Системный взгляд на терроризм
Доказано, что способ сократить терроризм состоит в содействии развитию обществ, порождающих терроризм.
Terrorism: A Systemic View.pdf Говоря в общем, «терроризмом» считается крайне жестокое поведениенекоторой подгруппы общества. Система ценностей, на которых основантерроризм, не разделяется обществом вне этой подгруппы. Террористыобразуют движение, преследующее цели в рамках своих политических,религиозных, социальных или экономических ценностей. Оно устремле-но на то, чтобы добиться принятия остальными его системы ценностей ивытекающих из неё целей. В осуществлении этой задачи оно используетжестокость, стремясь вселить тревогу и ужас в целевой части окружаю-щего общества.Главный фактор успеха терроризма заложен в страхе и в вызываемомим социальном параличе. Через средства массовой информации, особен-но через телевидение, порождаемый ужас быстро распространяется повсему миру. Мгновенное распространение новостей о террористическихактах средствами массовой информации, в особенности телевидением,способствует целям терроризма. Терроризм процветает на распростране-нии своих сообщений. Связи между всеми частями мира, создаваемыесредствами массовой информации, напрямую способствуют терроризму.Очень наглядным примером этого является трансляция компанией CNNатаки на США 11 сентября, давшая всему миру возможность наблюдатьтеракт непосредственно, в реальном масштабе времени. Посредствомжестокости терроризм осуществляет главную задачу психологическойвойны - воздействовать на умы и поведение общества.Те, кто сочувствует террористам, видят в них борцов за свободу. Они-то и образуют среду, в которой террористическое движение существует ипроцветает.На практике террористическое движение базируется на смеси поли-тических, социальных, экономических и религиозных ценностей. На-пример, проблема Израиля является комбинацией всех этих форм терро-ризма, взаимно усиливающих друг друга. Форма терроризма как борьбыза освобождение, происходившая в Южной Африке, была основана нанежелании большей части населения выносить «угнетение» и лишениегражданских и личных «прав». Сегодняшний терроризм, исходящий изнекоторых мусульманских стран, является, кроме других причин, реакци-ей на «угнетение», подавление религиозных ценностей и «прав».Хотя почти все террористы являются фундаменталистами, далеко невсе фундаменталисты являются террористами. Поэтому, чтобы понятьтерроризм, важно понять природу фундаментализма и его главных про-явлений.ФУНДАМЕ НТАЛИЗМФундаментализм является определённой реакцией на быстрые из-менения и растущую сложность окружающей среды, на её хаотичностьи турбулентность, на неопределённость, которую всё это порождает.Фундаменталисты не могут справиться с таким окружением и избавля-ются от необходимости делать это путём принятия верований, которыеопределяют исчерпывающий перечень значимых вопросов, ответов наних и надлежащие способы поведения, предписываемые этими ответами.Любые другие вопросы отвергаются как неуместные, и все другие от-веты и действия считаются неверными. Не существует альтернатив, за-служивающих рассмотрения. В результате такая совокупность верованийосвобождает тех, кто их принимает, от необходимости думать и выбиратьварианты. Принятие такой доктрины является не предметом раздумий, аактом бескомпромиссной веры. Эта доктрина становится догмой, един-ственной «истиной».Фундаменталистская догма обычно провозглашена неким живущимили умершим гуру, последователи которого являются его учениками, илиапостолами. Апостолы часто становятся кумирами, что выделяет их сре-ди других членов общества. Их культовое поведение увеличивает про-пасть между ними и «другими».Усиливающаяся взаимосвязь между частями мира резко обостри-ла противостояние ранее изолированных фундаменталистских групп свнешними силами и влияниями, с которыми они не могут справиться из-за своего ограничивающего их мировоззрения. Они не в состоянии реа-гировать на неоднозначность и разнообразие, с которыми столкнулись.В обществе, в котором преобладают неопределённость и разнородность,они не могут действовать на основе доктрины, которая не требует от нихизменяться и адаптироваться.