Организация эффективной международной деятельности в университете. | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.

Организация эффективной международной деятельности в университете.

Дан анализ проблем в организации международной деятельности российских университетов, обсуждаются пути их преодоления. Излагается опыт Томского политехнического университета по развитию международной деятельности в 2000-2008 гг.

Organization of Effective International Activity in University.pdf Введени еВызовы системе высшего профессионального образования со сторо-ны общества, государства и бизнеса требуют постоянных усилий уни-верситетского сообщества по поискам и реализации адекватных ответов.Высокое качество образования, признаваемые научным сообществом ибизнесом результаты фундаментальных и прикладных исследований, вы-сокий отечественный и международный рейтинг университетов являют-ся главными целями университетских коллективов [1]. Хорошо организо-ванное международное сотрудничество в университете при достиженииэтих целей играет чрезвычайно важную роль, особенно актуальной этароль становится в условиях реализации принципов Болонской деклара-ции, которую Россия подписала в 2003 г. [2]. В частности, предстоит осу-ществить:введение системы сопоставимых документов о высшем образова -нии, введение единой формы приложения к диплому; переход к двухуровневой (бакалавр - магистр) системе высшегопрофессионального образования; введение сопоставимой системы зачётных единиц трудоёмкостидисциплин в качестве средства, способствующего академическоймобильности студентов; содействие академической мобильности студентов, преподавате-лей и исследователей; сотрудничество в обеспечении качества европейского образова-ния.Сегодня в большинстве университетов европейских стран академи-ческая мобильность студентов стала широко распространённым инстру-ментом повышения качества образования. Как со стороны работодателей,так и со стороны университетского сообщества считается необходимым,чтобы студент за время получения высшего образования осваивал обра-зовательную программу не в одном, а в нескольких университетах, покрайней мере в двух. Обеспечить такие условия для студентов можнотолько при наличии хорошо организованной международной деятельно-сти в университете.В то же время практически во всех российских университетах име-ются схожие препятствия эффективной организации международнойдеятельности. Среди них главными проблемами эксперты называют сле-дующие: языковой барьер, отсутствие языковой среды; дефицит ресурсов (финансовых, человеческих, материальных); культурные различия; отсутствие мотивации.Настоящая статья посвящена анализу и осмыслению этих проблем итрудностей, а также поиску путей их преодоления.Задачи международн ого сотруднич еств ав современн ом российском унив ерсит етеЭффективно работающая система международного сотрудничествапозволяет решить ряд задач, которые являются приоритетными для раз-вития вуза: развитие академической мобильности студентов, преподавателейи исследователей; повышение качества образования; укрепление международного авторитета вуза; обеспечение международного признания дипломов и квалифика-ций выпускников вуза; повышение уровня НИОКР; повышение общего культурного уровня студентов и сотрудников.Система международного сотрудничества в университете является ча-стью общей системы организации различных видов деятельности, вклю-чая научную, учебную, инновационную, хозяйственную, финансово-экономическую, культурно-массовую и т.д. [3]. Она характеризуетсяособыми мероприятиями, требующими специальных способов их реали-зации. К таким мероприятиям относятся: обмен делегациями; заключение рамочных договоров о сотрудничестве; приглашение иностранных учёных и преподавателей; участие в международных консорциумах, подготовка совместныхзаявок на конкурсы грантов по международным проектам; совместные (с зарубежными партнёрами) публикации, организа-ция и проведение международных форумов, конференций, семи-наров; участие в зарубежных конференциях, семинарах и т.п.; академические обмены по международным программам (Erasmus-Mundus, Maria Curie и т.д.); выполнение совместных проектов в академической, научной,культурной сферах (в Европе это может быть 7-я Рамочная про-грамма научных исследований, TEMPUS и т.