Open innovations and social networking.pdf Не подлежит сомнению, что мировая экономика переходит от ориен-тации преимущественно на стандартные технические проблемы произ-водства товаров к акценту на роли новых знаний в их производстве. Этотпроцесс выражается в перемещении внимания компаний с физическихценностей и капитала на значимость знаний и инноваций. До появлениявездесущего Интернета большинство компаний полагалось на системусобственных внутренних инноваций. При этом идеи новых продуктоврождались и воплощались в специальных подразделениях по исследо-ваниям и разработкам (R&D, Research and Development - типа конструк-торских бюро). Однако по мере превращения Интернета в средство бы-строго обмена информацией многие компании обнаружили, что гораздобольше компетентных экспертов находится вне их стен. Например, ко-личество патентов, полученных отдельными изобретателями и мелкимифирмами, увеличилось с 1970 по 1992 г. от пяти до двадцати процентов[5]. Поэтому неудивительно, что многие корпорации обратились к систе-ме открытых инноваций, в которой собственные подразделения исследо-ваний и разработок стараются найти и использовать знания из внешнихисточников.Генри Чезбро (Henry Chesbrough) пустил в обращение термин «откры-тые инновации», определив его как «парадигму, согласно которой фир-мы в своих усилиях усовершенствовать собственные технологии могут идолжны использовать внешние идеи и внутренние и внешние способыпродвижения на рынки» [ 7 ]. Однако между такой компанией и внешнимиисточниками должны быть посредники, отслеживающие и контролирую-щие потоки информации. Сегодня многие такие посредники выступаютна рынке через веб-сайты и именуются «брокерами знаний» («knowledgebrokers»). Но брокерам знаний ещё только предстоит освоить успешноеиспользование появления множества сайтов, образующих социальныесети, этих наиболее быстрых средств связи в Интернете. Поэтому длямаксимизации потенциала открытых инноваций, социальные сети веб-сайтов должны быть включены в процесс открытых инноваций, чтобыкомпании могли получать быструю и эффективную обратную связь непо-средственно от пользователей.Динамике открытых инноваций необходима информация от внешнихисточников и их сотрудничество. Чем шире сотрудничество в разработкеидеи или проекта, тем больших результатов удастся добиться. Согласнотакой логике, сложение идей от тысяч или миллионов людей породит воз-можность создания новых представлений и технологий. «Crowdsourcing»(термин «краудсорсинг» можно перевести как «обращение к массовомуисточнику». - Примечание перевод.) является передачей выполнения за-дачи, которая традиционно поручалась своему работнику или субподряд-чику, некоторой неопределённой, обычно очень большой, группе людейили сообществу в форме открытого обращения [2]. По сути, краудсорсингесть форма открытой инновации. Многие компании пользуются крауд-сорсингом для улучшения производимой ими продукции. Например, в2006 г. компания Netflix объявила, что она выплатит миллион долларовпервому, кто сможет повысить точность основанной на личных предпо-чтениях оценки будущего успеха фильма [1]. Метод открытой инновации,использованный Netflix, был гораздо менее дорогостоящим, чем инвести-рование собственного отдела исследований и разработок. Кроме того,этот приём явился удачным средством маркетинга благодаря вниманию,которое он привлёк к компании в новостях.Вдобавок к компаниям, которые сами используют краудсорсинг и от-крытые инновации, многие компании полагаются на брокеров знаний какпосредников между собой и публикой. Посреднические компании обычносоздают свои веб-сайты и предоставляют связи, базы знаний и даже тех-нические сведения, чтобы фирмы могли повышать эффективность своихинновационных процессов [8]. Разница между брокерами знаний и кон-салтингом заключается в активной роли, которую они играют в установ-лении связей и развитии отношений, направленных на инновационныенужды их клиентов. Консультант предлагает клиентам рекомендации,основанные на своём количественном анализе, а брокеры знаний активноищут качественное объяснение сути во внешних источниках. Эти ком-пании являются активными агентами изменений, которые могут помочьклиентам непрерывно адаптироваться к своему окружению [8]. Innocentiveявляется примером таких компаний-брокеров информации. Innocentive- это веб-сайт, который принимает заказы на решение конкретныхпроблем от компаний (например, от Proctor and Gamble и других), тре-бующих иногда простых, а иногда - сложных решений. Innocentive затемпубликует такие запросы на своём сайте, указывая, какое вознаграждениекомпания предлагает за решение. Премии могут быть разными - от ты-сячи до миллиона долларов. Правда, при этом встаёт вопрос о правах наинтеллектуальную собственность. В случае с Innocentive - заключаетсядоговор о том, что если компания примет данное решение, она при-обретает права и должна выплатить вознаграждение. Вообще, вопрос обавторском праве является вызовом для компаний, желающих воспользо-ваться процессом открытых инноваций.