Не только фундаменталисты отвергают преобладающие системы цен-ностей, но и остальное общество отвергает системы ценностей фунда-менталистов. Этот конфликтный цикл усугубляется нарастающей взаи-мосвязанностью мира. В прошлом из-за удалённости и медленностикоммуникаций локальные верования и ценностные системы были болееизолированы и не вступали в конфронтацию с требованиями и различия-ми более обширных и более «прогрессивных» верований и ценностей.Становится всё труднее придерживаться системы взглядов, отличающей-ся от преобладающего образа мыслей.Британский психиатр Рональд Лэйинг так описывает подход фунда-менталистов:Братство людей редко распространяется на всех людей. Во имя на-шей свободы и нашего братства мы готовы взорвать другую половинучеловечества и готовы быть взорванными в ответ.Это вопрос жизни и смерти в самом прямом смысле, посколькуон основан на таких первобытных социальных фантазиях о том, ктои что есть я и ты, он и она, мы и они, свои и чужие, о том, связан илиразделён мир, о том, как мы умираем или убиваем, разрываем или бы-ваем разрываемы на части, попадаем в рай или в ад, - короче, как мыпроводим нашу жизнь (Laing. 1967. Р. 93-94).Брайан Ино в интервью Дэну Джой охарактеризовал фундаментализмследующим образом:Фундаменталист заявляет: «Моё представление о мире отвечает налюбой вопрос». Обязательно! Не существует такого вопроса, которыйбы не был покрыт этой теорией, о чём бы ни зашла речь.Прагматик говорит: «Посмотри, это не срабатывает. Несмотря нато, что ты в это веришь, оно не работает». А фундаменталист отвеча-ет: «Это должно работать. Оно сработает». Обычно, когда случаетсяситуация неудачи, он говорит: «Это потому, что мы неправильно дей-ствовали. И вовсе не потому, что учение неверно. А потому, что мыделали это не в соответствии с учением» (Joy. 1994. Р. 12-15).Типы фунд амент ализ маФундаменталисты бывают двух типов: интроверты и экстраверты.Фундаменталисты-интроверты хотят, чтобы им не мешали спокойноотправлять свою веру. Они стараются свести к минимуму контакты с не-верующими и живут в закрытом коллективном уединении. Они не пыта-ются обратить «посторонних» в свою веру или ещё как-то влиять на них,но приветствуют её изучение и восприятие другими. Они сторонники не-насилия. Примерами могут служить меннониты и кармелитские монахи.Фундаменталисты-экстраверты стараются обратить неверных, что-бы создать себе поддерживающую окружающую среду. Есть среди нихмиссионеры, пытающиеся обращать других мирными средствами. Те же,кто использует насилие для вовлечения других в свою веру или для устра-нения неверных из своего окружения, являются террористами. Гитлеров-ские нацисты, члены мусульманской партии Хамас, ку-клукс-клановцы вСША - примеры фундаменталистов, прибегающих к насилию.ОТВЕТЫ НА ТЕРОР ИЗМРеальные и потенциальные жертвы терроризма склонны отвечать натерроризм разными способами: применением насилия к террористам, по-имкой их и заключением в тюрьму и защитой возможных объектов на-падения.Использовани е насили я против насили яБольшинство усилий противостоять терактам состояло в примененииответного насилия к террористам. Свидетельства этого имеем в поведе-нии Израиля в Палестине, войне против негритянских сил освобожденияв Южной Африке, войне США в Афганистане. Такой способ развязываетнескончаемый обмен ударами «око за око, зуб за зуб», ведущий к обо-стрению конфликта и отдалению возможности его мирного улаживания.Насилие, обращённое на террористов, лишь укрепляет их решимость иоблегчает им вербовку новых сторонников, особенно когда жертвами на-силия, использованного против террористов, становятся невинные граж-дане.У тех, кто слабо причастен к сторонникам фундаментализма, жесто-кость насилия увеличивает сочувствие к этому движению и его целям,поскольку жестокость считается несправедливой. Поэтому ответное на-силие только усиливает локальную поддержку терроризму, особенно сре-ди тех, кто является потенциальными жертвами ответной жестокости.Поимка и тю ремное заключ ени е террористовДругой способ борьбы с терроризмом состоит в захвате и помеще-нии террористов в тюрьму. США практикуют этот способ, несмотря натот факт, что он показал свою полную несостоятельность. США имеютсамый высокий процент населения сидящих в тюрьмах среди индустри-альных стран. И при этом в США самый высокий процент преступности.