Уровень подготовки инженеров России. Оценка,проблемы и пути их решения | ПУСС. 2012. № Том 4. Выпуск 7.

Уровень подготовки инженеров России. Оценка,проблемы и пути их решения

Представлены результаты экспертной оценки состояния инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовки инженеров в России. Предложены пути совершенствования инженерного образования.

Levelof engineers schooling in Russia. Estimation of problemsand ways of solving them.pdf Стратегия инновационного развития Российской Федерации на пери-од до 2020 г. направлена на укрепление позиций России на рынках вы-сокотехнологичных и интеллектуальных услуг. Однако технологическаямодернизация России не осуществима без развития и совершенствованияинженерного образования, которое должно базироваться на лучших тра-дициях российской инженерной школы.Анализ состояния инженерного дела, инженерного образования иуровня подготовки инженеров в России стал главной темой исследования,проводимого Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) [1].На сегодняшний день в рамках исследования было проведено 10 экс-пертных семинаров с участием признанных в научно-образовательномсообществе профессионалов России и Европы в области инженерногообразования. В семинарах, организованных на базе известных техниче-ских университетов России, таких как МИРЭА, МГТУ, ЛЭТИ, ДонГТУ,ТПУ, НГТУ, Чешский технический университет (г. Прага), приняли уча-стие признанные в научно-образовательном сообществе профессионалыв области инженерного образования из 34 регионов России. Среди нихизвестные эксперты академического сообщества - ректоры, проректоры,деканы и заведующие кафедрами российских инженерных вузов, руково-дители региональных отделений АИОР, а также представители промыш-ленности. Всего более 250 человек.В работе семинара в Праге, кроме экспертов из России, приняли уча-стие эксперты из 8 европейских стран, таких как Португалия, Франция,Бельгия, Австрия, Италия, Швеция, Чехия, Германия. Среди них ректор,проректоры, деканы факультетов европейских университетов, представи-тели промышленных компаний, европейских общественных организаций[1].При проведении экспертных семинаров использовались методологи-ческие приёмы, характерные для «мозговых штурмов», деловых игр, ин-терактивных индивидуальных и командных тренингов.Перед экспертами стояла задача - проанализировать и оценить состо-яние инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовкиинженеров в России. В процессе работы на семинарах экспертами былипредложены критерии и индикаторы для оценки состояний и уровней,проведена оценка степени связи между состоянием инженерного делаи состоянием инженерного образования. Экспертам было предложеноназвать наиболее острые, с их точки зрения, вызовы внешней среды иобозначить адекватные ответы на эти вызовы, а также выработать стра-тегические направления совершенствования инженерного дела и инже-нерного образования в России. Эксперты также высказали своё мнениео необходимых изменениях в организации и технологии подготовки ин-женеров.В ходе индивидуальной работы участникам экспертных семинаровбыло предложено оценить состояние инженерного дела и инженерногообразования, выбрав оценки из предложенного ряда: системный кризис; критическое состояние; временное ухудшение (стагнация); удовлетворительное состояние; хорошее состояние; лучшее в мире; другое (на усмотрение эксперта).По результатам исследования более половины российских экспертовоценивают состояние инженерного дела в России как критическое илинаходящееся в глубоком системном кризисе (соответственно 28% и 30%).По мнению 27% экспертов, инженерное дело в нашей стране находитсяв состоянии стагнации, и только 15% признали его удовлетворительным(рис.1).Среди основных признаков, по которым может быть сделана оценкасостояния инженерного дела в России, были названы следующие: конкурентоспособность российского инженерного продукта и про-дукции целых отраслей промышленности на мировом рынке; доля высокотехнологичной продукции и продуктов глубокой пере-работки сырья в структуре экспорта РФ; доля отечественных разработок в области техники и технологий; престиж инженера в обществе; сокращение числа отечественных промышленных предприятий ицелых отраслей промышленности, закрытие отраслевых КБ и НИИ.Участникам экспертных семинаров было предложено оценить степеньсвязи состояния инженерного дела с состоянием инженерного образова-ния в России, выбрав оценки из предложенного ряда: нет связи; слабая корреляция; устойчивая корреляция состояние инженерного делаполностью определяется со-стоянием инженерного образо-вания; другое.Отвечая на вопрос о связиположения в инженерном делеи в инженерном образовании,51% экспертов признают устой-чивую корреляцию между эти-ми состояниями, 35% отмечаютслабую взаимосвязь, а 14% счи-тают, что состояние в инженер-ном деле полностью определя-ется состоянием в инженерномобразовании (рис. 2).Анализируя состояние инже-нерного образования, экспертыпришли к выводу, что ситуацияздесь не намного лучше, чем винженерном деле. Пользуясьтой же шкалой оценок, 17% экс-пертов признали, что инженер-Рис. 1. Оценка состояния инженерного делав России российскимиэкспертами-участниками семинаровРис. 