Глубинныеоснования конструирования образа современной России
Самоидентификация субъекта является важнейшим компонентомуправления его деятельностью. Обсуждаются аспекты созданияимиджа России на современном этапе.
Fundamentalsof the Creation of Positive Image of Modern Russia.pdf Сегодня проблема искусственно сконструированного положительногообраза России, т.е. ее конструктивного имиджа, является одной из самыхактуальных в политологии. При этом очевидно, что такого рода политиче-ский конструктивизм должен опираться на релевантный образ прошлого.Для современной России таким архетипическим конституирующим прооб-разом является имидж-бренд Советской России (и шире - СССР), коллек-тивно значимый образ. И исследователи, и руководство страны приходят коднозначному выводу о необходимости формирования позитивного образаРоссии как во внешней, так и во внутренней политике.Конечно, образ желаемого демократического будущего как идеальныйментально-ценностный тренд тоже является неотъемлемым компонентомтакого рода конструирования виртуальной политической реальности. Нонаша исследовательская цель - сосредоточиться на том, что сегодня впроцессе целенаправленного управления значениями, лежащими в основесоздания имиджа, допускается очевидное упрощение. Образ России фор-мируется без учета прошлого, исходя из декларируемых реалий и страте-гических намерений, и тем самым игнорируется принцип завершенностисистемы мировосприятия «прошлое - настоящее - будущее». Мы в дан-ном случае намерены обратиться к проблеме традиционного политическо-го знания, культурно-обусловленного базового знания - памяти.При этом наша гипотеза состоит в том, что политическая власть,контролирующая СМИ, не справляется с поставленной ею же задачейконструирования символического мира, репрезентирующего великуюсовременную Россию. Потому образ так понимаемой России социальнодостраивается, «самоконструируется» народом. И моделью, конституи-рующей искомый виртуальный политический мир, выступает СоветскаяРоссия и даже глубже - Советская Родина, в том смысле, что для боль-шинства россиян это время истоков и отсчета последовавших социо-культурных и политико-экономических изменений. Перед нами не простоидеальное «ушедшее» как контрольная единица для сравнения перемен,референтный образ, но и в известной степени культурный контекст ны-нешнего развития. Отсюда и возникает общий феномен ностальгии посоветскому. Он, на наш взгляд, как в фокусе высвечивает слияние двухкомпонентов - конструктивные усилия власти по оформлению символи-ческого универсума (смыслового мира) и народные интенции, основан-ные на традиционных символических практиках. В результате данногосинтеза в формирующийся контекст проникают архаические модели -как мифологические, так и ритуальные. Данный феномен конкретно-коммуникативно выражен в воскрешении имаго Вождя, ожидании «на-стоящих» праздников, воссоздании массовых советских экспонирующихформ и т.п. Почему же в начале XXI в массовое политическое сознаниеобращается к коммуникативным образцам века минувшего? Наверное,потому, что именно тот «век масс» отразил архетипические коллекти-вистские черты нашей политической культуры, а заимствованный у За-пада индивидуалистический дискурс, напротив, встречает на своем путисмысловые коммуникативные барьеры.Согласно теории социального конструктивизма человек, будучи, посути (генетически), конструктором реальности, не способен ничего скон-струировать без подсказки общества. Ведь каждый индивид рождается вуже существующем социальном мире, который четко размечен нормами,правилами, ценностями, символикой. То есть мир уже социально сконстру-ирован посредством навязанного знания, и человек «знает» о мире то, чтоему внушено и передано культурой. Политическая культура как системазначений задает нам картину мира (представление о мире, образ бытующе-го мира) и идеальный прообраз мира, каким он должен быть.Итак, понятие образа мира взаимосвязано с категорией познания.Именно в процессе познания человек описывает мир и интерпретируетего, придавая существующей реальности смысл. Тем самым человек на-капливает символический опыт и оформляет знание (в том числе и поли-тическое) в виде собственного видения мира. Конструирование реально-сти происходит как действие моделирования, выстраивания структурногоподобия, когда структура мира политики идентична конструктам челове-ческого сознания. Другими словами, программа или моделирующий об-раз (к примеру, героический) выступает символической репрезентацией,тем самым задавая конституцию реальности. Потому каждая конкретнаяреальность конституирована особым стилем, а саму конституцию смыс-лового мира задает паттерн (способ определения) смысла.