Вероятность совершения преступления для лиц, вышедших из американ-ских тюрем, гораздо выше, чем до их задержания, и новые преступлениянамного более тяжкие, чем те, за которые они попали в тюрьму. Оказыва-ется, тюрьма является школой преступников. Нет никаких оснований по-лагать, что схваченные террористы, с которыми обращаются так же илидаже хуже, чем с преступниками, поведут себя иначе. Весьма вероятно,что захват и заключение инициируют стратегию «око за око» в индиви-дуальном исполнении. Более того, в отличие от освобождённого уголов-ника, получающего мало или вовсе не получающего поддержки от окру-жающих в том, чтобы бросить криминальное поведение, освобождённоготеррориста общество, в которое он вернулся, встречает как мученика ипоощряет его к возобновлению терроризма. Жёсткое обращение с терро-ристами значительно укрепляет их преданность своему делу, усиливаетподдержку их действий со стороны простых людей.Защит а потенци альны х целей террориз маУсилия защитить потенциальные цели терроризма от атак тщетны подвум причинам. Во-первых, таких целей больше, чем можно эффективнозащитить, и, во-вторых, всегда разрушить что-то гораздо легче, чем защи-тить его от разрушения, особенно если террористы готовы пожертвоватьсобой в разрушительном акте. Практически невозможно защититься оттеррористов-самоубийц.Эффективную краткосрочную защиту от терроризма еще только пред-стоит создать. Более того, средства, которые обладают реальной сдержи-вающей силой, требуют больших финансовых затрат, которые не каждоегосударство в состоянии вынести.Это не значит, что мы не должны стремиться сделать теракты как мож-но более трудными для исполнения или что мы не должны быть готовы-ми минимизировать урон, вызванный совершёнными терактами. Однакотакие усилия не «решат» проблему.Чтобы сделать задачу террористов как можно более трудной, мы долж-ны мыслить, как террористы, а не как анти-террористы. Например, тер-рористы вряд ли станут использовать замысловатые эконометрическиемодели для выбора уязвимых целей, как это делают те, кто пытается за-щитить их от террористических атак. В реальности террористы не могутатаковать национальную экономику напрямую по двум причинам.Во-первых, объекты национальной экономики и их функционированиедовольно устойчивы и разнесены территориально. Не существует неболь-шого числа экономических целей, разрушение которых может обрушитьэкономику. Вспомните атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке.Во-вторых, сея ужас среди потребителей, как это делают террористыв Израиле, они могут добиться гораздо более сильного воздействия наэкономику, чем с помощью атак на производственные экономическиеобъекты.И наконец, высшие руководители некоторых крупнейших корпора-ций в Соединенных Штатах наносят гораздо больший ущерб экономикеСША, чем это может сделать любое количество террористических атак.Мир стал гораздо более тесно связанной системой. Это делает егоболее уязвимым, если разрушается некоторая часть (аэропорт, системауправления воздушным движением, электроснабжение, водоснабжение,целый город). Существует практически неограниченное число целей,разрушение которых может иметь сильное влияние на всё общество и егодругие части. Эти цели становятся тем более уязвимыми, чем большееколичество информации о них становится доступным. Развитые обще-ства по большей части более открыты и более уязвимы, чем менее раз-витые общества, вроде тех, из которых исходит терроризм.Разрушит ельны е отв еты на террориз мПосле 11 сентября было сделано много правовых, экономических идругих вмешательств, имеющих целью разрушить функционирование«Аль-Каиды». Предположения, которые лежат в основе краткосрочных,дающих быстрый результат, но менее фундаментальных действий, требу-ют переосмысления.Одно из наиболее важных предположений, нуждающихся в перео-смыслении, это наше представление о том, как терроризм организован.