Есть несколько моментов, вызывающих колебания многих компанийперед принятием принципов открытых инноваций. Упомянутая вышепроблема прав на интеллектуальную собственность часто указываетсякак основной недостаток открытых инноваций. Однако многие учёные исторонники открытых инноваций согласны в том, что интеллектуальнуюсобственность не стоит считать проблемой. Амар Бхайдед (Amar Bhided),профессор Колумбийского университета, утверждает, что инновация - этоне игра с нулевой суммой. Он также констатирует, что инновации питаютконкуренцию и ведут к появлению новых, лучших технологий. В своейстатье «A Gathering Storm» («Вызвать бурю») он утверждает, что болееразвитая модель бизнеса и продуманная практика рекламы позволяюткомпаниям продавать свои технологии и товары успешнее других компа-ний. Примером, подтверждающим это замечание, является технология,используемая в армии США. Например, методы наблюдения, используе-мые американскими солдатами, не являются секретными технологиями,но они используют их такими изощрёнными способами, которые против-нику нелегко воспроизвести [1]. В случае частных компаний - некоторыефирмы могут лучше других производить определённые товары и услу-ги. Значение более развитых моделей бизнеса проявляется в том, чтос их помощью другие компании могут использовать эти продукты илитехнологии в своих целях. Например, даже если Китай затратит огром-ные средства на подготовку большего числа учёных, это не помешаетАмерике использовать их изобретения с помощью более совершенныхмоделей бизнеса. Развитые американские системы маркетинга, распре-деления, продажи и сервиса давно обеспечивают Америке существенноепревосходство над конкурентами. Поэтому права на интеллектуальнуюсобственность можно рассматривать как защиту компаний со слабымимоделями бизнеса и помеху технологическому прогрессу.Ещё одной видимой трудностью для открытых инноваций компанииназывают привлечение и мотивацию пользователей к участию в разра-ботках. Пользователи являются неотъемлемой частью процесса откры-тых инноваций, поскольку именно их сотрудничеством стимулируетсясоздание новых идей и продуктов. Многие компании предлагают воз-награждение за решение предлагаемых ими конкретных проблем, какв случае Innocentive и Netflix. Финансовые стимулы типа премиальныхувеличивают участие пользователей в процессе инноваций [4]. Threadless.com является компанией, предлагающей пользователям финансовоестимулирование в иной форме. Этот веб-сайт предлагает всем спроек-тировать свой вариант разрисовки маек-полурукавок и прислать его поэлектронной почте, компания продвинет его на рынок, а авторы получатсвою долю доходов. Кроме того, компания предоставит производителямодежды ценную информацию о тенденциях в их отрасли. Таким образом,финансовые стимулы оказываются прекрасным способом мотивации ипривлечения пользователей к участию в открытых инновациях.Ещё один фактор, который фирмы упоминают как затруднение дляраспространения открытых инноваций и краудсорсинга - это управ-ление качеством. Должны быть механизмы управления процессомсовместного творчества. Сообщества становятся продуктивными, ког-да существуют чёткие правила, ясное руководство, прозрачные про-цессы постановки целей и разрешения конфликтов между членамисообщества [8]. Каждый из этих компонентов способствует обеспече-нию качества производимых услуг или товаров. Wikipedia является за-мечательным примером средства краудсорсинга, которое создано ис-ключительно усилиями своих пользователей. Что касается его качества,то исследование, опубликованное авторитетным научным журналомNature в декабрьском номере 2005 г., показало, что статьи в Wiкipedia понаучным вопросам практически не уступают статьям в Британской Эн-циклопедии [6]. Пример Wikipedia показывает, что компании могут до-стичь значительно большей специализации, уступив часть контроля надпринятием решений о качествах продукта взаимодействующим друг сдругом участникам (поставщикам, потребителям или обоим) [4]. Такимобразом, упомянутые трудности для открытых инноваций могут бытьпреодолены, если компании пойдут на передачу части контроля сете-вому сообществу, предлагая финансовые стимулы и создавая развитыемодели бизнеса для преодоления проблем с правами на интеллектуаль-ную собственность.