принципы, основные направления и первые результаты эксперимента по реорганизации учебного процесса, проводимого на факультете информатики Томского государственного университета в соответствии с положениями Болонской декларации.
On the Experience of EducationalProcess Reorganization in Accordancewith the Bologna Declaration Principles.pdf Введени еВ соответствии с Болонскими соглашениями, принятыми в 1999 г.,инициированный ими процесс создания единого общеевропейского об-разовательного пространства должен завершиться к 2010 г., однако вРоссии, по большому счету, он еще и не начинался. Страна присоедини-лась к Болонской декларации в 2003 г., конкретный план мероприятийпо реализации ее основных положений был утвержден Министерствомобразования и науки только в 2005 г., а изменения в законодательстве,предусматривающие повсеместное внедрение двухуровневой системыобразования, приняты осенью 2008 г. К концу 2009 г. еще не завершенаподзаконная нормативная база, регламентирующая Болонский процесс вРоссии: не утверждены новый перечень направлений и специальностейвысшего профессионального образования и соответствующие ему Госу-дарственные образовательные стандарты, не установлена процедура вы-дачи дипломов европейского образца, продолжают действовать устарев-шие ведомственные инструкции, противоречащие духу реформ, и т.д.Следует сказать. что Болонский процесс тормозится не только объ-ективными (слишком велико различие между государственной советско-российской и рыночной западной моделями высшего образования), но исубъективными причинами. До настоящего времени в вузовской среде нестихают споры вокруг целесообразности грядущих перемен, при этом ча-сто идет подмена понятий: Болонский процесс обвиняют в таких грехахи трудностях объективно сложившейся системы высшего образования, ккоторым он не имеет никакого отношения.Тем не менее обратного пути нет. Присоединение России к Болон-ской декларации - это не прихоть чиновников от образования, а объек-тивная историческая необходимость, вызванная сменой общественно-политического строя, переходом от административной к рыночнойэкономике (попытка автора аргументировать эту позицию приведена в[1]). Более того, по нашему глубокому убеждению, положительный эф-фект от Болонского процесса в России будет не столько в выходе намеждународный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в воз-можности использовать международный опыт организации учебногопроцесса для повышения качества и эффективности подготовки спе-циалистов в своей стране.Таким образом, потенциал развивающегося в России Болонского про-цесса значительно выше, если его понимать в широком смысле как твор-ческую адаптацию международного опыта организации учебного про-цесса в высшей школе в рыночных условиях. Задача состоит в том, чтобы,сохранив положительные качества традиционного отечественного выс-шего образования (а они, несомненно, есть), обогатить его изначальновыросшими на рыночной почве и хорошо приспособившимися к ней в те-чение столетий структурами и формами организации учебного процесса.Так как высшая школа по своей сути консервативна и одномоментноеизменение всей сложившейся системы невозможно, необходимы пилот-ные проекты, в процессе реализации которых должен накапливаться иобобщаться опыт, позволяющий в дальнейшем реформировать всю си-стему наиболее эффективным и безболезненным образом. Томский го-сударственный университет, определенный одним из координаторовБолонского процесса в Сибирском федеральном округе, реализует такойпилотный проект на базе факультета информатики, который в силу своейкомпактности, динамичности и нацеленности на инновации представля-ется весьма удобным объектом эксперимента.Правовая основа и организ аци я эксперимент аПоскольку эксперимент предполагает определенную свободу дей-ствий по изменению существующего порядка, важно с самого начала обе-спечить легитимность таких изменений. Так как специальных решенийна уровне министерства не было, свобода действий ограничивалась дей-ствующим законодательством в области высшего образования и уставомуниверситета.Исходным нормативным документом, запустившим эксперимент,было решение ученого совета университета от 27 апреля 2005 г. Этимрешением ректору делегировалось право утверждать вытекающие из це-лей и задач эксперимента дополнения и изменения к нормативным до-кументам университета, регулирующие учебный процесс на факультетеинформатики.