Патриарх системного мышления и системной практики в управлении. Памяти Расселла Акоффа (12.02.1919 - 29.10.2009)
R
Patriarch of Systems Thinking and Systems Practice in Management and Governance. In Memoriam of Russell Ackoff (02.12.1919 - 10.29.2009).pdf В феврале мы поздравляли его с90-летием, а в октябре, через неделюпосле успешной операции на суставе,из-за неожиданного осложнения егоне стало. От нас ушёл выдающийсямыслитель современности, замеча-тельный теоретик и практик в областиуправления социальными системами.Расселл Линкольн Акофф родился12 февраля 1919 г. в Филадельфии,в семье, эмигрировавшей в США изРоссии ещё в 80-х годах XIX в. В1941 г. он получил диплом архитекто-ра в Пенсильванском университете; в1942-1946 гг. служил в частях АрмииСША на Филиппинах. После войны защитил в университете Пенсиль-вании диссертацию на степень доктора по философии наук, и с 1947 по1951 г. работал в Государственном университете им. Уэйна в Детройтеассистентом профессора философии и математики. Здесь он сделал пер-вые попытки приложить философские представления о природе человекак проектированию и совершенствованию систем, в которых участвует че-ловек. В 1951 г. он с группой своих сотрудников был приглашён на инже-нерный факультет Технологического института им. Кэйса в Кливленде,где сыграл решающую роль в создании первой в мире кафедры по иссле-дованию операций, за что в научных кругах его и называют «отцом иссле-дования операций». В 1964 г. Акоффа с его командой пригласили в УортонСкул Пенсильванского университета для работы на только что созданномфакультете бизнеса. Здесь он в конце 70-х открыл инновационную об-разовательную программу - отделение наук о социальных системах (S3 -Social Systems Sciences Department), где студенты изучали теорию и прак-тику проектирования организационных систем, выходя за рамки делениязнаний на традиционные дисциплины и предметы, получая мотивацию ксамостоятельному мышлению и действию. В 1986 г. профессор Акофф вы-шел на пенсию. Став Эмеритус (заслуженным) профессором от корпора-ции Анхойзер-Буш, он организовал консультационно-исследовательскуюфирму по стратегическому планированию INTERACT, принимающую за-казы на решение любых проблем от любых клиентов, продолжив деятель-ность, ранее выполнявшуюся по контрактам клиентов с университетскимотделением S3. В 2000 г. в университете на факультете техники и приклад-ных наук был создан Центр разработки системных технологий им. Акоф-фа (the Ackoff Center for Advancement of Systems Approaches, - ACASA).Уортон Скул основала в 2002 г. стипендию им. Акоффа для докторантов.Акофф сохранял активность до самого последнего времени: ездил в ка-честве приглашённого профессора в университеты США и других стран,вплоть до сентября 2009 г. преподавал на курсах повышения квалифи-кации для руководящих кадров. С 2003 г. он читал в университете курс«Приложения системного мышления в менеджменте» для магистрантови докторантов. Его преподавательские таланты были широко известны.В прессе его часто называли «гуру», но он обычно на это говорил: «Яне гуру. Гуру воспитывает последователей, которые только повторяют то,чему он учит. Я же поощряю учеников самостоятельно применять идеидля осуществления решений, наиболее эффективных для них». Достиже-ния Акоффа получили широкое признание: он был почётным доктором ипрофессором многих университетов мира, членом ряда научных обществи академий. В 1993 г. он был избран иностранным членом Российскойакадемии естественных наук.Расселл Акофф заслуженно считается главным идеологом и практи-ком системной парадигмы в преобразовательной деятельности человекав прошлом и наступившем веках. Само понятие системности старо какмир. В мире всё системно, и это ощущали и понимали мыслители всехвремён и народов. Однако степень системности любой сущности можетбыть различной и меняться со временем в любую сторону (рост и раз-витие, спад и деградация). Заслуга Расса (он предпочитал, чтобы к немутак, на американский манер, обращались все из его окружения) в том, чтоон первым сосредоточил внимание на особенностях преобразования со-циальных систем, самой существенной частью которых являются люди.