Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 1 (17).

Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в фотожурналистике вследствие перехода с аналоговых технологий получения изображения на цифровые, анализируются как положительные, так и отрицательные последствия этого перехода. Исследуются факторы, способствующие тому, что в последнее время низкокачественная фотография становится все более массовой. Выделяются получившие широкое распространение технические приемы, необоснованное и неграмотное применение которых приводит к снижению уровня работ фотожурналистов.

Problems of modern photojournalism in the context of digital photography technologies progress.pdf Современные цифровые технологии коренным образом изменили фото-графический процесс - процесс формирования изображений под действиемсветовой энергии. Революционные перемены в технической сфере привели крадикальным преобразованиям всего, что с фотографией связано вплоть до ееэстетической составляющей. Технологический прогресс необычайно расши-рил границы возможного в современной фотографии. Фотограф информаци-онного агентства Франс-Пресс Дмитрий Костюков отмечает: «Совершенст-вование фототехники позволяет сегодня снимать больше, в лучшем качествеи в более сложных условиях. Допустимая чувствительность в профессио-нальных камерах дает возможность ночью снимать движение, не используявспышку, делать сильное кадрирование и просто больше экспериментиро-вать. Развитие смежных устройств (спутниковые телефоны, устройства пере-дачи информации) позволяет новостным фотографам передавать информа-цию гораздо более оперативно. Эти возможности, в свою очередь, сильноизменили представление о том, что считать временной нормой доставки фо-тографии потребителю» [1].Компьютерные технологии открывают новые горизонты фотографиче-ского творчества, позволяя достигать впечатляющих результатов путем кор-рекции и преобразования изображений. Теперь появились возможности реа-лизации практически любого творческого замысла, фотограф стал поистинесвободным в создании фотографии как произведения искусства. «Фотожур-налист все больше становится художником, а журналистская фотография -артом» [1]. Известный российский фотомастер Александр Тягны-Рядно отме-чает: «Современные технологии дают небывалые возможности. Вспомнитеклассическую фразу Картье-Брессона: «Я не хочу заниматься цветом, потомучто я не могу им управлять». Почему он так сказал? Потому что технологияпечати со слайдовских пленок была очень сложной, нестабильной. Сейчасвозможно все, что я хочу» [2. С. 28-35]. Разумеется, такое сближение фото-графии и изобразительного искусства стало возможным только благодарясовременным технологиям.Целью данной работы является систематизация изменений, произошед-ших в последнее время в фотографии и фотожурналистике, вследствие заме-ны аналоговых технологий получения изображения цифровыми, выявлениенегативных аспектов этого процесса, анализ факторов, способствующих то-му, что низкокачественная фотография становится все более широко распро-страненной, в частности в СМИ, выявление негативных тенденций, приводя-щих к снижению профессионального уровня фотожурналистов и, как следст-вие, падению художественного уровня публикуемых фотографий.Широкое внедрение цифровых фотографических технологий привело квыраженным изменениям в следующих аспектах фотографии, самым сущест-венным образом повлиявших и на фотожурналистику:1) фотография стала по-настоящему общедоступной - теперь в большин-стве случаев, чтобы сделать снимок, необязательно знать экспонометрию(«умная» автоматическая камера сама установит нужную выдержку и диа-фрагму), не надо, как это было ещё в недавние времена, знать основы химиифотографического процесса, уметь проявлять пленку, знать методы проекци-онной и контактной фотопечати, владеть различными способами обработкифотобумаг, оптимизирующими их качество, и т.