Управление процессами в пространственно разнесённых организационных системах с использованием современных методов автоматизации | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Управление процессами в пространственно разнесённых организационных системах с использованием современных методов автоматизации

Обеспечение конкурентоспособности современной организации невозможно без использования информационных систем, что особенно актуально для географически распределенных организаций. Использование современных информационных технологий для повышения качества управления позволяет обеспечить гибкость и адаптивность управленческих решений и значительно сократить расходы на приобретение и поддержку программного обеспечения.

Management in Spatially Dispersed Systems with the Use of Modern Automation Techniques.pdf Возможно, эффективность в раз-работке прототипов - самая ценная«ключевая компетенция», на которуюможет рассчитывать любая новатор-ская организация.Майкл ШрэйгРынок средств автоматизации организационного управления предла-гает большой выбор технических и программных решений, рассчитанныхна разный уровень бюджета. Конкурентная борьба современных органи-заций предполагает победу в сфере информационных технологий: имен-но так преподносят ситуацию идеологи информационного менеджмен-та и лидеры системных интеграторов. Действительно, с одной стороны,усложнение и расширение круга задач управления, решаемых руководи-телями высшего звена в различных областях, высокая мера ответствен-ности за принятое решение, увеличение объема и разнообразия спосо-бов представления информации предъявляют существенные требованияк качеству, точности, адекватности и эффективности методов принятиярешений. Для этого необходим глубокий анализ многопараметрическойситуации, следовательно, увеличивается ресурсоемкость и вычислитель-ная стоимость этих процессов. Требования к управлению современнойорганизацией предполагают учёт особенностей территориального рас-пределения её компонентов. В частности, Том Питерс считает, что «рас-стояния больше не существует», и даже определяет это утверждение вкачестве одного из принципов инновационного менеджмента [1]. Другиепринципы позволяют обосновать актуальность и возможность оптими-зации системы управления благодаря использованию современных под-ходов и современного инструментария: «Расстояния больше не существует». То есть мы обязаны уметьуправлять территориально распределенной организацией так жеэффективно, как раньше управляли офисом. «Ценность менеджера обеспечивается профессионализмом». «Система - вот решение… Система - это клей эфемерных (тер-риториально распределенных) организаций. Вот наша цель послепережитой нами эры реинжиниринга».Похоже, утверждение системных интеграторов вполне обоснованно.Стоимость их услуг высока и растет с каждым годом, однако и потреб-ность в программном обеспечении, поддерживающем процессы органи-зационного управления и принятия решений, также постоянно растет.Развитие современного информационного общества характеризуетсяувеличением потребности в информационных системах, сопровождае-мой острой конкуренцией среди разработчиков программного обеспе-чения [2], которая вынуждает их применять новые технологии, вклю-чающие не только инструментальные средства, но и методы разработкипрограммного обеспечения. В свою очередь, это стимулирует появлениена рынке ещё более новых методологий и т.д. Тем не менее разработчи-кам по-прежнему не удаётся найти «серебряную пулю» [3].Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Возможно линепрофессионалам в области создания программных продуктов братьсяза решение сложных проблем, связанных с автоматизацией собствен-ной деятельности? Оказывается, что для некоторых частных случаевпостановки задачи информационного менеджмента, которые, однако,охватывают достаточно широкий класс задач, можно найти приемлемоерешение. Рассмотрим процессы управления организацией с точки зре-ния системного подхода [4] для того, чтобы обоснованно определить на-правленность усилий при автоматизации с целью улучшения качестваменеджмента.Рассмотрим коммерческую организацию как целостную систему[5]. Состояние системы определяется вектором выходных параметровX {x } PN ,i [1, N]i = ∈ ∈ в области допустимых значений N-мерногопространства. В зависимости от текущего состояния системы и внешнейсреды выбирается то или иное входное управляющее воздействие дляперевода системы в желаемое состояние с учетом возможных измененийвнешней среды.Рассмотрим схему управления системой с обратной связью [6]. Систе-ма функционирует во внешней среде, оказывающей на нее существенноевлияние, определяемое рядом показателей: производственных, финансо-вых, маркетинговых и т.п. Будем считать, что изменение состояния си-стемы определяется некоторым функционалом, связывающим значениявходных (U) и выходных (X) переменных системы в разные моменты вре-мени (t):( ,..., , ,..., , ) 1 1jN K F x x u u t ,[ , ,] [0, ,] , , ( ) , ( ) 1.100 1 00t j ∈ t0 t1 j ∈ M t = t tM = t X t = X X t = XКонкретный вид функционала, его значение и граничные условияопределяются природой управляемой системы;00 X (t ) = X - состояние системы в начале временного периода;11 X (t ) = X - состояние системы в конце временного периода;( ) { ( ),..., ()} 1jKU t j = u t j u t - прямая связь;( ) { ( ),..., ()} 1jKX t j = x t j x t - обратная связь (информация о состояниисистемы).