Во исполнение данного решения в июне 2005 г. был издан приказ рек-тора, определяющий организацию работ. Общее методическое руковод-ство экспериментом возлагалось на проректора по учебной работе. Дляоперативного управления создана рабочая группа, включающая начальни-ка учебного управления, заместителя руководителя Центра менеджментакачества, декана и ведущих сотрудников факультета информатики. Ру-ководителем рабочей группы утвержден автор этих строк, являющийсяпредседателем методической комиссии факультета.В течение подготовительного периода, длившегося один год, рабо-чая группа разработала подробное Положение об организации учебногопроцесса на факультете информатики Томского государственного уни-верситета, которое было утверждено приказом ректора в августе 2006 г.Положение распространяется на студентов факультета информатики,обучающихся по основным образовательным программам бакалавров,начавшим обучение на факультете с 2006/07 учебного года. Этот доку-мент содержит много непривычных для традиционной системы понятийи новаций; в связи с этим было подготовлено специальное его издание [2]с подробными комментариями для студентов и преподавателей.Основны е принципы и направл ени я эксперимент аПрежде чем излагать конкретные направления эксперимента, следуетперечислить несколько общих принципов, положенных в его основу.Безопасность. Так как участниками эксперимента являются живыелюди, то первоочередным принципом и девизом всего начинания явля-ется правило Гиппократа «Не навреди!». Этот принцип диктует взвешен-ность и осторожность во всех нововведениях, постоянный мониторингобщественного мнения и эффективную обратную связь.Компромиссность. Поскольку эксперимент проводится на одном от-дельном факультете в атмосфере сложившихся стереотипов управления,в рамках отсталого и зачастую противоречивого законодательства, кото-рое тем не менее нельзя нарушать, то время от времени возникают про-тиворечия с традиционными правилами и обычаями планирования, учетаи делопроизводства. В таких случаях приходится искать компромиссныерешения и вести двойную бухгалтерию.Открытость. Все связанные с экспериментом информационные ре-сурсы: нормативные документы, публикации, в частности все публика-ции из списка литературы к настоящей статье, представлены в открытомдоступе в специальном разделе «Болонский процесс» на сайте факуль-тета информатики ТГУ по адресу http://www.inf.tsu.ru. Наиболее опе-ративным и действенным каналом обратной связи оказалась специаль-ная страница сайта «Вопросы и ответы по Болонскому процессу». Ходэксперимента регулярно обсуждается на ученом совете университета ифакультета, освещается в университетской многотиражной газете и поуниверситетскому телевидению, на научно-методических совещаниях иконференциях различного уровня. Только так может быть создана атмос-фера общественного консенсуса, без которой невозможны инновации всоциальных системах.Направления эксперимента делятся на три группы. К первой группеотносятся мероприятия, относящиеся к Болонскому процессу в узкомсмысле, регламентирующему только внешние - интерфейсные - отно-шения между вузами в процессе академических обменов, а также междувузами и рынком квалифицированного труда:1) введение двухуровневой системы образования;2) внедрение кредитной системы.Вторую группу составляют мероприятия, охватываемые широкимтолкованием Болонского процесса. Хотя формально он не предполагаетвмешательства в организацию учебной работы, однако декларируемые имцели настолько тесно связаны с западной моделью высшего образования,что, намереваясь достичь этих целей, вузы неизбежно должны в какой-томере перенять и общепринятыев библиотеках, на лужайках, в кафе. Такую сцену у нас можно наблю-дать только два раза в год во время экзаменационной сессии. Самостоя-тельная работа там не мифическая цифра в учебном плане, а повседнев-ная реальность. Студенты не перегружены аудиторными занятиями, импредоставлена большая свобода, однако она сочетается с регулярной ижесткой системой контроля. В рамках нашего эксперимента в качествеинструментов, стимулирующих самостоятельную работу, предлагаютсяследующие:5) модульный учебный график;6) балльно-рейтинговая система оценивания;7) электронные образовательные ресурсы.Перечисленные выше инновации существенным образом меняютуправление учебным процессом, в частности, резко увеличивается объемработ по составлению и отслеживанию индивидуальных учебных планов.