О всеохватном лексикографическом представлении лексического ядра русского языка | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

О всеохватном лексикографическом представлении лексического ядра русского языка

Статья содержит описание и краткую характеристику осуществляемого в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина и близкого к завершению словарного проекта под рабочим названием «Всеохватный объяснительный словарь. Лексическое ядро русского языка». Рассматриваются основные лингвистические, методические и лексикографические принципы, лёгшие в его основу. Даётся представление о строении словаря, составе словарных статей и информационном наполнении словарных зон. В качестве иллюстрации предлагаются две словарные статьи.

On all-embracing lexicographic presentation of the lexical core of the Russian language.pdf Словари давно и прочно заняли место в процессе обучения языку (какиностранному, так и родному), их роль не подвергается сомнению, но, какпредставляется, до сих пор оценивается не вполне отчётливо. Причин томуможно назвать несколько. Это и всё ещё недостаточное количество разнооб-разных собственно учебных лексикографических произведений, и их качест-венный уровень, и вполне абстрактный характер многих из них, выражаю-щийся в приблизительности как самого лексического материала, так и егоинтерпретации. Следствием подобной ситуации является то, что преподава-тели вынуждены обращаться к «обычным», т.е. не ориентированным на обу-чение, лингвоцентрическим по характеру, словарям: например, необыкно-венно популярным среди них продолжает оставаться вполне информатив-ный, но совсем не учебный Словарь русского языка С.И. Ожегова иН.Ю. Шведовой. Этим же объясняется и недостаточная представленностьсобственно словарного материала в учебном процессе: чтобы добиться эф-фективности его использования, его надо сначала методически интерпрети-ровать, обработать, а 9 хне у каждого преподавателя есть для этого силыского произведения, которое способно дать ответ на большую часть упомя-нутых выше запросов и, следовательно, может служить своеобразной лин-гвистической базой обучения русскому языку как русских, так и иноязычныхучащихся. Рабочее название этого лексикографического произведения «Все-охватный объяснительный словарь. Лексическое ядро русского языка». Тео-ретической основой проекта служат, во-первых, принципы теории учебнойлексикографии, разрабатываемые в Институте русского языка им.А.С. Пушкина [1], а во-вторых, положения так называемой словарной лекси-кологии [2], являющиеся важнейшим компонентом современного лексико-графического знания. Поскольку обсуждаемый словарь относится к разрядуантропоцентрических, первой и главной теоретической установкой, опреде-ляющей все решения и процедуры, связанные с его созданием, является по-следовательная ориентация на потребности предполагаемого пользователя,при этом необходимо иметь ясное представление о задачах, которые словарьпризван решать. Задуманный как всеохватный, Словарь адресуется всем ли-цамw , вовлечённым в учебный процесс, т.е. преподавателям (или тем, ктообеспечивает учебный процесс средствами обучения, - методистам, состави-телям учебников или учебных пособий) и уимся (в том числе иноязыч-ным). Разумеется, потребности, мотивация обращения к словарю, объём зна-ний, жизненный опыт, лингвистический уровень, знание языка и т.д. у на-званных категорий пользователей различаются. Если для преподавателяважно иметь под рукой хорошо структурированную и системно организо-ванную информацию, обеспечивающую научно обоснованную презентациюлюбого аспекта или комплекса аспектов, относящихся к лингвистическойхарактеристике слова, то для учащегося словарь прежде всегсточник раз-ного рода, рискнём предположить, разрозненных справочных сведений илишь зм пособие для полноценной учебной деятельности. (Таким пособи-ем словарь может стать только при целенаправленной и долгосрочной рабо-те преподавателя: навык работы со словарём - особый, он мало похож нанавыки работы с учебником или пособием.)Основными задачами, решаемыми Словарём, являются: а4€°) À€€xнаниелексических единиц, составляющих лексическое ядро современного русско-го литературного языка; б) опознание реального семантического разнообра-зия каждой включённой в словник лексической единицы, т.