Для организаций, у которых регулярность представления отчетностируководству для выбора управляющего воздействия составляет вполнеопределенный (фиксированный) период (день, неделя, месяц), логичносделать предположение о равномерном разбиении временного интервала.Для функции управления( ) { ( ),..., ( )} { ,} [ , ,] [1. ,] [0. ] 1 0 1 U t u t u t u j t j t t i K j MjjKj = j = ∈ ∈ ∈будет выполняться неравенство( ) , [ , ] 0 10 0 1U t u P t j t tMjKijiMjΣ j = ΣΣ ≤ ∈= = =где U(t j ) - функция управления, определяемая производственным и фи-нансовым планом расходования ресурсов и денежных средств на период[ , ] 0 1 t t ; P - совокупные ограничения расходования ресурсов. Предпо-лагается, что все слагаемые суммы приведены к единой измерительнойшкале. Корректность определения функции управления на период за-висит от состояния системы в текущий момент, т.е. ее наблюдаемости.Погрешность наблюдения в произвольной точке определяется динамикойсистемы и, при прочих равных условиях, зависит от величины задерж-ки предоставления отчетной информации руководству и в произвольнойточке наблюдения [ , ] 0 1 t j ∈ t t определяется формулой1n(Δt) = ΔX = X (t j ) − X (t j − Δt) , O I E I Δt = t + t + t + t ,-гдеO t - время подготовки отчета территориального узла;I t - время поступления и первичной проверки отчета менеджерамицентрального офиса;E t - время корректировки несоответствий или уточнения отчетныхпоказателей с учетом согласования с территориальными узлами;I t - время повторной проверки, консолидации данных и подготовкиотчета руководству.Менеджеры часто допускают ошибки в управлении именно потому,что воспринимают полученный отчет как информацию о текущем со-стоянии системы. Будем считать, не нарушая общности, время принятиярешения менеджером равным нулю. Тогда задача повышения качестваобратной связи сводится к задаче сокращения периода наблюдаемостиΔt системы.Специалисты, обеспечивающие обратную связь, не могут влиять навремя подготовки отчета в территориальном узле и, частично, на времякорректировки несоответствия или необходимого уточнения отчетныхпоказателей. Остальные показатели они могут и должны улучшать. Дляменеджера, принимающего управляющее решение, это означает более кор-ректную оценку ситуации и принятия правильного решения. Сокращениезадержки предоставления отчетности даёт потенциальную возможностьспециалистам провести дополнительный анализ данных, обеспечить не-обходимую гибкость (возможность посмотреть на различные проекции си-стемы в факторном пространстве состояний) в сочетании с надежностью и1При управлении территориально распределенной организацией величина по-грешности в точке может существенно зависеть от корректности синхрониза-ции предоставленной информации из разных территориальных подразделений.целостностью (обеспечение единых временных срезов). Эта задача требуетиспользования информационных технологий для автоматизации процессаобеспечения обратной связи. При построении модели управления много-параметрической системой необходимо помнить, что наиболее важныефакторы, необходимые для управления любой организацией, как прави-ло, неизвестны и количественно неопределимы [7]. На практике ситуацияусугубляется естественными причинами, связанными с несовершеннойсистемой менеджмента, которая приводит к намеренным искажениям илисокрытию информации, несвоевременным предоставлением информациии просто случайными ошибками.Предполагается, что применение автоматизированной системы должносократить период наблюдаемости, повысить точность информации и обе-спечить согласованность данных. Дальнейший подход к автоматизацииопределяется многими факторами, важнейшими из которых являются фи-нансовые и человеческие ресурсы организации. Зачастую ресурсы орга-низации существенно ограничены, и деятельность сотрудников, связаннаяс обеспечением основного производства, автоматизируется в самую по-следнюю очередь, и это несмотря на то, что качество конечного продук-та, согласно пятому принципу Э. Деминга [8], зависит от качества всехпроцессов. Поэтому особенно актуально найти решение, позволяющееспециалисту самостоятельно решить проблему автоматизации своего ра-бочего места. Согласно принципам, определенным Т. Питерсом, профес-сионализма современного менеджера достаточно для решения этой задачисвоими силами. Однако условия работы в организации накладывают суще-ственные ограничения на его возможности, поэтому речь не идет о выбореготовых решений или решений, требующих существенных финансовыхили трудовых ресурсов. Наоборот, речь идет о том, какие инструменты вусловиях современного российского бизнеса доступны специалисту? Кро-ме того, реалии современной организации накладывают дополнительныеусловия; например, согласно требованиям информационной безопасно-сти, финансовый менеджер не только не имеет права вносить измененияв существующую корпоративную информационную систему, но и, какправило, лишен доступа к профессиональным инструментам разработкипрограммного обеспечения. Кроме того, специалист предметной областидалеко не всегда имеет навыки, позволяющие ему самостоятельно созда-вать программный код. Поиск решения ведётся в условиях ограничений наиспользование инструментария непрофессионалами в разработке инфор-мационных систем, жестких требований к интеграции с существующимиорганизационными процессами. Необходимо обеспечить также простотусопровождения и модификации программного обеспечения. Все это в со-вокупности определяет общий подход к автоматизации.Предлагается рассмотреть подход, позволяющий найти частное ре-шение для небольшой (обозримой, понятной пользователю) задачи си-лами специалистов (менеджеров) предметной области. Этот подходоснован на принципе быстрого создания прототипа информационногоприложения без написания программного кода. Эффективность в разра-ботке прототипов - это самая ценная «ключевая компетенция», на кото-рую может рассчитывать любая новаторская организация [9]. Для созда-ния центральной системы управления данными можно воспользоватьсярепозиторными технологиями разработки широко распространеннойсистемы управления базами данных (СУБД). Средство должно обеспе-чивать: простую и эффективную возможность моделирования данных; возможность быстрого и наглядного создания приложений безнаписания кода; развитые средства экспорта-импорта данных, позволяющие реа-лизовать интеграцию данных с внешними приложениями.Как вариант, можно использовать достаточно распространеннуюСУБД - MS Office Access, которая удовлетворяет всем вышеперечислен-ным требованиям, не требует инвестиций для приобретения или развер-тывания специализированного программного обеспечения. Аналогомможет служить СУБД, предлагаемая в OpenOffice 3.3.х. или LibreOffice(свободно распространяемый инструментарий с открытым кодом). Ре-позиторная технология разработки позволяет создавать программныеприложения без написания программного кода; функциональность обе-спечивается на уровне проектирования структуры данных и пользова-тельского интерфейса с применением внутреннего набора макрокоманд.Процесс экспорта и импорта данных реализуется с помощью встроеннойсистемы проектирования, позволяющей пользователю последовательноописать весь процесс и сохранить в репозитории эту последовательностьдействий, реализованных в виде системных таблиц, для дальнейшегоиспользования. Интеграцию с внешними информационными система-ми предлагается осуществлять на уровне входных и выходных данных,путем построения соответствующих процедур экспорта-импорта [10].Автоматизация обработки информации в центральном узле позволитсократить время первичной проверки отчета, а также время повторнойпроверки, консолидации данных и подготовки отчета руководству.С помощью предлагаемого подхода в разное время решались различ-ные прикладные задачи, например:1. Расчет заработной платы по сдельной системе, включающий сбори обработку производственных показателей в одном из подразделенийкрупной торгово-промышленной компании (1500 человек).2. Создание модулей управления персоналом российским представи-тельством крупного европейского банка:мониторинг обучения и управление обеспечением оказания азания услугпо обучению персонала (одновременное обучение порядка 800сотрудников); управление обеспечением питания сотрудников (2000 сотрудни-ков для 19 провайдеров); система персонификации оказываемых услуг и расчет поправок кзаработной плате; бюджетирование альтернативной системы мотивации сотрудни-ков; интеграция данных для существующих систем (поиск персонала,документооборот и т.д.) в единую систему планирования и отчет-ности.3. Управление проведением научных исследований и обеспечени-ем единого информационного пространства научно-исследовательскогоцентра (процессы научных исследований характеризуются вариабельно-стью, кратким жизненным циклом и вариабельностью мест проведения).4. Автоматизация деятельности экономического отдела, планированияи финансового контроля организации, имеющей представительства в 23регионах России.5. Управление регулярными корпоративными мероприятиями круп-ной международной компании, включая планирование загрузки объектов,контроль посещаемости мероприятий, персонификацию услуг, обеспече-ние отчетности в оперативном режиме на различных объектах.Преимущество используемой технологии состоит в простоте тиражи-рования как конечного решения, так и методов его реализации. Поэтому,в случае ухода специалиста, программа может сопровождаться преемни-ком, также неспециалистом в области создания информационных систем.Указанные системы, например, до сих пор функционируют на предприя-тиях, несмотря на то, что авторы решений уже не работают в этих орга-низациях.