В зарубежных университетах эти функции осуществляются централизо-ванно [3] для всего контингента студентов, насчитывающего в крупныхвузах десятки тысяч человек. Соответствующую службу, поддерживаю-щую мощную информационную систему, возглавляет администратор вы-сокого ранга, называемый регистратором - Registrar. В российских вузахвесь учебный процесс традиционно планируется и контролируется науровне факультетов, поэтому к перечисленным выше направлениям экс-перимента добавляется еще одно:8) разработка автоматизированной информационной системы дляуправления учебным процессом на уровне факультета.В последующих разделах мы кратко изложим пути реализации и пер-вые результаты эксперимента по каждому из направлений.Двухуровн евая система и кредитны е учебны епл аныНачиная с 2006/07 учебного года на факультете информатики вместообучения по специальности «Программное обеспечение вычислительнойтехники и автоматизированных систем» с двумя специализациями «Си-стемное программирование» и «Информационные технологии в экономи-ке» началась подготовка бакалавров по направлениям «Информационныетехнологии» и «Прикладная информатика». Произведено два выпускабакалавров по обоим направлениям. Лицензированы образовательныепрограммы подготовки магистров по указанным направлениям, в 2009/10учебном году произведен первый набор в магистратуру.Типичная проблема, с которой сталкиваются все вузы, переходящиена современные кредитные учебные планы, - увязка старых и новых еди-ниц измерения трудоемкости дисциплин. Хотя образовательные стандар-ты нового поколения в принципе должны отказаться от аудиторных часови часов общей нагрузки и измерять содержание обучения только кре-дитными часами (зачетными единицами), при составлении конкретныхучебных планов все равно приходится планировать аудиторную нагрузкустудентов по каждой дисциплине. Если использовать министерские ре-комендации, приравнивающие 36 часов общей нагрузки к одному кре-дитному часу, и сложившуюся практику, при которой аудиторная нагруз-ка составляет половину общей, получается неизбежное противоречие стребованием государственного образовательного стандарта, устанавли-вающего нормальную продолжительность аудиторной нагрузки 27 часовв неделю. Поэтому при назначении кредитов дисциплинам мы пошли сдругого конца. Если учесть, что по стандартам ECTS семестровая нормадолжна составлять 30 кредитных часов, то окажется, что один кредитныйчас соответствует приблизительно одному аудиторному часу в неделю втечение семестра с корректировкой в большую или меньшую сторону взависимости от трудоемкости конкретной дисциплины (рис. 1). Пример-но такое же соотношение наблюдается и в американских университетах,если пересчитать их кредиты в зачетные единицы ECTS.Рис. 1. Фрагмент кредитного учебного плана.Введены две новые графы: число кредитных часов и признак критичностидисциплины для реализации смешанного синхронно-асинхронного обученияВведени е эл емент овасин хронн ой системы обучени яПринятая повсеместно за рубежом асинхронная система обученияпринципиально отличается от традиционной для отечественных вузовсинхронной (групповой) системы, когда формируемые на первом курсеакадемические группы занимаются по единому учебному плану, распи-санному по годам обучения, и в неизменном (в идеале) составе переходятс курса на курс вплоть до окончания вуза. При синхронной системе по-нятия «курс» и «год обучения» совпадают (если студент по каким-либопричинам не прерывал учебу).При асинхронной системе учебный план не расписывается по годамобучения. Каждый студент занимается по индивидуальному учебномуплану и самостоятельно выбирает дисциплины (с учетом ограничений налогическое предшествование) для освоения в каждом периоде. При этомтеряют смысл понятия «академическая группа» и «курс»; два студента,сидящие рядом на лекциях по одной дисциплине, могут никогда большене встретиться в аудитории.Отечественный опыт показывает, что в российских условиях, на со-временном уровне обеспеченности вузов преподавателями и помещения-ми, реализация асинхронной системы в чистом виде нереальна, так кактребует дополнительных затрат для организации параллельных лекцион-ных потоков по многим дисциплинам. В связи с этим большой интереспредставляет смешанная система, при которой значительная часть учеб-ного процесса проходит по типовому учебному плану, расписанному погодам обучения, но при этом студентам предоставляется возможностьв определенных пределах индивидуализировать свою образовательнуютраекторию.При смешанной системе дополнительно к традиционному понятию«курс», который понимается как контингент студентов, обучающихся потиповому учебному плану соответствующего года обучения, вводится по-нятие «академический ранг». Студент большую часть занятий проводитс потоком «своего» курса, соответствующего его академическому рангу,однако ряд дисциплин он может изучать со студентами других курсов.