Поскольку в понимании термина «образ» мы исходим из конструк-тивистской парадигмы, то очевидно, что бытующий образ России дале-ко не полно отражает объективную действительность, является заведо-мо искусственным творением. Именно потому восприятие конструктовмедиа-реальности не репродуцирует данную реальность полностью, нонаправляется теми коллективными коммуникативными моделями, кото-рые вошли в базовое политическое знание-память. Такого рода стерео-типы сознания не зависят от ситуативного медиа-контекста, более того,ситуация здесь заранее предопределена. Другими словами, дезориенти-рованные «реципиенты» вынужденно расшифровывают актуальные по-слания и понимают транслируемые значения согласно усвоенным тради-ционным типизациям. С точки зрения семиотики коллективная личностьздесь «читает» свой собственный текст. По сути дела, текст начинаетконструироваться на стороне восприятия1. При наличии же эффективныхконструктивных усилий власти оба образа мира политики (бытующий иидеальный) сливаются в осмысленный символический комплекс Мира,имеющего смысл. Именно таким виртуальным цельным Миром, да ещеи антиподом, предстает ментально фрагментированный образ СоветскойРоссии. Как ни парадоксально, это состоявшееся «общество будущего»(справедливое, равноправное, и т.д.), которое уже «почти» осуществи-лось в настоящем, и даже было связано с героическим прошлым досовет-ской России, Историей. Это передовое модернизирующееся общество,которое расширилось до всеобщего дружественного мира - Интернацио-нала. Его великими символами были: героический вождь (Ленин - Ста-лин), Индустриализация, Победа, Космос. В этом мире народ становилсяграмотным, зажиточным, уважаемым. Героические трудовые будни пере-межались праздниками, ликованиями по случаю всевозможных побед исозиданий. Тем самым советский празднично-ритуальный цикл символи-чески конституировал психологически искомое единство, стабильность ибезопасность данного лучшего из миров.Вот такого рода значимые образы и реанимируются в результате ком-муникативного самопроектирования. К примеру, потребность в стабиль-ности порождает ценность положительного образа брежневского «благо-получия». Потребность в космизации и желание гордиться своим миромвоскрешает образ Сталина-героя, одержавшего Великую Победу. Ис-кание благополучия сакрализует феномен праздничных демонстраций,1 Имеет смысл упомянуть проект исследования визуальности Е. Ярской-Смирновой, гдетекст подключается, а иногда и подчиняется визуальному образу.посещения ВСХВ-ВДНХ - витрины виртуального советского мира. Вусловиях, когда конструктивное управление значениями заменяется чи-сто формальными PR-мероприятиями, механизмы коллективной памятистихийно начинают работать в «формате» героического мифа: воссозда-ются легендарные истории о лидерах, которые принесли «эликсир сча-стья» своему народу. И эти возрожденные образы прошлого уже, в своюочередь, конструируют потребный образ настоящей и будущей России.В данном теоретическом контексте мы опираемся на феноменологи-ческую позицию М. Элиаде, согласно которой ментальная реальностьвозникает лишь в том случае, когда имитируется архетип. Конечно,склонность к такому «парадигматическому типу» символического по-ведения говорит об архаических составляющих политической культуры.Но именно архетипический образец для подражания и придает конструи-руемой реальности смысл. Другими словами, все «реальное» в политикеесть повторение архетипа, и такого рода реальность имеет отдалённоеотношение к объективной действительности.Тем более это присуще виртуализирующейся политике постсовре-менности и виртуальным средствам массовой коммуникации. Потому, помнению Элиаде, человеческое мышление, даже современное, сплошь ирядом отрицает историцизм. И особенно указанное архаическое свойствоотражено в «механизме» народной памяти. Элиаде задается вопросом:«Как народ хранит память о событии?» Его ответ состоит в том, что ре-актуализируется героический архетип поведения: «Следовательно, речьидет о ряде современных событий, пересказанных и интерпретированныхпо вневременной модели героического мифа» [1, c. 63]. То, что какое-тоисторическое лицо, например Сталин, соотносится с данным архетипом,не имеет отношения к его историческим деяниям. В этом случае народ какбы заново «пишет» его мифологическую героическую биографию, тем бо-лее что образцы таких биографий запечатлены в культурных артефактах(фильмах, картинах, плакатах, песнях и т.п.). При этом личность действи-тельного Сталина отходит на второй план и конструируется мифотекст.