п.;2) повысился технический уровень изображений, получаемых с помощьюцифровых методов, как следствие совершенствования элементов и узлов фо-тоаппаратуры, компьютеризации камер с реализацией сложных и совершен-ных автоматических алгоритмов «внутрикамерной» обработки изображений,что позволяет говорить о высокой «интеллектуализации» современных фото-камер, позволяющей минимизировать технический брак;3) возросла вероятность получения выразительных кадров даже неквали-фицированным фотографом, так как в отсутствие необходимости дополни-тельных финансовых7) выросло качество фотографической печати - благодаря цифровойпринтерной широкоформатной печати не только возрос технический уровеньснимков, но стала доступной и распространенной широкоформатная печать(уже никого не удивляют цветные фотографии многометровых размеров),стало возможным печатать фотографию сразу с элементами ее оформления -рамками, паспарту и др.;8) оперативность представления готовой фотографии вышла на совер-шенно новый уровень - снимок готов к использованию сразу, как только онсделан, и может быть незамедлительно отправлен в редакцию или выложен вИнтернете благодаря использованию современных средств телекомму-никации;9) фотографии стали широкодоступными благодаря возможности их рас-пространения через Интернет - теперь достаточно выложить снимки в Сеть,чтобы практически любой мог их посмотреть и при желании использовать.К сожалению, есть и обратная сторона технологического прогресса в фо-тографии - техническое развитие сопровождается целым рядом негативныхявлений, зачастую на первый взгляд парадоксальных. Ефрем Лукацкий, фо-токорреспондент Associated Press, рассуждая о тенденциях в фотожурнали-стике, говорит: «Я бы сказал: вырос уровень техники - упал уровень качест-ва. Фотожурналистика уходит в Интернет. Появились новые медийные фор-маты, и это влияет не только на фотожурналистику, а и на журналистику вцелом» [3].Среди негативных аспектов перехода от аналоговой фотографии к циф-ровой можно указать следующие:1) явно выраженный регресс эстетики массовой фотографии, причины ко-торого многогранны и кратко будут обозначены ниже;2) падение среднего уровня профессионализма фотографов в целом и фо-тожурналистов в частности;3) широкое распространение низкокачественных в изобразительном пла-не фотографий в СМИ;4) «растворение» действительно хороших фотографий в огромной массеснимков среднего и низкого уровня, особенно когда речь идет о фотографи-ях, размещенных в Глобальной сети;5) быстрое и широкое распространение «моды» на определенные, частомало художественные технические и творческие приемы съемки и обработкифотоизображений;6) проблема защиты авторских прав на цифровые изображения вследст-вие необычайной легкости копирования графических файлов при полном со-хранении их качества (напечатанную фотографию воспроизвести в исходномкачестве часто практически невозможно, особенно если оригинал воспроиз-веден типографским способом); особую роль в возможном нарушении прававторов на изображения играет Интернет, так как выложенные в Сети фото-графии могут быть легко использованы без разрешения их автора или вла-дельца, причем не существует достаточно надежных способов защиты от та-ких несанкционированных действий или контроля за распространением изо-бражений (даже внедряемые стеганографическими методами цифровые водя-ные знаки с информацией об авторе не решают проблемы).Все перечисленные негативные аспекты, связанные с переходом на «циф-ру», кроме последнего, в большей или меньшей степени связаны с катего-риями выразительности, художественности, эстетической ценности и т.п.Особняком в этом ряду стоит проблема защиты авторских прав на цифровыеизображения, решение которой предполагает целый комплекс мер, преждевсего правовых и технических. Более того, можно говорить о том, что повы-шение культурного уровня, нравственности, снижение правового нигилизматакже должны способствовать решению задачи защиты прав авторов.К числу факторов, способствующих тому, что низкокачественная фото-графия становится все более широко распространенной, занимает все болеедоминирующие позиции, следует отнести:1) техническое совершенство современной фототехники, создающеепредпосылки для того, чтобы даже ничего не понимающий в фотографии«пользователь» мог, используя автоматические съемочные режимы, получатьтехнически достаточно качественные снимки;2) низкий средний уровень культуры населения, а значит, и фотолюбите-лей и части профессиональных фотографов и фотожурналистов, не позво-ляющий адекватно оценивать качество сделанных снимков;3) широкое проникновение Интернета во все сферы нашей жизни, вклю-чая фотографическое творчество;4) исключительные возможности компьютерного редактирования, кото-рые при недостатке вкуса автора приводят к появлению псевдохудожествен-ных фотографий;5) сокращение ставок фотокорреспондентов редакциями ряда изданий, впервую очередь небольших региональных и корпоративных, с передачей ихфункций пишущим журналистам.Рассмотрим эти факторы более подробно.