Их принципиальное отличие от всех других природных объектов заклю-чается в сугубо субъективной способности людей к творчеству, целепола-ганию, в стремлении к реализации целей, и связанной с этим принципи-ально неустранимой неопределённостью поведения социальных систем(см.: Акофф Р.Л., Эмери Ф.Е. О целеустремлённых системах. М.: Сов.радио, 1974).Успех или неудача в любой деятельности человека определяются тем,достаточно ли хорошо мы знаем, с чем имеем дело (это определяет каче-ство наших планов), и достаточно ли правильно мы организуем исполне-ние планов. Эти два компонента взаимодействия человека с окружающейего реальностью Расс называл Системным Мышлением и СистемнойПрактикой. Все его труды были направлены на повышение системностии теории и практики проектной деятельности людей.В области теории Расс особенно настаивал на том, что в работе с со-циальными системами необходимо изменить исторически сложившиесяпропорции значимости разных аспектов их системности. В нашей куль-туре преобладает аналитический подход к действительности: считаетсясамым важным понять, как действует управляемая система, из каких ча-стей она состоит и как эти части взаимодействуют. Вся структура нашихзнаний имеет аналитический характер: всё наше знание о мире поделенона специальные области знаний (дисциплины), с их дальнейшим дро-блением на разделы, вплоть до элементов, из которых состоят объектырассмотрения. Расс настаивал на переносе внимания на синтетическиеаспекты социальных систем: Значимость (смысл) существования системы определяется еёролями в окружающей среде. Проявления системы в среде (её функции)являются эмерджентными свойствами, т.е. не сводящимися к свойствамчастей системы и не выводящимися из них, присущими только системев целом. Они определяются не столько тем, как действует каждая часть,сколько тем, как части взаимодействуют между собой. Отсюда рекомен-дация руководителям организаций - заниматься не улучшением работыотдельных подразделений (это, как правило, не приводит к улучшениюработы системы в целом, а то и ухудшает её), а улучшением взаимодей-ствий между ними (см.: Акофф Р. Менеджмент в XXI веке. Томск: Изд-воТом. ун-та, 2004). Закон диалектики о всеобщей взаимосвязи и взаимозависимостив природе применительно к социальным системам проявляется в том, чтов реальной жизни никакую проблему отдельного субъекта нельзя рассма-тривать и решать без учёта интересов других субъектов, участвующих вситуации, проблемной для него. Для системы мнений всех участников си-туации («стейкхолдеров») Расс ввёл понятие mess (которое я предлагаюпереводить на русский язык как «проблемное месиво»), а также разрабо-тал понятие улучшающего вмешательства как идеально демократичногорешения проблемы. Идея учёта интересов всех стейкхолдеров требует невыяснения того, кто прав, а кто неправ (у каждого - своя правда), а поискаобщего согласия (см.: Акофф Р.Л. и др. Идеализированное проектирова-ние. Днепропетровск: Изд-во BalanceBusinessBooks, 2007).В области практики самым выдающимся достижением РасселлаАкоффа, несомненно, является создание технологии решения проблем,названной им «идеализированным проектированием», «интерактивнымпланированием», или «растворением» («dissolution») проблемы. Эта тех-нология является ярким проявлением синтетического подхода к делу.Главный шаг в этой технологии состоит в предположении о «полномисчезновении» той системы, которая нам не нравится, при сохраненииокружающей среды. Суть технологии заключается в том, что главнымпрепятствием в достижении наших целей являемся мы сами, точнее -наши априорные ограничения, предположения, заложенные в нашейкультуре. Предлагается не заниматься исправлением недостатков суще-ствующей системы, не пытаться преодолеть или обойти существующиеограничения на возможные наши действия, а приступить к проектирова-нию системы, которая воплотит желания и устремления всех участниковпроблемной ситуации, не оглядываясь на то, реализуемы ли они. И лишьследующими шагами является выяснение того, в какой мере это реали-зуемо, и осуществление возможного. Богатая практика Расса по примене-нию этой технологии в реальной жизни доказала её высокую эффектив-ность.