п.); обучение иностранных студентов на русском и английском языках; создание международных научных лабораторий, кафедр и другихструктур; разработка совместных образовательных программ, организациясовместной подготовки специалистов («2+2», «3+1», «двойныедипломы» и т.п.).Реализация этих и ряда других мероприятий по развитию междуна-родного сотрудничества в вузе связана с преодолением целого ряда на-званных выше проблем и трудностей, обусловленных уровнем развитиявуза, объективными и субъективными причинами.Пробл емы международн ого сотруднич еств аПожалуй, главной проблемой, характерной для российских вузов,является низкий уровень владения преподавателей английским языком.Доля сотрудников большинства российских университетов, владеющихиностранными языками на уровне, позволяющем обеспечить приемле-мые международные контакты, составляет не более 10 %. Система жеобучения иностранным языкам молодого поколения студентов и сотруд-ников до настоящего времени мало чем отличается от системы советскихвремён, когда обучение строилось на принципе «уметь читать и перево-дить со словарём».Не менее серьёзной проблемой представляется различие культурыкоммуникаций российских и зарубежных партнёров, приводящее в рядеслучаев к прерыванию сотрудничества, к взаимному непониманию приформировании международных консорциумов или в процессе выполне-ния соглашений и проектов.Серьёзным ограничением является дефицит ресурсов (человеческих,материальных, финансовых). Недостаточное внимание к международно-му сотрудничеству со стороны руководства вуза (часто связанное с тем,что руководство вуза не владеет иностранными языками) существенноснижает активность вуза на международной арене.Одной из важных причин низкой международной привлекательностимногих российских университетов являются невысокий уровень научныхисследований и как следствие низкое качество подготовки специалистов.Другими словами, в этом случае мы зарубежным партнёрам не интерес-ны.Всё это вместе взятое приводит к тому, что уровень мотивации у моло-дых сотрудников университетов к участию в мероприятиях по развитиюмеждународного сотрудничества остаётся очень низким.Принципы эф ективн ости международн огосотруднич еств аАнализ опыта передовых российских университетов позволяет вы-делить основные принципы организации международного сотрудниче-ства, следование которым существенно облегчает решение упомянутыхпроблем и даёт возможность преодолеть барьеры и трудности на пути ксозданию эффективно действующей системы международного сотрудни-чества в университете. Такими принципами являются:1. Приоритетность международного сотрудничества в ряду других за-дач.2. Равноправность партнёров сотрудничества.3. Доброжелательность к партнёрам и гостеприимство.4. Предсказуемость обязательность, непрерывность, постоянство в от-ношениях с партнёрами.5. Системность планирования и исполнения планов.6. Ступенчатость, многоуровневость управления.7. Результативность (мониторинг, контроль, адаптивность, обучение).Приведённые принципы достаточно просты и могут быть сопрово-ждены лишь краткими комментариями.Приоритетность предполагает наличие в перечне основных про-грамм развития вуза целевой программы развития международного со-трудничества с выделением соответствующих финансовых, материаль-ных и человеческих ресурсов. При этом ресурсы могут быть привлеченыза счёт выполнения конкретных проектов этой же целевой программы.Принцип равноправности напоминает о том, что у партнёров естьсвои собственные интересы, которые следует уважать, а следовательно,стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству.Принцип доброжелательности и гостеприимства предполагает, содной стороны, отсутствие чванства и высокомерия с российской сторо-ны, а с другой - обеспечение достойных условий пребывания партнёровв вузе, городе, исключая ситуации, схожие с той, что описана в известнойбасне И.А. Крылова «Демьянова уха».Принцип предсказуемости является основой для долгосрочного иэффективного сотрудничества и требует внимательного отношения ктекстам и содержанию соглашения. Этот принцип требует безусловноговыполнения принятых обязательств в установленные сроки и в полномобъёме. Он предполагает также неизменность сформулированных в со-глашении позиций и непрерывное поддержание контактов в течение все-го периода выполнения договора.