Важность организационных моделей или метафор, которые мы прини-маем, по большей части неявно и подсознательно, для наших ответов натерроризм, не следует недооценивать. Модели организации, которые мыиспользуем для осмысления нашего бизнеса, общественных институтови даже общественных движений, не годятся для понимания «организа-ции» террористических движений. Эти движения следует рассматриватькак сети, а не организации, состоящие из взаимосвязанных и взаимодей-ствующих обществ. В то время как организации состоят из существенныхчастей и разрушение одной из них нарушает функционирование целого, усетей нет частей, от которых зависит функционирование целого (изъятиемотора из автомобиля - системы - лишает его движения, но разрушениетелефонной линии между двумя городами - ветви в сети - не исключа-ет коммуникацию между ними. Они могут связаться через третий город,связанный с ними обоими).Террористические сети состоят из групп, которые более или менееполно разделяют набор ценностей и норм. Члены такой сети связаны род-ственными узами или давно существующими общепринятыми нормами,ценностями и правилами поведения элементов сети. Между узлами этойсети существует чувство преданности общему делу. Эти узлы общаютсяи сотрудничают не только во имя общей цели, но также и ради удовлет-ворения различных потребностей по мере их возникновения. Доверие,родство, чувство долга и лояльность являются основными условиямипринадлежности к общине.Важно понимать разницу между сетью и организацией. Эту важностьпри разработке ответов на терроризм можно проиллюстрировать закономо частной собственности в Соединённых Штатах. Этот закон был исполь-зован для отказа в выдаче ФБР ордера на обыск Moussaoui на основаниитого, что не имелось доказательств, что он является членом некоей тер-рористической организации (Elliot. 2002. Р. 36). Понятие членства в ор-ганизации (в отличие от принадлежности к сети) неприменимо, когда мыимеем дело с террористами.Борьба с причин ами террориз маСпособы противостояния терроризму, описанные выше, пытаютсяуменьшить его последствия; они не затрагивают его причин. Обращениек причинам терроризма требует переместить фокус внимания.Проиллюстрируем, что мы имеем в виду, с помощью метафоры. Когдаиммунная система организма ослаблена из-за стресса, открывается воз-можность для возникновения различных болезней. Эту метафору можноистолковать так: неспособность осуществлять развитие в обществе под-вергает его опасности заражения терроризмом. Понимание этого необхо-димо для разработки долгосрочного устойчивого подхода к терроризму.Терроризм является проблемой, которая не может быть успешнорешена в пределах одного государства. Это глобальная проблема, кото-рая может разрушить общество быстрее, чем загрязнение окружающейсреды или истощение природных ресурсов. Удар 11 сентября по Всемир-ному торговому центру в Соединенных Штатах является первой, но непоследней атакой на это государство. Если даже Соединенные Штатыпреуспеют в ликвидации «Аль-Каиды» у себя, это не значит, что будетликвидирован терроризм. Это даже не означает, что деятельность самой«Аль-Каиды» прекратится.Главным (но не единственным) источником терроризма являетсянесправедливое распределение между нациями благ, качества жизни ивозможностей их улучшать. Это нашло отражение в недавнем исследо-вании Фонда наследия (The 2002 Index of Economic Freedom), котороеобнаружило, что производство террористов странами отрицательно кор-релировано с их экономической свободой, которая, в свою очередь, кор-релирована с уровнем их экономического развития. Список замыкаютшесть стран: Иран, Лаос, Куба, Ливия, Ирак и Северная Корея.Правда, западные институты, такие как МВФ и Всемирный банк, пы-тались поощрять и содействовать развитию слаборазвитых стран. Однакоони делали это, основываясь на двух ошибочных предположениях: 1) чтоони лучше знают, что слаборазвитые страны должны делать для ускоре-ния своего развития, и 2) что зная это, они должны диктовать слаборазви-тым странам, что надо делать.Никакие свидетельства, опровергающие первое предположение, немогут его поколебать. Второе предположение лишает слаборазвитуюстрану возможности учиться на своих ошибках, что является наиболееэффективным методом обучения. Мы, очевидно, не учимся, когда делаемчто-то правильно, потому что мы уже знаем, как это делать. Повторениеэтого дает подтверждение тому, что мы уже знаем, и это имеет определен-ную ценность, но это не дает новых знаний. Более того, хотя мы можемчто-то узнавать от других, это далеко не так же эффективно, как обучениена собственных ошибках. Например, запретить ребенку трогать горячуюплиту не столь же эффективно, как если ребенок тронет её и обожжется.