Развитие цифровых технологий сделало возможным ситуацию, когдатехнически вполне удовлетворительную фотографию может сделать человек,ничего о процессе фотографирования не знающий и, может быть, первый разв жизни взявший аппарат в руки. Чтобы написать картину, надо научитьсярисовать, желательно обладатьво средних, полупрофессионалов возросло необыкновенно. Они со своей«умной» камерой берутся за любую работу, и соответственно уровень фото-графии в периодических изданиях и на выставках опустился до среднего иниже» [4. С. 13,14].Когда фотография уже сделана, важно дать адекватную оценку ее качест-ва. Если автор снимка или те, кто оценивает снимок (в том числе для публи-кации, экспозиции и др.), не обладают ни фотографической подготовкой, ни,что гораздо более важно, приемлемым уровнем художественного вкуса, тофотографии откровенно слабые, эстетически неприемлемые оцениваются каквполне качественные и представляются для широкого показа в Интернете,публикуются в СМИ и даже экспонируются на разного рода выставках. Приэтом небывалая массовость фотографии служит ей плохую службу - количе-ство фотографического брака превышает все мыслимые пределы. Не случай-но главный редактор журнала «Foto&video» Владимир Нескоромный отмеча-ет: «Современные цифровые технологии, и в особенности массовая фотогра-фия, являются огромным социальным злом и таят в себе колоссальную опас-ность для всех слоев общества, а также для структур власти. Сейчас, когдафотография доступна всем и каждому, смотреть на эти снимки на трезвуюголову просто страшно. Хочется лечь и умереть» [5. С. 112].Падение культурного уровня населения подтверждается статистическимиданными. Например, по данным опроса ВЦИОМ, 18% россиян вообще не дер-жат дома книги, при этом у большинства в домашних библиотеках насчитыва-ется менее 100 книг и количество таких людей увеличивается - с 28% в 1990 г.до 49% в 2011 г., что уже стало беспокоить даже властные структуры [6, 7]. Подругим данным, наши сограждане стали редко ходить в театр − 47% россиянпосещают театры очень редко, а 29% вообще ни разу в театре не были [8].Все большую роль в нашей жизни играет глобальная компьютерная сеть.Фотография в Интернете представлена исключительно широко и разнообраз-но. Многочисленные специализированные фотографические интернет-страницы , сайты фотографических изданий и отдельных фотографов, сетевыересурсы различных организаций (фотоклубов, фотошкол и др.), фотобанки,наконец, бесчисленные фотоальбомы в социальных сетях. Фотографии сталокак никогда много, и она стала беспрецедентно доступна. Но это представля-ется безусловным благом только на первый взгляд. Доминирование массовойнизкокачественной фотографии приводит к тому, что в бесчисленном множе-стве плохих снимков «растворяются» действительно удачные талантливыеработы. Не ограниченная ничем и никем возможность легко и быстро выкла-дывать в Сеть фотографии, мгновенно делая их доступными миллионам зри-телей, оказывается для массовой фотографии крайне опасной. Даже самыйпосредственный снимок, выложенный для всеобщего обозрения, находитсвоего зрителя, что подтверждают восторженные комментарии, сопровождаю-щие представленные в социальных сетях откровенно слабые снимки. В резуль-тате автор низкокачественных фотографий в определенный момент и сам начи-нает верить, что он мастер, а его фотографии уже почти шедевры и учиться фо-тографии, развиваться, совершенствоваться нет никакой необходимости. «Акти-висты фотографического сообщества 90-х годов возмущаются массовой фото-графией, основную часть которой составляют кошечки-собачки-цветочки-детки.В то же время они, видимо, еще не до конца осознали, какую фотографию при-несли портативные коммуникаторы и социальные сети… Еще пару лет и содер-жимое альбомов 10.15 эпохи 90-х годов можно будет выставлять в лофт-аудиториях и продавать в коллекции мировых музеев. Фотографию социальныхсетей я бы мог назвать новой ломографией/мобилографией. Увы, она даже тако-вой не является. …Эта фотография мне напоминает фрагменты видеонаблюде-ния…» - пишет В. Нескоромный [9. С. 112].Интернет способствует и массовому распространению «модных» приемовв съемке и обработке. Неумение сделать интересную выразительную фото-графию, которая «цепляла» бы зрителя, ведет к поиску простых средств, при-дающих снимку «оригинальность», позволяющих ему выделиться из огром-ной массы безликих фоторабот.Можно выделить целый ряд технических приемов, получивших в послед-нее время широкое распространение уже не только в любительской, но и впрофессиональной фотографии, а частично и в фотожурналистике. К их чис-лу, в частности, относятся:1) наклон камеры при съемке, приводящий к наклону горизонтальных ивертикальных линий в кадре;2) виньетирование путем притемнения углов или периферийных областейкадра в процессе его компьютерной обработки;3) градиентное высветление краев кадра;4) размытие отдельных областей фотоснимка (часто имитирующее малуюглубину резко изображаемого пространства);5) добавление к фотографии всевозможных графических элементов (ра-мок, линий, дорисовок и т.