Мифостандарт инвариантно предполагает изображение фигуры Побе-дителя (над злобным врагом) и символической роли покровителя в отно-шении женской фигуры (Родины). Апофеозом такого рода «истории» ста-новится космизация мира - возрождение СССР, в семиотическом смыслегиперсимулятивного текста, но четко размеченного пространственнымсимволизмом (от Москвы и «до окраин»). Словом, заключает Элиаде,«историчность недолго противостоит коррозийному воздействию мифо-логизации. Само по себе историческое событие, каким бы важным онони было, не удерживается в народной памяти, и воспоминание о нем вос-пламеняет поэтическое воображение только в той мере, в какой это собы-тие приближено к мифической модели» [1, c. 69]. Тем самым в народнойпамяти исторический персонаж подменяется архетипической фигурой иисторическое событие интегрируется в героическую мифосхему. В ре-зультате сохраняется не историческое былое, но образцовое прошлое.Социолог Б. Дубин пишет, что в основу коллективной идентич-ности советского народа был положен архетип «великой победы» вОтечественной войне. Данный архетип, в свою очередь, стал мифоос-нованием для позиционирования Брежнева как победителя и устрои-теля стабильного общества, что и закрепилось в народной памяти.«Политико-идеологическая рутина и моральная двусмысленность бреж-невских десятилетий, вместе с семантикой тогдашней относительнойбытовой устроенности и устойчивости, вошли теперь в ностальгическоесмысловое целое «эпохи стабильности», «мирного времени» (всеобщийдефицит, преследования инакомыслящих, попытки официальной реаби-литации Сталина к его столетию в 1979 году, начатая тогда же афган-ская война, нарастающий маразм самого Брежнева и его руководства,понятно, вытеснены массовым сознанием из идеализированной картинытогдашней эпохи)» [2, c. 71].Так, при идеализации эпохи Брежнева как своего рода «золотого века»,сам Брежнев утрачивает комические черты и трансформируется в идеаль-ного «предка». По мнению Дубина, с которым нельзя не согласиться, дан-ный упорядоченный мир (Космос) ментально противостоит Хаосу време-ни Горбачева и Ельцина. Конечно, перед нами символическая реальностьи ее коллективные оценки: «Они отсылают к воображаемой эпохе единойи устойчивой коллективной идентификации, стабильному образу макро-социального целого, общего «мы». Причем уровень значимости и единоепонимание этого «мы» обеспечены и подкреплены тем - предельным посмысловой нагрузке - представлением о «великой войне», которое былосформировано в брежневский период» [2, c. 72]Специально значимости образов прошлого для политико-коммуникационных процессов современной России посвящена и работаИ.И. Глебовой. Согласно Глебовой, социально конструируется историче-ская реальность России, а российская политическая культура поддержи-вает данную символическую преемственность. То есть сама политическаякультура рассматривается как коммуникативная модель для политическойсферы: «Образы прошлого - это «искусственный конструкт», результаткоммуникативного проектирования; он полностью относится к простран-ству культуры» [3, c. 18]. Отсюда Глебова делает заключение, что «образпрошлого - информационно-коммуникативная модель прошлого, затре-бованная современностью» [Там же]. В этом своем коммуникативном ка-честве образ прошлого связан с феноменом массовой коммуникации.Тем самым образы советского прошлого имеют социальную (для на-рода) и политическую (для власти) значимость. Данные образы представ-ляют собой то, что народ и власть «знают» о прошлом. В пространствеже политической коммуникации перед нами зачастую является комбини-рованный «продукт», а именно репрезентация коллективных представ-лений, зафиксированных социально-культурной памятью и актуализиро-ванных политико-конструктивистскими усилиями власти (буквально илипо принципу от противного).В плане политической коммуникации, понимаемой как символиче-ский обмен между властью и народом, значимое советское прошлое вы-ступает тем семиотическим текстом, который оформляется в виде обра-за. Данный знаковый коммуникативный текст моделируется либо в видесоциального, либо политического конструирования виртуальной реаль-ности. Здесь виртуальное прошлое жизненно важно для бытия настоя-щего, и потому именно прошлое символически репрезентирует настоя-щее. Прошлое занимает «нишу» ценностного образца и символическоймодели, т.е. архетипического образа. Именно в акте репрезентации про-шлого и легитимируется «невизуализирующееся» настоящее, и проблемаполитического конструирования реальности России состоит в том, что-бы современная власть стала ее легитимным репрезентантом. Конечно,легитимность мы понимаем в психологическом смысле, потому и оче-видна проблема восприятия политических конструктов российской вла-сти, которая зачастую решается «самоконструированием». Конечно, всеперечисленные проблемы связаны и с конструированием коллективнойидентичности. И потому мы подчеркиваем эффективность отечественно-го опыта в деле конституирования героической репрезентации и, в своюочередь, героического типа виртуальной политической реальности как«лучшего из миров». Именно в данном политико-коммуникативном актедо сих пор и конституировалась идентичность, символически обозначае-мая Россия. И по этому проторенному пути идет и современное массовоеполитическое сознание.