Развитие консалтингового бизнеса вошло в новую фазу: происходит процесс создания усовершенствованной технологии - трансляционного консалтинга. Обсуждаются причины, вызвавшие этот процесс, направления его развития и возможные последствия.
Translational consulting.pdf ВВЕДЕНИЕ Отрасль управленческого консалтинга переживает период непрерывного роста и развития: согласно исследованиям, оборот средств на рынке консультирования организаций, включая консалтинг по информационным технологиям, достиг 20-30 млрд долл. в год. С другой стороны, исследования обнаружили, что средняя продолжительность существования предприятия в США непрерывно сокращается, с 75 лет в 1937 г. до менее 15 лет сегодня (при том, что средняя продолжительность жизни населения в США за этот же период выросла с 61 года до 77,5 года). Как объяснить парадокс, что организации, всё чаще потребляющие всё больше информации об управлении бизнесом, всё скорее выбывают из бизнеса? Реалией времени является то, что начало 21-го века характеризуется нарастанием числа трудно решаемых проблем в бизнесе, управлении, да и в обществе в целом. Многочисленные исследования показывают, что старые распространённые подходы к решению проблем не справляются с нарастающей сложностью реальности. Сегодняшние организации в США оказываются в чрезвычайно сложных ситуациях, требующих решения, и чаще, чем когда-либо ранее, обращаются к консультантам за «экспертным советом». Более того, бизнес-среда становится всё более глобальной, динамичной и взаимосвязанной, в результате чего нарастает скорость перемен, сопровождающаяся быстрым устареванием многого из приобретённого в прошлым опыте. Всё больше проблем, с которыми мы теперь сталкиваемся, не имеют прецедентов, и поэтому сокращается набор знакомых способов, пригодных для их эффективного решения. Системы, столь успешные в прошлом, часто не могут достичь успеха, несмотря на все усилия. Реализация различных обнадёживающих и дорогостоящих программ не приводит к существенным результатам. Применение таких подходов, как «continuous improvement» («непрерывность изменений»), «bench marking» («стандартизация») и «analytical thinking» («аналитическое мышление»), во многих случаях только усугубляет ситуацию. Более того, возня с незначительными факторами и поиск косметических мер даже для наиболее острых проблем нашего времени не дают результатов и только ускоряют появление новых проблем. По традиции организации либо игнорируют кризис, либо вбрасывают в него деньги. Оба эти подхода не срабатывают. Лидеры пытаются действовать без определения предпосылок успеха. Ученые, пытаясь найти решение проблемы, лишь обнаруживают, что она с трудом втискивается в узкие рамки традиционных отраслей знания. Эти трудности связаны с тем, что научные дисциплины образовались как категории для познания и понимания отдельных аспектов мира. Каждая дисциплина рассматривает разные стороны одной и той же реальности. А реальность является совокупностью систем, вовсе не ограниченных рамками создаваемых нами интеллектуальных категорий. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД - ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ К несчастью, многие из предлагаемых советов стали неэффективными во времена, когда процессы, требующие вмешательства, больше не являются «плавными», а стали сильно «турбулентными», и именно сложность их динамики приводит к неожидаемым неудачам программ и проектов в организациях, ранее бывших успешными. Возникло ощущение срочной необходимости предпринять что-то против нарастания числа не поддающихся решению проблем; сформировалось осознание того, что причиной беды является так называемый «кризис понимания». Пугающим вызовом стала необходимость учитывать мириад переменных, влияющих на поведение системы, и определения каузальных связей между ними для структуризации выглядящих хаотическими проблемных ситуаций. А тем временем общество на себе ощущает, как приходят в упадок системы здравоохранения, образования, транспорта, правосудия, связи и др. Главное в том, что многие организации оказываются неспособными справиться с нарастающей сложностью мира и стараются найти упрощенные решения даже для наиболее острых проблем государственного масштаба. Основная суть этого кризиса заключена в недостаточном «осознании ситуации». Слишком часто мы решаем не те проблемы. Некоторые (например, Ian Mitroff [1]) называют это «ошибкой III типа», т.е. «принятием симптомов за причины». Такая неудача в получении ожидаемого результата, несмотря на затраченные усилия, связана чаще всего с появлением нового, уникального класса проблем. Обычные формулировки и решения неприменимы к таким проблемам. Хотя особенности таких проблем, отличающихся от более знакомых и простых проблем, довольно подробно описаны современной наукой управления, многие практики-менеджеры либо ничего об этом не знают, либо не обладают нужными мировоззрением и технологиями для работы с такими проблемами. Более того, нужда в альтернативных подходах нарастает - по мере того как современная экономика становится всё более наукоёмкой и глобальной и в ней основными ценностями становятся коллективное сотрудничество и коллективное творчество, новые технологии, более развитые