п.) и надписей (имени или псевдонима автора, на-звания снимка и др.);6) использование специальных приемов ретуши портретных фотографий,часто приводящих к исчезновению фактуры кожи и дающих эффект «плат-массового» лица на снимке;7) избыточное повышение резкости (уже получившее жаргонное название«перешарп», от английского to sharp - повышать резкость);8) намеренно грубая цветовая коррекция, делающая цвета на снимке не-естественными («ядовитыми»).Любой из перечисленных приемов, если он применен обоснованнозеты») от 24.11.2011 даны две фотографии, центральные на полосах, снятые снаклоном камеры [10. С. 10; 11. С. 19]. «Модные» приемы компьютерной об-работки стали использоваться уже и при верстке, чему множество примеровможно найти в самых разных газетах, журналах, буклетах и т.п.Качество фотографий, публикуемых в СМИ, страдает еще и из-за того,что редакции ряда газет, прежде всего небольших, сокращают ставки фото-корреспондентов и возлагают их функции на пишущих журналистов. Логикатаких действий диктуется, во-первых, стремлением к экономии финансовыхсредств; во-вторых, недооценкой со стороны руководства СМИ важностикачественных фотоиллюстраций, а в-третьих, иллюзией, что, располагая ав-томатической цифровой камерой, любой человек, а уж тем более имеющийжурналистское образование, может сделать хорошую фотографию. При этомне учитывается, что за хорошей фотографией всегда стоят большой труд,серьезные затраты времени и сил, а до этого годы обучения и накопленияпрактического опыта. Если основной задачей журналиста является написаниетекста, то фотография будет для него вторичной, она будет делаться междуделом, что неизбежно скажется на её качестве. Лишь немногие журналистыявляются универсалами - и тексты хорошие пишут, и фотографии делают надолжном уровне.Таким образом, внедрение цифровых технологий привело к целому рядунегативных последствий для фотографии в целом и для фотожурналистики вчастности. Имеется ряд факторов, рассмотренных в данной работе, которыеопределяют все более широкое распространение низкокачественной фотогра-фии, падение уровня фотоиллюстраций, публикуемых в различных изданиях.Следует подчеркнуть особую роль фотографий в СМИ - любое издание взначительной степени определяет ценностные ориентиры читательской ауди-тории, в числе важнейших из которых следует указать ориентиры эстетиче-ские. Ухудшение качества фотоиллюстраций способствует деградации вкусачитательской аудитории, снижению массового культурного уровня.

Ключевые слова

фотожурналистика, фотографические цифровые технологии, photojournalism, digital photography technologies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Голуб Владимир АлександровичВоронежский государственный университетканд. техн. наук, доцент кафедры рекламы и дизайнаv.a.golub@yandex.ru, vgol@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Костюков Д. Основные тенденции развития современной фотожурналистики. Сайт «Фотолюбитель». (http://amateurphotographer.ru/?p=12233).
Тягны-Рядно А. Профессионал мастерски загоняет удачу в свои сети // Российское фото. 2011. № 7−8. С. 28−35.
Авдошин А. Ефрем Лукацкий о тенденциях в фотожурналистике: «Вырос уровень техники - упал уровень качества». Портал фотоклубов и фотошкол СНГ. (http://fotoclub. info/ news/648.html).
Лапин А.И. Фотография как…: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 296 с.
Нескоромный В. Народный портрет // «Foto&video». 2010. №2. С. 112.
Книги, которые мы читаем… и не читаем. Сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1780 от 17.06.2011. (http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111694).
Путина тревожит, что россияне стали меньше читать. Сайт «Новый Калининград». (http: //www.newkaliningrad.ru/news/politics/1362326-putina-trevozhit-chto-rossiyane-stali-menshe-chitat. html)
Путина беспокоит, что россияне мало ходят в театры и часто смотрят зарубежное кино. А почему так происходит? Ответы@mail.ru. (http://otvet.mail.ru/question/57242112/).
Нескоромный В. Спасти рядового тролля! // «Foto&video». 2011. №11. С. 112.
Батенева Т. Лекарство от таблеток // Рос. газ. 2011. № 265 (5641). С. 10.
Ткачева Т. Подняли градус // Там же. С. 19.
 Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 1 (17).

Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 1 (17).