Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты

В статье рассматривается инфографика, представленная в современных отечественных региональных газетах как развитый тип газетной публикации со своими жанровыми признаками, свойствами, критериями качества: она приобретает все большую популярность в связи с тенденциями визуализации информации и новыми возможностями, открывшимися перед региональной периодикой. Выясняется, что в определении роли и функций инфографики в газетах нет однозначной позиции, отечественные теоретики газетного дизайна расценивают ее как разновидность иллюстрации. При этом анализ опыта региональной прессы, например газеты «Наша Вологда», демонстрирует, что инфографика используется как полноправный метод передачи актуальной общественно-значимой информации.

Information graphics as a modern Russian newspaper reporters tool.pdf Отечественная пресса в современных условиях вынуждена искать новыеформы и методы подачи информации. В этом процессе на нее влияют разно-образные факторы, С одной стороны, технологическое устаревание, проиг-рыш интеренет-СМИ и телевидению, с другой - многочисленные экономиче-ские и социальные изменения, которые по-новому формулируют задачи со-временных газет. Одним из новых методов является визуальная журналисти-ка и инфографика. Она завоевывает все большую популярность в связи с не-сколькими причинами: тенденция визуализации информации в газете, росттехнических возможностей полиграфии, конкуренция с аудиовизуальнымиСМИ и Интернетом, острая конкуренция внутри товарной группы, профес-сиональный рост редакций в области дизайна.Инфографику используют такие отечественные издания, как «Труд-7»,«Комсомольская правда», «Мой район», «Деловой Петербург», «Коммер-сантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Известия», журналы «Секретфирмы», «Русский репортер», «Коммерсант. Власть», «Деньги», «Популяр-ная механика», «Эксперт» и др. Стоит отметить, что многие издания не про-изводят инфографику силами собственного творческого коллектива, а пред-почитают заказывать и покупать ее у агентств. Такую инфографику произво-дят «РИА-Новости», агентство «Инфографер», студия «Паровоз».Инфографика: контур и понятиеОтечественные издания неравномерно осваивают инфографику в своейежедневной практике. Во многих редакциях инфографику считают полно-правным содержательным элементом современной газеты, но все еще широ-ко распространено отношение к инфографике как к декоративному элементу,разновидности иллюстрации. Современные отечественные практики считаютинфографикой сочетание текста и графики, созданное с намерением наглядноизобразить информацию, донести до аудитории документальный факт. Ин-фографику в газетах используют, когда необходимо показать устройство илиалгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени ипространстве, продемонстрировать тенденцию, реконструировать событие,организовать большие объемы однородной информации [1].Российские исследователи в области теории журналистики и дизайна пи-шут об инфографике лишь опосредованно, рассуждая о ней как о разновид-ности иллюстрации. Однако отмечается, что иллюстрации играют важнуюроль в коммуникативном процессе. Именно на них в первую очередь задер-живается взгляд читателя. Современный человек стремится получить инфор-мацию прежде всего в визуальной форме. В большей степени на зрительнуюинформацию сориентированы чувственные установки широкой аудитории.В.В. Тулупов не выделяет инфографику как явление, но обращает вниманиена значимость визуальной коммуникации в современной журналистике. Онотмечает, что при восприятии читателем содержания газеты мы можем гово-рить о визуальной коммуникации, так как в этом случае основная масса раз-нообразной информации передается текстуальными средствами в широкоммасштабе, и передача осуществляется визуальным способом. При этом нетнеобходимости обучать читателя какому-то особому способу восприятия ин-формации - «обучение» идет опосредованно, через социальную практику [2.С. 98].Больший вклад в исследование визуальных коммуникаций внесли запад-ные специалисты. Среди них Эдвард Тафти, профессор Йельского универси-тета, автор книг «Visual Display of Quantitative Information», «VisualExplanations»; Альберто Каиро - арт-директор медиахолдинга «O Globo»,автор книг «Sailing to the Future» и «Information Visualisation in the News: Printand Multimedia Infographics Storytelling»; Найджел Холмес - директор фирмыпо производству инфографики «Explanation Graphics», автор книг «WordlessDiagrams», «Pictograms»; Хавьер Эрреа - организатор международного кон-курса-саммита по инфографике «Malofiej Infographics Awards», автор много-численных статей по инфографике.