A Сomputer Game «If I Had Been the Mayor...» in Social Network Project «The Web Portal for Young Leaders».pdf Введени е«Инновации», «Модернизация», «Информационные технологии» -три императива нашего времени. Эти понятия должны наполниться кон-кретным содержанием. А наполнение призваны обеспечить все мы - те,кто работает на предприятиях, в учреждениях, компаниях малого, сред-него и большого бизнеса, государственных органах и органах местногосамоуправления. Так, в настоящее время во многих регионах и муници-палитетах существуют или начинают свою деятельность «молодежныепарламенты» и «молодежные правительства». Популярность этой формыучастия в общественной жизни среди молодежи весьма высока. Интер-нет, социальные сети стали привычной составляющей информационноговзаимодействия молодого поколения на всем географическом простран-стве Российской Федерации.Одной из форм привлечения студенческой, научной, инженерной ирабочей молодёжи к участию в созидательной деятельности, реализацииеё желания испытать свои силы в корпоративном, региональном и муни-ципальном управлении, генерации идей и поиске инноваций может статьсоциальная сеть «Портал Молодых Лидеров».1. Цель проектаФормирование сообщества по генерации, обсуждению и подготовке кпрактической реализации идей в различных сферах жизнедеятельностистраны с привлечением широких слоев населения, прежде всего моло-дёжи. Содействие развитию преобразований в области государственногоуправления, местного самоуправления, менеджмента в корпорациях и напредприятиях малого и среднего бизнеса, активизации молодого поколе-ния в процессе поступательного развития нашего общества.2. Задачи проектаВ соответствии с программными установками выделить ряд проблем-ных вопросов и задач, требующих конструктивного решения, в различ-ных областях жизнедеятельности страны, регионов, муниципальных об-разований, предприятий и учреждений. Предложить варианты решений,«снимающие» проблемные вопросы.Донести проблемы, задачи и решения участникам социальной сети всовременном, привлекательном виде, способствующем вызвать интереск соучастию.Создать атмосферу активного диалога государственных и муници-пальных служащих, ученых и известных специалистов с каждым участ-ником игры, с изложением точек зрения, комментариями по проблемам иих решениям.Катализировать креативную составляющую таким образом, которыйубедительно говорит о том, что органы власти, государственные руково-дители и менеджеры высшего звена управления корпораций рассчитыва-ют на новое поколение будущей элиты управления, ценят его творческийпотенциал, его активность и знания, приглашают к непосредственномуучастию в решении задач федерального, регионального управления,местного самоуправления и менеджмента предприятий различных сек-торов экономики.Обеспечить наличие мотивационного фактора, который должен под-крепляться стимулированием, способствующим вызвать и постоянноподдерживать заинтересованное и широкое участие молодёжи в сети, по-средством введения игровой составляющей.3. Инструмент арий проектаСоциальная сеть «Портал Молодых Лидеров» должна представлятьсобой интеграцию лучших идей инструментария популярных интернет-ресурсов, наиболее полно отвечающих требованиям современности.Инструментарий призван задействовать такие мотивирующие челове-ка факторы, как потребность в общении, признании, самовыражении. Ве-дущим должен быть мотив состязательности, присущей каждому из нас.В первую очередь нужно использовать механизмы существующих ре-сурсов: крупнейших сетей, таких как: «В контакте», «Одноклассники», «Мойкруг», «ЖЖ» и др.; социальных библиотек, как приложений, позволяющих участникамоставлять ссылки на книги, аудиозаписи и т. п., с поддержкой системырекомендаций, рейтингов. многопользовательских сетевых игр. Этот механизм должен по-зволять имитировать виртуальные «парламенты», «правительства»,«муниципалитеты», «корпорации» с различными организационнымиструктурами и назначением победителей на определенные должности порезультатам, показанным в ходе игровых действий.4. Модель базового компонент а проектаВ основе базового игрового компонента сети лежит модель, котораясодержит пять основных блоков процедур: блок формирования проблем и решений, содержание которых опре-деляется предметной областью сферы приложения игры: экономика, ме-неджмент, экология, муниципальное управление, медицина, образованиеи т.д. блок сбора и обработки информации участников игры по предложен-ным проблемам и решениям; блок сбора предложений участников игры по инициированным имипроблемам и решениям; блок формирования коллективной экспертной оценки проблем и ре-шений высококвалифицированными специалистами в предметной обла-сти сферы приложения игры, которая в ходе игры используется в качестве«эталона» для сравнения с результатами каждого участника игры; блок формирования рейтинга участника игры, который формируетсяна основе сравнения результатов игрока с «эталоном».Представленная выше модель была опубликована автором данной ра-боты в нескольких проектах:1. Деловая игра «Формирование навыков оценки и самооценки полез-ных действий сотрудников организации при планировании и управлениипроектами с ориентацией на достижение стратегических целей дея-тельности организации». Проект создан в 1995 г. для регионального кон-курса в Западной Сибири по программе малых грантов среди неправи-тельственных учреждений Фонда Евразия.2. Тренинг-игра «Активный менеджер». Проект создан в 1996 г. длярегионального конкурса в Западной Сибири по программе малых грантовсреди неправительственных учреждений Фонда Евразия.3. Тренинг-игра «Эффективный сотрудник». Проект создан в1996 г. для регионального конкурса в Западной Сибири по программе ма-лых грантов среди неправительственных учреждений Фонда Евразия.4. Компьютерная игра «Если бы Я был Мэром». Программный про-дукт компьютерной деловой игры создан в 1999-2000 гг. и использовандля проведения подбора квалифицированного состава молодежного пар-ламента города Томска в 2000 г. [1].5. В дальнейшем автором были разработаны и предложены заинтере-сованным лицам и организациям проекты интернет-игр «Если бы Я былСенатором» (2009), «Если бы Я был Депутатом» (2010) и «Портал Мо-лодых Лидеров (2010)».4.1. Компьют ерная иг ра «Если бы Я был Мэ ром …»Основные принципы и содержание деловой игры проиллюстрируемна примере программного продукта версии 1999-2000 гг. Как сказановыше, контекст игры определяется предметной областью рассматривае-мых тем, в данном случае различными проблемами и решениями, связан-ными с работой органов местного самоуправления.