2. Степень связи состояния инженер-ного дела в России с состоянием инженер-ного образованияное образование в России сегодня находится в состоянии системного кри-зиса, 36% - в критическом состоянии, и 30% считают, что в инженерномобразовании наблюдается стагнация. О том, что оно в удовлетворитель-ном состоянии, думают 17% экспертов. То есть подавляющее большин-ство экспертов (83%) вынуждены признать, что инженерное образованиев нашей стране нельзя назвать удовлетворительным (рис. 3).Необходимость развития и совершенствования инженерного образова-ния России также разделяет и В.В. Путин, полагая, что «восстановлениеинновационного характера нашей экономики надо начинать с универси-тетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы ин-новационного развития». Единство мнений и осознание всей значимостипроблемы позволяют делать оптимистичные прогнозы о реализации пла-нов по технологической модернизации России. Однако для достиженияпоставленной цели необходимо начинать действовать уже сегодня.Экспертами, принявшими участие в исследовании, были предложеныследующие возможные пути совершенствования инженерного образова-ния России: использование компетентностного подхода при проектировании иреализации инженерных образовательных программ; использование практико-ориентированных образовательных техно-логий, формирование новых и исключительных компетенций; использование потенциала передовых промышленных предприятийпри подготовке инженеров; подготовка специалистов с учетом их способностей и наклонно-стей; обучение работе в команде.Уровень подготовки современных специалистов с высшим образова-нием в области техники и технологии зависит от многих факторов, на-чиная от качества подготовки абитуриентов и заканчивая интерьеромуниверситетских аудиторий. Не претендуя на абсолютную полноту пе-Рис 3. Сравнительная экспертная оценка состояния инженерногодела и инженерного образования в Россииречня этих факторов, следует отметить, что этот перечень, безусловно,включает уровень проводимых на кафедрах научных исследований, со-стояние и современность научного и учебного лабораторного оборудо-вания, качество реализуемых образовательных программ, используемыхучебно-методических материалов, выбранных образовательных техноло-гий и, разумеется, уровень и качество профессорско-преподавательскогосостава.Участникам экспертных семинаров было предложено оценить уро-вень подготовки инженеров в России, выбрав оценки из предложенногоряда: лучший в мире; отличный; хороший; удовлетворительный; неудовлетворительный; критически низкий; другая оценка.По результатам исследования, более половины преподавателей ин-женерных вузов оценивают уровень подготовки инженеров в России какудовлетворительный (55%). По мнению 36%, уровень подготовки инже-неров в нашей стране хороший, и только 9% признали его неудовлетво-рительным (рис.4).Более половины экспертов от промышленности также оценивают уро-вень подготовки инженеров в России как удовлетворительный (60%). Помнению 20%, уровень подготовки инженеров в нашей стране хороший,но 20% представителей промышленности признали его неудовлетвори-тельным (рис.5).Молодые специалисты характеризуются работодателями в таких тер-минах: чрезвычайно низкая эффективность и производительность инже-нерного труда у выпускников, отсутствие знаний, навыков и опытаиспользования высокопроизводительных интегрированных средствкомпьютерного сетевого проектирования (CALS-технологии); незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недо-статок коммуникативных, презентационных способностей; недостаточный уровень языковой подготовки; плохое владение методами нелинейной физики и нелинейной ди-намики развития сложных систем (синергетики), фрактальных пред-ставлений;Рис. 4. Оценка уровня подготовки инженеров в России(преподаватели инженерных вузов)Рис. 5. Оценка уровня подготовки инженеров в России(представители промышленности) завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровнюподготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке.Сегодня перед университетами стоит задача подготовки компетент-ных специалистов, способных решать конструкторские, технологиче-ские, эксплуатационные и управленческие проблемы, а главное, находитьновые инженерные решения, обеспечивающие победу в конкуренции намировых рынках. Компетентность в данном случае представляется какспособность подготовленных специалистов решать реальные задачи, ис-пользуя сформированные у них компетенции. Для подготовки инженеровтакого уровня потребуется система оценки качества, позволяющая прове-рять не только наличие и уровень знаний, навыков и умений, но и способ-ность их применять при решении реальных инженерных задач.Экспертами, принявшими участие в исследовании, были предложеныследующие признаки оценки уровня подготовки инженеров: владение алгоритмами профессиональной деятельности; способность к самостоятельному развитию в профессиональной об-ласти; умение работать в коллективе, в команде;умение формулировать задачи и находить пути их решения; владение современными информационными технологиями; знание иностранных языков.