Особенности организацииработы персонала для компаний в сфере IT
Рассматриваются особенности организации работников сферы информационных технологий, методы поощрения сотрудников. Представлены способы решения проблем проектов, реализуемых компанией, за счет правильной организации работы персонала.
Peculiarities of Personnel Management in IT-Companies.pdf Введени еВ настоящее время в сфере информационных технологий распростра-нена ситуация, когда руководство компании заботится обо всех своихпроцессах: технологических процессах производства, бизнес-процессахи т.д., но не уделяет должного внимания процессам по управлению пер-соналом и кадровым проблемам.По причине особой специфики производства программных продуктовсотрудники воспринимаются руководством как некоторая система ком-пьютеров или точных информационных систем. Такое отношение к про-цессу управления персоналом приводит к неудовлетворительной реали-зации проектов компании. Организация работы сотрудников IT-компаниизаслуживает особого внимания.1. Основны е ошиб ки при организ аци работыи мотив аци персоналаПри организации работы и мотивации персонала часто допускаютсяследующие ошибки:1. Не учитывается «человеческий фактор». То есть руководство частозабывает, что подробно расписанный график работ является всего лишьпримерным и, самое главное, желаемым сценарием проведения работ. Наделе всегда возникают обстоятельства, препятствующие оптимальнойреализации проекта, а именно:а) Рутинная работа, если она не чередуется с творческой, всегда вы-полняется менее качественно. Поэтому следует чередовать виды работдаже в пределах одного проекта (например, тестирование, подготовку до-кументации и работу в команде с программистами по выяснению причиндефекта и способов его устранения).б) При распределении должностных обязанностей следует учитывать,что люди, занимающие руководящие должности, должны обладать нетолько высокой степенью профессиональной подготовки, но и определен-ными личностными качествами, такими, как умение быстро приниматьрешение и брать на себя ответственность, стрессоустойчивость, коммуни-кабельность, умение быстро разбираться в новом материале и т.д.В настоящее же время менеджерами проекта становятся просто лучшиепрограммисты. В какой-то мере это оправдано, так как человек, обладаю-щий отличными профессиональными качествами, может в определенныймомент «спасти» проект, заменив собой ведущего разработчика. Но онможет и создать проблемы при реализации проекта, не сумев правильнораспределить роли между разработчиками, не уделив должного вниманиявсем аспектам разработки (а не только программированию) и т.д.2. К каждому сотруднику нужен индивидуальный подход. То есть сле-дует знать сильные стороны каждого сотрудника, способы его мотивациик лучшей работе и использовать их при работе с персоналом.Можно условно разделить все способы мотивации персонала, приме-няемые в современных компаниях, на следующие категории:а) материальное поощрение (денежное премирование);б) повышение в должности;в) поощрение льготами (например, премирование дополнительнымотпуском);г) поощрение грамотами и благодарственными письмами различногорода.К каждому сотруднику нужен индивидуальный подход, но зачастуювыбор сводится к стандартным способам мотивации. Наиболее распро-странена практика повышения заработной платы и премий всем сотруд-никам на одинаковое количество процентов. Эффективнее было бы ввестиболее сложный коэффициент повышения денежного вознаграждения.2. Расчет повыш ени я заработн ой пл аты сотрудни каРассмотрим пример расчета денежного вознаграждения сотрудникаотдела контроля качества. Сначала введем следующие обозначения:SP (Salary Pay) - текущая заработная плата сотрудника.SPnew (Salary Pay new) - новая заработная плата сотрудника, это и естьискомая величина, которую следует высчитать для сотрудника.CS (Company Seniority) - коэффициент стажа работы в данной ком-пании. Следует учитывать тот факт, что сотрудник, давно работающий вкомпании, вызывает больше доверия и имеет право на предпочтительноеотношение за счет своих заслуг перед компанией в период своей работы.