В своих работах они отмечают, что инфографика не является ни дизай-ном, ни иллюстрацией в чистом виде. Современную инфографику можноохарактеризовать как мастерство передачи новостей с использованием прие-мов информационноговоспринимается читателями лучше, чем простой текст, дает возможностьразнообразить полосы и подачу материалов, стимулирует командную работув редакции, позволяет более интересно и наглядно доносить информацию [1.С. 68].Информационная графика, как сложившаяся коммуникационная практи-ка, реализуется в наборе различных форм. Свойства инфографики сочетают всебе задачи журналистские и дизайнерские. Дмитрий Сурнин, редактор мос-ковской газеты «Мой район», к основным свойствам инфографики относитинформативность, понятность, наглядность, ясную композицию, эстетиче-скую привлекательность [1. С. 69].Признаки журналистского произведения в инфографикеМежду современными исследователями и практиками не достигнутоединства мнений о том, какие цели, свойства и признаки лежат в основе ин-фографики. Некоторые определяют ее как журналистский метод передачиновостей, другие же склонны наделять ее свойствами иллюстрации и рас-сматривать в качестве «декоративного» приема оформления газеты. Однакоинфографику можно назвать полноправным средством презентации инфор-мации, поскольку она обладает рядом особенностей и свойств, характерныхдля любого журналистского произведения.Один из признаков - наличие темы. Задумывая публикацию, инфогра-фист, как и журналист, прежде всего определяет тему будущей публикации.Темой можно назвать обозначение конкретной ситуации, взятой в отношениимасштабной проблемы и под определенным углом зрения [4. С. 47]. Рожде-ние журналистской темы сопряжено с осознанием ее актуальности и значи-мости для общественности, с четким определением круга жизненных явленийили вопросов, требующих раскрытия. Тема публицистического произведенияв газете, по сравнению с художественной темой, «нормативно, прямо отвеча-ет на социальный заказ, рождается как непосредственный отклик на актуаль-ные общественные потребности» [5. С. 63].Будущая инфографика должна обладать идеей. Главная цель - достиже-ние того или иногосходству сущностных признаков, включаемых в какую-то устойчивую груп-пу [6. С. 17]. Некоторые ученые различают жанры не только по своеобразиюотображаемого объекта, но и по их назначению [8]. Для инфографики харак-терны следующие жанры: таблица, диаграмма, график, карта, схема устрой-ства, графическая история, «таймлайн».Любое журналистское произведение имеет концепцию. Она воплощаетсобой единство цели и объекта отображения так, чтобы обнаружилась и мог-ла быть донесена до сознания аудитории скрытая сущность отображаемогоявления. По мнению В.В. Ученовой, построение концепции - наиболее от-ветственный, узловой, кульминационный момент создания любого произве-дения, появившегося в средствах массовой информации. Комплексная инфо-графика, как и журналистское произведение, может состоять из несколькихсюжетов, которые концептуально связаны между собой. В этом случае важ-ным фактором является композиция. В ней должны быть четко определеныглавные и второстепенные сюжеты и элементы, она должна иметь четко про-слеживаемую логику и ясную структуру [6. С. 92].Опыт применения инфографики в газете «Наша Вологда»Один из самых ярких примеров использования инфографики в регио-нальной периодике продемонстрировала газета «Наша Вологда» (г. Вологда)в период с 2006 по 2008 г. Это еженедельное издание, выходившее тиражом7 000 экземпляров, неоднократно было отмечено профессионалами и экспер-тами в области газетного дизайна и визуальной журналистики. Об этом сви-детельствуют многочисленные награды, присужденные изданию на конкурсе«Газетный дизайн» (SND Russia).В условиях ограниченного штата сотрудников, минимального времени наподготовку материалов инициатором использования инфографики, ее разра-ботчиком, а в 95-98% случаев автором был главный редактор газеты ИгорьРоманенко. Исходя из собственного замысла, он давал задания журналистами фотографам на сбор информации, подготовку визуального материала, послечего самостоятельно обрабатывалВ номере от 16-22 января 2007 г. была опубликована инфографика «Вол-га» столкнула трактор с моста в реку», ставшая реакцией на актуальноесобытие - аварию, произошедшую неподалеку от Вологды 10 января, в ре-зультате которой погиб один человек. Тема данной публикации была акту-альна, заметна, социально значима. Предметом отображения в инфографикеявляется событие, чрезвычайная ситуация, идея материала - рассказать чита-телям, как именно произошла авария, реконструировать ход события. В ос-нове инфографики - достоверная, фактическая информация, полученная отГИБДД. Из материала читатель может узнать точную дату происшествия,последовательность событий, марки машин и т.