Одним из примеров нарушения этого принципа и последствий такогопроцесса является некорректное исполнение соглашения между Томскимполитехническим университетом и университетом Луи Пастера (Страс-бург, Франция). В соглашении предполагался академический обмен сту-дентами технических специальностей. В течение пяти лет действия этогосоглашения в Томском политехническом университете были организова-ны конкурсы для участия в академических обменах студентов всех специ-альностей. Постепенно большинство победителей конкурсов оказалосьиз числа студентов-гуманитариев. В связи с этим университет Луи Пасте-ра, ориентированный на технические специальности, отказался от прод-ления договора в части академических обменов на следующие пять лет.Принцип системности учитывает то обстоятельство, что само посебе международное сотрудничество не может существовать и развивать-ся без связи с другими системами вуза (материальная база, социальнаяинфраструктура, социокультурная среда, учебная, научная, инновацион-ная деятельность). При планировании мероприятий по развитию между-народной деятельности в университете необходимо учитывать состояниепотенциала других систем, степень их развития и многообразие связеймежду ними [4].Принцип ступенчатости управления предусматривает создание ие-рархической структуры управления международной деятельностью ввузе (рис. 1), вовлекающей персонал в активную международную дея-тельность, развивающей мотивацию сотрудников к участию в междуна-родных проектах, обеспечивающей формирование и развитие языковой исоциокультурной среды вуза, необходимой для осуществления эффектив-ного международного сотрудничества. Приведённая на рис. 1 схема ил-люстрирует возможности реализации этого принципа: на низших ступе-нях находится структура управления международным сотрудничеством,а на высших - процесс международной деятельности осуществляетсямассово на профилирующих кафедрах.В таблице расшифрованы шесть ступеней управления, представлен-ные на рис. 1. На каждой ступени количество участников международнойдеятельности различно, но при этом чем выше ступень, тем больше лю-дей вовлекается в процессы, связанные с международным сотрудниче-ством, тем более приемлемой становится социокультурная среда вуза иболее развитой языковая среда.Принцип результативности является одним из важнейших в рядуперечисленных принципов, так как предполагает создание системы мо-ниторинга и контроля международной деятельности, оценку её эффек-тивности и выработку мер по корректировке планов мероприятий. Дажепростая регулярная инвентаризация договоров и соглашений о между-народном сотрудничестве создаёт хорошую основу для поддержанияна должном уровне деловых отношений с университетами-партнёрами.Ежегодное обсуждение динамики развития международного сотрудниче-ства на Совете университета и в коллективах структурных подразделенийявляется необходимым элементом реализации принципа результативно-сти. Количественные показатели реализации принципов эффективностимеждународного сотрудничества в Томском политехническом универси-тете представлены ниже.Рис. 1. Принцип ступенчатости управления международным сотрудничеством:МС - международное сотрудничество; УУ - учебное управление;НУ - научное управлениеСту-пениЭлементструктурыуправленияКоличествоучастников Функции Задачи Результаты1-я Проректор по МС 1 чел.* Управление МС Разработка и управлениереализацией стратегии итактики МСРеализация принциповМС2-я Управление МС (10 ÷ 20) чел.*(0,5 ÷ 1) %**Исполнительские (мониторинг,координация, обеспечение ре-шения тактических задач)Обеспечение непрерыв-ности ирезультативности МСУстойчивое, динамич-ное развитие МС3-я Учебное и науч-ное управления(15 ÷ 30) чел.*(1 ÷ 2) %**Организация академическихобменов, выполнения проектовНИОКР, семинаров, конферен-цийПривлечение ресурсов,повышение качества об-разования и НИОКРВысокий международ-ный авторитет вуза4-я ПодразделенияинфраструктурыМС (Вузсервис,отделы, гостиницаи пр.) *(30 ÷ 50) чел.*(2 ÷ 5) %**Предоставление информацион-ных и социальных услугОбеспечение академиче-ских обменов, подготовказаявок, создание консор-циумовРазвитая социальнаяи информационнаясреда5-я Междисципли-нарные кафедрыпрофессиональ-ного английскогоязыка(80 ÷ 100) чел.*(10 ÷ 15) %**Внедрение английского языкав учебный процесс, повышениеквалификации ППС в областианглийского языка, содействиеразвитию МСОбеспечение выполненияфункций МС на всех про-филирующих кафедрахвузаРазвитие языковойсреды6-я Профилирующиекафедры, лабора-тории и НИИ вуза(700 ÷ 1000)чел.