При такой системе академический ранг не связан с календарным годомобучения. В силу своих способностей и возможностей студент можетучиться как медленнее, так и быстрее, чем это предусмотрено типовымучебным планом.Принятая нами модель смешанной синхронно-асинхронной системыоснована на предложенной изначально в РУДН и рекомендованной затемМинистерством образования схеме деления обязательных для изучениядисциплин на две группы. Первую группу составляют дисциплины (понашей терминологии они называются критическими), определяющиеакадемический ранг студента. Меняя процент критических дисциплинот 100 до 0, можно плавно регулировать степень синхронности учебногопроцесса от традиционного в российской высшей школе полностью син-хронного до принятого за рубежом полностью асинхронного. Выбирае-мое значение зависит от многих факторов, в первую очередь от размерааудиторного фонда и возможностей штатного расписания. Меняется онои на протяжении срока обучения: в действующем учебном плане на пер-вом курсе объем критических дисциплин составляет 85 %, на втором -около 70 %, на третьем - 45 %, на четвертом - 30 %.Каждый студент, начиная со второго семестра первого курса, имеетправо составить индивидуальный учебный план на предстоящий се-местр. При этом ему рекомендуется некоторый стандартный вариант,соответствующий текущему академическому рангу. Индивидуализацияплана производится в терминах отклонений от стандартного путем уда-ления некоторых дисциплин или добавления новых (рис. 2). Разумеется,включение некоторой дисциплины возможно только тогда, когда успеш-но освоены все ее логические предшественники. Если к установленномусроку предложений от студента не поступило, он считается обучающим-ся по рекомендованному варианту.Рис. 2. Пример индивидуального учебного плана на семестр.Для каждой дисциплины указаны обязательные предшественники и результатыих освоения, признак критичности и объем в кредитных часах (КЧ). В данномвыбранном специально нетипичном примере из рекомендованных дисциплин виндивидуальном плане остались только четыреПределы возможностей индивидуализации учебного плана зависятот статуса студента. В российских вузах в настоящее время объективносформировалась внутренне противоречивая смесь бесплатного и платно-го образования. С одной стороны, формально права и обязанности бюд-жетных и платных студентов одинаковы, но тогда почему одни учатсябесплатно, а другие платят за тот же комплекс услуг немалые деньги?Наша позиция по этому вопросу предельно четкая. С точки зрения со-держания образования статус всех студентов одинаков, базовый учебныйплан и требования к качеству образования должны быть едины. Однако сточки зрения сроков выполнения учебного плана платные студенты (они,как правило, более слабые, потому и не прошли по конкурсу на бюджет-ные места) должны иметь больше возможностей.Государство оплачивает обучение каждого бюджетного студента, ис-ходя из того, что высшее образование будет получено в течение норма-тивного срока (для бакалавров - 4 года), поэтому оно вправе потребо-вать, чтобы такие студенты ежегодно увеличивали свой академическийранг. Для этого они должны в обязательном порядке включать в инди-видуальные планы все рекомендованные критические дисциплины. Чтокасается некритических дисциплин, то здесь студенту предоставляетсявозможность самому определять время их освоения, а при получениинеудовлетворительной оценки - изучать повторно на условиях платногорепетиторства.Для студентов, обучающихся по договору, срок обучения изначальноне лимитирован. В рамках Болонского процесса возможны самые различ-ные перемещения между вузами, между различными уровнями обученияи образовательными программами. Студент может учиться как медлен-нее, так и быстрее типового учебного плана (например, при получениивторого высшего образования). Обучаясь за счет собственных средств,он вправе сам определять свою образовательную траекторию, оплачиваяв каждом семестре необходимое число кредитных часов. При этом длятого, чтобы студент реально учился, а не только числился в контингенте,вводится ограничение: число кредитных часов в учебном году должнобыть не менее 30, т.е. половины обычной нормы.По окончании каждого учебного года подводятся итоги обучения.Студент повышает академический ранг (в традиционной формулировке -переводится на следующий курс), если он получил кредиты по всем кри-тическим дисциплинам за прошедшие периоды обучения и общее числонабранных кредитных часов составляет: для студентов 1-го курса - 50;для студентов 2-го курса - 110; для студентов 3-го курса -170. Таким об-разом, на всех курсах, кроме последнего, имеется льгота в 10 кредитныхчасов.