сети коммуникации, всё это позволяет стейкхолдерам организации объединять их знания для порождения новых идей и реализации новых возможностей. Хотя новые продукты и услуги сохраняют приоритетность, организации, достигшие финансового успеха, стремятся найти всё более эффективные способы взаимодействий внутри своих «бизнес-экосистем», предвкушая богатый урожай множества инновационных идей. Таким образом, возникшие обстоятельства, вызвавшие ускорение темпов изменений, увеличение сложности и неопределённости, сделали неэффективными традиционные организационные формы, методы планирования и технологии решения проблем. Эта дилемма предоставляет великолепные возможности для развития новых подходов к проблемам, требующим уникальных решений. Чтобы преобразовать традиционный консалтинг для ответа новым вызовам, нужно, как минимум, осуществить синтез точных и гуманитарных наук с системным и проектным подходами, резко усилив способность познавать и преобразовывать даже самые трудноразрешимые проблемные ситуации. Для осуществления этого потребуется создать новый, трансляционный («многоязычный»), тип консалтинга, способный справиться с амбиционными вызовами путём тесного сотрудничества организации с экспертами разных научных специальностей. В этом деле может быть полезным опыт создания трансляционной (междисциплинарной, «доказательной») медицины. В Википедии доказательная (evidence based) медицина определяется как «процесс, который ведёт от практической медицины к надёжным решениям общих проблем здравоохранения общества. Он нацелен на повышение здоровья и долголетия населения Земли и осуществляется путём создания широких команд учёных и практиков, которые сосредоточивают усилия на соединении фундаментальных научных результатов (в том числе со стороны социальных и политических наук) с клинической практикой, и переноса в клиническую практику результатов этого соединения». Если говорить в самом общем смысле, то целью трансляционного консалтинга является построение мостов между теорией и практикой, между бизнесом, техникой, медициной, гуманитарными и естественными науками, между традиционными и альтернативными взглядами на мироздание. Он должен предложить такой метод исследования, который готов работать с любыми нужными дисциплинами, в поисках мудрости соединяет анализ и синтез. И прежде всего он должен практиковать междисциплинарные исследования, которые выходят за рамки традиционных методов, ради более успешного решения проблем сегодняшнего общества и организаций. Разрыв между желаемым и действительным он должен преодолевать путём: • построения междисциплинарных мостов, • установления общих стандартов для измерений и числовых представлений, • построения мостов между разными организациями. Через осуществление образовательных и консалтинговых проектов новый подход должен играть важную роль в создании и развитии таких важных социальных явлений, как: • новое видение мира, • устранение барьеров между профессиями, без снижения профессионализма, • создание междисциплинарных команд для проведения исследовательских, образовательных и консультационных работ, • продвижение познания от уровня данных к уровню мудрости, • новый педагогический подход к процессу обучения, • коллективные инновации через технологии открытых инноваций и краудсорсинга. В сегодняшней экономике, базирующейся на знаниях, стоимость организации всё больше зависит от её интеллектуальной собственности. Первостепенной становится необходимость создания стоимости путём вовлечения стейкхолдеров в проектную деятельность, в частности в разработку инновационной «модели бизнеса». Поэтому центральным для бизнеса стал вопрос о том, как увеличивать возможности и стоимость бизнеса за счёт использования знаний, которыми обладают люди в организации? Затем критической составляющей успеха организации является выполнение стратегии. Задачей является, как привлечь широкое сообщество стейкхолдеров к участию в осуществлении планов и как сохранить это участие неубывающим со временем. Обычно чем сильнее участие стейкхолдеров, тем успешнее выполняются планы. Основными видами совместных инноваций стейкхолде-ров стали «открытые инновации», «проектное мышление», «технологии Enterprise 2.0». Необходимо осуществить синтез этих концепций, создав комплексный системный подход к инновациям в организации. Таким образом, для трансляционного консалтинга потребуется развить новую парадигму, которая должна охватить новый образ мышления, новые методологии и прежде всего новую модель получения доходов консалтинговых фирм. Практикующим консалтинг организациям и индивидам предстоит осознать этот феномен и использовать новые подходы как возможные способы ведения своего бизнеса.
Ongoing Discussion «Thought Piece». TRANSLATIONAL CONSULTING / Prepared by John Pourdehnad, Training and Consulting Services, School of Arts and Sciences, University of Pennsylvania. Ongoing Discussion Host: Bill Bellows, William.bellows@pwr.utc.com. For
Dirty Rotten Strategies: How We Trick Ourselves and Others into Solving the Wrong Problems Precisely (High Reliability and Crisis Management), Ian Mitroff and Abraham Silvers, Stanford Business Books, 2009. - http:// www.amazon.com/Dirty-Rotten-Strategies