Кругосветное путешествие А.П. Чехова как поездка на Сахалин:позиция писателя | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 3 (19).

Кругосветное путешествие А.П. Чехова как поездка на Сахалин:позиция писателя

Статья посвящена одному из «вечных» вопросов чеховедения о целях и задачах поездки А.П. Чехова на о. Сахалин. В статье утверждается, что фактически это было кругосветное путешествие писателя; в связи с этим анализируются представления Чехова о публичной позиции писателя, которые и обусловили его собственное определение кругосветного путешествия только как «поездки на Сахалин».

World tour of A.P. Chekhov as journey to Sakhalin: writer"s viewpoint.pdf «Маршрут: река Кама, Пермь, Тюмень, Томск, Иркутск, Амур, Сахалин,Япония, Китай, Коломбо, Порт-Саид, Константинополь и Одесса. Буду и вМаниле. Выеду из Москвы в начале апреля» [1. П. Т. 4 С. 14], - пишетА.П. Чехов брату Михаилу 28 января 1890 г. Из письма И.Л. Леонтьеву(Щеглову) от 16 марта: «Мой маршрут таков: Нижний, Пермь, Тюмень,Томск, Иркутск, Сретенск, вниз по Амуру до Николаевска, два месяца на Са-халине, Нагасаки, Шанхай, Ханькоу, Манилла, Сингапур, Мадрас, Коломбо(на Цейлоне), Аден, Порт-Саид, Константинополь, Одесса, Москва, Питер»[1. П. Т. 4. С. 38].И далее, в том же письме: «Если на Сахалине не съедят медведи и ка-торжные, если не погибну от тифонов в Японии, а от жары в Адене, то воз-вращусь в декабре и почию на лаврах Не хотите ли поехать вместе? Бу-дем на Амуре пожирать стерлядей, а в де Кастри глотать устриц, жирных,громадных, каких не знают в Европе; купим на Сахалине медвежьих шкур по4 р. за штуку для шуб… в Японии схватим японский… а в Индии напишемпо экзотическому рассказу, или по водевилю «Ай да тропики!», или «Туристпоневоле», или «Капитан по натуре», или «Театральный альбатрос» и т. п.»[1. П. Т. 4. С. 38].Из письма А.С. Суворину от 15 апреля: « привезу Вам голуюяпонку из слоновой кости Напишу Вам в Индии экзотический рассказ»[1. П. Т. 4. С. 32]. А вот уже вполне серьезно в письме к Н.А. Лейкину от31 марта: «Свои сахалинские, японские, китайские и индийские адреса сооб-щу и буду сообщать своевременно» [1. П. Т. 4. С. 52].21 апреля 1890 г. Чехов выезжает из Москвы и во время своей поездкипосещает Ярославль, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень,Ишим, Томск, Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск, Иркутск, Читу, Нер-чинск, Сретенск, Благовещенск, Николаевск, Айгун (Китай), о. Сахалин,Владивосток, Сингапур (английская колония в Китае), Коломбо (о. Цейлон,Индия), Кэнди (о. Цейлон, Индия), Порт-Саид (Африка), Одессу; путешест-вует при этом по Волге, Каме, Оби, Амуру, Татарскому проливу, Индийскому 554.9603океануБолее того, фактически сразу же после возвращения Чехова с Сахалинапоследовала его поездка в Европу. Прибыв в Москву 8 декабря 1890 г., уже19 марта 1891 г. он вновь отправляется в путешествие: теперь, после Азии, -в Западную Европу. Из письма М.Е. Чехову от 13 марта 1891 г.: «Уезжаюненадолго в Италию и во Францию Я еду через Варшаву на Вену, отту-да в Венецию, потом в Милан, во Флоренцию, Рим, Неаполь, Палермо и т.д.В Неаполе уже цветут розы. Когда в Риме осмотрю храм Петра и Павла (со-бор Св. Петра. - Е.Н.), то опишу Вам свое впечатление» [1. П. Т. 4. С. 196].Действительно, во время своего европейского путешествия Чехов посе-тил Вену, Венецию, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь, Ниццу, Монте-Карло, Париж (см.: [2]). Общее описание европейского путешествия - вписьме к родным от 15 апреля 1891 г. из Ниццы: «Из всех мест, в каких былдоселе, самое светлое впечатление оставила во мне Венеция. Рим похож вобщем на Харьков, а Неаполь грязен. Море же не прельщает меня, так каконо надоело мне еще в ноябре и декабре я непрерывно путешествуюцелый год. Не успел вернуться с Сахалина, как уехал в Питер, а потом опятьв Питер и в Италию» [1. П. Т. 4. С. 217].Характерно, что в уже упомянутом здесь письме М.Е. Чехову вслед заобещанием «описать впечатление» о Риме сразу же следует воспоминание оЦейлоне: «Когда в Риме осмотрю храм Петра и Павла, то опишу Вам своевпечатление. Какая интересная страна Индия! Я хотел бы рассказать Вам пронее» [1. П. Т. 4. С. 196]. Из письма сестре Марии от 4 апреля 1891 г. из Не-аполя: «Днем ездили наверх, в монастырь St. Martini: отсюда вид такой, како-го я никогда не видел ранее. Замечательная панорама. Нечто подобное я ви-дел в Гонг-Конге, когда поднимался на гору по железной дороге» [1. П. Т. 4.С. 211]. В собственном восприятии Чехова его азиатское и европейское пу-тешествия - едины.Выехав в Азию 21 апреля 1890 г., 27 апреля 1891 г. он возвращается изЕвропы в Россию. В сущности, это годовое кругосветное путешествие, и обэтом совершенно прямо говорит сам Чехов в письме к братуЭто привидение была мысль: какая обязанность лежит на грамотном путеше-ственнике перед соотечественниками, перед обществом...» Так писал Гонча-ров в 1852 году перед отплытием на «Палладе»; так, или приблизительно так,должен думать и чувствовать теперь наш Antoine. Конечно, с тех пор, с52 года, утекло много воды: иначе оснастились корабли, иными стали всепути сообщения на свете; многое, многое изменилось, переделалось в мире.Но не переделалось сердце человеческое, не изменилась душа Божья, а пото-му-то рассуждения Гончарова и до сих пор, по-моему, совершенно приложи-мы к такому предприятию, какое затеяли Вы, милый друг, и в котором дапошлет Вам Бог всяческого успеха!» [8. Т. 1. С. 414].Ср. текст «Фрегата «Паллада» И.А. Гончарова: «Странное, однако, чувство,одолело меня, когда решено было, что я еду: тогда только сознание о громадно-сти предприятия заговорило полно и отчетливо нервы падали по мере того,как наступал час отъезда Я был жертвой внутренней борьбы, волнений,почти изнемогал. - «Куда это? Что я затеял?» Казалось, все страхи, какмечты, улеглись: вперед манил простор и ряд неиспытанных наслаждений.Грудь дышала свободно, навстречу веяло уже югом, манили голубые небеса иводы. Но вдруг за этой перспективой возникало опять грозное привидение и рос-ло по мере того, как я вдавался в путь. Это приведение была мысль: какая обя-занность лежит на грамотном путешественнике перед соотечественниками, пе-ред обществом, которое следит за плавателями?» [9. С. 64-66].