д. Композиция инфографикилогична и проста. Она состоит из двух элементов: графическая реконструк-ция и карта-схема с географической привязкой. Данная работа информатив-на, понятна, доступна, наглядна, имеет ясную композицию, что облегчает еепрочтение. Инфографика создает ощущения присутствия, понимания инфор-мации, не «давит» на эмоции, потому что лишь схематично реконструируеттрагедию.В номере от 10-16 апреля 2007 г. была опубликована инфографика «Онкрикнул: «Я бог!» и прыгнул в костер на автозаправке». Центральной те-мой этого материала явилось самоубийство, произошедшее на автозаправке в60 километрах от Вологды. Тема была актуальна, необычна, заметна, имелаширокий общественный резонанс. Предметом отображения в этой работеявляется событие - чрезвычайная ситуация, возникшая на АЗС, идея инфо-графики - реконструировать событие, наглядно продемонстрировать читате-лям, как именно произошло потрясшее город самоубийство. В основе мате-риала лежит точная фактическая информация, есть указание местности, гдепроизошла трагедия, времени, лица, совершившего самоубийство. Обозначе-но расположение объектов, находившихся неподалеку. Информация былаполучена из официальных источников: представители пожарной охраны,ГИБДД, официальные лица. Публикация наглядно демонстрирует, как про-изошла трагедия, разъясняет нюансы для читателя, способствует пониманиюинформации, легка для прочтения.В номере от 6 марта 2006 г. в газете «Наша Вологда» был опубликованматериал «Крематорий на дороге». Его темой стала автомобильная авария,произошедшая неподалеку от Вологды. Событие было актуальным, интерес-ным и социально значимым. Предметом отображения в этой работе являетсясобытие - автомобильная авария, произошедшая 21 февраля и повлекшаягибель одного человека. Идея инфографики - реконструкция события, де-тальное пояснение читателям, как именно произошла трагедия. В основе ма-териала лежат документальные факты о том, как двигались автомобили, ин-формация о марках машин, их скорости, о действиях пассажиров, о геогра-фическом месте аварии. Информация получена из официальных источников.Ими были представители ГИБДД, занимавшиеся реконструкцией происшест-вия. Такой способ презентации события позволяет наилучшим образом егонаглядно продемонстрировать и объяснить читателю нюансы произошедшейтрагедии.На примерах инфографики в газете «Наша Вологда» можно выделить ееосновной жанровый спектр. Она применяется в качестве графических рекон-струкций событий, в материалах об автомобильных авариях, чрезвычайныхпроисшествиях, которые обладают достаточно высокой актуальностью, за-метностью и социальной значимостью. Также в региональных газетах рас-пространены таблицы, диаграммы, графики, «таймлайны», «бар-чарты». Ин-фографика может быть самостоятельным материалом. Такие работы чащевсего занимают площадь полосы или целого разворота газеты. Как правило,инфографика является составным элементом материала, включающего жур-налистский текст и фотографии с места происшествия.С помощью инфографики передается актуальная информация о том, какпроисходило событие, как оно развивалось во времени, кто принимал в немучастие, его географическое местоположение. Она применяется для воссоз-дания картины произошедшего. Можно предположить, что ее применение вгазете «Наша Вологда» продиктовано еще и тем, что инфографика была са-мым доступным и приемлемым методом для реализации целей, стоящих пе-ред редакцией, - реконструкции и воссоздания достоверной картины проис-шествия, создания для читателя ощущения понятности информации.

Ключевые слова

инфографика, визуальная журналистика, региональная пресса, information graphics, visual storytelling, local newspapers

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тихонова Екатерина МихайловнаТомский государственный университетлаборант лаборатории редакционно-издательского делаkaterinatikhonova@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сурнин Д. Газетный дизайн-2003. М., 2004.
Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. СПб.: Изд-во Михайлова, 2008.
Errea J. On Why Infographics Will Save Print Media // Malofiej 15 International Infographics Awards, 2007.
Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008.
Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М.,1975.
Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-Пресс, 2000.
Черепахов М.С. О приметах газетных жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Филология, журналистика. 1959. № 1.
 Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия