Выбор шкалы оценивания знаний в вузе в контексте Болонского процесса | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Выбор шкалы оценивания знаний в вузе в контексте Болонского процесса

Одной из основных целей Болонского процесса является введение Европейской системы перевода кредитов (European Credit Transfer System - ECTS) с присущей ей шкалой оценки знаний, которая значительно отличается от традиционной российской 4-балльной системы. В работе рассматриваются общие вопросы, связанные со шкалами оценивания и переводом оценок в этих шкалах в ECTS. Анализируются требования к шкалам, основанные на российских национальных традициях, рассматривается отечественный опыт и излагаются результаты эксперимента по введению расширенной шкалы оценок на факультете информатики ТГУ.

Choosing the Grading Scale for Estimation of Student's Knowledge in the Bologna Process Context.pdf Проблемы оценивания знанийВажнейшим элементом образовательного процесса является оценива-ние качества освоения образовательных программ, от правильного выбо-ра системы оценивания существенно зависят мотивация обучающихся и,как следствие, конечные результаты обучения. Высшее учебное заведениеосуществляет такое оценивание путем текущего контроля успеваемости(во время изучения дисциплин), промежуточной аттестации (по оконча-нии изучения каждой дисциплины) и итоговой аттестации выпускников.Еще в недавнем прошлом учебные заведения СССР не могли выбиратьсистему оценивания, она определялась на правительственном уровне. В1918 г. Народный комиссариат просвещения постановлением «Об отменеотметок», подписанным А.В Луначарским, вообще запретил «примене-ние балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся вовсех без исключения случаях школьной практики», и только в 1935 г. со-вместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была восстановленатрадиционная для России дифференцированная пятиступенная системаоценки знаний.Перестройка высшего образования в постсоветский период привелак значительному расширению прав вуза по выбору средств и методовобучения. Статья 15 Федерального закона об образовании, принятого в1992 г., устанавливает, что «образовательное учреждение самостоятельнов выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежу-точной аттестации обучающихся»2. Таким образом, в руках педагогиче-ского коллектива оказалось мощное, хотя и очень деликатное, орудие воз-действия на учебный процесс. В связи с этим в последнее десятилетие вряде вузов начались эксперименты по внедрению нетрадиционных шкали методов оценивания, имеющих целью более тонкое и дифференциро-ванное оценивание знаний и умений обучающихся, создание стимуловдля регулярной работы в течение семестра.Аналогичный процесс начинается и в системе общего образования.Выступая 9 октября 2009 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО в Па-риже, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсен-ко сказал, что российской школе нужна более дифференцированная посравнению с существующей шкалой оценивания знаний и призвал вузов-скую общественность к диалогу и экспериментам [1].Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с внедряе-мым в России Болонским процессом, одно из направлений которого со-стоит в изучении и введении единой для Европы системы кредитов (за-четных единиц) ECTS и связанной с ней шкалы оценивания знаний.Анализ систем оценивания представляет собой комплекснуюпсихолого-педагогическую проблему, которой посвящено множество на-учных исследований и практических рекомендаций. Не вдаваясь во всетонкости этого вопроса, перечислим две его стороны, существенные сточки зрения цели нашего исследования:1) выбор шкалы оценивания;2) сравнимость оценок в разных шкалах.2 При этом система оценок для итоговой аттестации оставлена традиционной(приказ Минобразования РФ от 5 мая 2003 г. № 4490).Шкалы оценив ани яСистема оценки знаний баллами зародилась в XVI-XVII веках и име-ла гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказанияна поощрения [2]. Первая шкала оценок возникла в Германии в резуль-тате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших,средних и худших, при этом лучшие студенты имели ряд привилегий. Современем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее числоучеников, разделили на три дополнительных подразряда, так сформиро-валась пятиступенная шкала, с помощью которых стали оценивать по-знания учащихся. До сих пор в Германии «1» - высшая оценка, а«5» - низшая.Аналогичные процессы наблюдались в России. В списке студентовКиевской духовной академии (1737 г.) высшим разрядом отмечены оченьхорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хо-рошего, похвального». Средний разряд обозначает показатели «ученияпосредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризуетрезультаты ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безна-дежного, ленивого». Постепенно словесная оценка становилась болеелаконичной, она чаще заменялась цифровой, причем направление шкалыустановилось противоположным германскому. В разное время в Россииприменялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из нихприжилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установ-лена Министерством народного просвещения:. В течение XX века оценка«1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная системапревратилась в современную 4-ступенную. Эта, традиционная для совет-ского образования, система сейчас повсеместно применяется в России имногих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы на-метился отход от нее: Белоруссия перешла на 10-балльную шкалу, При-балтика предпочла 100-балльную англосаксонскую систему и т. д.В настоящее время в мире используется множество шкал оцениваниязнаний, некоторые из них приведены в табл. 1. Как видно, они сильноотличаются друг от друга как числом градаций, так и широтой охватаотдельных разрядов, взаимно однозначного соответствия оценок не су-ществует. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозна-чения разрядов, причем допускаются дробные оценки, другие шкалы(например, американская) по традиции имеют дело с буквенными обо-значениями. Между прочим, американская шкала также имеет числен-ную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствуетбалл 4.Шкала оценивания - одна из самых проблемных и консервативных со-ставляющих учебного процесса. Она должна быть по возможности объек-Таблица 1Примеры шкал оцениванияСловеснаяоценка СССР Франция Германия Голландия Италия СШАExcellent,отлично 5 ≥170,5≥90 30 LodeA+ (4)1 A (4)1- A-(3,67)Very good,оченьхорошо15-16,9 2+80-8930 B+(3,33)414-14,9229B (3)2- B-(2,67)Good,хорошо13-13,9 3+70-7928 C+(2,33)12-12,9 3 27 C (2)3-23-26C-(1,67)Satisfactory,удовлетво-рительно 311-11,9 4+ 60-69D+(1,33)4 D (1)Pass,зачтено 10-10,9 4- 55-59 18-23 D-(0,67)Fail, неудо-влетвори-тельно2 8-9,9 5 55

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гладких Борис АфанасьевичНациональный исследовательский Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Эксперименты по «дроблению» оценок в школах РФ могут начаться в этом году - Фурсенко // РИА «Новости», 09.10.2009 (http://mon.gov. ru/press/smi/6252/).
Богуславский М. А. Школьный балл - проблемы и решения // Вестник образования. 2003. № 1 (http://www.vestnik.edu.ru/list.html).
Блонин В. А. Новая система экзаменационных оценок: первые результаты и выводы // Вестник ННГУ. Серия «Инновации в образовании». 2003. Вып. 1(4). С.72- 82 (http://85.143.0.20/pages/e-library/ vestnik/99990199_West_innov_2003_1(4)/13.pdf) .
Гладких Б. А. Опыт реорганизации учебного процесса в соответствии с направлениями Болонской декларации // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1, вып. 2. С. 75- 92 (http://www.inf.tsu.ru/ library/Publications/2010/2010-10.djvu).
 Выбор шкалы оценивания знаний в вузе в контексте Болонского процесса | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Выбор шкалы оценивания знаний в вузе в контексте Болонского процесса | ПУСС. 2011. № Том 3. Выпуск 5.

Полнотекстовая версия