Сравнение чеховских «Из Сибири» и «Острова Сахалин» с «Фрегатом«Паллада» сейчас своего рода общее место чеховедения, но пальма первенст-ва в этом принадлежит, очевидно, Свободину. Трогательно точно цитируя всвоем письме Гончарова, он подчеркивает масштаб путешествия обоих писа-телей как путешествия по всему «свету», по всему «миру».До тех пор, пока поездка Чехова будет восприниматься исключительнокак «сахалинская», с ней традиционно будет связан своегоНо, думается, здесь у Чехова следует различать позицию частного человека ипозицию писателя. Как это сформулировано самим Чеховым в письме кН.А. Лейкину от 5 июня 1890 г. , «многое я видел и многое пережил, и всечрезвычайно интересно и ново для меня не как для литератора, а просто какдля человека (курсив мой. - Е.Н.)» [1. П. Т. 4. С. 101].Об этом же размышлял в свое время и Гончаров во фрагменте, отчастицитируемом Свободиным: «Грудь дышала свободно, навстречу веяло ужеюгом, манили голубые небеса и воды. Но вдруг за этой перспективой возни-кало опять грозное привидение и росло по мере того, как я вдавался в путь.Это приведение была мысль: какая обязанность лежит на грамотном путеше-ственнике перед соотечественниками, перед обществом, которое следит заплавателями? Экспедиция в Японию - не иголка; ее не спрячешь, не потеря-ешь. Трудно теперь съездить и в Италию без ведома публики тому, кто разбрался за перо. А тут предстоит объехать весь мир Но как и что расска-зывать и описывать? Это одно и то же, что спросить, с какой физиономиейявиться в общество» [6. С. 66].Человека «манит простор и ряд неиспытанных наслаждений», «голубыенебеса и воды»; но на русском писателе «лежит обязанность», перед ним как«грозное привидение» стоит вопрос: «Как и что рассказывать и описывать?»Иначе - «Как явиться в общество?»В сущности, данное размышление Гончарова - его собственный ответ,ответ Чехова, ответ всей русской литературы XIX в. на вопрос о том, зачемЧехова «понесло» на Сахалин. Гончаров развернуто объясняет эту позициюответственности русского писателя XIX в. за свое слово как за свое дело.Об этом же пишет и сам Чехов в известном письме к А.С. Суворину от9 марта 1890 г., в котором, споря с ним, подробно разъясняет свое решениеотправиться на Сахалин и написать о нем книгу: «Я хочу написать хоть 100-200 страниц и этим немножко заплатить своей медицине Вы пишете,что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это вер-но? Сахалин может быть ненужнымОтсюда же его интенсивная подготовка к поездке, подготовка также су-губо профессиональная: «Целый день сижу, читаю и делаю выписки. В голо-ве и на бумаге нет ничего, кроме Сахалина. Умопомешательство. ManiaSachalinosa» [1. П. Т. 4. С. 19].Но между позициями двух русских писателей-путешественников, Гонча-рова и Чехова, есть и существенное различие. Оно связано с разным ответомна вопрос: «Как и что рассказывать и описывать?»Задача Гончарова - описать кругосветное путешествие в целом: «Труднотеперь съездить и в Италию без ведома публики тому, кто раз брался за перо.А тут предстоит объехать весь мир».Позиция Чехова принципиально иная. Собираясь в путешествие, он пла-нирует создать книгу о Сахалине и цикл очерков о Сибири для «Нового вре-мени». И только. Как писатель в кругосветном путешествии он будет описы-вать только родную страну, Россию.Впечатления обо всех иных странах останутся только в сфере его частнойжизни. Ими он будет делиться только в частной переписке, причем крайнеинтенсивно. Его письма, посвященные описанию Вены, Венеции, Рима, Не-аполя, Ниццы, Парижа, изумительны: «Восхитительная голубоглазая Вене-ция шлет всем вам привет. Ах, синьоры и синьорины, что за чудный городэта Венеция! Представьте себе город, состоящий из домов и церквей, какихвы никогда не видели: архитектура упоительная, все грациозно и легко, какптицеподобная гондола Теперь представьте, что на улицах и в переул-ках вместо мостовых вода, представьте, что во всем городе нет ни одной ло-шади, что вместо извозчиков вы видете гондольеров на их удивительныхлодках, легких, нежных, носатых птицах, которые едва касаются воды ивздрагивают при малейшей волне. И все от неба до земли залито солнцем» [1.П. Т. 4. С. 203].Однако никакого цикла очерков заграничного путешествия, подобногоциклу «Из Сибири», он никогда не создаст.Для него как писателя это поездка на Сахалин, для него как частного че-ловека - кругосветное путешествие.Так Чехов понимал свою ответственностьние Дорном Генуи: «Там превосходная уличная толпа. Когда выходишь вече-ром из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом втолпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе,сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возмож-на одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в Вашей пьесе игралаНина Заречная» [1. Т. 13. С. 49]. Как будто идея единой Души Мира ненадол-го разомкнула пространство чеховского текста для впечатлений о странахиных.Но, как было уже сказано выше, в целом Чехов рассказывает о своих за-граничных путешествиях только в частных письмах. Поэтому только в нихего поездка приобретает тот масштаб кругосветного путешествия, которыйона, собственно, имела.«Я доволен по самое горло, сыт и очарован до такой степени, что ничегобольше не хочу Могу сказать: пожил! Будет с меня. Я был в аду, какимпредставляется Сахалин, и в раю, т.е. на острове Цейлоне. Какие бабочки,букашки, какие мушки, таракашки!» [1. П. Т. 4. С. 143]. То же самое - вписьме к брату Александру от 27 декабря 1890 г.: «Да, Сашичка. Объездил явесь свет (курсив мой. - Е. Н.), и если хочешь знать, что я видел, то прочтибасню Крылова «Любопытный». Какие бабочки, букашки, мушки, таракаш-ки! Проехал я через всю Сибирь, 12 дней плыл по Амуру, 3 месяца и3 дня прожил на Сахалине, был во Владивостоке, в Гонг-Конге, в Сингапуре,ездил по железной дороге на Цейлоне, переплыл океан, видел Синай, обедалс Дарданеллами, любовался Константинополем и привез с собою миллионсто тысяч воспоминаний» [1. П. Т. 4. С. 153]. Из письма А.С. Суворину от9 декабря 1890 г.: «Сахалин представляется мне целым адом Первымзаграничным портом на пути моем был Гонг-Конг. Бухта чудная, движениена море такое, какого я никогда не видел даже на картинках Сингапуря плохо помню, так как когда я объезжал его, мне почему-то было грустно;я чуть не плакал. Затем следует Цейлон - место, где был рай. Здесь в раю ясделал больше 100 верст по железной дорогело его собственное определение этого путешествия только как «поездки наСахалин».

Ключевые слова

Russian literature of 19th century, journey, A.P. Chekhov, русская литература XIX в, путешествие, А.П. Чехов

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Новикова Елена ГеоргиевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетд-р филол. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературыelennov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Сухих И. Чехов: сахалинский вопрос // Литература. 2007. № 8. С. 4-15.
Переписка А.П. Чехова: в 2 т. М.: Худож. лит., 1984.
Гончаров И.А. Фрегат «Паллада»: (Очерки путешествия). М.: География, 1957. 656 с.
Чехов без глянца / сост., вступ. ст. П.Е. Фокина. СПб.: Амфора, 2009.
Капустин Д. Ад и рай Антона Чехова // Знание-сила. 2010. № 1. С. 119-125.
Капустин Д. Человек с кровью странника в жилах // Знание-сила. 2008. № 6. С. 106-115.
Капустин Д. Антон Чехов - визит в Порт-Саид // Знание-сила. 2008. № 12. С. 104-110.
Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М.: Наука, 1955.
Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Том. гос. ун-т, 2001.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука, 1974- 1982.
 Кругосветное путешествие А.П. Чехова как поездка на Сахалин:позиция писателя | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 3 (19).

Кругосветное путешествие А.П. Чехова как поездка на Сахалин:позиция писателя | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия