Zakharova L.A., Starikova G.N. The History of the Russian Language: Textbook.pdf ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКАРазгадывая строй языка в основных его частяхи началах, следя за его развитием исторически, фи-лолог разгадывает вместе с тем духовную жизнь на-рода, законы и формы его мыслей… проникает вглубину внутренней истории народов...И.И. СрезневскийНепреложна значимость учебной дисциплины «Историческая грамматикарусского языка»: этому предмету принадлежит одно из важнейших мест вподготовке будущих филологов-русистов. Хотя имеется ряд ранее изданныхсборников упражнений по курсу, сегодня необходимо не только обновлениедидактического материала, но и совершенствование форм и способов его по-дачи.Их воплощением стало учебное пособие для практических занятий «Ис-тория русского языка», написанное Л.А. Захаровой и Г.Н. Стариковой. Авто-ры совершенно справедливо считают задачами курса «изучение измененийязыка в их взаимосвязях и взаимовлияниях и выявление причин, тенденций изакономерностей языковой динамики» (с. 3). Выполнению этого замыслакнига подчинена и композиционно, и содержательно.Структура пособия, состоящего из четырёх частей, строго логична.В первой части содержатся материалы к практическим занятиям, вклю-чающие вопросы и литературу для подготовки по темам; тренировочные ипроверочные упражнения (в том числе тестового характера); задания для са-мостоятельной работы и контроля знаний учащихся; повторительные упраж-нения обобщающего характера по основным разделам курса: «Введение»,«Историческая фонетика», «Историческая морфология», «Исторический син-таксис».Следует отметить прежде всего общие для всех разделов черты, очевиднопризванные стимулировать филологически ориентированное мышление сту-дентов. Это упражнения сравнительно-сопоставительного характера, заданияпо выявлению информативных возможностей древнерусских письменныхпамятников, по установлению соответствий либо расхождений между древ-нерусским и старославянским языками, а также между близкородственнымивосточнославянскими. Для наглядных иллюстраций непрерывности языко-вых процессов постоянно используются цитаты из текстов отечественныхпоэтов и писателей. Ряд тем снабжён краткими сведениями историко-культурного характера, которые, с одной стороны, расширяют специальнуюэрудицию учащихся, с другой - помогают им ещё более чётко представитьсоциальную обусловленность многих языковых фактов. Авторы предлагаютк некоторым из тем хорошо выстроенные алгоритмы решения задач, способ-ствующие успешной работе с ними. Здесь содержатся также тесты, которыеприменимы и для самопроверки знаний студентами, и образцы заданий дляконтрольных работ.Вторая часть содержит жанрово разнообразные древнерусские и старо-русские тексты, предназначенные для чтения, перевода и фонетико-грамматического разбора. Вполне оправданно здесь присутствие, наряду страдиционно используемыми в таких пособиях, и деловых текстов местных,сибирских, что позволяет студентам лучше представить богатство культурно-го наследия региона. Для исторического комментирования приводятся такжепроизведения русских поэтов XIX-XX вв.В третьей части пособия представлена основная и дополнительная специ-альная литература по курсу. Этот список включает как классические, так иновейшие издания. Здесь же приводится список научных и научно-попу-лярных публикаций историко-лексикологической направленности.Четвёртая часть книги имеет справочный характер. В целях суммирова-ния знаний и их оперативного применения даются схема фонетического раз-бора текста и таблицы - склонения имён существительных разных типов ос-новы, местоимений, полных прилагательных, числительных; образованияглагольных форм и причастий в древнерусском языке.Пособие построено методически грамотно, его содержание высоко ин-формативно. Заметно, что авторы, основываясь на собственном многолетнемопыте преподавания дисциплины «Историческая грамматика русского язы-ка», стремились сделать его не только полезным, но и интересным для уча-щихся. Действительно, данная книга реализует цель курса, который «создаётоснову для сознательного отношения к современному языку, понимания тен-денций в его развитии, умения видеть в нём закономерные и случайные чер-ты, исчезающие и нарождающиеся элементы» (с. 3). Можно сказать, что ре-цензируемое учебное пособие является хорошим примером творческого, не-тривиального подхода к изложению во многом известного и устоявшегосяматериала. Это позволило Л.А. Захаровой и Г.Н. Стариковой подготовитькачественно новое, оригинальное и несомненно полезное пособие.В заключение надо подчеркнуть, что данная книга вполне заслуженно по-священа памяти профессора В.В. Палагиной, много сделавшей для формиро-вания томской лингвистической школы, к которой принадлежат и авторы.Очевидно, именно таким достойным образом и должно воплощаться в науч-ной и учебной деятельности закономерное сочетание традиций и новаций -это и есть необходимая связь и преемственность поколений учёных и педаго-гов.
Васильев А.Д. | Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | д-р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания | post@sibli.ru; vasileva@kspu.ru |