Для добросовестного студента правила подведения итогов не пред-ставляют интереса: в конце каждого учебного года он автоматически вы-полняет соответствующие требования и повышает свой академическийранг. Сложнее обстоит дело со студентами, не выполнившими индивиду-альный учебный план. Традиционные правила, сложившиеся в условияхбесплатного образования, на этот счет являются предельно жесткими:студент, не выполнивший типовой план, немедленно должен быть от-числен из вуза за неуспеваемость. Этим они разительно отличаются отрыночных, где вообще неведомы понятия «неуспеваемость» или «ака-демическая задолженность». Каждый учится, как может, за собственныеденьги, любой неудачно сданный предмет можно изучить повторно, опла-тив дополнительные кредитные часы.В рамках эксперимента приняты компромиссные правила, учитываю-щие статус обучающегося. Бюджетные студенты, не выполнившие усло-вия повышения академического ранга, отчисляются, остальные имеютвозможность продолжить обучение (рис. 3), при этом несданные дисци-плины должны быть включены в индивидуальный план в будущем, од-нако за их повторное изучение придется платить как за дополнительныеобразовательные услуги.Опыт применения данной системы показал, что студенты довольнобыстро к ней адаптировались, хотя подавляющее большинство хорошоуспевающих студентов предпочитают не отклоняться от рекомендованно-го плана и учиться в общем потоке (это удобнее и с точки зрения расписа-ния занятий, которое оптимизируется для академических групп). То естьпока индивидуализация плана происходит в основном вынужденно, в силуразличных обстоятельств. Доля таких нестандартных студентов на пер-вых двух курсах составляет 5-10 %, а на старших возрастает до 30-35 %.Рис. 3. Пример подведения итогов обучения по семестрам и учебным годам.Данный бюджетный студент подлежит отчислению как не ликвидировавшийзадолженность по трем критическим дисциплинам, хотя общее число набранныхкредитов превышает пороговое значение 110. Понятия СКБ (средний кредитныйбалл) и GPA (Grade Point Average) объясняются в следующем разделеСлишком укоренилось пассивное отношение студентов к учебному пла-ну, слишком различны материальные возможности наших и зарубежныхвузов. Потребуются годы для того, чтобы учебный процесс стал истинноасинхронным.Расши ренн ая шкала оценив ани я зн ани йКак известно, учебные заведения СССР не могли выбирать системуоценивания знаний, она определялась на самом высоком правительствен-ном уровне. Перестройка высшего образования в постсоветский периодпривела к значительному расширению прав вуза по выбору средств иметодов обучения. В связи с этим в ряде вузов начались экспериментыпо внедрению нетрадиционных шкал и методов оценивания, имеющихцелью более тонкое и дифференцированное оценивание знаний и уме-ний обучающихся, создание стимулов для регулярной работы в течениесеместра.Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с Болонскимпроцессом, так как кредитная система ECTS предусматривает введениеединой европейской шкалы оценивания знаний. Поскольку непосред-ственное введение европейских оценок в российских вузах сопряжено сбольшими психологическими проблемами, оценки по дисциплинам мо-гут выставляться в локальной шкале, но при этом должен быть обеспеченадекватный перевод оценок в шкалу ECTS.С другой стороны, в ряде случаев, в особенности когда на расширен-ную систему оценок переходит не весь вуз, а отдельные факультеты, воз-никает необходимость иметь оценки в традиционной 4-балльной шкале.Она используется при решении вопроса о выдаче диплома с отличием,при назначении повышенной стипендии, при представлении к различ-ным наградам, к этой шкале привязаны статистические показатели абсо-лютной и качественной успеваемости и т.п.Исходя из соображений интуитивной понятности, основанной на на-циональных традициях оценивания знаний, удобства перевода оценокв традиционную 4-ступенную систему и европейскую шкалу оценокECTS, для эксперимента было решено использовать традиционную от-ечественную шкалу, расширенную плюсами-минусами, что превращаетее в 11-ступенную (рис. 4). Такая шкала имеет достаточно градаций длятонкого дифференцированного оценивания и вместе с тем совершенноестественно интерпретируется студентами и преподавателями. Никому вРоссии не нужно объяснять, чем отличается, скажем, «4-» от «3+».