Один эпизод в научной биографии Расса имел драматический харак-тер. Он был основателем целого научного прикладного направления - ис-следования операций. Разработка принципов построения и исследованияматематических моделей реальных систем, успешные приложения этойметодологии к оптимизации реальных сложных систем (поначалу, в силуисторических обстоятельств, - военного назначения, а затем перенос надругие системы, прежде всего технические), организация подготовкиспециалистов этого профиля, создание первой университетской кафедрыисследования операций, создание Международной научной ассоциацииисследования операций и пребывание её председателем в течение не-скольких лет - всё это эпизоды активной деятельности Расса в 50-60-хгодах. И вдруг он выступает с критикой безоглядного применения иссле-дования операций к социальным системам (The Future of OR is Past //Journal of the Operational Research Society. 1979. №30. Р. 189-199). (При-мечательно, что примерно тогда же основатель теории информации КлодШеннон выступил со статьёй «Бандвагон», осуждающей неправомерноеприменение этой теории к социальным явлениям!). Аргументом послу-жило то, что сложность человеческой природы превышает возможностиеё адекватного математического моделирования.Это было шоком для всех прикладных математиков. Однако жизнь до-казала правоту Расса. На стене рабочего кабинета Расса висит в рамочкеписьмо Питера Друкера, всемирно признанного авторитета в области ме-неджмента. Расс очень гордился им. Привожу этот документ в переводеи в оригинале.«В то время я был, как Вы, на-верно, помните, одним из первых,кто применил Исследование Опе-раций и новые методы Количе-ственного Анализа к конкретнымПРОБЛЕМАМ БИЗНЕСА, - а не квоенным или научным проблемам,для которых они были изначальноразработаны. Я возглавлял коман-ды, применявшие эту новую тех-нологию в двух крупнейших в мирекомпаниях - GE (Дженерал Элек-трик) и AT&T (Америкэн Телефонэнд Телеграф). Мы успешно решилинесколько крупных производствен-ных и технических проблем дляэтих компаний, - и мои клиентыбыли весьма довольны. Но тольконе я, - ведь мы решили ТЕХНИЧЕ-СКИЕ проблемы, и наша работане повлияла на эти организации ина их образ мыслей. И даже наобо-рот: мы почти убедили руководи-телей этих двух больших компанийв том, что КОЛИЧЕСТВЕННЫЕМАНИПУЛЯЦИИ вполне заменя-ют РАЗМЫШЛЕНИЯ. Вот тогда-то Ваши публикации и практиче-ские работы показали нам, - или, вовсяком случае, мне, - что черёд КО-ЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА на-ступает ПОСЛЕ самого МЫШЛЕ-НИЯ - он уточняет размышления;он выявляет интеллектуальные не-чёткости и зависимость от некри-тичного доверия к прецедентам,от непроверенных предположенийи от кажущегося «очевидным». Ноон не заменяет упорного, строго-го, требующего интеллектуально-го напряжения РАЗМЫШЛЕНИЯ.Он этого требует, но не заменя-«I was then, as you may recall,one of the early ones who applied OperationsResearch and the new methodsof Quantitative Analysis to specificBUSINESS PROBLEMS - ratherthan, as they had been originally developedfor, to military or scientificproblems. I had led teams applyingthe new methodology in two of theworld's largest companies - GE andAT&T. We had successfully solvedseveral major production and technicalproblems for these companies -and my clients were highly satisfied.But I was not-we had solved TECHNICALproblems but our work hadno impact on the organizations andon their mindsets. On the contrary:we had all but convinced the managementsof these two big companies thatQUANTITATIVE MANIPULATIONwas a substitute for THINKING. Andthen your work and your exampleshowed us-or at least, it showed me-that the QUANTITATIVE ANALYSIScomes AFTER the THINKING - itvalidates the thinking; it shows upintellectual sloppiness and uncriticalreliance on precedent, on untestedassumptions and on the seemingly«obvious». But it does not substitutefor hard, rigorous, intellectuallychallenging THINKING. It demandsit, though - but does not replace it.This is, of course, what YOU meanBY system. And your work