е. формированиевозглавляемого ею эпидигматического гнезда; в) отражение орфоэпичессвойств заголовочных единиц, их фразеологической, культурологической,страноведческой, словообразовательной и этимологической ценности;г) исчерпывающая характеристика грамматических, семантических и соче-таемостных свойств каждого лексико-семантического варианта заголовоч-ных слов; д) обнаружение и предъявление системных связей каждой заголо-вочной единицы или её лексико-семантических вариантов.Решение перечисленных задач и подразумеваемых ими коллизий осуще-ствляется в Словаре с опорой на положения словарной лексикологии, содер-жанием которой является ориентированная на потребности лексикографиче-ской практиктерпретация всех теоретических объектов (т.е. языковыхединиц и категорий), вовлечённых в лексикографический процеСреди упомянутых положений к числу наиболее важных следует отнестиследующие: во-первых, разграничение понятий «лексическая единица» и«слово», в результате чего в Словаре в качестве заголовков словарных статейна равных правах фигурируют и «сомкнутые» лексические единицы, т.е.слова, и лексические единицы «расчленённые», типа железная дорога, сель-ское хозяйство, представлять собой, потому что и т.д. Во-вторых, понима-ние значения речевого («потебнианского») слова, т.е. лексико-семантического варианта потенциально или актуально многозначного слова(ЛСВ), как информационного комплекса, включающего в себя сведения о егоабсолютной ценности (т.е. лексическом значении), относительной (т.е. сис-темной) ценности и сочетательной ценности. В-третьих, различение про-стых, составных и совмещённых единиц лексической системы, сообщающеесемантизации лексической единицы определённый стереоскопический эф-фект. В-четвёртых, использование понятия «системный шов», позволяющегоизбежать резких, насильственных действий при принятии решений относи-тельно функциональнойСловарная статья может включать в себя до десяти зон. В первой зонеприводятся заголовочная единица, сведения о её орфоэпических нерегуляр-ностях, присловная грамматическая характеристика и отсылка к присловар-ной грамматической характеристике, например: БАСС'ЕЙН [с' и с], -а, м.,нд., I а. Во второй зоне даётся справка об особенностях употребления заго-ловочной единицы, например: ВЕСЬМ'А, нареч., книжн. (с отриц. неупотр.). В третьей зоне характеризуется абсолютная ценность соответст-вующего ЛСВ, т.е. размещается толкование, которое может сопровождатьсяразного рода пояснениями, например: ВЕСЬМ'А В достаточно высо-кой степени (употр. для выражения сдержанной субъективной оценки высо-кой степени свойства, качества; в сочетании с названиями положительныхсвойств может приобретать ирон. характер). Четвёртая зона отведена дляхарактеристики системных свойств (относительной ценности) рассматри-ваемого ЛСВ, т.е. здесь указываются его синонимы, антонимы и т.п. В пятойзоне предъявляется развёрнутая информация о сочетаемостной ценностиЛСВ, т.е. о его синтаксическойпределение человека, то, что ему суждено испытать в жизни. « Син. судьб'а,д'оля

Ключевые слова

всеохватный учебный словарь, лингвистические и методические основы проекта, состав и содержание словаря, All-Embracing Educational Dictionary, linguistic and methodological basis of project, structure and content of dictionary

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богачёва Галина ФедоровнаГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москвастарший научный сотрудник отдела учебной лексикографииbogatchevanastja@rambler.ru
Морковкин Валерий ВениаминовичГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москвапрофессор, д-р филол. наук, начальник отдела учеб-ной лексикографииvavemor@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии. М., 1990.
Морковкин В.В. О словарной лексикологии // Русский язык за рубежом. 2001. № 2. С. 32-38.
 О всеохватном лексикографическом представлении лексического ядра русского языка | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

О всеохватном лексикографическом представлении лексического ядра русского языка | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

Полнотекстовая версия