Таким образом, политическая культура как знаковый контекст оформ-ляется и существует в виде успешной политической коммуникации, сим-волического обмена, когда репрезентативной моделью выступает про-шлое, точнее, представление о нем. Традиционная политическая культураблокирует внедрение на свою почву либеральных ценностей и оформляетгероическую гиперреальность, навязывает политические образцы совет-ского толка (порядок, справедливость, безопасность, зажиточность).В этом смысле принятая партией власти консервативная парадигма,содержательно адекватная, символически нерелевантна модернистскойсущности советского идеала. Политический субъект (Россия) включаетсяв политику, конечно же, через СМИ и опосредованное ими же общение слидером. Но культурный смысловой контекст выставляет «рамку» пони-мания и интерпретации, когда идеальным имиджем (искусственно скон-струированным образом) выступает имидж СССР. СССР в данном смыс-ле предстает как значимая гиперреальность, пространство симулякров,традиционный текст-память. А современная Россия прочитывается какантитекст СССР. Так, коммуникативным полем символического обменастановится знаковое Прошлое.Поскольку сегодня сакрализуется маркетинговая сфера, политическойвитриной такого положения дел стал дизайн ГУМа: тема оформления на2009 Новый год была взята из космических 60-х, по всем СМИ разрекла-мирован восстановленный аутентичный (до клише «Встречайтесь у фон-тана») фонтан, кафе на третьем этаже были оформлены в духе Фестивалямолодежи и студентов, витрины Гастронома № 1 a la 70-е, и т.п. Стиль та-кого ретро и есть экспонирование феномена ностальгии по советскому.Почему же сегодня предпочитается данный стиль? Здесь надо огово-риться, что именно стиль конституирует реальность. Советский стиль - этопонятный воспринимающей стороне символический визуальный и смыс-ловой ряд. Потому прошлое предстает как воспроизведение стиля, став-шего брендом, т.е. знаковой позицией в восприятии потребителя. Именнос помощью прошлого можно заниматься архетипическим брендингом,наиболее эффективным с точки зрения позиционирования товара.В ментальном же настоящем России отсутствует именно стилевойэлемент, потому и не конституируется ее образ. Отсюда у массы и воз-никает вопрос: «Что есть Россия сегодня?» При отсутствии конституцииположительного внутреннего образа России, который «расплывается», неполучается и внешний ее образ, т.е. конструктивный имидж. С другой сто-роны, в памяти масс СССР остается брендом, комплексом символическихзначений, политически оформленным тогдашней властью-конструктором.То есть советская власть, эффективно управляя значениями, сама сталаархетипической сущностью. Вот почему коллективное сознание будетснова и снова обращать свой внутренний взор на этот идеальный поли-тический мир и его репрезентантов, сопоставляя идеал с проблемной по-вседневностью. Другими словами, данная позиция в восприятии Россиизафиксировалась в коллективной памяти в виде элемента базового запасазнания и актуализируется как информационно-коммуникативная модельполитически и социально. Настоящее берет у прошлого как раз элементыполитического стиля (здесь показателен пример с распространенностьюгеоргиевской ленточки как постсовременного выражения идеи Победы).Поль Рикёр, обращаясь к исследованию памяти, назвал работу в дан-ном направлении «своим гражданским долгом» [4, c. 15]. И это не слу-чайно. «Перевод» философских рассуждений, берущих свое начало отПлатона и Аристотеля, в координаты современной научной и обществен-ной ситуации, несомненно, предполагает качественный ответ на один изважнейших вопросов социального: характера взаимоотношений в триаде«прошлое - настоящее - будущее». Особенно жестко детерминированыв данном конструкте первые две составляющие. А если учесть, что темавзаимосвязи памяти и образа, берущая начало в античной философии,имеет прямое отношение к нашей проблематике, то есть резон не простоотметить вклад Рикёра в решение проблемы, но и зафиксировать момен-ты его понимания природы этой взаимосвязи.