Величина CS рассчитывается по формуле(1)GS (General Seniority) - коэффициент общего стажа работы по спе-циальности. Вполне логично, что работник, имеющий больший стаж ра-боты по специальности, является в подавляющем большинстве случаевлучшим специалистом, такому сотруднику можно доверить более ответ-ственную работу. Поэтому наличие у сотрудника большого стажа работыдолжно быть отмечено со стороны руководства. Величина CS рассчиты-вается по формуле(2)VPC (Valuation Personal Coefficient) - персональный оценочный коэф-фициент. Данный коэффициент проставляется каждому сотруднику егонепосредственным руководителем и отражает субъективную оценку со-трудника. Такая оценка также необходима, так как кроме фактическихоценок (стаж и опыт работы в компании) необходима оценка непосред-ственного руководства отдела, заинтересованного в скорейшем и наилуч-шем выполнении задач, поставленных высшим руководством. Данныйкоэффициент проставляется по усмотрению руководителя и может при-нимать значения от 0 до 0,5.PC (Project Coefficient) - коэффициент проекта, в котором работаетсотрудник. Данный коэффициент отражает, насколько важен и сложенпроект, в котором работает данный сотрудник. Чем важнее и прибыль-нее проект, тем больше ответственность сотрудников, задействованных внем. Данный коэффициент высчитывается по формулеPC = FLC + PfC,где FLC (Foreign Language Coefficient) - коэффициент за работу на ино-странном языке. Данный коэффициент является логической величиной иможет принимать одно из двух значений:FLC = 0, если проект русскоязычный, так как работа на родном языкене отягощена дополнительными сложностями (как, например, в случаеработы на иностранном языке);FLC = 0,01, если проект иностранный.Коэффициенты достаточно малы (сотые доли единицы), так как, какправило, один сотрудник участвует в нескольких проектах - это распро-страненная практика. Поэтому, чтобы не раздувать стоимость проекта засчет высоких коэффициентов (и, как следствие, завышенных заработныхплат) сотрудников, коэффициенты выбраны подобным образом.PfC (Profit Coefficient) - коэффициент прибыльности. Данный коэффи-циент также является составляющей коэффициента проекта и отражаетдолю проекта в финансовом состоянии компании. Он рассчитывается какдоля проекта (или, говоря иначе, часть денег, приносимых данным про-ектом, разделенная на 100% дохода);Новая заработная плата сотрудника получается путем суммированиятекущей заработной платы и величины, полученной в результате пере-множения текущей заработной платы на сумму всех коэффициентов, сучетом формул (1) и (2), а именно:, (3)где i =1 ... n - номер проекта, в котором работает сотрудник, т.е. проис-ходит суммирование коэффициентов всех проектов, в которых участвуетсотрудник (один работник, как было сказано выше, может быть вовлеченв несколько проектов).Все коэффициенты подобраны в соответствии со степенью важностиих влияния на коммерческую стоимость проекта.Теперь рассмотрим формулу расчета повышения заработной платысотрудника отдела контроля качества на конкретном примере.Допустим, заработная плата сотрудника в настоящий момент временисоставляет 20 000 рублей, стаж работы в компании составляет 1 год, аобщий стаж работы по специальности 2 года. Данный сотрудник занятв трех проектах в компании. Два из них - иностранных заказчиков, долякаждого из них в состоянии компании составляет по 1/5 (т.е. прибылькомпании на 2/5 состоит из денежных средств, приносимых даннымипроектами). Доля русскоязычного проекта составляет 1/3 в состояниикомпании. Руководитель, несмотря на небольшой стаж сотрудника, оце-нивает его работу как отличную и ставит высокий персональный оценоч-ный коэффициент, равный 0,5. Таким образом, получается:SP = 20 000; PfC1 = 0,03;CS = 1/100 = 0,01; PfC2 = 0,02;GS = 2/100 = 0,02; PfC3 = 0,02;VPC = 0,5; PC1 = 0,03;FLC1 = 0; PC2 = 0,03;FLC2 = 0,01; PC3 = 0,03.FLC3 = 0,01;По формуле (3) имеем:SPnew = 20000 + 20000*(0,01 + (0,02 - 0,01) + 0,5 + 0,09 = 23200.Это новая заработная плата сотрудника.Процесс проверки системы и поиска ошибок представляет собойчереду творческой работы по поиску скрытых дефектов и выполнениерутинной работы по осуществлению дымового тестирования (т.е. тести-рование только основных функций программного продукта, их число,как правило, не превышает 5 основных) и проверки всех элементов GUI(Graphical User Interface - набор элементов и функций программы, види-мых для ее пользователя).3. Повыш ени е эф ективн ости путём организ ациработы персоналаВсе проблемы, возникающие в проекте только по причине недоста-точно высокого качества работы персонала, можно разделить на тригруппы:1) срыв сроков сдачи проекта;2) большое количество дефектов в полученном программном продукте;3) несоответствие полученного программного продукта требованиям,заявленным заказчиком в спецификации.Указанные проблемы обычно решаются путем увеличения штатов со-трудников. Рассмотрим данный способ решения проблем подробнее.Программные проекты чаще «разваливаются» из-за нехватки кален-дарного времени. Причина такой ситуации в современных IT-компанияхзаключается в следующем:1. Слабо развитая система оценок, т.е. оценка ликвидности проектанеадекватна и редко совпадает с реальным прогнозом, который можнобыло бы получить, проведя более подробный анализ и оценку возмож-ностей компании.2. Методы оценки ошибочно путают достигнутый прогресс с затра-ченными усилиями, т.