Специфическую функциональную нагрузку несут две отрицатель-ных оценки, присутствующие и в шкале ECTS. Оценку «2+» можнопересдать, но только один раз, «чистую» двойку пересдать нельзя. По-лучивший двойку студент обязан не просто пересдать экзамен, а изучитьдисциплину заново с самого начала. Преподаватель может поставить еестуденту, который в течение семестра систематически пропускал обя-зательные занятия, не выполнял промежуточные контрольные задания.Такая же оценка ставится и при списывании на экзаменах, что являетсясугубо национальным злом. В западных вузах такие действия осуждают-ся в самой студенческой среде и чрезвычайно редки; студент, уличенныйв списывании, подвергается отчислению из вуза.Говоря об оценках, следует упомянуть и о специфической проблемезачетов. Деление форм промежуточной аттестации на экзамены и зачетыявляется архаизмом, унаследованным с советских времен и закреплен-ным законодательным ограничением на число экзаменов в сессию. В ито-ге до 40 % дисциплин, выносимых в приложение к диплому, оцениваетсябезликой оценкой «зачтено». Продиктованное гуманными соображения-Рис. 4. Расширенная традиционная шкала оценокОценкаФормазаписипрописьюЧисленноезначениеКритерий оцениванияПеревод вECTSПереводв традиционнуюшкалу5+ Отл-плюс 5,3 Выдающийся уровень знаний,превышающий объем обяза-тельного материала, с творче-ским подходом к дисциплинеA Отлично5 Отлично 5,0 Отличный уровень знаний впределах обязательного мате-риала, возможно, с некоторы-ми погрешностямиB5- Отл-минус 4,74+ Хор-плюс 4,3 Обычный хороший уровеньзнаний с заметнымиошибкамиС Хорошо4 Хорошо 4,04- Хор-минус 3,73+ Уд-плюс 3,3 Уровень знаний ниже средне-го, с существеннымиошиб-камиD Удовлетворитель3Удовл. 3,0 но3- Уд-минус 2,7 Минимально возможный до-пустимый уровень знанийE2+ Неуд-плюс 0 Неудовлетворительныйуровень знаний, но с возможностьюповторной пересдачиэкзаменаFX Неудовлетворительно2 Неудовл. 0 Неудовлетворительный уровеньзнаний, требуется повторноеизучение дисциплиныFми, данное ограничение на деле носит дестимулирующий характер, по-рождая уравниловку и безразличие к собственным успехам. В болонскомконтексте такая ситуация невозможна, так как в европейском приложениик диплому все дисциплины за редким исключением должны оцениватьсядифференцированными отметками.Данное ограничение можно обойти (еще один пример компромисс-ного решения), используя понятие «дифференцированный зачет», когдасеместровая оценка выставляется не по результатам итогового тестирова-ния или собеседования, а по данным текущей аттестации в течение всегосеместра. Тем самым дополнительно подтверждаются полезность и эф-фективность различных накопительных (рейтинговых) систем оценива-ния, с успехом зарекомендовавших себя в ряде вузов.Расширенная шкала оценок на факультете информатики прижиласьлегко и целиком себя оправдала. По результатам опроса, ее одобряют бо-лее двух третей студентов и почти 100% преподавателей. Недифферен-цированные зачеты оставлены по узкому кругу бескредитных предметов:физкультура, библиотековедение.Возникает естественный вопрос: какие оценки должны выноситься вприложение к диплому? По-видимому, здесь также следует принять ком-промиссное решение. Каждому выпускнику можно выдавать два прило-жения: одно - традиционное отечественное с привычными оценками, авторое - европейское с оценками ECTS. Расширенная шкала позволяетлегко сделать пересчет в обе шкалы, при этом европейское приложениедает возможность выдавать дипломы, дифференцированные по качествуна несколько категорий, а не только на две, как у нас.Модульны й учебны й графи кДля повышения активности самостоятельной работы и усиления те-кущего контроля за успеваемостью на факультете информатики ТГУ вве-ден модульный учебный график, предусматривающий разделение семе-стра на четыре четверти. Каждая четверть включает 4 учебных недели иодну контрольную, в течение которой регулярные аудиторные занятия непроводятся. Вместо них организуются коллоквиумы, консультации, про-межуточные экзамены, защиты самостоятельных работ. Студенты тут женазвали контрольные недели «контрсессиями». В конце семестра добав-ляется еще одна контрольная неделя; таким образом, в семестре имеется16 рабочих недель и 5 контрольных. Общий баланс учебного временипри этом сохраняется, однако традиционная длительная экзаменацион-ная сессия при этом распределяется равномерно по семестру. Как показалопыт, такой график позволил повысить ритмичность учебного процесса,уменьшить психологическую нагрузку на студентов во время экзамена-ционной сессии.