Среди основных недостатков в содержании и формах подготовки ин-женеров экспертами были названы следующие: недостаточная связь учебного процесса с задачами реального произ-водства, слабое участие работодателей в учебном процессе; недостаточное количество часов практики; недостаточное количество часов в образовательных программах поэтическим и менеджерским дисциплинам, работе в командах; низкая мотивация деятельности ППС, направленной на совершен-ствование технологий преподавания; недостаточное внимание в образовательных программах вопросампредставления о рынках продукции.Экспертами были предложены следующие возможные варианты из-менений в организации и технологии подготовки инженеров: создание учебно-отраслевых лабораторий совместно с предприятия-ми, организация базовых кафедр на предприятиях; введение практико-ориентированных образовательных технологий; внедрение системы управляемого самостоятельного обучения сту-дентов; привлечение специалистов предприятий в учебный процесс, органи-зация стажировок преподавателей вузов на предприятиях; проектирование учебных программ совместно с предприятиями.Среди путей формирования компетенций и компетентности у буду-щих инженеров экспертами были названы следующие: компетентностный подход при проектировании образовательныхпрограмм; привлечение потенциала промышленных компаний и научных орга-низаций к процессу подготовки специалистов; проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение; опережающее элитное образование; развитие академической мобильности; блочно-модульный подход при формировании учебных планов и об-разовательных технологий; расширение академических свобод вузов; обучение в командах; международная общественно-профессиональная аккредитация об-разовательных программ; использование иностранных языков в учебном процессе.Для изменения состояния инженерного дела и инженерного образо-вания требуется принятие адекватных и своевременных мер системногохарактера. Необходимо принятие политических, экономических и орга-низационных решений в стране в целом, охватывающих общее и профес-сиональное образование, науку, бизнес, власть. Движение в этом направ-лении началось. В соответствии с Указом президента РФ Д.А. Медведевабыли определены приоритетные направления развития науки, технологийи техники в Российской Федерации, создана Комиссия по модернизациии технологическому развитию экономики России [2]. В настоящее времяпредставителями разных уровней власти разрабатываются инструментыи предложения, призванные обеспечить эффективность проведения тех-нологической модернизации. В 2010 и 2011 гг. в Госдуме РФ и СоветеФедерации РФ были проведены парламентские слушания по проблемамтехнологической модернизации России. Одним из итогов слушаний сталвывод о неосуществимости технологической модернизации России безразвития и совершенствования инженерного образования [3]. Аналогич-ный вывод был получен и АИОР в ходе проведения исследования.В заключение необходимо признать, что сегодня состояние инженер-ного дела и инженерного образования России, по мнению большинстваэкспертов, не является удовлетворительным. В то же время, оцениваяуровень подготовки инженеров в России, большая часть практически техже экспертов оценила этот уровень как удовлетворительный. Причинытакого противоречия кроются, по-видимому, в различии представлений оцелях, содержании и формах инженерной подготовки специалистов у тех,кто готовит инженеров, и у тех, кто пользуется результатами их деятель-ности (работодатели, общество, государство). Здесь также просматрива-ется неадекватность оценки качества подготовки специалистов в обла-сти техники и технологии и реальной потребности рынка инженерноготруда - представителями университетов и даже рядом представителейпромышленности. Мы (в инженерных вузах, да и в ряде промышленныхпредприятий) думаем, что готовим их хорошо, но состояние инженер-ного дела в наше стране говорит об обратном. Изменение состояния ин-женерного дела требует изменений в системе подготовки инженерныхкадров.

Ключевые слова

инженерное дело, инженерное образование, уровень подготовки, engineering, engineering education, level of schooling

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Похолков Юрий ПетровичНациональный исследовательский Томский политехнический университетДоктор технических наук, профессорpyuori@mail.ru
Рожкова Светлана ВладимировнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетДоцентpyuori@mail.ru
Толкачева Ксения КонстантиновнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетСпециалист по учебно-воспитательной работеpyuori@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Материалы тренинга: «Инженерное дело и инженерное образование в России. Проблемы и пути их решения с участием АИОР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeer.ru/events/ru/trainings.htm
Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://text.docum
Рекомендации участников парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» 12.05.2011[Электронный ресурс]. - Режим доступа: aeer. ru/files/recomendation-12.doc (дата обращения: 14.02.12).
 Уровень подготовки инженеров России. Оценка,проблемы и пути их решения | ПУСС. 2012. № Том 4. Выпуск 7.

Уровень подготовки инженеров России. Оценка,проблемы и пути их решения | ПУСС. 2012. № Том 4. Выпуск 7.

Полнотекстовая версия