е. если для решения задачи пришлось приложитьбольшое количество средств и усилий, то она сразу же переходит в разрядсложных и значимых, хотя на самом деле таковой не является, просто дляее решения у компании не было необходимых средств и опыта.3. Сложности в общении с заказчиком из-за того, что менеджеры про-ектов не уверены в своих оценках. Не обладая достаточными средства-ми для проведения оценочных мероприятий, менеджеру проекта труднобыть убедительным и привести серьезные доводы в защиту своего про-екта временного и финансового плана.4. Недостаточный контроль выполнения графика работ. К сожалению,данный аспект полностью попадает в разряд «человеческого фактора» ив большой степени зависит от личностных качеств менеджера проекта.Кроме того, управление группой разработчиков, занимающихся про-изводством программного обеспечения (ПО), несколько отличается отуправления другими категориями работников и имеет ряд своих особен-ностей, о которых будет сказано ниже.5. Стремление команды, работающей над проектом, к скорейшейсдачи очередного этапа проекта, не задумываясь о качестве продукта ипроцессов разработки в целом. Это выражается в том, что когда остает-ся мало времени до сдачи очередного прототипа системы, определеннаячасть функций программы на данный момент не является стабильной,поэтому все элементы программы, увеличивающие риск провала испы-таний, убираются из прототипа. Таким образом, над проектом нависаетугроза деградации, и очень часто данная угроза переходит в разряд дей-ствительности.6. Очень часто программный продукт передается заказчику, не являясьпродуктом надлежащего качества. Причина этого явления заключается вследующем: неправильное распределение проектного времени повлеклоза собой тот факт, что программный продукт был отдан на тестированиев отдел контроля качества не своевременно. Причем нежелательна какслишком поздняя передачаверсии, так и слишком ран-няя.Лучше всего сравнить раз-личные варианты выбора вре-мени начала тестирования, ис-пользуя графики зависимостивремени от найденных дефек-тов (рис. 1).Рассмотрим график 1 нарис. 1. Прототип системы былпередан на тестирование, ког-да еще не все функции про-граммы были реализованыпрограммистами в полномобъеме. Так как программи-сты вынуждены тратить боль-шую часть своего временина реализацию обязательныхфункций системы, то у нихостается очень мало временина устранение дефектов, най- Рис. 1. График зависимости количества най-денных дефектов от времениденных тестерами. Поэтому процесс устранения происходит медленны-ми темпами. Это видно из графика: сначала количество дефектов оста-ется на прежнем уровне достаточно большой период времени, а потом,когда у программистов появляется время для устранения ошибок (когдавсе основные функции программы реализованы), начинается процесс ис-правления ошибок, но, к сожалению, тогда остается уже слишком маловремени, поэтому к моменту завершения проекта, т.е. когда необходимосдавать систему заказчику, программа еще фактически не готова к экс-плуатации. Не следует отдавать прототип системы на тестирование слиш-ком рано, так как тестирование «сырой» системы только отнимает времяу тестера, поскольку данные ошибки являются скорей недоработками попричине отсутствия времени, о которых программисту и так известно.У программиста, в свою очередь, в этот момент нет времени на исправ-ление найденного тестером большего числа дефектов, так как еще не доконца реализованы основные функции.Рассмотрим график 2. Самая распространенная ситуация, когда тести-рование начинается непосредственно перед сдачей (иногда сроки особенно«экстремальны», например, тестирование начинается за 1-2 дня до сдачипроекта заказчику с расчетом на то, что программисты все сделали безошибок), но так как ошибки возникают всегда (невозможно создать иде-альную систему с первого раза), то времени на устранение дефектов оста-ется слишком мало, даже несмотря на то, что программисты полностьюсвободны во времени для исправления ошибок (так как на написание обя-зательных функций они время теперь не тратят). По сути, исполнитель насвой страх и риск отдает заказчику неоттестированную версию продукта.Рассмотрим график 3. В ситуации, когда у команды, работающей надпроектом, есть достаточно времени на разработку прототипа и фаза ак-тивного тестирования наступает вовремя - сразу после завершения работпо разработке, и тестеры, и программисты имеют достаточное количе-ство времени для совместного обнаружения и устранения дефектов.К сожалению, такая идеальная ситуация - очень большая редкостьв современных IT-компаниях. Поэтому задача руководства - правильнорассчитать сроки сдачи проекта и распределить силы таким образом, что-бы график сходимости для данного конкретного проекта был максималь-но приближен к графику 3, изображенному на рис. 1.