Память в конструктах, детерминированных идеологически, обретаеткачество, которое Рикёр называет «амбицией», «претензией» на сохране-ние верности прошлому [4, c. 44]. Обращаясь к метафоре освещeнногопространства (память) и тени (забвение), философ показывает нам меха-низм проявления памяти через образы в настоящем. Цитируя А. Бергсонав анализе чистого воспоминания, он прибегает к следующему аргумен-ту: «Прошлое, по сути своей виртуальное, может быть принято нами какпрошлое, только если мы проследим и освоим то движение, посредствомкоторого оно развивается в образ настоящего, выступая из сумерек на яс-ный свет» [4, c. 83]. И здесь весь спектр от вымысла до галлюцинаций,которые могут продуцироваться не только стихийно, но и под влияниемкаких-либо запретов и уклонений от них. Адресуясь к данной сторонепамяти, Рикёр анализирует рассуждения Ж.-П. Сартра (cм.: Воображае-мое. Феноменологическая психология воображения. СПб., 2001), когдазапрещенные объекты превращаются в образы, конституируют образы-воспоминания. «Любое усилие «больше не думать об этом» спонтаннопревращается в «навязчивую мысль». Как перед лицом этого феноменаочарованности запретным объектом не совершить скачка в сферу коллек-тивной памяти… Для коллективной памяти навязчивая идея есть то же,чем галлюцинация является для памяти индивидуальной, - патологиче-ской формой внедрения прошлого в сердцевину настоящего…» [4, c. 85].Не секрет, что для актуализации советского прошлого в коллективной па-мяти и образной идентичности современной России сыграла большуюроль политика под лозунгом «Забыть Герострата». Чем больше вычер-кивали и разоблачали, тем активнее побуждали общественную память кконструированию «справедливой» политики в отношении прошлого, креференциям его с настоящим. Это был своего рода асимметричный от-вет современности по поводу образа прошлого в настоящем.Исследование Рикёра интересно нам еще и тем, что многозначная и мно-гоуровневая память опирается, по его мнению, на запоминание. «…Чте-ние наизусть долгое время было преимущественным и контролируемымучителями способом передачи текстов, считавшихся если не основопола-гающими в изучаемой культуре, то, по крайней мере, показательными сточки зрения их авторитетности. Ведь, в конечном счете, речь идет имен-но об авторитете, точнее, об авторитете высказывания, в его отличии отинституционального авторитета. В этом отношении здесь затрагиваетсяпонятие политического в его фундаментальнейшем значении, неотдели-мом от установления социальной связи» [4, c. 92]. П. Рикёр отмечает, чтов отличие от институтов власти, обеспокоенных проблемой истоков и ле-гитимности, воспитание «не связано с этой проблемой и оно не нуждает-ся в том, чтобы вопрос о нем ставился в понятиях законности». И далее:«какова бы на деле ни была тайна власти - сердцевина того, что Руссоназвал «лабиринтом политики», - любому обществу вменена обязан-ность передачи последующим поколениям собственных культурных до-стижений» [Там же]. Реверсивное рассуждение по поводу справедливогозамечания Рикёра дает возможность предположить, что сами научение ивоспитание являются фундаментом легитимации власти.Развивая этот тезис, мы предлагаем принять во внимание, что те ша-блонные образы, текстовые клише, в целом стереотипы, полученные в про-цессе социализации, включая и идеологизированную ее форму, воспроиз-водятся в образе современной России. Можно бесконечно долго споритьо том, насколько уместно понятие «коллективная память», но генерации,подвергшиеся социальной обработке в одних условиях, имеют схожие схе-мы, адаптирующие индивидуальные картины памяти. И образы, порож-даемые этой памятью, носят клишированный, если угодно, «плакатный»характер, обладающий не только свойством схемы для понимания настоя-щего, но и проспективной заданностью. В качестве примера приведем об-раз будущей хорошей жизни по Аркадию Гайдару: «А какая она будет, хо-рошая?» - и почему-то вспомнил плакат, который висел в красном уголке.Большой, смелый красноармеец стоит у столба и, сжимая замечательнуювинтовку, зорко смотрит вперед. Позади него - зеленые поля, где желте-ет густая высокая рожь, где цветут большие, неогороженные сады, и гдераскинулись красивые и так непохожие на убогое Алешино, просторныеи привольные села». И далее, в предельных оценочных значениях, «вы-сятся трубы могучих заводов», «всюду люди, бодрые, веселые», «небо, покоторому плавно несется длинный стремительный дирижабль». В другомуглу плаката - «черные расплывчатые тени», «очертания озлобленных, не-хороших лиц» с «пристальными недобрыми глазами» [5, c. 246-247]. Мыимеем дело не только с классическим пониманием структуры плаката, нои стереотипного образного мышления. Эти образы четки, ярки, контрастмежду добром и злом пределен, и они непременно ориентируют нас научастие, сопереживание, сравнение. Именно они выступают в роли ори-ентиров в смутном настоящем и неопределенном будущем. Это то, что Ри-кёр бы назвал идеологией на самом фундаментальном уровне, когда она,прежде чем стать искажением реальности (Маркс), легитимацией власти(Вебер), является интеграцией «мира в целое с помощью символическихсистем, имманентных действию» [4, c. 121].