Для обеспечения обратной связи, например передачи данных из уда-ленных подразделений в текущем режиме, предлагается использоватьоткрытые технологии распределенных вычислений [11], например сред-ства Google Apps. Существует множество аналогов, различной степениоткрытости и стоимости2. Инструментов для реализации различных ин-формационных приложений, реализующих парадигму SaaS (software as a2Microsoft будет взимать 12 центов за час вычислений, 15 центов за гигабайтданных на сервере и 10 центов за каждые 10 тысяч транзакций. Что касаетсяпользования сетевым каналом, то будет взиматься 10-15 центов за гигабайт.service) на современном российском и тем более - международном рын-ке, более, чем достаточно [12-14]. Динамика развития данного направле-ния не позволяет привести полный обзор средств реализации подобныхсистем, однако можно воспользоваться специализированными ресурсамидля выбора подходящего инструментария [13]. Для многих из них харак-терна высокая стоимость (Мегаплан [14] предлагает покупателям систе-мы в подарок IPad 2) и необходимость системного подхода к внедрению,с учетом автоматизации смежных областей деятельности. Google Appsпривлекает: доступностью инструментариев для использования неспециали-стами: реализован необходимый минимум функций, аналогичныйпродуктам MS Office, а также полезный набор дополнительныхфункций для сетевой многопользовательской работы; открытостью решений; постоянным развитием, появлением новых возможностей и но-вых инструментов; возможностью обмена решениями.Основой для реализации является создание единого информационногопространства для обеспечения коммуникации участников процесса с по-мощью средств быстрой разработки сайтов. Сайты Google позволяют ин-тегрировать средства управления данными, состояниями системы и собы-тиями. В «облаке» на основе Документов Google (Электронные таблицыGoogle) создаются временные хранилища данных, к которым посредствоминтерактивных Форм Google обеспечивается доступ всех территориальныхподразделений для ввода отчетной информации. Формы Google позволяютреализовать процесс мониторинга за счет интерактивного обновления дан-ных в документах и автоматического отслеживания даты и времени созда-ния кортежей. Объединение данных множества электронных таблиц Googleи реализация процедур оперативного контроля данных обеспечиваются спомощью внутренних функций интеграции документов, например функ-ции ImportRange, позволяющей использовать также агрегированные функ-ции для работы с массивами. Данные временных хранилищ с помощьюреализованных процедур импорта с необходимой периодичностью выгру-жаются в центральную систему. После вторичной проверки корректностисистема, при необходимости, автоматически формирует адресный запросна уточнение данных. Управление информационным пространством и ком-муникацией участников основано на принципе использования интерактив-ных форм (изменения состоянии системы) и средства Календарь Google.Предполагается, что использование этих технологий будет достаточно эф-фективным для решения различных задач, связанных с необходимостьюоперативного мониторинга информации. Данный подход применялся дляреализации единого информационного пространства и обеспечения опера-тивной обратной связи в примерах реализованных задач 3-5.Использование современных информационных технологий менедже-рами предметной области позволяет повысить качество управления орга-низацией, обеспечить гибкость и адаптивность управленческих решенийи существенно сократить издержки на закупку и поддержку программно-го обеспечения.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лукин В.В.Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, РоссияVladimirVLukin@gmail.com
Лукина Е.С.Издательский дом «Провинция», Москва, РоссияBellukina@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Система управления и автоматизации бизнеса Мегаплан // http:// www.megaplan.ru/?utm_campaign=VAFHA1ABDwVU&gclid=CKHrz_ zOmqgCFcMl3god7nraIA
Аренда корпоративных решений SaaS // http://www.it-lite.ru/ services/saas/
Поисковая система SaaS // http://www.saas.com/ta/hp.jsp
Облачные вычисления ( Википедия: открытый ресурс) // http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D 0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%8 1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Балтер Элисон. Microsoft Office Access 2007. Профессиональное программирование, 2009.
Schrage M. The Culture(s) of Prototyping // Design Management Journal. 1993. Winter. P. 65.
Деминг Эдвардс. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. СПб.: Альпина Паблишерз, 2007.
Ассоциация Эдварса Деминга. // http://deming.ru/AboutDeming/Biogr. htm
Янг С. Системное управление организацией / Пер. с англ.; под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. М.: Советское радио, 1972.
Большая советская энциклопедия. Системный подход // http://bse. sci-lib.com/article102642.html
Теория организации. Системный подход. // http://partnerstvo.ru/lib/ to/node/21
Brooks, Frederick P., Jr. 1995. The Mythical Man-Month. Anniversary ed. Reading, M.A: Addison-Wesley, 1995.
Лукин В.В., Лукин В.Н. Компонентно-каркасный подход к разработке программного обеспечения // Моделирование и анализ данных. М., 2011. № 1.
Питерс Т. WOW-идеи: 15 принципов инновационного менеджмента / Пер. с англ. О.И. Медведь. М.: Эксмо, 2010. 576 с.
 Управление процессами в пространственно разнесённых организационных системах с использованием современных методов автоматизации | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Управление процессами в пространственно разнесённых организационных системах с использованием современных методов автоматизации | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Полнотекстовая версия