Никакие объяснения как ездить на велосипеде не будут лучше попытокобучиться этому в процессе езды. Мы гораздо больше узнаём из своегособственного опыта, чем из опыта других, особенно тех, кто вырос в дру-гой культуре. Вдобавок поучения тех, кто считает себя доминирующим,адресованные тем, кого они поучают, порождают чувство неполноценно-сти и связанную с ним неприязнь со стороны обучаемых.Способность индивидов и групп эмоционально и концептуальносправляться с возрастающими требованиями турбулентной окружающейсреды непосредственно связана с уровнем их развития. Мы используемтермин «развитие» для обозначения способности индивида или группыэффективно использовать доступные ресурсы для удовлетворения своихи чужих потребностей и желаний. Это включает (хотя не только) эмо-циональные и концептуальные способности, необходимые для действийво всё более сложных ситуациях.Системы ценностей и рамки мировоззрения развиваются в ответ назапросы конкретной эпохи. Но любая картина мира и связанный с ней об-раз мышления неизбежно порождает дилеммы - те проблемы, которые немогут быть решены в рамках существующего мировоззрения. Эйнштейноднажды заметил, что проблемы, порожденные нашим существующимобразом мыслей, не могут быть решены этим мышлением. Компетентноеобращение с этими возникающими дилеммами требует смены парадиг-мы, изменения образа наших мыслей, способов восприятия реальностии рамок наших ценностей. Такие изменения обычно возникают в ходесоциальных дискуссий. Слово «дискуссия» мы используем для обозна-чения фундаментального обсуждения, нацеленного на выявление новыхспособов восприятия и действия в сложной ситуации.Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить ситуациюв Южной Африке, которая породила политику апартеида, которая, в своюочередь, привела к появлению социально и политически мотивированно-го терроризма в этой стране. По существу, в южной оконечности Афри-ки была установлена система ценностей, принятая в 1800-х годах в «за-падных» обществах. Из-за отсутствия тесной связи с «родительскими»обществами эти системы ценностей формировали местную политику, вто время как системы ценностей в исходных обществах продолжали раз-виваться. В результате мировая реакция на апартеид выразилась в поли-тической, экономической и культурной изоляции Южной Африки. Этоспособствовало дальнейшей изоляции и сохранению давно преобладаю-щей системы ценностей.Такая изоляция понизила уровень общения с внешним миром и в ко-нечном счете затормозила развитие современной системы ценностей имировоззрения.РА ЗРА БОТКА ПРО ТИВОЯ ДИЯ ТЕРОР ИЗМУМы знаем, как содействовать развитию обездоленных сообществ какв более, так и в менее развитых странах.Мы делали это в бедных районах развитых стран (Ackoff, 1974) и виндейских деревнях в Мексике. Распространение данного метода, ис-пользованного в этих небольших сообществах, на большие социальныесистемы не создает проблем, непреодолимых людским разумом.Эта процедура состоит из пяти стадий:1) Более развитые должны предоставить менее развитым определен-ный набор ресурсов - финансовых, кадровых и материальных (включаятехническое оборудование) - которые могут быть использованы в целяхразвития, но только теми способами, которые считают нужными получа-тели, а не доноры.2) Эти ресурсы должны использоваться только для развития.3) Решение о том, как использовать эти ресурсы, должно приниматьсядемократично теми, кто будет непосредственно затронут этими решения-ми, и должны быть одобрены теми, кто будет косвенно затронут ими.4) Коррупция недопустима. Её наличие должно быть достаточнымоснованием для прекращения проекта развития.5) Ход проекта должен регистрироваться и оцениваться объективнойгруппой, члены которой доступны как получателям, так и донорам по-мощи.Рассмотрим эти условия более подробно.