Возникает вопрос: плакатное мышление - это естественно или этосконструировано? Проецируем начало и конец статьи Б. Сарнова «Стра-на Гайдара». Сарнов начинает с допущения: «Взрослый человек в концеконцов может обойтись и без стройной системы, объясняющей мир. Ре-бенку нужна именно система, которая включала бы в себя ясные и вполнеопределенные ответы на все возможные и подразумевающиеся вопросы.Его ум не терпит неясностей и исключений» [6, c. 165]. И как итог, кото-рый, в сущности, дает не предполагавшийся, исходя из начального тезиса,ответ на вопрос, а почему взрослые обходятся без схемы, автор завершаетстатью так: «Страна», созданная Гайдаром по образу и подобию своему,стала реальностью, как реальность вошла в сознание нескольких поколе-ний. И каждый, кто жил когда-то в этой «стране», хранит в своем сердцевоспоминание о ней, как об оставленной родине» [6, c. 224]. Именно па-мять о реальных, а чаще сконструированных событиях и сюжетах, цен-ностях и образцах проявляет себя как интерпретационная и руководящаясхема в жизни взрослых. Прошлое руководит нами при выборе маршрутав сложном и непонятном мире, наделяя его уже испытанными (непосред-ственно или опосредованно) на себе образами.Ф. Бартлет в качестве «основного элемента механизма памяти ввелпонятие схемы, под которой он понимал … схематическую форму про-шлого» (цит. по [7, c. 125]). Здесь мы имеем дело не c простым навя-зыванием интерпретационной схемы, но с матрицей, формирующейособый «рельеф» сознания. И еще один аспект: все мы помним то, чтодля нас важно, ценно и даже священно. Как писал французский историкП. Нора, сравнивая память и историю: «Память помещает воспомина-ние в священное, история его оттуда изгоняет, делая прозаическим» [8,c. 20]. Фактически матрица и углубление памяти связаны с переносомобразов прошлого в настоящее. Этот механизм отчасти похож на такуюразновидность индоктринации, как инкалькация (inculcation)2. Большоезначение в исследовании нашей проблемы имеет решение вопроса о том,что является основой воспроизводимого в образах прошлого. Точнее, гдеместо памяти - в повседневности или в конструктах, связанных с ее ак-туализацией. Первая точка зрения апеллирует к тому факту, что мы чаще2 Под инкалькацией мы понимаем не только внушение, но, идя к латинскому корню«inculco», - впечатывание, вдалбливание, навязывание и т.п. См.: Щербинин А.И. Полити-ческое образование: Учеб. пособие. М.: Весь мир, 2005. С. 90.встречаемся с прошлым в обыденных практиках, поэтому его элементыестественно перетекают в настоящее. Но переход от прошлого через по-вседневность к современности невозможен без придания ему смысла(важность, востребованность, взращенная в борьбе с несправедливостьюактуальность и т.п.). То есть включаются привычные схемы осмысленияи достраивания образа, возникающие на уровне повседневной памяти.Другим механизмом, связанным с актуализацией значительных собы-тий, является праздник. И это иная точка зрения. Наше расхождение с Ри-кёром, считающим празднования («поминания») опасным актом, видитсяв двух направлениях. Во-первых, политический, и шире - социальныйпроцесс не сводится к одним изменениям и обновлениям. Общество со-храняет свою социальность уже потому, что оно опирается на прошлое,а его конструктивным элементом в масштабе общества являются празд-ники. Во-вторых, рикёровские обвинения в процессе идеологизированияпамяти утрачивают остроту, если подходить к этому процессу как есте-ственному (фундаментальный уровень идеологии), по тому же Рикёру.Нет спора, что и уровень легитимации, и уровень искажения сознанияприсутствуют здесь, и даже наиболее ярко, однако фундаментальныйосадок несет в себе больший заряд, действуя через годы и десятилетия,передаваясь в качестве матрицы другим поколениям, соответственно,формируя образ желаемого настоящего и будущего иногда в противовесофициальной доктрине эпохи.Праздники играют конститутивную роль относительно оформлениялюбого символического мира. Как отмечалось, архетипической эпохойвыступает советское время, когда ритуальная составляющая культурыбыла не только развита, но и доминировала. Праздник (как и миф) нельзяразвенчать и устранить из сознания в силу его антропологической реле-вантности: человек всегда будет фантазировать и желать придать своимфантазиям бытие. Это со стороны общества, коллективного субъекта.