Исходный посыл для реализации проекта состоит в том, что при фор-мировании состава «Молодежного парламента» Томска в 1999-2000 гг.было решено пойти не традиционным путем обычной процедуры выбо-ров, а отбором кандидатов в члены парламента по результатам участияв деловой игре «Если бы я был Мэром…». От участников деловой игрытребовались активный интерес к жизни города, творческое осмыслениезадач управления, умение найти нужное решение и «подсказать» руково-дителям администрации, какие еще проблемы волнуют молодежь.Реализовать идею проведения деловой игры в масштабах города безприменения компьютерных технологийли выполнить условия игры, так как для этого необходимы некоторыезнания в области управления городом и достаточно глубокий интерес кего жизнедеятельности. Это были не только студенты и сотрудники ву-зов, но и другие категории жителей города, что нашло отражение в пер-вом составе «молодежного парламента», сформированного в составе 25человек - первых по рейтингу результатов игры.4.1.1. Сц енарий иг ры «Если бы Я был Мэ ром …»Перед началом игры каждый участник игры проходит регистрацию.В начале игры представлены: обращение мэра к участникам игры; условия игры; формы награждения победителей игры; список проблем по тематике игры, перечисленных в произвольномпорядке (интерфейс с визуализацией проблем и операционными клави-шами показан на рис.1); варианты решения каж-дой проблемы, в числе кото-рых есть не только правиль-ные решения, но и неверные,абстрактные (интерфейс свизуализацией проблем и опе-рационными клавишами по-казан на рис. 2).Игрок выполняет следую-щие действия: расставляет проблемы изсписка в том порядке, который,по его мнению, определяетсязначимостью проблемы; из предложенных вари-антов решения каждой про-блемы выбирает те, которыепозволят успешно разрешитьпроблему; дополнительно можетсгенерировать свой переченьпроблем, задач и их решения; после проверки игрокотсылает свои результаты воргкомитет проведения игры,результаты кодируются и декодируются при автоматизированной обра-ботке результатов участников.Организаторы игры выполняют следующие действия: на основе экспертного опроса высших руководителей муниципали-тета заранее готовят «эталон Мэра», содержащий проблемы, упорядочен-ные по значимости и решения по каждой проблеме для сравнения резуль-татов; посредством использования программного модуля системы деловойигры, обеспечивающего операции по сравнению результатов игроков с«эталоном Мэра», получают реестр результатов игроков, расположенныхв порядке убывания по степени совпадения с эталоном; после полной обработки полученных от участников игры данныхопределяют список победителей, форму оповещения и награждения.Победителями игры признаются те участники, результаты которыхпри расстановке проблем по значимости и выбору вариантов решенийпроблем наиболее близки к оценкам экспертов - «эталону Мэра».Помимо основных результатов проведения деловой игры: активногоучастия студенческой молодежи в этой акции и выбора первого составамолодежного парламента города Томска по итогам игры на основе заин-тересованного внимания, знаний и понимания участниками определен-ных процессов в различных сферах жизнедеятельности города, организа-торами были получены дополнительные данные. На основе этих данныхбыл составлен «портрет» современного активного молодого человека,позволивший сформировать представление о направлениях молодежнойполитики для руководства муниципалитета (рис. 3).4.1.2. Оц енкапопулярностиделовой иг ры «Еслибы Я был Мэ ром…»В ходе игры и апостери-орного социологическогоисследования восприятиямолодежной аудиторией де-ловой игры «Если бы Я былМэром» получены следую-щие результаты:1. Количество участни-ков игры превысило про-гнозируемое более чем в 8раз.Рис. 3. Брошюра с аналитическимиматериалами для руководителеймуниципалитета2. Что привлекло внимание участников: участие мэра и его заместителей; постановка реальных проблем жизнедеятельности муниципалитета,требующих решения; условия в плане мотивации и стимулирования участников; сам факт привлечения молодёжи к решению проблем и постановкеактуальных задач управления.3. Игра оказала влияние на становление конструктивной позицииучастников.4. Форма общения и подачи материала вызвала у молодежи желаниепоследующего участия в подобных акциях.В заключение необходимо отметить, что деловая игра «Если бы я былМЭРОМ…» как оригинальная идея и ее IT-реализация была создана вТомске впервые в России и странах СНГ. Материалы игры были пред-ставлены вниманию независимых экспертов и получили высокую оцен-ку. В качестве примеров отзывов экспертов приведем мнения двух авто-ритетных специалистов: Профессор Ю.А. Михеев, заместитель председателя совета глав-ных конструкторов по информатизации регионов Российской Федерации(ВНИИПВТИ, Москва): «… Нельзя обойти вниманием опыт Томска пообеспечению регулярного информационного взаимодействия с граждана-ми... Деловая игра «Если бы Я был Мэром» … - все это события, фактыи подсистемы единого целого…». Rebecca S. Gadell, Senior Communications and Governance Specialist(Center for International Development, Research Triangle Institute, USA):«Bravo! Every city would be wise to have such a program. You've obviouslydecided an important goal of citizens in a way they can appreciate…».
Кириенко Владислав Евгеньевич | Администрация города Томска | кандидат технических наук, начальник отдела информатизации | vek@admin.tomsk.ru |