Проведенный анонимный опрос показал, что в целом положительнок модульному графику относятся 86 % студентов, 9 % его не одобряют,остальные относятся к нему нейтрально. Вместе с тем выявились неко-торые проблемы, связанные с организацией контрольных сессий. Еже-месячное тестирование в течение одной недели по всем предметам (а ихв учебном плане может быть около десятка) оказывается слишком трудо-емким для студентов. Поэтому в перспективе предусматривается гибкоепланирование контрольных мероприятий. Более того, некоторые предме-ты можно не равномерно распределять по всему семестру, а читать кон-центрированно в течение одной-двух четвертей. Вариантов много, приэтом модульное построение предоставляет хорошую возможность дляоптимизации учебного графика.Некоторую сумятицу вносят в учебный процесс принудительные, вве-денные по странным соображениям новогодние каникулы, которые раз-рывают семестр и расхолаживают студентов. По нашему мнению, еслиуж государство решило дать преподавателям и студентам дополнитель-ные дни отдыха, то разумно было бы разрешить вузам использовать их посвоему усмотрению, например весной или летом.Балл ьно-рейтинг овая системаПод балльно-рейтинговой мы понимаем такую систему промежу-точной (семестровой) аттестации по дисциплине, которая учитывает нетолько результаты завершающего экзамена, но обобщает успеваемостьстудента по данному предмету в течение семестра по результатам про-межуточных сессий. Она естественным образом сочетается с модульнымучебным графиком и расширенной шкалой оценивания.Один из очевидных алгоритмов обобщения состоит в том, что всемконтрольным мероприятиям приписываются веса, в сумме дающие еди-ницу. Промежуточные оценки переводятся из символической формы вчисла в соответствии со шкалой на рис. 4 и суммируются со своими ве-Численное значение оценкиСтудентКонтрольное мероприятие и его удельный весТест 2 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Экзамен Итог0,15 0,15 0,15 0,15 0,4Иванов 2 3+ 4- 4 5+ 4-Петров 5 5 5 5 4- 5Сидоров 3- 3+ 4 5 4 4сами. Результат округляется до ближайшего численного значения оцен-ки и вновь переводится в символическую форму (таблица). Однако этотспособ далеко не единственный, некоторые преподаватели предпочита-ют использовать чисто накопительную многобалльную (100-500-1000баллов) систему. В рамках эксперимента преподавателям предоставленоправо использовать любые удобные им способы оценивания и обобщенияс двумя ограничениями: 1) итоговая оценка должна выставляться в уни-фицированной расширенной шкале; 2) система оценивания по дисципли-не должна быть сообщена студентам на первом же занятии.Как показали результаты опроса, модульный учебный график и балль-но-рейтинговую систему одобряет подавляющее большинство студентов.С другой стороны, такая система предъявляет повышенные требованияк преподавателям, так как предусматривает резкое увеличение числатестовых мероприятий с соответствующей подготовкой контрольно-измерительных материалов.Имея результаты промежуточной аттестации по дисциплинам, можновычислить обобщенные показатели успеваемости студента за любой про-шедший учебный период (семестр, учебный год или все время с началаобучения). В рамках эксперимента используется два показателя: среднийкредитный балл (СКБ) для внутреннего пользования и международнопризнанный средний балл Grade Point Average (GPA).СКБ вычисляется по следующей формуле:где - трудоемкость i-й дисциплины в кредитных часах; Oi - численноезначение оценки (см. таблицу). Суммирование осуществляется по всемдисциплинам, удовлетворяющим следующим условиям: она является обязательной дисциплиной или дисциплиной повыбору студента, предусмотренной профессиональной образова-тельной программой, т.е. военная подготовка, входящая в разрядфакультативных, не учитывается; она входит в индивидуальный рабочий учебный план; по ней применяется расширенная шкала оценок, т.е. не учитыва-ются дисциплины, по которым оставлены недифференцирован-ные зачеты.СКБ характеризует студента не только с позиции его способностей,но и с точки зрения добросовестности выполнения индивидуальныхучебных планов. Если некоторая дисциплина планировалась и не сда-на, то соответствующие ей кредитные часы войдут в знаменатель, ноне в числитель. На основании СКБ составляются упорядоченные спи-ски (рейтинг-листы), по которым объективно назначаются поощрения, вчастности, отбираются студенты для перевода с платной на бюджетнуюформу обучения.Показатель GPA рассчитывается по аналогичной формуле, однакосуммирование производится только по предметам, по которым полученыположительные оценки. То есть учитывается сама оценка по дисциплине,а не история ее получения. Именно этот показатель, усредненный за всевремя обучения, выносится в приложение к диплому и интересует потен-циального работодателя.