В то же время власть стремится использовать конструктивистский по-тенциал праздника. Отсюда интересно посмотреть, какие внеобыденныесобытия народ полагает праздничными и какие политические праздникиконструирует власть, что собственно понимают обе стороны ритуальногопроцесса под феноменом праздника. И здесь, как нам представляется, на-ходится место феномену «ностальгии по советскому»: именно праздник сего «душой и размахом», востребованный массой, у современной власти,ориентированной на производство зрелищ, и не получается. И еще - по-литический праздник невозможен без Героя, без почитания героев, обра-щения к героическим эпохам.Нынешний мировой кризис поколебал веру в героические способ-ности власти, более того, усилил потребность в охранительных способ-ностях лидеров. И ностальгические мотивы равенства, защищенности,справедливости советского типа уже явно, а не скрыто проявляются всовременном дискурсе не только коммунистических и квазиоппозицион-ных партий, самого народа, но и в официальном дискурсе. Достаточнонагляден тот факт, что в телевизионном проекте «Имя России» Сталинвошел в тройку лидеров. Не разделяя пафоса автора статьи «Гламурныйтиран», все же присоединимся к нему в одном существенном выводе:«…Одно дело Сталин, и совсем другое - время. Вернуться в него мы, ко-нечно, вряд ли вернемся, но то, что Сталин к нам возвращается, - факт»[9]. Прошлое присутствует в современном образе России. И с этим фак-том приходится не только считаться, его надо изучать как значимое на-правление в социальных науках.Важным моментом конструирования образа России является техно-логическое решение проблемы. И здесь мы обнаруживаем дефицит по-нимания места методологии при разработке имиджа, неумение перевестиэту разработку в эффективный брендинг. Начнем с того, что технологиче-ский уровень процесса политического конструирования символов властизахватывает такие виды политического менеджмента, как политическийимиджмейкинг и политический брендинг. Не секрет, что управление зна-чениями, через которое происходит продвижение имиджа с помощьюсредств массовой коммуникации, сводится к брендингу политическисконструированного образа, занимающего традиционно значимую «по-зицию» в политическом сознании россиян.Еще в начале 1970-х годов Э. Райс и Д. Траут провозгласили «эрупозиционирования», пришедшую на смену эпохам естественных това-ров (уникального торгового предложения) и искусственных репутаций(имиджей). Позиционирование, согласно Райсу и Трауту, - это релевант-ная коммуникационная стратегия для управления информационно пере-груженным сознанием потребителя товаров путем создания «позиции»(лучше лидерской и имени как марки). Смысл данной стратегии в перене-сении акцента «реальности» с объективных качеств товара на реальностьвосприятия: «Истина несущественна. Что имеет значение, так это при-сущее сознанию восприятие. Суть позиционирующего мышления в том исостоит, чтобы принять восприятие как реальность, а затем реструктури-ровать его, чтобы создать желанную позицию. Этот процесс мы назвали«изнаночным мышлением» [10, c. 19]. Другими словами, Райс и Траутбуквально перевернули представление о маркетинге: героем маркетинго-вой программы является не объективный продукт, но сконструированныйв сознании потребителя субъективный образ товара. Для эффективногоуправления процессом сбыта товара Райс и Траут предлагают свои зако-ны маркетинга, которые противопоставляют позитивистскому представ-лению о фактической реальности феномен искусственно сконструиро-ванной реальности значений: «В мире маркетинга не существует никакойобъективной реальности, никаких фактов, никаких лучших товаров. Таместь только восприятие в головах покупателей или потенциальных по-требителей. Реально одно лишь восприятие, все остальное - иллюзия»[11, c. 29]. Таким образом, от субъекта политики мы переходим к его по-ложительному имиджу, а от имиджа - к конструированию релевантнойреальности восприятия политического товара.Итак, коммуникативно-медийное бытие в символическом простран-стве постсовременной российской политики представляет собой брен-динг данного политически сконструированного образа. Поскольку насинтересует особый архетипический брендинг, то мы будем опираться наидеи М. Марк и К. Пирсон, сводящих рекламную коммуникацию к по-зиционированию брендов. Согласно их точке зрения, в основе выборабренда для его успешной смыслонесущей коммуникации в СМИ служатдвенадцать архетипов. Данные архетипы были выделены К. Пирсон наоснове идей К.Г. Юнга и сгруппированы, согласно героическому путеше-ствию в представлении Д. Кэмпбелла: «По мнению Юнга, Кэмпбелла идругих, мы приходим в жизнь, инстинктивно резонируя с этими архети-пическими историями - потому, что так устроен наш разум. Таким обра-зом, значение продукта можно передать очень быстро, просто напомнивисторию или концепцию, созвучную инстинктивному знанию зрителя окакой-нибудь фундаментальной, узнаваемой истине» [12, c. 47].