in thosefar-away days thus saved me - as itsaved countless others - from either«В то время я был, как Вы, на-верно, помните, одним из первых,кто применил Исследование Опе-раций и новые методы Количе-ственного Анализа к конкретнымПРОБЛЕМАМ БИЗНЕСА, - а не квоенным или научным проблемам,для которых они были изначальноразработаны. Я возглавлял коман-ды, применявшие эту новую тех-нологию в двух крупнейших в мирекомпаниях - GE (Дженерал Элек-трик) и AT&T (Америкэн Телефонэнд Телеграф). Мы успешно решилинесколько крупных производствен-ных и технических проблем дляэтих компаний, - и мои клиентыбыли весьма довольны. Но тольконе я, - ведь мы решили ТЕХНИЧЕ-СКИЕ проблемы, и наша работане повлияла на эти организации ина их образ мыслей. И даже наобо-рот: мы почти убедили руководи-телей этих двух больших компанийв том, что КОЛИЧЕСТВЕННЫЕМАНИПУЛЯЦИИ вполне заменя-ют РАЗМЫШЛЕНИЯ. Вот тогда-то Ваши публикации и практиче-ские работы показали нам, - или, вовсяком случае, мне, - что черёд КО-ЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА на-ступает ПОСЛЕ самого МЫШЛЕ-НИЯ - он уточняет размышления;он выявляет интеллектуальные не-чёткости и зависимость от некри-тичного доверия к прецедентам,от непроверенных предположенийи от кажущегося «очевидным». Ноон не заменяет упорного, строго-го, требующего интеллектуально-го напряжения РАЗМЫШЛЕНИЯ.Он этого требует, но не заменя-ет его. Очевидно, именно таковоВАШЕ понимание СИСТЕМНО-СТИ. Тем самым ваши работы техдалёких дней уберегли меня, - да ивеликое множество других - как оттого, чтобы впасть в бездумное«построение моделей» - болезни,поразившей столь многие школыбизнеса за последующие десятиле-тия, - так и от нечётких сужде-ний, выдаваемых за «понимание».Питер Друкерdescending into mindless «modelbuilding» - the disease that all butdestroyed so many of the BusinessSchools in the last decades - or fromsloppiness parading as 'insight'».Peter Drucker Инновации Акоффа в менеджменте представлены пятью прорыв-ными идеями, направленными на коренное преобразование организации.Эти идеи - результат применения системного мышления, синтетическо-го рассмотрения проблемы: 1) Интерактивное планирование, делающееавторами проекта изменений самих участников проблемной ситуации.2) Внутренняя рыночная экономика организации, создающая заинтере-сованность каждого подразделения в удовлетворении пользователя ка-чеством своей продукции. 3) Циркулярная организация, совмещающаяиерархичность управления с его демократичностью. 4) Многомерная ор-ганизация, позволяющая адаптировать организацию к изменениям средыили целей руководства без структурных потрясений. 5) Создание подси-стемы обучения и адаптации в составе системы управления организаци-ей, что обеспечит её своевременное и успешное реагирование на проис-ходящие в окружающей среде перемены (в последнее время эта идея науровне топ-менеджмента разрабатывается в форме «электронного прави-тельства»). Идея Расса о приоритете синтетического подхода над аналитиче-ским в преобразовательной деятельности человека логично вывела его нарассмотрение проблем образования. И здесь он усмотрел необходимостьи возможность коренных преобразований. Его последняя монографияозаглавлена «Turning Learning Right Side Up: Putting Education Back onTrack» (2007) (Русский перевод: Расселл Акофф, Дэниел Гринберг. Пре-образование образования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008). В ней опи-саны перспективы и результаты использования системного мышления иприменения системной практики в процессе образования на протяжениивсей жизни человека, от младенчества до старости.Трудно сказать, чему Расс уделял больше внимания и усилий, - разра-ботке теоретических идей системного мышления или их претворению вжизнь, решению реальных проблем, настоящей системной практике. Онет его. Очевидно, именно таковоВАШЕ понимание СИСТЕМНО-СТИ. Тем самым ваши работы техдалёких дней уберегли меня, - да ивеликое множество других - как оттого, чтобы впасть в бездумное«построение моделей» - болезни,поразившей столь многие школыбизнеса за последующие десятиле-тия, - так и от нечётких сужде-ний, выдаваемых за «понимание».