Ресурсы. Каждая развитая страна должна создать орган для реализа-ции программ развития. Он должен получать и обрабатывать заявки напомощь. Специальное агентство ООН может помогать в направлениизаявок соответствующим национальным и международным источникам.Действия должны быть быстрыми. Отрицательные ответы не должныпрепятствовать направлению заявки другому источнику.Определенный процент налога на доходы, собираемого в каждой бо-лее развитой стране, должен направляться на инвестирование выравнива-ния развития между странами. Учреждения и организации, получающиепомощь или контракты от правительств более развитых стран, должныобеспечивать необходимые для проекта человеческие ресурсы. Зарплатыперсонала, административные расходы и стоимость оборудования долж-ны оплачиваться из грантов проекта.Развитие. Как сказано выше, под развитием мы понимаем увеличениеспособности и желания удовлетворять свои собственные и других нужды изаконные желания. Законным желанием является то, удовлетворение кото-рого не препятствует развитию всех остальных. Нужда - это потребностьв чем-то необходимом для поддержания здоровья или для выживания. Этоможет быть нежелательным. Кальций и цинк, например, могут быть нуж-ны, но не желаемы из-за незнания. С другой стороны, многие желания невызваны нуждой - например, многие предметы роскоши, которыми на-слаждаются в более развитых обществах. Развитие есть увеличение ком-петентности. «Сверхкомпетентность», т.е. способность получить все,что желаемо или необходимо, является недостижимым, но допускающимнепрерывное приближение к нему идеалом, в котором сходятся вместецели и средства. Это неизбежно общечеловеческий идеал прошлого, на-стоящего или будущего, поскольку никто не может пожелать чего-нибудь,включая отсутствие желаний, без желания способности получить это.Осуществление развития имеет четыре обязательных аспекта:1) Наука и технология. Поиск истины, знаний, которые позволят намэффективно реализовывать наши нужды и желания.2) Экономика. Производство благ (достатка), ресурсов, необходимыхдля использования знаний, которые предоставили наука и технология.3) Этика и мораль. Усилия по созданию сотрудничества и устране-ние конфликтов между индивидами и внутри групп.4) Эстетика. Обеспечение (i) вдохновения, желания реализовать иде-алы, цели, которые нельзя достичь, но к которым можно неограниченноприближаться, (ii) удовольствие, радость, получаемая от любой деятель-ности или от перерывов для отдыха. Следовательно, эстетика имеет двааспекта удовольствия: творческий и развлекательный.Развитие - это карета, которую тянут эти четыре лошади. Она не мо-жет двигаться быстрее, чем самая медленная лошадь, следовательно,усилия и ресурсы должны выделяться каждому из этих четырех аспектовразвития.Демократия. Демократическое принятие решений предусматриваетследующие три принципа:1) Все, кого непосредственно коснётся решение, могут участвовать впринятии его либо прямо, либо косвенно, через избранных ими предста-вителей, выражающих их интересы. Например, родители должны пред-ставлять интересы детей, психиатры - интересы психически больных.2) Каждый орган, принимающий решения, может делать что угоднопри условии, что при этом они не затрагивают интересы других лиц илигрупп. Если то, чего он желает сделать, может иметь такие последствия,то перед исполнением такого решения необходимо получить согласиетех, кого это коснется.3) Каждый обладающий властью над другими в органе, принимающемрешения, подвластен коллективу остальных. То есть власть циркулярна, ане линейна, проистекает наверх коллективно, а вниз - индивидуально.Коррупция заключается в присвоении некоторым лицом ресурсов,предназначенных для использования в развитии группы и её членов. Кор-рупция свирепствует во многих слаборазвитых странах, где она являетсяглавным препятствием для развития. Она также порождает у многих чув-ство безнадёжности и этим готовит почву для терроризма. Она должнастать недозволенной, а с повинными в ней следует обращаться, как с пре-ступниками. Обнаружение коррупции должно быть достаточным основа-нием для прекращения проекта помощи развитию.