В данной связи во введении к общей работе Пирсон дает смысло-вые пояснения трем стадиям героического путешествия («подготовка»,«путь», «возвращение»), выраженным в терминах двенадцати архети-пов. Архетипы социализации, или начальной стадии (Заботливый, Слав-ный малый, Герой, Простодушный), проявляются в молодых людях илиначинающих организациях, которые готовы пуститься в путь. Архети-пы превращений и изменений (Творец, Любовник, Бунтарь, Искатель)персонифицируют поиск новых ценностей и форм, т.е. проявляются впереходные периоды. При этом личность или организация уже демон-стрируют готовность вернуться назад. Архетипы возвращения, или Коро-левского двора (Правитель, Шут, Маг, Мудрец), пробуждаются у зрелыхлюдей и организаций для того, чтобы изменить мир и выразить обретен-ные ценности [12, c. 18-20]. Таким образом, Марк и Пирсон предлагаютряд универсальных матриц для конструирования реальности восприятиялюбого товара. Другими словами, есть двенадцать способов брендинга ипотребитель товара будет общаться с брендом потому, что тот отвечаетглубинной мотивации самого реципиента: «Когда все кажется потерян-ным, всадник Воин/Герой выезжает из-за холма и спасает день. Твердыйи храбрый, этот архетип учит нас ставить цели и достигать их, преодо-левать препятствия, стоически выдерживать тяжелые времена, хотя онтакже тяготеет к тому, чтобы видеть во всех врагов и размышлять в кате-гориях «или-или» [12, c. 19].Тем самым под брендом Марк и Пирсон понимают некий комплексзначений, а под архетипическим брендингом - «систему управления зна-чением»: «Дело не только в том, что архетипические символы и образыиспользовались для позиционирования бренда, - со временем уже самбренд приобретает символическое значение» [12, c. 28]. При всей раз-нице интерпретаций термина «бренд» сегодня очевидно, что речь идет обособом комплексе восприятия потребителя, который формируется техно-логическим посредником: «Наконец, совокупность образов СМИ в созна-нии аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанныхсо СМИ вообще и данным СМИ в частности) принято называть брендом»[13, c. 30]. То есть политический брендинг, по нашему мнению, - это по-литическое конструирование марки, комплекса символических значений,в свою очередь, управляющего однонаправленной осмысленной полити-ческой коммуникацией.Как считают Марк и Пирсон, каждый архетипический бренд (а этоуспешный и понятный бренд) нераздельно связан со своей рекламнойисторией. И не важно, что продается, «Coke» или кандидат в президен-ты Д.Ф. Кеннеди, если это «для Вас»: «Правда заключалась в том, чтоэти бренды стали феноменально ценными не только благодаря своим но-ваторским характеристикам или выгодам, но и в силу того, что эти ихкачества были трансформированы в мощную силу смысловых значений.Они стали стоить миллионы долларов потому, что обрели такие значения,которые были универсальны, были больше, чем жизнь, были иконами»[12, c. 29]. В масштабе истории это могут быть эпохи, которые в срав-нении обрели качество бренда. В нашем случае героические основания,стабильность, относительное благополучие позволяют рассматривать со-ветскую эпоху как бренд на фоне социальных неполадок, экономически
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 266
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Щербинин А.И. | Томский государственный университет | shai52@mail.ru | |
| Щербинина Н.Г. | Томский государственный университет | shai52@mail.ru |
Ссылки
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.
Дубин Б. «Кровавая» война и «великая» победа. О конструировании и передаче коллективных представлений в России 1970-2000-х годов // Отечественные записки. 2004. № 5(20).
Глебова И.И. Политическая культура России: образы прошлого и современность. М., 2006.
Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
Гайдар А. Дальние страны // Мои товарищи. М., 1968.
Сарнов Б. Страна Гайдара // Сарнов Б. Страна нашего детства. Литературно- критические статьи. М., 1965.
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 2003.
Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция- Память / П. Нора и др. СПб., 1999.
Поздняев М. Гламурный тиран. Культ личности Сталина переживает в России второе рождение. Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2008-03-05/85812/
Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. СПб., 2001.
Райс Э., Траут Дж. 22 непреложных закона маркетинга. М., 2007.
Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб., 2005.
Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007.
Глубинныеоснования конструирования образа современной России | ПУСС. 2010. № Том 2. Выпуск 3.
Скачать полнотекстовую версию
Полнотекстовая версия
Загружен, раз: 1685
Вы можете добавить статью