Питер Друкерdescending into mindless «modelbuilding» - the disease that all butdestroyed so many of the BusinessSchools in the last decades - or fromsloppiness parading as 'insight'».Peter Druckerбыл плодовитым автором: написал сотни статей, более трёх десятков книг(многие из них переведены на другие языки, около 20 - на русский). Иодновременно он со своей немногочисленной командой вёл поразитель-но интенсивную и масштабную работу по практическому «растворению»сложных проблем. Их компания (сначала «S-cubed», затем - INTERACT)принимала заказы на решение любых проблем, от любых клиентов. Когдав конце 80-х я хотел помочь М.С. Горбачёву в решении одной сложнойпроблемы, с которой руководство стало работать несистемно, я обратил-ся к Рассу с просьбой поддержать нас в этом. Он сразу прислал контракт,подписанный им, с чистыми строчками для внесения туда любой фор-мулировки проблемы (правда, Горбачёв отклонил наше предложение).Акофф выполнял 10-15 разнообразных проектов в год; над какими-торабота длилась недели, некоторые требовали многолетних трудов. На егосчету более 350 работ, выполненных для разномасштабных фирм и орга-низаций, коммерческих и бесприбыльных, около 80 разработок для пра-вительственных органов; работы велись более чем в 20 странах. О раз-нообразии проектов можно судить по перечню некоторых из них. Более50 лет назад Расс участвовал в проектировании нынешнего мобильноготелефона (тогда они не предусмотрели всего две функции - выход в Ин-тернет, который не существовал тогда, и использование телефона как ви-деокамеры); 30 лет длилось сотрудничество с компанией Анхойзер-Буш,и через совершенствование её маркетинга она учетверила объём продаж,стала крупнейшим в США производителем пива; в 70-х годах были раз-работаны меры по ликвидации контрабанды сигарет в Иране; компанияДженерал Моторс стала производить автомобильную навигационную си-стему «OnStar»; негритянский трущобный район Мантуа в Филадельфиибыл преобразован к лучшему во многих отношениях; во времена БиллаКлинтона была осуществлена улучшающая реорганизация службы связиБелого дома, обеспечивающей работу президента в любых условиях; раз-работаны меры по ликвидации пробок на улицах столицы Мексики; позаказу французского правительства разрабатывался проект превращенияПарижа в столицу Европейского союза; решена проблема производствахолодильников с дверками, открывающимися в разные стороны; спасеныот банкротства знаменитая балетная школа и общество психологическойпомощи людям, стоящим на грани самоубийства; решена проблема «оби-лечивания» пассажиров в часы пик в Лондоне... Для публикации в нашемжурнале Расс прислал своё видение дальнейшего развития США («Запределами капитализма и социализма» - см. вып. 1) и путей преодолениятерроризма («Системный взгляд на терроризм» - см. наст. выпуск).Труды Расселла Акоффа по повышению системности и в области те-ории менеджмента, и в практике решения проблем реальной жизни яв-ляются выдающимся вкладом в развитие человечества. Расс постоянноподчёркивал, что развитие является результатом обучения. В своё времяГерберт Уэллс сказал: «История человечества всё более и более становит-ся гонкой между образованием и катастрофой». Акофф учил, что систем-ное мышление и системная практика предоставляют возможность намсамим проектировать своё желаемое будущее, а главным препятствиемв достижении наших целей являются наши собственные предубеждения;что нет нерешаемых проблем, но для сложных проблем нет простых и«единственно верных» решений. Наша задача - не только продолжитьразвитие видения Акоффа профессии системного аналитика, но и вся-чески способствовать внедрению в менталитет народа и его элиты идейсистемности. Расселл Линкольн Акофф был большим энтузиастом необ-ходимости этого и убеждённым оптимистом в том, что это возможно.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 325
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Тарасенко Ф.П. |
Ссылки

Патриарх системного мышления и системной практики в управлении. Памяти Расселла Акоффа (12.02.1919 - 29.10.2009) | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1401