*(50 ÷ 70)%**Активное участие в различныхформах МС, использованиеиностранного языка в учебной инаучной деятельностяхПовышение качества под-готовки специалистов ипроведения НИОКРВысокий международ-ный авторитет вуза,развитие материально-технической базыкафедр и НИИПримечание. МС - международное сотрудничество; ППС - профессорско-преподавательский состав; * - данные Томского по-литехнического университета; ** - показатели, рекомендуемые авторами, в процентах от численности ППС и администрации.Развити е международн ого сотруднич еств ав Томском полит ехнич еском унив ерсит ете(2000-2009 гг.)До начала перестройки Томск являлся закрытым городом, поэтому ввузах Томска иностранные студентыне обучались. После поднятия «же-лезного занавеса» Томский политех-нический университет, начиная с 90-хгодов ХХ в., уверенно лидирует средивузов Сибири и Дальнего Востока поколичеству иностранных студентов(рис. 2). В 2008 г. 482 студента из 18стран мира прошли включенное обу-чение в Томском политехническомуниверситете (рис. 3), 190 студентовиз Томского политехнического уни-верситета обучались в разных стра-Рис. 3. География рас-пределения иностранныхстудентов в Томском по-литехническом универси-тете в 2008 г.Рис. 4. Динамика уве-личения численностистудентов, участвующихв академических обме-нах в Томском политех-ническом университете в2006-2008 гг.Рис. 2. Динамика увеличения числен-ности иностранных студентов в Том-ском политехническом университетев 2006-2008 гг.нах мира в рамках программ академических обменов (рис. 4), научное иобразовательное партнерство Томского политехнического осуществляет-ся с 31 страной (рис. 5) [5].В 2006-2009 гг. в Томском политехническом университете выполненыследующие крупные научные и образовательные проекты:«Supporting Participation of Russian Regions in EU- RTD Programmes»(RUSERA), FP6-INCO-502262; «Siberia, Information Technologies and Europe» (SITE), FP6-IST-004123; «Expanding ERA over Russia» (RUSERA-EXE), FP6-INCO-04370; «Training of IST multipliers and Awareness Nurturing in the 3rdcountries of EAST and South East Europe (NIS)» (TRISTAN-EAST),IST-FP6; ENK6-2202-20694 Thematic Network «Innovative and sustainablesub-surface exploitation of natural resources» - SMART RESERVOIRNET, ESSD; Leonardo da Vinci project «Initiative to develop a Sectoral QualificationFramework within the Metal and Electrical Industry in Europe»; «Europractice» Member Number A47590 - «Europractice» FP6-IST; ERASMUS-MUNDUS project «Multidisciplinary capacity buildingfor an improved economic, political and university cooperationbetween the EU and the RF»;Рис. 5. География научно-образовательного партнерства Томского политехниче-ского университета в 2008 г.TEMPUS IV; Project number 144881-TEMPUS-1-2008-1-DKTEMPUS-JPCR «International Master Programme «Tourism forSiberian regions»; TEMPUS project EUR-ACE RUSSIA «Spreading of EuropeanEngineering Accreditation Standards in Russia»; Tempus III (№ 21057) «Access and Participation of Disabled Studentsin Universities».В 2008 г. в Томском политехническом университете действовали 139международных договоров, учеными опубликовано более 420 статей вцентральной печати (рис. 6) [6].Развитие информационной среды для широкого вовлечения профес-сорско-преподавательского состава в международную деятельность осу-ществляется по следующим направлениям: информационная и консультационная поддержка при работе смеждународными программами и фондами; создание условий для успешного продвижения интеллектуальнойпродукции и элитных специалистов / выпускников вузов на отече-ственный и мировой рынок; поиск зарубежных партнеров; формирование международных консорциумов; проведение информационных дней по объявленным конкурсам; тренинги по написанию заявок; контакты с Европейской комиссией, национальными контактны-ми точками и пр.Рис. 6. Динамика роста количества статей, опубликованных учеными Томскогополитехнического университета в 2006-2008 гг.В настоящее время в структуре Томского политехнического универ-ситета в течение 10 лет успешно развивается Институт международногообразования и языковой коммуникации (ИМОЯК), основными достиже-ниями которого являются:переход всех факультетов и институтов Томского политехниче -ского на программу углубленной языковой подготовки (более6700 студентов ежегодно); привлечение более 130 преподавателей профилирующих кафедр кучебному процессу по профессиональному иностранному языку; заключение договоров с 3 вузами России на инсталляцию систе-мы языковой подготовки по модели, разработанной в Томском по-литехническом.