Мониторинг проекта должен содействовать обучению тех, на чьёразвитие направлен проект. Для этого каждое решение, направленноена развитие, должно быть зарегистрировано. Запись об этом должна со-держать следующую информацию: а) кто, когда и как принял решение;б) ожидаемые результаты выполнения решения и когда они ожидаются;в) предположения, на которых основаны эти ожидания; г) сведения, ис-пользованные для принятия решения: данные, информация, знания, по-нимание, мудрость.Мониторинг должен затем отслеживать реализуемость ожиданий ипредположений. При обнаружении значительных отклонений необходи-мо определить их причины. Тогда орган, принимающий решения, долженпредпринять корректирующие действия. Об этом необходимо сделатьрегистрирующую запись, которая должна обрабатываться так же, как ипервоначальное решение. Это обеспечит не только обучение на ошибках,но и обучение на ошибках при исправлении ошибок, т.е. обучение тому,как надо учиться.Процесс развития, описанный здесь, имеет контекст, содержащийвзаимодействия и переговоры широкого общества с его менее развиты-ми частями. Это побуждает общество создавать новые структуры ценно-стей, новые способы мышления, новое видение мира, которые помогаютего членам лучше справляться со своими нуждами и устремлениями втурбулентной окружающей среде. Такой процесс развития есть процессдискуссий и договорённостей, а не отрицания и изоляции, ведущих к за-держке создания подобающей системы ценностей.Развитие есть результат обучения, увеличения своей компетентности.Следовательно, процесс развития должен основываться на образовании.Однако общества, порождающие терроризм, авторитарны, автократичны,в лучшем случае - патерналистичны, а в таких обществах образованиеобычно ограничено и не поощряемо. Они склонны запрещать обсужде-ние альтернатив существующей форме правления. Эти особенности спо-собствуют процветанию некомпетентности, эксплуатации и коррупции,что также порождает организационные формы, поддерживающие терро-ризм. Это препятствует появлению новых форм общественных органи-заций, пропагандирующих открытость, совершенствование управления,толерантность по отношению к демократическим процессам.Программы развития должны опираться на глобальные усилия по со-трудничеству. Одна из особенностей мира, которую используют террори-сты, это его разделённость политическими границами. Пока мир остаётсяразделённым, у террористов остаётся возможность найти для себя тихуюгавань. Сокращение или ликвидация терроризма требуют глобального от-клика, который нацелен на истоки несправедливости и неравенства вну-три стран и между ними.ЗАК ЛЮЧЕНИЕМы доказываем, что способ сократить терроризм состоит в содей-ствии развитию обществ, порождающих террористов. Продвижение квыравниванию уровня и качества жизни и возможности их повышенияне будет лёгким и быстрым путём к ликвидации терроризма. Но даженебольшие результаты, которые удастся осуществить на этом пути, явля-ются желательными.Проекты развития должны планироваться и осуществляться самимитеми, чьё развитие является целью. Они большему научатся на собствен-ных пробах и ошибках, чем на успехах других. Однако они должны иметьлюбую возможность ознакомиться с опытом других, без навязывания имэтого. Тем не менее есть условия, которым должны подчиниться получаю-щие предлагаемую помощь, - условия, обеспечивающие обучение и раз-витие. Сама вовлеченность в процесс развития даст многое для развития.Развитая страна может относиться терпимо к интровертным и неа-грессивным экстравертным фундаменталистам, но не к террористам,местным или иностранным. Плюралистическая демократия может при-нимать проповедников даже фундаменталистских доктрин. Конформизми догматизм считаются достоинствами только у фундаменталистов.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 299
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Акофф Р.Л. | Школа Уортона Университета Пенсильвании, Филадельфия, США | ||
Штрюмпфер Дж. | Высшая школа бизнеса, Университет Кейптауна, Южная Африка |
Ссылки
Ackoff R.L. Redesigning the Future. New York: Wiley, 1974.
Elliot M. They had a plan. 2002. Time 12 August: 24-37.
Joy D. Interview of Brian Eno // OPAL Information. 1994. № 25. Р. 12-16.
Laing R.D. The Politics of Experience. New York: Ballentine, 1967.

Системный взгляд на терроризм | ПУСС. 2009. № Том 1. Выпуск 2.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1401