При обнаружении отставания от графика или несоответствия получа-емой продукции заявленным требованиям общепринятой реакцией явля-ется увеличение числа сотрудников. В этом заключается основная ошиб-ка аппарата управления персоналом. Теория о том, что такие величины,как «число месяцев» и «число разработчиков», могут быть взаимозаме-няемыми, неверна для современного процесса разработки программныхпродуктов. Зачастую задачу нельзя разбить на части, выполняемые па-раллельно и независимо, и отдать на реализацию разным исполнителям,так как модули системы связаны и реализация одного модуля невозможнадо завершения реализации другого модуля. Если задачу нельзя разбитьна части, то увеличение затрат не оказывает влияния на график. Боль-шинство задач коммерческого программирования как раз носят такой ха-рактер. Даже если и существует возможность условно разбить большуюзадачу на несколько частей для реализации несколькими сотрудниками,то все равно требуется время на коммуникацию, обмен информацией исогласование действий между сотрудниками, реализующими разные мо-дули будущей системы.Таким образом, руководство само загоняет себя в тупик, так как уве-личение штата сотрудников влечет за собой увеличение временных за-трат на коммуникацию между сотрудниками и согласование действий поразработке продукта. К тому же большее количество сотрудников требуетбольших усилий по управлению как персоналом, так и процессами. Боль-шинство задач, с которыми сталкивается разработчик, могут быть раз-биты на части, но требуют обмена данными между подзадачами. Крометого, каждого нового сотрудника надо обучить технологии, целям про-екта, общей стратегии и плану работы. Это обучение нельзя разбить начасти, поэтому данная часть затрат изменяется линейно в зависимостиот числа занятых. Поскольку создание программного продукта являетсяпо сути системным проектом - практикой сложных взаимосвязей, затра-ты на обмен данными велики и быстро начинают преобладать над со-кращением сроков, достигаемым в результате разбиения задачи на болеемелкие подзадачи [1]. Таким образом, на определенном этапе количествовремени, потраченного на проект, прямо пропорционально количествуразработчиков, занятых в данном проекте.Более эффективным решением будет следующее. Необходимо создатьнебольшую специальную группу, состоящую из разработчиков, тестера ианалитика (примерно 1/5 от численности команды, работающей над про-ектом). Основная группа программистов на ранних этапах разработки за-нимается созданием нового функционала, тестировщики и инженеры покачеству из основной группы на данном этапе ведут активную работу саналитиками по разработке системы, а специальная группа в это время за-нимается тестированием и доработкой уже разработанного функционалав режиме экстремального программирования. Работники, входящие в со-став специальной группы, должны быть лучшими специалистами отдела,иметь способность быстро и эффективно решать поставленные задачи.Если специфика проекта и профессионализм персонала позволяютразделить проект на несколько автономных задач, тогда есть возможностьразбить команду на две равнозначные группы и организовать работу потакому принципу: команда А разрабатывает новый функционал, затемприступает к его тестированию и доработке. Когда команда А занима-ется тестированием и доработкой, команда В разрабатывает свой новыйфункционал, и, когда команда В приступает к тестированию и доработкесвоего функционала, команда А снова приступает к разработке новогофункционала. Схема такого взаимодействия представлена на рис. 2.По данной схеме работы требуется усиленный контроль со стороныменеджера проекта, но зато при этом исключается ситуация, когда коман-да сначала в авральном режиме разрабатывает новую программу, а потомнеоттестированный продукт передается заказчику, или разработка новогопродукта откладывается по причине того, что команде необходимо времяна стабилизацию системы.Заключ ени еПроцесс управления персоналом является столь же важным, как и тех-нологические процессы производства. К тому же это мощный инструментповышения качества производимой компанией продукции. Организацияработников - специалистов сферы IT имеет свои особенности, грамотноиспользуя которые, можно значительно повысить эффективность труда.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 313
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Пономарёва О.В. | ООО «Сибирские информационные системы» | ponom-olga@yandex.ru |
Ссылки

Особенности организацииработы персонала для компаний в сфере IT | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1401