Одним из первых достижений планомерной реализации программымеждународного сотрудничества в Томском политехническом было от-крытие в сентябре 2001 г. Центра профессиональной переподготовки спе-циалистов нефтегазового дела. Обучение в Центре проводится на основемагистерских программ шотландского университета Heriot-Watt (Шот-ландия, г. Эдинбург). Центр осуществляет подготовку магистров по двумнаправлениям: нефтяной инжиниринг (MSc in Petroleum Engineering),геология нефти и газа (MSc Reservoir Evaluation & Management). Послезавершения программ слушатели приобретают образование международ-ного стандарта, степень магистра университета Heriot-Watt и диплом опрофессиональной переподготовке Томского политехнического универ-ситета. Развитием этого направления в настоящее время является разра-ботка 6 магистерских Double Degree программ в 2006-2008 гг. в рамкахвыполнения инновационной образовательной программы:1. Физика высоких технологий в машиностроении (партнер - Техни-ческий университет Берлина).2. Сети ЭВМ и телекоммуникации (партнер - Технический универси-тет Мюнхена).3. Возобновляемые источники энергии (партнер - Университет г. Кас-сель).4. Приборы и методы контроля качества и диагностики (партнер - Ин-ститут неразрушающего контроля г. Саарбрюккен).5. Материаловедение и технологии материалов и покрытий (партнер -Университет г. Шеффилд).6. Техника и физика высоких напряжений (партнер - Университетприкладных наук г. Аахен).В 2008-2009 гг. начаты работы с вузами Казахстана (Карагандинскийгосударственный технический университет, Казахский национальныйуниверситет, Карагандинский государственный университет) по совмест-ной реализации магистерских Double Degree программ.Выв оды1. Построение эффективной системы организации международнойдеятельности в университете требует системного подхода, позволяющегоучесть многообразные внешние и внутренние связи университета, его на-учный, образовательный и инновационный потенциал и ресурсную базу.2. Реализация описанных в статье принципов эффективной организа-ции международной деятельности позволила добиться заметных успеховв развитии этой деятельности в Томском политехническом университетев 2000-2008 гг.3. Использование при организации международной деятельности сту-пенчатой системы управления позволяет создать условия для формирова-ния языковой среды и существенно увеличить число участников между-народного сотрудничества в университете, что, по существу, приведёт кповышению качества образования и научных исследований, привлече-нию в университет финансовых, материальных и человеческих ресурсов,повышению международной известности университета, а также к повы-шению языкового и общекультурного уровня студентов и сотрудниковуниверситета.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Похолков Ю.П.Томский политехнический университетgromov@tpu.ru
Громов А.А.Томский политехнический университетgromov@tpu.ru
Всего: 2

Ссылки

Фурсенко А.А. Образование и наука России перед новым выбором // Исследовательские университеты: интеграция науки и образования: Матер. российскоамериканской науч. конф. Тверь: Тверской ИнноЦентр, 2005. 234 с.
Интернет-ресурс: http://www.ena.be/eua/en/Trends_European_Education_ redirect.jspx Bologna Process Stocktaking.
Комплексная программа развития Томского политехнического университета на 2006-2010 гг. / Под ред. Ю.П. Похолкова. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2006. 132 с.
Burton R. Clark. Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. IAU PRESS, Published for the IAU PRESS PERGAMON. 1998. 167 p.
Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области техники и технологии // Инженерное образование. 2007. № 4.
Итоги научно-исследовательской деятельности в 2008 г. // Наука ТПУ в цифрах. Томск: Изд-во. Том. политех. ун-та, 2009.
 Организация эффективной международной деятельности в университете. | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.

Организация эффективной международной деятельности в университете. | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.