Появление многочисленных веб-сайтов сетевых сообществ, таких какFacebook, Twitter, MySpace, сделало распространение знаний гораздо бо-лее быстрым, чем когда бы то ни было, особенно благодаря возможностидоступа к этим сайтам с помощью Personal Digital Assistants (PDA's). Та-ким образом, компания, стремящаяся ввести в свою практику краудсор-синг и открытые инновации, должна включиться в сетевое сообщество,стать членом каких-то социальных сетей. При этом финансовое стимули-рование может не быть необходимым для привлечения пользователей кучастию в инновационном процессе. По мнению Тимоти Брауна (TimothyBrown), топ-менеджера фирмы IDEO (консалтинг на основе проектирова-ния и инноваций), главным в проектном мышлении, на котором основаныгенерирование и реализация новых идей, является вдохновение. Понима-ние сути вещей питает инновации, и проектировщики используют реаль-ный мир как источник вдохновения, а не только как мерило истинности.Процесс инновации начинается с сочувствия людям, при которомпроектировщик старается увидеть вещи с их точки зрения [3]. Поэтомусайты в социальных сетях могут служить источниками идей для иннова-ционных компаний. Например, использование сайта Facebook может по-зволить людям составлять перечни мебели, предлагаемой к продаже илик покупке. Так как Facebook раскрывает местоположение лиц, входящихв него, мебельные компании могут инициировать создание таких типовмебели, которые востребованы в данном месте. А поскольку пользовате-ли Facebook заходят на сайт много раз в день, объём новой информациирастёт экспоненциально.Ещё одна возможность состоит в том, чтобы создавать в социальнойсети веб-сайты, объединяющие друзей для обмена комментариями и ре-комендациями относительно товаров и услуг, предлагаемых на рынке.Например, кто-то может порекомендовать другу посетить некий ресто-ран, сопроводив совет комментариями. Тот может передать совет друго-му своему другу и т.д. Цепочки таких сообщений могут фиксироваться вбазе данных, а компании - иметь к ним доступ. Это является примеромработы брокеров информации, использующих преимущества быстрогооборота сведений в социальных сетях.Многие фирмы уже восприняли парадигму открытых инноваций. Носуществуют факторы, которые многие считают недостатками краудсор-синга и открытых инноваций - право на интеллектуальную собствен-ность, мотивирование пользователей к участию, управление качеством.Однако эти факторы легко преодолимы и не должны восприниматься какпрепятствия для внедрения открытых инноваций. А настоящим препят-ствием являются ограничения на потоки информации. Но и это препят-ствие можно преодолеть, используя для раскрытия потенциала открытыхинноваций новые средства создания социальных сетей, таких как Facebook.А поскольку распространение знаний становится более быстрым,фирмы должны научиться овладевать этой информацией и генерироватьновые или развивать старые идеи. В любом случае фирмы, которые неоткроют свои отделы исследований и разработок внешнему миру, станутхиреть, поскольку в мире бизнеса расплата за слишком медленное движе-ние намного выше расходов на слишком быстрое.
Bhide, Amar. A Gathering Storm // The Economist, 20 November 2008.
Brabham, Daren C. Crowdsourcing as a Model for Problem Solving: An Introduction and Cases // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 14(1).
Brown, Timothy. Innovation Through Design Thinking. (Lecture, MIT, 2006). - http://mitowrld.mit.edu/video/357/
Bughin, Jacques and Michael Chui. The Next Step in Open Innovation // The McKinsey Quarterly, June 2008. -http://mckinseyquarterly.com/information_ technology/networking/next_step_in_open_innovation_2155
Chesbrough, Henry. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003.
Giles, Jim. Internet Encyclopedias Go Head to Head // Nature. 2005. Vol. 438, 7070.
Seely, John and John Hagel. Creation Nets: Harnessing the Potential of Open Innovation. - http://www.johnhagel.com/creationnets.pdf
Soussa Milton. Open Innovation Models and the Role of Knowledge Brokers // Inside Knowledge, March 2008.