Дисциплина Ti Оценка Oi Ti OiДисциплина 1 4 5- 4,7 18,8Дисциплина 2 2 4 4 8Дисциплина 3 6 4- 3,7 22,2Дисциплина 4 4 2+ 0 0Дисциплина 5 1 ЗачетСумма для СКБ 16 49Сумма для GPA 12 49Рис. 5. Пример расчета СКБ и GPAДля иллюстрации приведем пример расчета СКБ и GPA по результа-там некоторого гипотетического семестра (рис. 5). Отсюда СКБ = 49:16 ==3,06; GPA = 49:12 = 4,08.Развити е эл ектронны х образовательны х ресурсовКак уже отмечалось, важнейшей задачей эксперимента является ак-тивизация самостоятельной работы студентов, смена парадигмы учебно-го процесса с преподавания на обучение. В конечном счете на это ори-ентированы описанные выше составляющие эксперимента: модульныйучебный график, балльно-рейтинговая система и расширенная шкалаоценивания знаний. Одним из дополнительных мероприятий в данномнаправлении является развитие электронных образовательных ресурсов,которые должны быть доступны студенту по его требованию в любомместе в любое время. Такая практика является обычной для зарубежныхуниверситетов, развертывающих крупномасштабные системы управле-ния учебным контентом - Learning Content Management Systems (LCMS).Системы такого класса часто ассоциируются с дистанционным обучени-ем, хотя на самом деле их роль значительно шире, они прекрасно сочета-ются с традиционными формами очного обучения.В рамках данного направления на факультете развернута системауправления учебным контентом MOODLE, которая дает возможность покаждой дисциплине создать электронный учебно-методический комплекс,включающий программу курса, лекционные презентации, электронныеобразы учебников, систему контрольных тестов, форумы и т.д. СистемаMOODLE функционирует на основе свободно распространяемого про-граммного обеспечения, она широко используется мировым академиче-ским сообществом, переведена на десятки языков, в том числе русский,и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 странмира.Подготовка качественных учебно-методических комплексов в элек-тронной форме представляет собой длительный и исключительно трудо-емкий процесс. В этом направлении нами сделаны только первые шаги,однако перспективность его несомненна.Авт оматиз аци я управл ени я учебны м процессомРеформирование учебного процесса невозможно без поддержки егосоответствующими информационными технологиями. В связи с этимразработана информационная система управления учебным процессомна уровне факультета, включающая процедуры ведения индивидуальныхкредитных учебных планов, отслеживание текущей успеваемости, со-ставления и ведения расписания занятий и т.д. Несколько экранных форммы приводили в качестве примера на рис. 3 и 4. Поскольку в ходе экспе-римента происходят постоянные корректировки структур данных, формвходных и выходных документов, применялась технология быстрой раз-работки приложений, в качестве которой использована широко известная,достаточно надежная и хорошо защищенная система групповой работыLotus Domino / Notes.Весьма содержательным и динамичным является сайт факультета, ко-торый тесно интегрирован с данной информационной системой. В 2006 г.во Всероссийском конкурсе образовательных интернет-ресурсов он былпризнан лучшим в России по номинации «Профессиональное образова-ние»*.* Разработчиком приложений и администратором системы Lotus Domino / Notesявляется ведущий программист Т.С. Завьялова; программная архитектура сайтаразработана В.С. Дикке; разработчиком Web-приложений и редактором являетсяЕ.Н. Якунина.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 370
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гладких Б.А. | Томский государственный университет | gladkikh_ba@yahoo.com |
Ссылки
Гладких Б.А. Может ли Болонский процесс стимулировать повышение качества и эффективности образования в российском вузе? // Экономика образования. 2007. № 6. С. 4-15 (http://www.inf.tsu.ru/library/publications/2008/2008-53.djvu).
Положение об организации учебного процесса на факультете информатики Томского государственного университета (с комментариями для студентов и преподавателей) / Б.А. Гладких, А.М. Бабанов, А.Е. Ерохин и др. Томск: Том. гос. ун-т, 2006. 31 с. (http://www.inf
Гладких Б.А. Система высшего образования в США: особенности организации и управления // Экономика образования. 2005. № 6. С. 68-89 (http://www.inf. tsu.ru/library/publications/2006/2006-5.djv).

Опыт реорганизации учебного процессав соответствии с направлениями Болонской декларации | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1400